Параграф второй: роль практики, деятельности, творчества в познании.
§1. Сущность проблемы и процесс познаваемости мира в философии.
В предыдущей главе мы с вами рассмотрели вопросы, связанные с духовной реальностью, сознанием как идеальным инструментом освоения объективного мира. Душа, дух человека непосредственно связаны с предметным сознанием и освоением универсума на уровне психических и логических процессов. Душа, как совокупность чувственно-эмоциональных качеств: ощущения, восприятия, представления, образы, чувства, эмоции, страсти, переживания, то есть все то, что не фиксируется строгими понятиями. Дух же, духовная жизнь человека, как совокупность рационально-логических, абстрактно-понятийных явлений, процессов: понятия, суждения, умозаключения, теории, учения, аксиомы, законы. Абстрактное мышление является механизмом функционирования духа, совокупностью операций с элементами духовной жизни человека: анализ, синтез, обобщение, сравнение, индукция, дедукция. В самой духовной жизни мы выделяем два уровня: рассудок и разум. Если рассудок опирается на здравый смысл, ограничивается простыми эмпирическими наблюдениями и выводами, то сфера разума - это сфера высокой психической жизни человека, разум живет строгими логическими доказательствами, стремится к построению теории как системного знания. Разум - фундамент познания.
Проблема познаваемости мира.
Она появилась с зарождением цивилизации. В истории философии трудно не отыскать в каком-либо из ее этапов потребности мыслителей выяснить сущностную картину мира.
В древнекитайской и древнеиндийской философии этому посвящены первично-примитивные мифологические размышления начиная с Шань-иньского периода XVIII века до н.э. в Древнем Китае, включая более позднее антропоморфическое мифологическое мировоззрение о сверхчеловеке по имени Пань-гу и близкое к нему древнеиндийское ощущение универсума в «Гимне Пуруше» - человеку-вселенной. В древнегреческой философии начало анализу природы познания положили Демокрит (ок.460- ок. 370 г.г. до н.э.), Платон (427-347 г.г. до н.э.), Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), эпикурейцы (V-III века до н.э.), скептики (IV век до н.э.) и стоики (IV-III века до н.э.). В дальнейшем Ф. Бэкон (1561-1626 г.г.), Р. Декарт (1596-1650 г.г.), Дж. Локк (1632-1704 г.г.), Б. Спиноза (1632-1677 г.г.), Г. Лейбниц (1646-1716 г.г.), И. Кант (1724-1804 г.г.), Д. Дидро (1713-1784 г.г.), К. Гельвеций (1715-1771 г.г.), Г. Гегель (1770-1831 г.г.), Л. Фейербах (1804-1872 г.г.), А. Герцен (1812-1870 г.г.), Н. Чернышевский (1828-1889 г.г.), К. Маркс (1818-1883 г.г.), Ф. Энгельс (1820-1895 г.г.), Г. Плеханов (1856-1918 г.г.), В. Ульянов (Ленин) (1870-1924 г.г.) и другие философы внесли существенный вклад в анализ процесса познания.
Теорию познания мы именуем гносеологией (греч. gnosis – знание и logos – учение, теория). Гносеология исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах к постижению их сущности. Рассматривает вопрос о путях достижения истины и ее критериях.
В истории философии по проблеме познаваемости мира существенную роль сыграли скептицизм и агностицизм - философские течения, концепции познавательного процесса, а точнее его отсутствия.
Скептицизм (греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий).
Идеи философского скептицизма высказывались уже древнегреческими философами Пирроном, Карнеадом, Энисидемом. Античные скептики, ссылаясь на тот факт, что по каждому обсуждаемому теоретическому вопросу высказываются противоположные, взаимоисключающие мнения, приходили к выводу, что истина не достижима. Античные скептики доказывали, что ни чувственные восприятия, ни правила логики не обеспечивают возможности познания вещей, что всякое знание есть не более чем верование.
