Второй параграф: проблемы философии, функции философии и типы мировоззрений.

§ I. Природа и предмет философского знания.

Возникновение мировой философской мысли связано с вызреванием человеческой цивилизации. Об этом говорят дошедшие до нас письменные источники далекой эпохи VIII-VI веков до н.э.: египетские, вавилонские, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и древнеримские. В частности, «Беседа господина со своим рабом», «Песнь арфиста», «Веды», «Махабхарата», «Книга перемен», а также известные сочинения Фалеса, Гераклита, Платона, Аристотеля, Эпикура, Лукреция и ряда других выдающихся мыслителей древности. Следующий за античным периодом период европейской философии связан с достижениями прежних мировых эпох, а также христианским миропониманием и вероучением.

Появление термина «философия» не случайно. «Философия» и иные понятия, в зарождающейся и развивающейся цивилизации, отражали суть происходящих процессов и явлений. Человек начинал осмыслять мир и нарекал происходящее понятными ему словами. Любовь к мудрости наших предков положила начало философии, волнующей и по сей день людей, как в ее предметном, так и в категориальном звучании. Язык эллинов соединил два понятия в одно: «fileo» - любовь и «sofia» - мудрость, представлялись как «философия» - любомудрие или любовь к мудрости. Науковедческая школа, история философии приписывают появление и трактовку этого понятия древнегреческим философам - Пифагору, Сократу и Платону. Однако, если Пифагор с понятием «философ» связывал личность, которая всего лишь любит мудрость, но не является мудрецом (т.к. истинные мудрецы только Боги), то у Сократа с понятием «философа» связывалось представление о человеке, который не столько стремится действовать, сколько пытается осмыслить то, что и как делает.

Мысль Платона пошла ещё дальше, так как понятие «sofia» в действительности для эллинов было гораздо значительнее, чем только «мудрость». Платон вложил в него глубинную сущность - «любви к истине» и даже более.

Пифагор VI-V в. до н.э. - древнегреческий философ и математик. Его имя окружено легендами и тайной. Предположительно в 531 г. до н.э., после установления тирании Поликрата, Пифагор покидает о. Самосу и обосновывается в г. Кротоне (Южная Италия). Там он основывает свою школу – пифагорейский союз, отделения (гетерии) которого распространились по многим городам. Пифагорейский союз представлял собой своеобразную форму организации, члены которой подчинялись жесткой дисциплине. Высшим авторитетом пользовалась ссылка на Пифагора: «сам сказал!» Сущность всего существующего содержится, по учению Пифагора, в числе. Все в мире изменяется: познать управляющие им числа – значит, познать его строение и закономерности. Числу было придано универсальное, мистическое значение. Применение математики дало перспективные объяснения в области астрономии, музыки. Мистификация числа стала исходным пунктом учения Пифагора о так называемой «музыке сфер», о небесной гармонии. Смерть Пифагора также связывают с чрезвычайной преданностью его числам, что привело к неудовольствию его действиями сильными мира и насильственной гибели.

Чем представлялась философия в самом начале своего зарождения?

Она была всеобщим, универсальным видением мира, совокупностью синкретических (внесистемных) знаний обо всем: о природе, о вселенной, о человеке, о душе, о богах, о языке, об искусстве, о риторике, о софистике, о мышлении, о поведении, о математике, физике, химии, биологии и т.д. За пределами философии не существовало никакого другого знания.

Позднее, в XV-XVI веках, по мере своего развития от философии как «науки наук» последовательно стали отходить целые области знания естественных, технических и общественных наук: математика, механика, астрономия, физика, химия, биология, социология… Процесс отделения идет до сих пор. Это - этика, эстетика, психология, социальная психология, герменевтика, акмеология, геронтология...

Появился вопрос: остается ли что-либо из области знания для самой философии? Не останется ли она без своего предмета? Эти споры не беспочвенны. Они продолжаются по сей день.

Некоторые мыслители утверждают, что философия не наука, ибо у неё нет своего предмета изучения: «каждая наука - сама себе философия». Приводится множество и иных аргументов: «положения философии не проверяемы, философия не имеет практической значимости для общества, философия изучает общее, а в реальности существует единичное» и другие.

Стоит отметить, что в настоящее время существует около двух тысяч частных наук и у всех есть свой предмет познания. Вот в этой связи и возникает три существенных позиции: первая - ни одна частная наука не может выработать общего, целостного, совокупного, интегрального знания о мире и о человеке; вторая - философия, в отличие от частных наук, не только познает, но и оценивает мир; третья - философия вырабатывает методы отношения к миру.

