Основные этапы развития этической мысли.

Рассмотрим основные этапы развития этической мысли:

1) Античность.

Софисты. Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Если человек – самодостаточная ценность, значит он сам может творить моральный закон (моральный релятивизм) – у каждого человека свое представление о смысле жизни. С одной стороны, мы имеем дело с пропагандой ложной истины (истинно то, что ты доказываешь), с другой – провозглашение самоценности человека как личности – если все в мире относительно, значит человек сам является критерием добра и зла. «Отцом» античной этики является Сократ.

Сократ – идеалист: абсолютизирует мораль, считая ее основой достойной жизни и культуры. Только моральный человек может быть счастлив. Сократ различает счастье и наслаждение, ставит проблему свободы воли, определяет главные добродетели, подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования личности. Должна быть единая истина. Жизнь соответствует убеждениям, самореализация личности в поступке: «Я знаю, что ничего не знаю, но те другие (Софокл и Эврипид) не знаю и этого». Достичь счастья посредством добродетельного поведения. Быть счастливым – значит быть нравственным.

Платон – интеллектуальное и нравственное самосовершенствование. Добродетели врожденные. Платоническая любовь – власть разума над страстями. Высшая добродетель – это справедливость как проявление социальной гармонии. Социальная утопия – его идеальное государство, т.к. нет места для индивидуальности. Первой попыткой систематизации этических идей, осуществленной на объективно-идеалистической основе, было сделано Платоном (V – IV вв. до н.э.). Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил ученик Платона Аристотель. Наука, которая изучает этические добродетели и исследует, какой характер и какой образ действий человека является наилучшим, была названа этикой Аристотеля (IV в. до н.э.)

Аристотель придал этике самостоятельный статус. Ему принадлежит первый этический труд «Никомахова этика». Источник морали лежит в государственных отношениях. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его к цели, желания и потребности в соответствие с интересами государства. Государство не подавляет, а содействует. Он впервые построил глубокую теорию морали. В понимании Аристотеля этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.

Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель Он впервые построил глубокую теорию морали. В понимании Аристотеля этика – это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой – научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.

Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель

стремится найти пути их гармонического взаимодействия в стихии эгоистических потребностей. Ориентация на общественное благо – с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан – с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства стремится найти пути их гармонического взаимодействия в стихии эгоистических потребностей. Ориентация на общественное благо – с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан – с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства.

Эпикур. Главная добродетель – мудрость: «Наивысшее наслаждение в жизни есть знание!» - надпись над входом в его школу «Сад». Счастье – это правильное отношение к удовольствиям. Избегать неестественных удовольствий, воспитывать чувство меры, предпочитать духовные удовольствия. Условие счастья – атараксия (спокойное состояние духа, дружба и т.д.).

2) Средневековье. Бог рассматривался как моральный абсолют. Любовь как универсальный принцип морали. Ценность и смысл жизни человек обретает только в соотношении с божественными догмами (законами).

3) Новое время. Всеобщий характер морали. Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: теоретические исследования (теоретическая этика) и нормативные разработки (нормативная этика).

Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия, ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение), характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом. Кроме того, теоретическая этика выявляет содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье), разрабатывает шкалу моральности (идеал – добродетель – порок) и определяет ее критерии. В контакте с психологией и социологией она исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы.

Нормативная этика концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека, уточняя, систематизируя, конкретизируя их, трансформируя в определенные рекомендации, нормативная этика разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества. Нормативная этика занимается вопросом о том, как должен поступать человек.

В ХVII в. Рене Декарт отметил, что «она предполагает полное знание других наук и есть последняя степень к высшей мудрости».

Французские материалисты-просветители (Дидро, Гельвеций, Гольбах): концепция разумного эгоизма. Разум должен обуздать эгоистическую естественность человека. Человек посредством разума должен преодолевать свое природное себялюбие и должен стать «разумным эгоистом», т.е. правильно понять свои интересы и направить их на общественное благо.