Пиррон из Элиды ок. 360 – ок. 270 г.г. до н.э. - древнегреческий философ, основоположник античного скептицизма. Об учении Пиррона известно из сочинений его ученика Тимона. В центре внимания Пиррона этика, вопросы счастья и его достижения. Счастье он понимает как невозмутимость (атараксия) и как отсутствие страданий (апатия), средство же достижения его - в скептицизме. По учению Пиррона мы ничего не можем знать о вещах, поэтому лучше всего воздерживаться от всяких суждений о них: нравственная ценность такого воздержания - в достижении душевного покоя. Учение Пиррона оказало влияние на Новую Академию и на римский скептицизм. Карнеад из Кирены 214-129 г.г. до н.э. - древнегреческий философ, глава, так называемой, Новой Академии (платоновская Академия), углубивший скептическую философию своего предшественника по Академии – Аркесилая. Сам он ничего не писал, а его лекции до нас не дошли. Некоторые скудные источники указывают на типичное для академического скепсиса учение о невозможности подлинного познания и о сведении всякого познания самое большее к вероятному утверждению. Известна критика Карнеадом телеологического доказательства бытия Бога в связи с учением о несовершенстве существующего. В этике проповедовал тоже обычное для скептиков учение о естественных благах и о жизни сообразно с природой, вне всякого на нее воздействия. Энисидем I век до н.э. - древнегреческий философ-скептик, один из учеников Пиррона и тех сторонников платоновской Академии, которые защищали скептицизм. По Энисидему невозможно никакое подлинное познание вещей, так как каждому нашему утверждению можно противопоставить другое. Лучше всего отказаться от любых утверждений, так как только таким образом можно достигнуть внутреннего наслаждения. |
В Новое время аргументы античного скептицизма были возрождены и развиты рядом философов, среди которых в первую очередь выделяется английский философ, психолог, экономист, историк Дэвид Юм (1711-1776 г.г.). Человек увлекающийся и весьма грамотный и образованный. Был на дипломатической службе в Париже. В главном своем сочинении «Трактате о человеческой природе» и ряде других работ Д. Юм утверждал, что всякое знание является, в сущности, незнанием. Познавая мы только отодвигаем дальше границу незнания. В качестве основы для практического действия он рекомендовал брать не знания, а веру и привычку.
Агностицизм (греч. «а» - отрицание, gnosis – знание). Это философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира. Сам термин ввел английский естествоиспытатель, биолог, соратник Ч. Дарвина - Томас Гексли (1825-1895 г.г.)
Агностицизм - приемник скептицизма. Как учение это направление получило свое классическое оформление в философии Д. Юма и И. Канта.
Иммануил Кант (1724-1804 г.г.) - величайший мыслитель, родоначальник немецкой классической философии, профессор Кёнигсбергского университета. Он подверг детальному анализу познавательный процесс, его отдельные моменты - чувства, рассудок, разум. Для развития гносеологии это был очень важный этап. Но направленность и общий вывод его теоретико-познавательных рассуждений неверны. И. Кант обнаружил сложный и противоречивый мир познания, но оторвал его от вещей реального мира. Для него окружающие вещи - это «вещи в себе», мы их не можем познать, а ощущаем лишь их образы.
И. Кант прав, что познание начинается с опыта и ощущений. Но опыт в его понимании, вместо того, чтобы соединить человека и мир «вещей в себе», разгораживает их, поскольку предполагает наличие в сознании существующих до и независимо от опыта форм чувственности и рассудка (априорное, доопытное знание). Поэтому знание складывается у него из того, что дает опыт, и этих априорных форм. Априоризм приводит И. Канта к безысходному агностицизму.
В философии ХIХ-ХХ веков агностицизм не исчезает. Он принимается различными направлениями философии, в первую очередь позитивизмом, объявлявшим единственным источником истинного, действительного знания конкретные (эмпирические) науки и отвергал познавательную ценность философского исследования. В современной западной философии представители неопозитивизма, экзистенциализма пытаются доказать ограниченность познания мира и человека.
Диалектико-материалистический подход в теории познания отличается от взглядов изложенных выше. Отличие - в его реалистичности, в объективном взгляде на мир, представлении универсума таким каким он есть, без привнесения идеалистического и с критикой взглядов ограничивающих процесс познания. Этот подход был определен еще В. Лениным в его книге «Материализм и эмпириокритицизм» и состоит в следующем:
а) существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас…;
б) решительно никакой принципиальной разницы между явлением и «вещью в себе» нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано…;
в) в теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать. Каким образом из незнания является наше знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и точным.