Обобщающее можно сказать: философия - это система знания; философия - это система оценок и позиций; философия - это система методов и принципов деятельности.

Все эти функции философии являются не частными, а универсальными для всех наук, для всех областей знания, для всех видов деятельности. Таким образом, историческое развитие философии демонстрирует три момента её существования: на первом этапе развития философии она представлялась всеобщей, синкретической, совокупной целостностью знания общества; на втором этапе она стала наукой в ряду других частных наук; третий этап характеризовал философию как новое системное образование: квинтэссенцию знаний, оценок, методов.

Философия в целом - это не просто самостоятельная наука, особая научная дисциплина, а область духовной деятельности человека, специфический тип мышления, система мировоззренческих чувств. Человек, как бы погружаясь в некое «философское» состояние духа, размышляет о мироздании, о добре и зле, прекрасном и безобразном, человеческом и природном, справедливом и коррупционном, истинном и лживом, о смысле жизни и человеческой истории.

Процесс философского творчества отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании его места в потоке бытия, смысле жизни, исторического предназначения, личной свободы и сути окружающего.

Человек осмысливает мир и себя как проблему, он ставит радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в безднах трансцендентного (запредельного и недоступного познанию) мира.

Это происходит посредством рефлексии (лат. reflexio – обращение назад, а также как размышляю, оцениваю то, что было).

Человек - вот суть в понимании природы философии, в её зарождении, становлении, развитии. Это та мыслительная субстанция, которая аккумулировала знания и затем вывела философию как самостоятельную универсальную область знания, применимую к любым научным дисциплинам.

Придерживаясь материалистической интерпретации основного вопроса философии - отношение и первичность материи и сознания, бытия и мышления, материального и духовного, а также учитывая многообразие нематериалистических, немарксистских философских направлений, которые должны быть представлены содержанием основного вопроса философии, автор делает его категориальную корректировку на базе философской школы Л.А. Зеленова:

один полюс отношения, одна противоположность, одна оппозиционная сторона определяются нами не атрибутивно (сознание, мышление), а субстанциально - человек, как материальная система, с ее сознанием, мышлением, субъективностью, чувствами, переживаниями, ощущениями, восприятиями, ибо именно человек является той высшей субстанциальной формой, которая порождена иным (универсальным, вселенским) и включена в него, выделяет и противопоставляет себя иному, внечеловеческому;

другой полюс отношения мы определяем не через конкретное понятие, не через одну из форм бытия внечеловеческого (материя, бытие, тело, вещь), а через абстрактную форму внечеловеческой реальности - универсум, как совокупность потенциальных и актуальных форм бытия, которые в системе отношений с человеком обретают различную конкретность: мир (духовно освоенный универсум) и среду (предметно освоенный универсум).

При таком подходе поляризация материального и духовного, а значит и материализма и идеализма остается, потому что обе стороны, оба полюса отношений могут различными философскими системами трактоваться различно: универсум как материя, как природа, как бытие, как Бог, как дух, как комплекс ощущений, как представление, как воля, как разум… (Демокрит, Б. Спиноза, Л. Фейербах, Г. Гегель, Д. Юм, А. Шопенгауэр); человек как тело, как организм, как субъект, как сознание, как «машина».

Центральная оппозиция «универсум - человек» позволяет учесть и последующее развитие философии, поскольку в качестве полюсов отношений могут выступать различные глобальные, космические системы: сверхчеловек, внеземные цивилизации, неопознанные объекты любого типа. Просто происходит модификация оппозиции: «универсум - сверхчеловек», «универсум - «внеземные цивилизации», «космос - человек» или в общем (т.е. философском) виде: «внечеловеческое - человек».

Так или иначе, но человеческая философия, философия человеческого общества не может избавиться от антропоцентризма или от включения человека в оппозиционную систему любого типа: «есть я и не я», «есть человеческое и внечеловеческое». Это обусловлено тем простым обстоятельством, что философию создает человек, философствует человек и именно он определяет свое многогранное отношение ко всему тому, что не является человеком и человеческим.

Предмет философии.

