Структура и специфика философского знания.
Философское знание имеет определенную структуру. Традиционно философия включает: онтологию, гносеологию, аксиологию. Также выделяют социальную философию и философию истории, философскую антропологию, праксиологию, философию культуры.
Философская онтология, или учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Главный вопрос онтологии: что существует подлинно, а существование чего является иллюзией. Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины.
Философия природы, в широком философском смысле – это все сущее, бесконечное многообразие конкретных проявлений бытия. В этом случае понятие «природа» совпадает с понятиями «материя», «реальность», «космос». Под природой в узком смысле этого слова понимается естественная среда обитания человека, которая является объектом изучения конкретных наук, но при этом не исключает философского рассуждения о ней. В данной теме природа рассматривается именно во втором, узком смысле.
Диалектика (теория развития) - теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии.
Социология - это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Социальная философия – философское рассмотрение общественной жизни.
Философия истории - раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства.
Философия культуры - направление в философии, возникшее вследствие того, что общество стало рассматриваться как целостность в единстве разнообразных аспектов, и культура часто рассматривает внутреннюю связь с духовным миром человека, что представляет интерес философии.
Аксиология – раздел философии, анализирующий проблемы оценки человеком окружающего мира и самого себя.
Гносеология - теория познания; раздел философии, изучающий взаимоотношения объекта, субъекта и знания в процессах познавательной деятельности.
Логика - раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых на логическом языке. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах мышления. Так как мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частными случаями которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений.
Этика - философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность.
Эстетика -философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.
Философия религии -
совокупность философских установок по отношению к религии, концептуализаций её природы и функций, а также философских обоснований существования божества, философские рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку;
Философия права - это отрасль философского знания, описывающая сущность правовых явлений, выявляющая причины происхождения и развития правовых норм и институтов, оценивающая целесообразность или нецелесообразность норм закона.
История философии - раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.
Философские проблемы информатики - указать место информационных технологий в развитии форм движения материи, в прогрессе человечества и, в том числе, в развитии разум как высшей отражательной способности материи.
Философская антропология - раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Философская антропология отличается от всех других наук, изучающих человека, прежде всего широтой подхода. Философию интересует человек не как представитель отдельного племени, народа, культуры, а человек вообще. В центре внимания философии стоят универсальные характеристики человека. В фил. антропологии осмысливаются проблемы человеческой природы и человеческого бытия, анализируются категории человеческого существования.
Праксиология – раздел философии анализирующий проблемы человеческой деятельности.
Специфические черты философского знания:
§ двойственность философского знания – философия не является научным знанием как таковым, однако имеет отдельные черты научного знания, такие как предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
§ философия представляет собой теоретическое мировоззрение, обобщает ранее накопленные человеческие знания;
§ предмет философии имеет три направления исследования: природа, человек и общество и деятельность как систему "человек-мир";
§ философия обобщает и объединяет другие науки;
§ философское знание имеет сложную структуру, которую мы рассмотрели выше
§ включает в себя базовые идеи, являющиеся основными для других наук;
§ в некоторой степени субъективно – зависит от мировоззрения и личности отдельных философов;
§ представляет собой совокупность ценностей и идеалов определенной эпохи;
§ рефлексивно – субъектом познания философии является как окружающий мир, так и само философское знание;
§ знание динамично – развивается, изменяется и обновляется; - имеет круг проблем, которые на данный момент не разрешены логическим путем.
Философия –сложное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.
3. Возникновение и периодизация развития философии. Философия и мировоззрение.
Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света – на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции – набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.
Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.
Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.
Всякая философия – это мировоззрение,т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:
– философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;
– философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;
– философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения.
Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.
Мировоззрение может быть:
– идеалистическим;
– материалистическим.
Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи).
Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.
Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.
Ценностные ориентации – система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.
Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.
Вера – один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры – это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.
Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.
Идеал – это мечта:
– о совершенном обществе, в котором все честно;
– гармонически развитой личности;
– разумных межличностных отношениях;
– нравственном;
– прекрасном;
– реализации своих возможностей на благо человечества.
Убеждения – это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.
Убеждения составляют:
– духовное ядро личности;
– основу мировоззрения.
Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.
4. Философия древней Индии и древнего Китая: школы, представители, проблемы и идеи.
Древнеиндийская философия.
Философия в Индии возникла на основе одной из самых древнейших человеческих цивилизаций, ее тысячелетние традиции, восходящие к 15-10 вв. до н.э., сохранились до настоящего времени.
В истории индийской философии различают 4 периода:
§ ведийский;
§ классический (брахмано-буддийский)– с 6 в. до н.э. до 10 в. н.э.;
§ послеклассический – 10-18 вв.;
§ новая и современная индийская философия.
К древнеиндийской философии относят ведийский период и часть классического с 6 в.до н.э. до 2 в. до н.э.
К 6 в. до н.э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и духовного перелома в развитии страны - появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанный с переходом от бронзы к железу, формирование товарно-денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие гpуппы.
Пеpвая гpуппа - это ортодоксальные философские школы Дpевней Индии, признающие авторитет
§ Вед - Веданта (IV-II в.в. до н.э.),
§ Миманса (VI в. До н.э.),
§ Санкхья (VI в. до н.э.),
§ Ньяя (III в. до н.э.),
§ Йога (II в. До н.э.),
§ Вайшешика (VI-V в. до н.э.).
Втоpая гpуппа - неоpтодоксальные школы, не отрицающие непогрешимость
§ Вед - Джайнизм (IV в. до н.э.),
§ Буддизм (VII-VI в. до н.э.),
§ Чаpвака-Локаята.
Философия Древнего Китая.
Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем Чжоу, которое основало свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.
Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае:
§ этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э.,
§ этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
Школы в китайской философии
§ “Ши цзи” (“Исторические записки”)
§ Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.)
Приводится первая классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ:
§ “сторонники учения об инь и ян” натурфилософы),
§ “школа служилых людей” (конфуцианцы),
§ “школа моистов”,
§ “школа номиналистов” (софисты),
§ “школа законников” (легистов),
§ “школа сторонников учения о дао и дэ” - даосистов.
Позже, на рубеже нашей эры, эта классификация была дополнена еще четырьмя “школами”, которые, однако за исключением цзацзя, или “школы эклектиков”, собственно, к философии Китая не имеют отношения. Одни школы названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие -по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этого учения. Вместе тем, несмотря на всю специфику философии в Древнем Китае, отношение между философскими школами сводилось в конечном итоге к борьбе двух основных тенденций - материалистической и идеалистической.