На вопрос о познаваемости мира философы-материалисты отвечают однозначно - «да, познаваем». Но существуют границы человеческого знания на конкретный момент действительности, которые и предстоит постоянно расширять, используя уже полученные знания и опыт, применяя научное и экспериментальное оборудование, разнообразные приборы и приспособления, компьютерную технику.
Знание не существует в человеческом мозгу изначально, а приобретается в ходе жизнедеятельности и является результатом познания. Познание - это процесс обогащения человека новым знанием. Познание - это отражение сознанием человека действительности в чувственных и логических формах..
Две цели познания:
***прямая, непосредственная - получение знания, достижение истины;
***косвенная, опосредованная - использование полученных знаний в практической деятельности.
Вполне логично, что вторая цель (прикладная, практическая) базируется на первой (идейной, теоретической, концептуальной).
Принцип отражения в познании.
Процесс познания имеет своим результатом знание. Понятие знания весьма сложно и содержательно, поэтому выделим две его позиции:
первая - посредством знания человек теоретически овладевает объектом познания, преобразует его идеально в своем сознании. Знание идеально по отношению к находящемуся вне его объекту. Оно не сама познаваемая вещь, явление или свойство, а форма освоения действительности, способность человека в своем сознании воспроизводить вещи, объекты, процессы материального мира и оперировать их образами и понятиями.
То есть, знание, будучи идеальным, существует не в виде чувственно-материальных вещей или их вещественных копий, отпечатков, а как нечто противоположное материальному. Как момент, сторона предметного взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта, форма мыслительной деятельности человека. Знание как идеальное вплетено в материальное, в функционирование (физиологию) нервной системы, в созданные человеком знаки - слова, предложения, разнообразные символы. В результате этого создаются идеи, посредством которых осуществляется духовное освоение человеком объектов познания, создаются образы существующих и возможных вещей и процессов;
вторая - раскрывая особенности знания как совокупности идей, теорий, концепций возникает вопрос о их содержании, то есть что они собою представляют в отношении к объективной реальности. К. Маркс в «Капитале» эту проблему сформулировал так: «…идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Вот в этих двух позициях знания и кроется суть принципа отражения. Отношение знания к объективной реальности выражено в понятии отражения. Но отражение - это не запечатление органами чувств предметов объективного мира подобно воску, в котором остается вдавленная форма вещей.
Суть гносеологии в признании существования объективной реальности независимо от сознания и способности человека познать ее. Понятие отражения как раз и связано с признанием объективной реальности, которая входит в содержание знания. Знание идеально отражает объект познания (вещи и процессы) - это значит, что познающий субъект, осуществляя мыслительную деятельности, воспроизводит свойства и закономерности данного объекта или процесса в сознании, то есть определяет содержание знания как такового.
Язык, речь - форма существования знания.
Знание - идеально отражает объективный мир на конкретный момент действительности. Являясь прерогативой человека, оно не может существовать вне отражаемого им мира и необходимо принимает специфическую материальную форму выражения. Человек, являясь социальным элементом предметного мира, естественным образом опредмечивает и свои знания. Оперировать знаниями возможно лишь в языковой форме, выраженной системой чувственно воспринимаемых материальных явлений - знаков, образов, звуков. Иначе, как через язык, человек не может передавать знания.
На поверхности знание выступает в виде системы знаков (слов, предложений), указывающих на предметы и явления. То, на что указывает знак, составляет его значение. Знак и значение неразделимы (например: знак – «учебник по физике», а значение его – получение знания).
Существуют различия в языковых и неязыковых знаках передачи информации, получении знания. В частности, речь - языковая форма; морзянка - неязыковая.
Знание является важнейшим фактором духовного освоения действительности, построения теорий, концепций, доктрин. Это освоение творческое и отражает процессы и явления, свойства и закономерности объективного мира, существует в форме языка.
В целом знания - духовный продукт познания человека, который познает реальность во всем ее многообразии.
Процесс познания.
Познание универсума, познавательный процесс предполагает прохождение человеком (субъектом познания) как бы трех этапов.