Включив человека и внечеловеческую реальность вместе с их отношением в основной вопрос философии, мы реально задаем возможность выхода на предмет философии, который предстает как концентрированная форма развертывания данного отношения. Поскольку, по крайней мере, один из компонентов отношения (человек) предстает как активный агент отношения, само отношение приобретает активный, функциональный, деятельностный характер. Человек (как общественный субъект) своей активностью определяет движение от универсума к себе и движение от себя к универсуму. Вот здесь и заключено все богатство философской проблематики, ее предмет:

***учение об универсуме (онтология);

***учение о человеке (антропология);

***учение об отношении универсума и человека;

***учение об отражении, духовном освоении универсума человеком: теория познания и теория оценивания (гносеология и аксиология);

***учение о трансформации универсума в мир - как духовно освоенный универсум;

***учение о преображении, практическом освоении универсума человеком - методология и праксиология;

***учение о трансформации универсума в среду - как практически освоенный универсум.

Традиционная философия в этом плане находит свое точное место в соответствии с предметом изучения (предмет любой науки должен представлять ее целиком во всем многообразии связей и отношений, если же необходимо представить какую-либо часть науки, в т.ч. и философии, то целесообразно говорить об объекте изучения).

Основной вопрос философии.

В философии России советского периода и частично современного его этапа применялось положение, сформулированное еще Фридрихом Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию» (Ф. Энгельс один из величайших теоретиков и практиков ХIX века, способствовавших предметному развитию многих областей знания: философии, политической экономии, истории, этики, военной науки).

Энгельс Фридрих 1820-1895 годы - мыслитель и крупный европейский общественно-политический деятель, один из основоположников материалистической философии. Родился в Рейнской провинции Пруссии в Бармене, в долине реки Вуппер, в семье текстильного фабриканта, человека весьма консервативного. Будучи ярым приверженцем религии, отец стремился воспитать детей в духе строгих нравственных правил. Он не дал сыну окончить гимназию и отправил в Бремен в Англию, чтобы сделать коммерсантом, где тот и работал в конторе на фабрике отца. В свободное время Фридрих занимался самообразованием: изучал историю, философию, литературу, лингвистику, иностранные языки. Знакомство с передовыми идеями своего времени, прежде всего, с работами младогегельянцев, помогло Энгельсу освободиться от религиозных воззрений, которые были ему внушены в семье. Его мировоззрение формировалось под воздействием прогрессивных идейных течений той эпохи – демократизма Л. Бёрне, философии Г. Гегеля, радикальных взглядов младогегельянцев, а также личного трудового опыта и собственных общественно-политических наблюдений. С 1839 г. он стал сотрудником прогрессивного журнала «Telegraph fur Deutschland» - органа радикальной литературной группы «Молодая Германия». Находясь в Париже в 1844 г., он крепко сдружился с К. Марксом и не оставлял его практически до самой смерти. Вместе с ним были написаны философские работы - «Тезисы о Фейербахе» (1845 г.), «Нищета философии» (1847 г.), а также политический «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.). Энгельс неоднократно участвовал лично в боевых революционных действиях, сражался на баррикадах. Являлся хорошим знатоком и в последствии теоретиком военного искусства. Он внес существенный вклад в становление и развитие ряда наук, в т.ч. материалистической философии. После смерти К. Маркса завершил его научный труд и опубликовал 2-й и 3-й тома «Капитала». К числу фундаментальных философских работ Ф. Энгельса относятся: «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Согласно завещанию Фридриха Энгельса, его прах после кремации был развеян в водах залива на стыке проливов Ла-Манш и Па-де-Кале у городка Истборн, любимого места отдыха Энгельса в юго-восточной части Англии.

Такой подход к формулировке основного вопроса философии базируется на двух фундаментальных фактах человеческой жизни:

во-первых, существуют материальные (не зависимые от человека, не созданные им) явления и духовные, т.е. принадлежащие только человеку (сознание и воля, мышление);

во-вторых, каждый человек выделяет себя из всего того, что его окружает и отличает себя от всего другого, соотносит свои цели с действительностью, оценивает действительность.

«Двойственный» характер человеческой практики, «удвоение» человеком себя и своего мира в сознании является базисом выделения в качестве основного вопроса философии - вопроса об отношении духовного к материальному.

Основной вопрос философии в марксистской литературе традиционно делится на две стороны, которые выделял Ф. Энгельс:

первая - что является первичным, дух или природа;

вторая - познаваем ли мир.

Современная философия признает недостаточным рассмотрение двух сторон, указывая на необходимость вычленения в рамках основного вопроса проблем оценочного (аксиологического) и практического (праксиологического) отношения духовного к материальному. О чем уже говорилось ранее в аспекте отношения «универсум - человек».

