Роман Л. Леонова «Русский лес» и его роль в развитии русской литературы
1. Творческая история романа «Русский лес»
Особенности восприятия и оценки романа современниками Л. Леонова
2. Проблема жанра и творческого метода романа. Роман «Русский лес» - роман «соцреалистический», социально-психологический, натурфилософский, философский?
3. Проблематика романа. Раскройте основные проблемы и конфликты в тексте романа:
- отражение противоречий времени 1910 - 1940-х годов: военно-политическая ситуация в стране, социально-экономическое положение государства, жизнь разных по общественному статусу людей - крестьян и дворян, купцов и промышленников, рабочих и служащих, студентов и преподавателей, лесников и ученых);
- взаимосвязь человека, природы, мироздания, судьба русского леса; природа и проблемы экологии;
- судьба России и русского народа;
- история и судьба земной цивилизации;
- чудо жизни;
- философия войны;
- вечное противоборство Добра и Зла;
- рассуждения о «текущей литературе».
4. Персонажная сфера: 1) образы Вихрова и Грацианского: раскройте смысл философского спора героев; выявите приемы и принципы создания образов; 2) двойники Вихрова и Грацианского: выявите их роль в романе (у Вихрова - Осьминов, Поля, Сережа, Калинка и др.; у Грацианского - Чередилов, Àндрейчик, Кнышев и др.).
5. Поэтика романа: символика, аллегория, художественная деталь, мифологические картины и образы, ирония и т.д.
Письменное задание: эссе на одну из предложенных тем (по выбору студента)
Согласны ли Вы со следующими высказываниями? Аргументируйте свой ответ примерами из текста романа
1) Если бы в жизни только и было суждено телом остановить пулю, летящую в сторону родины, то и для этого стоило рождаться на свет!
2) Все, что дается легко, без труда, представляет собой весьма сомнительные ценности.
3) Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в нее личного труда: бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство родины.
4) Не всякое сопротивление беде награждается избавлением от несчастья, но всякое несчастье начинается от утраты воли к сопротивлению.
5) Кто полностью не разделил с народом его горя, непременно будет чувствовать себя отверженным и на празднике его радости.
Литература:
Лейдерман Н.Л. Современная русская литература в 2 т. Т.1. – 2003.
Àфанасьев В. Соотношение временных планов в «Русском лесе» Л. Леонова // Большой мир. Статьи о творчестве Л. Леонова. М., 1972.
Вахитова Т. М. Природные стихии в творчестве Леонида Леонова // Русская литература. 2005. N 3. С. 73-90.
Горюнова И. Захар Прилепин «Леонид Леонов. Игра его была огромна». Рецензия // Дети Ра. 2010. N 6 (68). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ra/2010/6/go34-pr.html
Лобанов М. Роман Л.Леонова «Русский лес». М., 1958.
Крылов В.П. Особенности типизации характеров в прозе Л. Леонова. Л., 1975.
Крылов В.П. Проблемы поэтики Л. Леонова. Л., 1983.
Лейдерман Н. Парадоксы «Русского леса» // Вопросы литературы. 2000. ноябрь-октябрь.
Леонова Н. Из воспоминаний. Режим доступа: http://mirleonova.org/leonov_live_v_zolcar.html
Султанова Ю.Ф.Проблематика и система образов в романе Л. М. Леонова «Русский лес». Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2011/fill10.html
Якимова Л. Радетель русского леса // Сибирские огни. 2011. № 1. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/sib/2011/1/ia18-pr.html
Практическое занятие № 6
«ДЕРЕВЕНСКАЯ» ПРОЗА 50–60-Х ГОДОВ
1. «Деревенская» проза 50–60-х годов и споры о ней в критике.
2. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» и его место в процессе художественного освоения народного быта.
Социальная направленность. Нравственно-философское содержание.
3. Образ главной героини в типологии женских характеров русской литературы. Характеры других героев рассказа. Традиции христианства в рассказе.
4. Образ повествователя. Художественное мастерство.
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ: Эссе-рассуждение
Согласны ли вы с В. Астафьевым, назвавшим «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики»? Свой ответ аргументируйте.
Литература:
Мурин Д. Один день, один час, одна жизнь человека в рассказах А. И. Солженицына. – ЛВШ, 1990, № 5, с. 103 – 109.
Локтионова Н. «Не стоит село без праведника». К изучению рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор». - ЛВШ, 1994, № 3, с. 33 – 37., или Локтионова Н. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» (беседа в классе). – В сб.: Литература 11 кл. Методические советы под ред. В. Журавлева. – М., Просв., 1997, с. 286 – 298.
Паламарчук П. Александр Солженицын: путеводитель. – ЛВШ, 1989, № 5, с.21 – 24.
Решетовская Н. Александр Солженицын и читающая Россия. М., 1990, с. 57 – 99.
Сараскина Л. И. Александр Солженицын. М. М. гвардия, 2008 (серия ЖЗЛ), с. 455 – 476, 412 – 454.
Слово о Солженицыне // Наш современник. – 1990.– №1. – С.58-161(ч/з ун-та)
Темнет Р. Герой как свидетель. Мифопоэтика А.Солженицына // Звезда. – 1993. – №10. – С.181-192 (ч/з ун-та)
Практическое занятие № 7