Первый этап - чувственное познание, то есть живое созерцание действительности. Чувственный опыт - ощущения, восприятия, представления - источник знания, связывающий человека с внешним миром. Здесь главную роль играют органы чувств человека - зрение, осязание, слух, обоняние, вкус.
Ощущение - чувственное отражение отдельных свойств предметов (ощущение цвета, звука, температуры, веса).
Восприятие - чувственный образ предмета в целом, совокупность, единство ощущений (образ озера, образ Солнца, образ киногероя).
Представление - это образ ранее воспринятого предмета или явления, хранимый нашей памятью (представление игры в футбол, представление езды на автомобиле).
Образное мышление оперирует представлениями, создавая все более сложные их формы - комбинированные, ассоциативные представления. С помощью различных форм мышления познание выходит за пределы чувственного представления. Даже такое простое суждение как «гвоздика красная», представляет собой форму связи ощущений и восприятий человека на основе понятий о цветах и их окраске. Без понятий человек не может выразить в языке своего чувственного опыта. Вот почему нет «чистого» чувственного созерцания. У человека оно всегда пронизано мышлением. Но нет и «чистого» мышления, так как оно всегда связано с материалом чувственности, хотя бы в форме наглядных образов и знаков.
Живое чувственное созерцание действительности можно считать непосредственным только в том смысле, что оно связывает сознание с миром вещей, их свойств и отношений, но оно обусловлено предшествующей практикой, выработанным языком. Если нет результатов осмысления ощущений, то нет и знания. Сами ощущения - это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.
Второй этап - логическое познание, когда главную роль играет абстрактное мышление человека посредством анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, дедукции, индукции. Основными формами и результатами логического познания являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятия - это отражение существенных свойств, общих свойств предметов и явлений в словесной форме (личность, животное, атом, пространство, автомобиль).
Суждение - это связь понятий, дающая новое знание (например: техника – это искусственные материальные средства человеческой деятельности; сознание – это свойство высокоорганизованной материи).
Умозаключение - это связь суждений, дающая новое знание (например: только люди обладают сознанием. Я – человек. Следовательно, я обладаю сознанием).
Третий этап - практический, когда полученные знания применяются на практике и проверяются, уточняются, корректируются в ходе практической деятельности человека. Практика, как материальная деятельность человека имеет важное значение для познания, потому что:
***она является основой и источником знания;
***она является конечной целью познания;
***она определяет потребность познания;
***она является критерием оценки результатов познания, проверки их на истинность и ложность.
Об этом мы подробнее будем говорить во втором параграфе нашей главы.
§2. Роль практики, деятельности, творчества в познании.
Познание - это прежде всего деятельность.
Такое утверждение требует пояснения, потому что во многих научно-теоретических источниках разграничиваются понятия познания и деятельности, познания и труда, познания и обучения, познания и обобщения. Познание рассматривается как процесс без осознания его компонентного обеспечения.
Познание - это специфическая деятельность человека - познавательная деятельность со всеми вытекающими отсюда следствиями. Познание, ощущение, восприятие, осмысление, абстрагирование, сравнение, эксперимент, наблюдение, переживание, представление, анализ, синтез, дедукция и тому подобное - это все различные виды деятельности.
Деятельность мы рассматриваем как целесообразное взаимодействие человека с предметным миром. Это целесообразное взаимодействие (целеполагание обязательно) может существовать только тогда, когда оно обеспечено всем набором компонентов деятельности. Концептуально такой подход к познанию был обоснован Л. Зеленовым.
Суть концепции в следующем: существует восемь компонентов познавательной деятельности - субъект, объект, средства, процесс, условия, результат, система, среда. Каждый из означенных компонентов познавательной деятельности несет свою предметную нагрузку.
Познавательная деятельность является субъектной, то есть ее осуществляет человек, субъект познания с определенным набором качеств. Познавательная деятельность объектна, «предметна», предметно направлена. Она орудийна, связана со средствами познания. Она процессуальная, представлена совокупностью познавательных операций. Она результативна, продуктивна, иначе деятельность превращается в безрезультатное процессуирование. Познавательная деятельность осуществляется при определенных условиях, то есть включенности в нее компонентов других систем деятельности. Познавательная деятельность системно организована, упорядочена, структурирована. Познавательная деятельность осуществляется в среде, то есть во взаимоотношениях с другими системами деятельности, которые выступают в качестве активного фона и потенциала компонентов познавательной деятельности (наукой, искусством, медициной, управлением, экологией…).