И.Кант видит иное понимание морали (учение об абсолютной автономии морали): уникальность морали в ее самодостаточности; она возвышается над миром. Мораль – это высший нравственный закон (это сфера свободы человека). Представление об этике как учении о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось в ХIХ в., а непосредственно Иммануил Кант уточнил смысл понятия «этика». Изучать этику нужно не как законченную замкнутую систему, свод рекомендаций на все случаи жизни, а в многообразии теоретических позиций. Мораль, по мнению И.Канта, нельзя вывести из сущего, из реальности, из фактов. Она имеет априорное происхождение.

Категорический императив (форма принудительного веления): «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». Нравственный закон определяет возможность правильного выбора.

Гегель. В основе этики Гегеля заложен принцип историзма. Мораль, по его мнению, является регулятором общественных отношений (добро, совесть, благо, вина). Процесс становления нравственности – это подчинение индивидуальности государственным интересам. Он ввел в этическую теорию реальные проблемы семейной, государственной и гражданской жизни, наполнил ее богатым социальным содержанием.

Моральная философия Канта и Гегеля не смогла приблизиться к действительности.

Л. Фейербах вернул этике материалистическую форму. Материализм Фейербаха свободен от предвзятости, философских предрассудков, от механистической, а отчасти и метафизической ограниченности и ориентирует на изучение живого индивида, взятого в его естественных и общественных связях. Фейербах пошел дальше других философов, хотя последнего решительного шага он тоже сделать не смог.

Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан. Этика описывает реальные отношения между людьми, стремится создать определенный идеал этих отношений, анализирует сущее, намечает очертания должного. Долг – это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Марк Туллий

3. Процесс развития этической мысли как процесс выбора человеком морального поведения.

Процесс развития этической мысли сопровождался определенной мотивацией в плане выбора человеком морального поведения. В качестве причин быть нравственным выдвигались установки согласно тому, какие принципы были более актуальны для той или иной эпохи.

Античная этика строилась на следующих утверждениях:

1. Все люди стремятся к счастью.

2. Счастье есть отсутствие страданий и безмятежное состояние души (евтимия, атараксия).

3. Хорошие, добрые поступки доставляют удовольствие тому, кто их совершает, а дурные – нарушают его душевный покой и приводят к страданию.

4. Быть счастливым – значит быть нравственным.

Античная этика эволюционирует от релятивизма софистов (Протагор), определяющегося личной ответственностью за свои действия, затем поиска индивидуальных критериев нравственности (Демокрит) к формированию общего интерсубъективного смысла моральных требований (Сократ, Платон, Аристотель) с целью не только разграничить разумное и чувственное начало в человеке, но и показать важность доминирования разумного начала. С другой стороны, в рамках развития концепции, связанной с противоречием личности и общества, формулируется идеал личной невозмутимости (эпикуреизм, стоицизм,неоплатонизм).

Средневековая этика полностью определялась универсально-религиозным сознанием. Преодоление релятивизма посредством аппелирования к авторитетному источнику морального добра, в качестве которого выступал христианский Бог. Бог понимался как создатель, источник и гарант нравственного закона. Поведение людей в основном мотивировалось страхом перед возможным наказанием за дурной поступок и надеждой на воздаяние за праведные деяния.

В качестве этических акцентов выступали:

1. Высокая оценка чувственности – любовь как основной принцип христианской морали.

2. Осознание необходимой связи души и тела.

3. Ценность труда.

4. Исторический взгляд на собственное развитие.

В Новое время этическая мысль характеризуется социальной направленностью. Поскольку мыслители делали основной акцент на социальной природе человека, постольку мораль рассматривалась, в первую очередь, как регулятор взаимоотношений между людьми. В рамках общей направленности тем не менее формируются различные подходы к пониманию морали и ее месте в обществе. Это стало отражением сложного процесса формирования капиталистического общества.

