Вопрос Специфика философской мысли Древнего Востока
Философия зародилась в странах Древнего Востока: Др.Индии и Др. Китае в середине I в. до н.э. Древневосточн. фил-фия - это большое, относительно самостоятельное направление историко-философ. процесса, тесно связанное с религией и культурой данного периода. В ее рамках было создано большое кол-во оригинал. философских учений, школ, течений и направлений, которые внесли существенный вклад в развитие человеческой цивилизации.
Индийская философия она носит ярко выраженный религиозный хар-р. Веды – древний сборник священных гимнов, песен, молитв – появился на рубеже II-I тысячелетия до н.э. «Веды» обогащаются рациональным содержанием, комментариями, текстами религиозно-философского хар-ра, ктр. получили название Упанишад. Брахма – «вечный творец существ», определяет для всех «имена, род деятельности и особое положение». Упанишад ярко проявляется в космогонических теориях. Высший этап поисков первоосновы бытия – учение о Брахмане – высшей объективной реальности. Важнейшие положение Упанишад – еди-во Брахмана и Атамана, объекта и субъекта, мира и индивидума. Карма- понятие, определяющее судьбу человека. Позже появились буддизм, во многом следовавшие Ведам. Буддизм – религиозно-философское учение Будды. В процессе самоуглубленного размышления он постиг 4 истины: страдания правят миром. Причиной их явл. сама жизнь с ее страстями и желаниями. Уйти от страданий можно, лишь погрузившись в нирвану. Сущ. путь избавления от страданий, достижения нирваны.
Философия Китая: Фил. К. решает ряд общечеловеческих проблем: осознание природы, общества, человека, взаимосвязь человека и природы. Имеются и специфические черты кит. фил., связан с особенностями культуры кит. фил.1.Первая особенность фил. К.: она тесно связана с мифологией. Но связь с мифологией предстает прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, «о золотом веке»
.2. Специфика кит. фил-фии связана с ее особой ролью в острой социально-политической борьбе, ктр велась государствами Др.К. Философы в этот период интересовались вопросами управления, отношениями социал групп, этики, ритуала. Фил –фия политики – вот что интересует мыслителей К. на протяжении веков.
3. Фил-фия мысль направлялась не на выработку идеала, а на поддержание сиюминутной дальности.
4.Практицизм теоретических поисков – характерная черта кит. философии: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у кит. были основным мерилом.
5.Канонизация конфуцианства, ктр. с самого начала в лице Конфуция выразило свое отрицат. отношение к естественнонаучным данным и прикладным знаниям, привела к созданию идеологического заслона между естествознанием и философией. Конфуцианство считало своей главной задачей – самосовершенствование нравственности чел-ка, воспитание и усвоение сложного ритуала отношений между высшими и низшими, между отцом и детьми, между старшими и младшими. Это учение характеризует идеализацию древности, культ предков, выполнение норм сяо – сыновняя почтительность и забота о родителях. Идеал «благородного человека» присущ конфуц. такой чел-к – представитель высших слоев общества и его скромность, бескорыстие, сдержанность – необходимые черты.
6. Специфической чертой кит. фил-фии было рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают Равновесие. великом дао, всеобщем законе, Абсолюте. Дао господствует во всем: всему дает форму, имя. Природа чел-ка соответствует Дао.
7 вопрос Античная философия (ранний период)
Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э.
Античная философия развивалась неизолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.
Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:
– натуралистический период(основное внимание уделяется Космосу и природе – милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);
– гуманистический период(основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);
– классический период(это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);
– период эллинистических школ(основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);
– неоплатонизм(универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:
1) античная философия синкретична – характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;
2) античная философия космоцентрична – она охватывает весь Космос вместе с миром человека;
3) античная философия пантеистична – она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;
4) античная философия почти не знает законов –она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;
5) античная философия имеет свою этику – этику Античности, этику добродетелей,в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;
6) античная философия функциональна – она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.
Основные имена античной философии:Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.
Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.
В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое.
В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.
Социальная проблематика в античной философии содержит широкий спектр тем: государство и закон; труд; управление; война и мир; желания и интересы власти; имущественное деление общества.
По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей.
Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.