Субъект познания. Это человек, включенный в процесс познания, осуществляющий процесс познания, обладающий потребностями и способностями осуществлять познавательную деятельность. Субъект познания - это функциональное образование на основе человека, так как человек может быть и субъектом труда, субъектом управления, субъектом права… Что бы быть субъектом познания, человек должен обладать двумя наборами качеств: потребностями и способностями. Потребности - побудительная сила человека. Способности - деятельностная сила человека. Всё остальное - интересы, влечения, мышление, речь, память, воображение и т.д. - это вариации, виды потребности и способности.
Объект познания. Объект познания - это тот аспект действительности, реальности, предмета, который включен в познавательную деятельность, на который направлена активность субъекта познания. «Дерево» - это предмет познания, то есть общее, а его биологические или лесотехнические, экологические или эстетические, валеологические или геометрические, физические или химические свойства - это объект познания биолога или лесоведа, эколога или художника, валеолога или архитектора, физика или химика.
Средства познания. Познавательная деятельность человека представлена отношением субъекта и объекта. Весь массив познания связан с посредниками между субъектом и объектом - приборы, оборудование, инструменты, орудия, аппараты. Средства познания - это все материальные образования, которые использует субъект познания объекта: микроскоп и телескоп, космический корабль и логарифмическая линейка, анкеты у социолога и животные у зоолога. Всё это материальные средства познавательной деятельности. Они могут быть естественными и искусственными.
Процесс познания. Познавательная деятельность процессуальная. Процесс познания - это вся совокупность познавательных операций субъекта: наблюдение, восприятие, эксперимент, осмысление, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование, экстраполяция, объяснение и многое другое.
Процессуальность познавательной деятельности представлена в различных подходах: «от простого созерцания - к абстрактному мышлению - и от него к практике», сенсуально-чувственный и рационально-логический этапы, гипотеза - эксперимент - теоретические выводы.
Условия познания. Это компоненты внешних, иных систем деятельности, которые включены в познавательную деятельность: обслуживающий персонал, транспортные средства, статистические работники, управленцы, производственные и военные полигоны, заказчики, финансовые органы и другие. Они определяют, обрамляют, обеспечивают, используют познавательную деятельность, не являясь ни субъектами, ни объектами, ни средствами, ни результатом, ни средой данного познавательного процесса.
Результат познания. Цель познания должна быть достигнута, чтобы процесс познания состоялся. Цель реализуется в результате, но результат богаче «реализованной цели», потому что могут быть получены те результаты, которые не представлены, не спрогнозированы, не спроектированы, не заданы в цели (результат - это «продукт» и «отход», то есть достигнутая цель и дополнительные результаты познания).
Система познания. Речь идет об организации познавательной деятельности, об упорядоченности. Система в нашем понимании - это структурный состав. Система есть единство состава и структуры. Состав - это совокупность компонентов деятельности (субъект, объект…). Структура - это совокупность отношений компонентов. Отношение - это единство связи (сходство, общность, единство) и отграниченности (обособленность, различие, специфичность). Между компонентами познания и устанавливаются объективно и субъективно отношения сходства и различия, единства и противостояния.
Среда познания. Познавательная деятельность как система существует в сложных отношениях с другими системами деятельности общества: управленческой, производственно-экономической, педагогической, экологической, медицинской, художественной, физкультурной и их подсистемами. Всё это мы и называем средой: активный фон и потенциал познавательной деятельности. Фон влияет на познание, из среды черпаются недостающие, новые компоненты, в среду адресуются результаты познания.
Научное познание.