Специфика развития морали Нового времени определяется в следующем:

1. Выявление антиномий морального сознания для поиска основания добродетелей (М. Монтень).

2. Выведение морали из природы. Как следствие – стремление придать этике статус строгой научной теории путем использования методов математики, физики (Т. Гоббс, Спиноза, Декарт).

3. Интерпретация человека в психофизиологическом ключе: преодолевая свое природное себялюбие, человек способен стать «разумным эгоистом», т.е. правильно понять свои интересы и соизмерять их с общественной пользой (Дидро, Гельвеций, Гольбах).

4. Переход от попыток описания и объяснения морали к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Как следствие – тезис об автономии морали: она самодостаточна, содержит свою причину и невыводимани из чего и поэтому возвышается над миром и подчиняет его себе (И. Кант).

5. Принцип историзма – поворот от этики внутренней убежденности к социально содержательной теории морали. Основной акцент на значении морали в системе общественных отношений (Г.В.Ф. Гегель).

Цицерон отмечал: «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды». Человеку от природы свойственны проявления эгоизма и альтруизма*. Этика ставит перед собой задачу объяснить, почему альтруизм предпочтительнее эгоизма. Задача рационального обоснования моральных ценностей очень сложна. Самые высоконравственные поступки часто необъяснимы с точки зрения здравого смысла, противоречат практической пользе. Опыт часто показывает расхождение нравственного совершенства и житейского благополучия, так как моральные ценности связаны не только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями, нравственной верой. Именно поэтому нет такой этической проблемы, которую можно было бы решить раз и навсегда. Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.

Фактически, сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми как в общественной, так и в семейной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные отношения, ибо мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений.

Таким образом, история развития этической мысли характеризуется идеалистической и натуралистической направленностью, но, несмотря на отличия в интерпретации морали и норм морали в контексте данных направлений, сущность этических представлений направлена на духовное развитие личности как для пользы общества, так и для индивидуальной пользы.

Литература:

1. Этика. Под ред. А.А. Гуссейнова и Е.Л. Дубко. М.: Гардарики, 2000.

2. Балашов Л.Е. Этика. М.: Дашков и К, 2004.

3. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарики, 2006.

4. Гусейнов А.А. Этика. М.: Гардарики, 2004.

5. Зеленкова И.Л. Беляева Е.В. Этика. М.: ТетраСистемс, 2006.

6. Иванов В. Г. История этики древнего мира. – СПб.: Лань, 2007.

7. Кузнецов И.Н. Этикет. М.: Амалфея, 2004.

8. Разин А.В. Этика. М.: Академический проект, 2004.

В процессе проведения практики № 1, помимо усвоения теоретического материала, проводится ряд упражнений по определению типа мышления, усвоение навыка целеполагания. Первое из которых направлено на выявление профессионального соответствия; второе – на формирование навыка корректно и последовательно ставить цели. Данные задания обусловлены тем, что человек, находясь в рабочем коллективе, должен чувствовать себя комфортно и любить ту работу и профессию, которую выбрал. Умения ставить личные цели – это шаг к согласию и реализации коллективной цели, что немаловажно для организации корпоративной культуры.

Упражнения

Опросник типа мышления.

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте «+», если нет «–».

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34. Я согласен с Ф.М. Достоевским, что красота спасет мир.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Истинно только то, что можно потрогать руками.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Я легко могу представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

Обработка результатов

Подсчитай число плюсов в каждой из пяти колонок и запиши полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

 
           

2.Выберете то утверждение, которое вам наиболее близко и прокомментируйте его:

«Цель – это мечта, которая должна быть исполнена к точно определенному сроку».

«Благоприятная возможность часто одета в рабочий комбинезон и подозрительно похожа на работу».

«Самый дешевый товар в мире – это мнение других обо мне».

«Нельзя финишировать, не стартовав».

«Мелочи не играют решающей роли. Они решают все».

«Недостатки – это достоинства, из которых вы еще не научились извлекать пользу».

Наши рекомендации