По решению вопроса о первичности духовного и материального все философы разделяются на два лагеря - материалистов и идеалистов:

материалисты за первичное принимают материю;

идеалисты, наоборот, материальное считают продуктом духовного (идеи, сознание, воля, абсолютный дух, Бог…).

Примером иного подхода к выделению основного вопроса философии может служить позиция французского мыслителя А. Камю. Сосредоточив внимание на проблемах человеческого существования и показав его абсурдность, он задает ключевой для себя вопрос: стоит ли жить? А. Камю заявляет: «Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов».

Камю Альбер (Camus) 1913-1960, французский писатель и философ-экзистенциалист. Участник движения сопротивления. В повести «Посторонний» (1942) тема абсурдности жизни раскрывается через поток сознания внутренне опустошенного героя. В романе-притче «Чума» (1947, с антифашистским, антитоталитаристским подтекстом), философских книгах «Миф и Сизифе» (1942), «Бунтующий человек» (1951), пьесе «Калигула» (1944) – поиски мировоззренческих опор в лишенном Бога и какого-либо смысла мире, иллюзорность безграничной личной свободы, стоическое, «без надежды на успех», противостояние абсурдному бытию. Лауреат Нобелевской премии (1957). Погиб в автомобильной катастрофе.

Близко к подходу А. Камю понимание основного вопроса философии русским философом Н.А. Бердяевым, для которого основная проблема - это проблема свободы человека: его сущности, природы, предназначения.

Бердяев Николай Александрович 1874-1948, религиозный философ. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918). В 1922 г. выслан из России. С 1925 г. во Франции, издавал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925-40). На рубеже 1900-х г.г. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства, затем перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенциализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются Бердяевым необходимости, миру объектов, в котором царствует зло, страдание, рабство. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Основные сочинения, изданные во многих странах: «Смысл творчества» (1916). «Миросозерцание Достоевского» (1923), «Философия неравенства» (1923), «Философия свободного духа» (1927-28), «О рабстве и свободе человека» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947), «Русская идея» (1948), «Самопознание» (1949).

Однако в приведенных подходах размывается предмет философии, который мы обозначили через отношения человека и универсума. Ни сам человек, ни в целом универсум не являются предметом философского изучения (для этого есть частные науки - естественные, общественные и технические), а именно отношения раскрывают все богатство философского подхода и его универсальность.

В тоже время необходимо отметить, что философы, считающие философию наукой, так определяют ее предмет:

философия - это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления;

философия - наука о всеобщем в отношениях человека и мира;

философия - это наука о всеобщих началах сущего.

Отмеченный подход к ее предмету получил название онтологического.

Другой тип определений - антропологический. Так, русский философ-экзистенциалист Н.А. Бердяев определил философию как науку о духе, считая, что наука о духе есть прежде всего наука о человеческом существовании.

В выведенном выше понимании предмета философии (Л. Зеленов) не игнорируется вся традиционная философская проблематика, а, напротив, находят свое точное место: во-первых, субстанция, атрибуты, потенциальное и актуальное, пространство и время, движение, взаимодействии…; во-вторых, материя, сознание, теория познания, учение об истине…; в-третьих, общественное бытие, общественное сознание, предметная деятельность… Здесь подход к предмету философского изучения всеобъемлющ и универсален.

Зеленов Лев Александрович 1933 г.р. - философ, мыслитель, публицист, доктор философских наук, профессор, академик, заведующий кафедрой. Основатель и научный руководитель Нижегородского философского клуба, учредитель и президент Общероссийской академии человековедения. Окончил философский факультет Ленинградского государственного университета (1956 г.). Л. Зеленовым разработана система философии и антропономии, теория дизайна и концепция различных видов деятельности. Он является автором многих учебников и учебных пособий, курсов лекций и монографий, научных и методических работ, статей и сборников по сущностным проблемам философии и философской практики. В диссертационном совете по философским специальностям (1992 г.) под председательством Л. Зеленова защищено около 100 докторских и кандидатских диссертаций.

§ 2. Проблемы философии, функции философии и типы мировоззрений.

Учебный курс философии предполагает предметное выделение философской проблематики, так как философия это не только особый тип мировоззрения, но и наука. Как любой науке философии присущи пять основных институальных признаков: свой предмет, свой метод, свой категориальный аппарат, свои законы, свои функции (прагматика).

Наши рекомендации