Познавательная деятельность человека может быть направлена на познание уже познанного, изученного - это узнавание, распознавание, усвоение, образование, просвещение - и на познание еще не познанного, неизвестного, нового объекта - это исследование, научное познание, открытие, создание интеллектуальной собственности. Наука и занимается исследованиями новых объектов. Научное познание связано с генерированием, производством нового знания, она обслуживает общество знанием. Любая сфера общественной жизни может эффективно развиваться, если она опирается на знание, истинное знание, то есть на науку. И возникновение науки, и ее современное состояние, ее перспективы необходимо связывать с общественной потребностью в знаниях.
Система человеческого знания, система наук включает четыре междисциплинарных комплекса: 1) естествознание - учение о природе, комплекс естественных наук; 2) технознание - учение о технике, комплекс технических наук; 3) обществоведение - учение об обществе, комплекс общественных наук; 4) человековедение - учение о человеке, комплекс гуманитарных наук.
Процесс познания, то есть прирощения знаний происходит в системе человеческого знания - всех четырех комплексов. Они носят свой специфический вклад в познавательную деятельность человека и осмысление его сознания через им присущие методы. Однако отметим, что человековедение, как самостоятельный междисциплинарный комплекс, пока еще находится в стадии формирования и многие научно-познавательные проблемы рассматриваются не комплексно, а через специфику частнонаучного знания о человеке.
В целом же историческое развитие науки, научного познания привело к формированию многочисленных методов научного познания: наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, экстраполяция, аналогия, моделирование, исторический и логический методы, генетический и структурный методы, метод системного исследования, построение когнитивных карт и многие другие. Они присущи логике научного исследования и методологии научного творчества. Наблюдение - познание объекта в его естественных условиях. Анализ - познание объекта на основе изучения его частей, компонентов. Синтез - познание целостности объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах. Эксперимент - изучение объекта в искусственных, контролируемых условиях. Экстраполяция - познание объекта путем переноса знания с одного (изученного) объекта на другой. Моделирование - изучение объекта не в непосредственном виде, а на основе познания его моделей, заместителей натурального бытия объекта. Индукция - подведение частных знаний к общему выводу. Дедукция - выведение частных знаний об объектах из общих положений. Системный подход - изучение объекта как системы (совокупность компонентов) и структуры (способ связей компонентов). Построение когнитивных карт - они отражают результат активного взаимодействия субъекта с окружающим миром.
Учение об истине.
Истина - продукт познания. Учение об истине выстраивается в рамках гносеологии. «От простого созерцания, к абстрактному мышлению и от него к практике. Таков путь познания истины». Истина - результат познавательной деятельности, то есть всех ее компонентов. В этой части также раскрывается концепция Л. Зеленова, касающаяся познания.
Наше знание - отражение объективного мира, такого какой он есть сам по себе не зависимо от нашего сознания и человеческой деятельности. Поэтому встает вопрос об истинности знания: что представляет собой истина? Как она возможна? Где критерий, по которому можно отделить истинное знание от ложного?
Результаты человеческого познания могут быть различными. В ходе познания человек может приходить не только к знанию, но и к незнанию: новые вопросы, открытие неизвестного (пример: создание водородной бомбы в США и СССР. Эдвард Теллер – американский физик – на компьютере просчитал невозможность термоядерной реакции, для этого, по его мнению, необходимо было создать температуру в миллионы градусов. Советские ученые - А. Сахаров и В. Гинзбург – решили эту задачу).
Поэтому само знание необходимо рассматривать как полярное, то есть оно раздваивается. Знание одновременно:
1) вероятное (гипотеза и проблема) и достоверное (теория);
2) истинное (истина) и ложное (заблуждение).
Истина понимается как знание, соответствующее действительности, объективно отражающее действительность.
Ложное знание искажает реальность, неверно отражает действительность. Два вида ложного знания: заблуждение и ложь. Заблуждение - это ошибка, неумышленное, бессознательное, непреднамеренное искажение реальности; ложь - это преднамеренное, умышленное, осознанное искажение действительности.
В результате познания формируются основные его продукты:
***ложное знание;
***проблема (проблематичное знание);
***гипотеза (гипотетическое знание);
***теория (достоверное знание).
Истина представляет собой сложное диалектическое образование: она одновременно есть единство объективного и субъективного, абсолютного и относительного, абстрактного и конкретного. Данная поляризация необходима для понимания истины, а точнее в аспекте истинного рассмотрения продуктов познания.
Объективное в истине то, что ее содержание не зависит ни от человека, ни от человечества; то что содержится в истинном высказывании не зависит от сознания и воли человека (пример: камень твердый; вода мокрая).
Субъективное в истине то, что она является формой человеческой деятельности; истина субъективна по происхождению и существованию: ее создает человек с его сознанием, она существует не в реальном мире, а в голове, в сознании человека (пример: материя - это философская категория).
Абсолютное в истине то, что существует неизменно, ибо в нашем объективном знании имеется нечто такое, что не опровергается последующим ходом науки, а обогащается новым объективным содержанием (пример: материальные предметы состоят из атомов; Наполеон - француз; Земля вращается вокруг Солнца).
Относительное в истине. В каждый данный момент наше знание относительно, поскольку оно неполно отражает действительность, следовательно, является истиной лишь в определенных пределах, которые расширяются или суживаются в ходе развития познания; истина верна лишь в определенном отношении, по отношению к конкретным свойствам, временным и пространственным условиям (пример: «электрон также неисчерпаем, как и атом»; «утро начинается с рассвета», но как быть с этой «истиной» на Севере).
Абстрактное в истине то, что она отвлекается от конкретных обстоятельств. Обладает общим и всеобщим характером (пример: «трение рождает теплоту» - здесь не говорится о конкретном виде трения).
Конкретное в истине то, что она приложима к любому конкретному явлению, которое входит в класс, в тип, отраженных в ней явлений (пример: «трение рождает теплоту» относится и к трению дерева о дерево, и к трению колес о поверхность дороги, и к трению ладони о ладонь).
Общий принцип в отношении истины достаточно прост с позиций диалектического метода:
***единство объективности и субъективности в истине;
***единство абсолютности и относительности в истине;
***единство абстрактности и конкретности в истине.
Иначе говоря, не может быть объективной и субъективной истины, абстрактной и конкретной истины, абсолютной и относительной истины. В каждой истине содержатся оба аспекта.
Обычно истину определяют как соответствие знания объекту.
Истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности.
Практика и творчество в познании.
Практика - это материальная, чувственно-предметная целенаправленная деятельность людей, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов.
История научного познания свидетельствует о том, что вслед за практическими применениями открытий начинается бурное развитие соответствующих областей знания: естествознания, технознания, обществознания, человековедения. Науки этих областей выходят на арену практического применения, создают тот механизм обратной связи между теорией и практикой, который становится определяющим в выборе многих направлений исследования.
Практика становится критерием истинности нашего знания.
Творчество, в отличие от просто видовой деятельности, - это процесс создания новых по замыслу ценностей (художественных, научных, производственных, хозяйственных, народных, биологических, педагогических…).
Вопросы для самоконтроля
Познаваемость мира в истории философии.
Сущность гносеологии.
Скептицизм и агностицизм как философские течения.
Позитивизм и неопозитивизм.
Экзистенциализм.
Диалектико-материалистический подход к проблеме познаваемости мира.
Цели познания.
Принцип отражения.
Язык - форма существования знания.
Процесс познания.
Компоненты познавательной деятельности.
Субъект познания.
Объект познания.
Средства познания.
Процесс познания.
Условия познания.
Результат познания.
Система познания.
Средства познания.
Научное познание.
Методы научного познания.
Сущность истины.
Практика и творчество в познании.
Литература
Гадамер Г.-Х. Истина и метод. – М., 1998.
Зеленов Л.А. Система философии: Монография. – Н.Новгород, 1991.
Зеленов Л.А. Четыре лика философии: Учебное пособие. – Н.Новгород, 1999.
Зеленов Л.А. Введение в общую методологию: Монография. – Н.Новгород, 2002.
Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии//Соч. в 5-ти . Т. 2. – М., 1983.
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии//Полн. собр. соч. Т. 18.
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении//Соч. в 3-х т. Т. 1.- М., 1995.
Новейший философский словарь. – Мн., 2001.
Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. – М., 2000.
Фуко М. Археология знания. – Киев., 1999.
Юм Д. Трактат о человеческой природе. Кн. Первая. О познании. – М., 1995.
ГЛАВА Х