Словарь используемых терминов
Базис и надстройка – основные понятия марксистской версии социальной философии, характеризующие структуру «общественно-экономической формации». Базис – это первичная экономическая структура общества, представляющая собой совокупность исторически определенных производственных отношений. Надстройка – совокупность идеологических отношений и взглядов (идей), а также соответствующие им организации и учреждения (государство, партии, церковь и др.).
Власть – в классических философских концепциях – особое отношение между людьми, способность осуществлять свою волю.
Государство – основной институт политической системы, наделенный высшей законодательной властью, т.е. правом устанавливать и регламентировать социальные нормы и правила общественной жизни в пределах определенной территориальной целостности и использовать легитимные методы принуждения для их соблюдения по отношению ко всем членам общества. Государство является основным источником политической власти и использует ее от имени всего общества.
Гражданское общество – понятие, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Гражданское общество – область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов.
Демократия – это форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.
Деньги – всеобщий эквивалент или всеобщая эквивалентная форма стоимости товаров.
Закон – в философии – существенная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь (отношение) между явлениями. Категория выражает в своем содержании тот, не зависящий от нашего сознания, факт, что предметы и явления окружающего мира функционируют и развиваются в соответствии с присущими им существенными, необходимыми, повторяющимися, устойчивыми отношениями (связями). В юриспруденции – закон – в узком смысле это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.
Индустриальное общество – одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности современных, т.н. «развитых» обществ в отличие от «традиционных». Теория исходит из того, что коренные социально-экономические, политические и социокультурные изменения в процессе общественного развития происходят в результате трансформации «традиционных» аграрных обществ к «индустриальным», сама же эта трансформация осуществляется в результате промышленной революции и связанного с ней быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума. Именно быстрое развитие техники и становится главной детерминантой социально-экономического развития.
Категорический императив – базовое понятие этики И. Канта, фиксирующее общезначимое нравственное предписание, имеющее силу безусловного принципа человеческого поведения. Нравственность, по И. Канту, может и должна быть абсолютной, всеобщей, общезначимой, то есть иметь форму закона. Представление о законе самом по себе, по И. Канту, становится определяющим основанием воли, тем, что мы и называем нравственностью, имманентной самой личности, поступающей, согласно этому представлению, безотносительно к ожидаемому от него результату.
Либерализм – идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка.
Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самосознание и т.д.), самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности и общении.
Модус – философский термин, с помощью которого в XVII-XVIII вв. обозначали свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях – в отличие от атрибута (неотчуждаемого свойства предмета).
Мораль (нравственность) – специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. Мораль выступает в качестве «неписанного закона», реализуя свою регулятивную функцию посредством обыденного сознания.
Норма – понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность, поведение и общение, сохраняют свои качества и функции. В социальной сфере нормы конкретизируются через нормативы, правила и предписания, а также через соотносимые с ними эталоны – образцы. Нормы выступают как регулятивы социальных взаимодействий всех уровней и видов, обеспечивающие их организацию, упорядочивание, институционализацию и контроль.
Общественного договора теория – социально-философская концепция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) как результат сознательного акта конвенции относительно таких социальных феноменов, как закон (и право в целом) и государство (властные отношения в целом). Теория опирается на ряд универсальных положений: 1) идею естественного права; 2) идею государства как гаранта естественного права; 3) идею конституирования закона и государства в акте свободного волеизъявления независимых индивидов; 4) идею народа как суверена права и власти.
Общественные отношения – многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них.
Общество – выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов.
Опредмечивание и распредмечивание – понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке классического немецкого трансцендентализма и традиционного марксизма. 1) опредмечивание – как переход в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что собственно и делает предмет социокультурным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в культурной – знаково оформляемой и ценностно нагружаемой – форме, что сдвигает анализ с процессов овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта); 2) распредмечивание – делание «сущности» (социокультурной) предмета достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой способности (через усвоение и критическое переосмысление социокультурного опыта).
Открытое общество – понятие, активно использовавшееся К. Поппером в книге «Открытое общество и его враги». «Закрытым» выступает общество, организованное на основе авторитарно установленных неизменных норм. В противовес ему, открытое общество основано на высоком и зрелом критическом потенциале человеческого разума, стимулирующем инакомыслие и интеллектуальную свободу как индивидов, так и социальных групп, направленную на непрерывное реформирование общества в целях разрешения его проблем.
Отчуждение – философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатов и продуктов деятельности людей в независимую силу, становящуюся выше своих творцов и подавляющую их.
Политика – сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами. Политика как особая форма социальной деятельности возникает вместе с государством и той иерархической системой власти, которая призвана обеспечить в обществе гражданский порядок на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения.
Политология – наука о политике как об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Потребность – нужда в чем либо; источник активности человека, им осознаваемый и достигаемый посредством целенаправленной деятельности; стремление человека соотнести субъективные представления о желаемом с его внутренним объективным содержанием, а также поиск средств по его удовлетворению.
Право – норма свободы; система правил поведения людей, имеющая общеобязательный характер и выражающаяся в официальной форме, которая устанавливается или санкционируется государством;
Прогресс – тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, что выражается в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.
Производство – одно из основных понятий социологических и экономических наук, отражающее активно-деятельный способ бытия человека в мире. Под производством понимают: 1) производство средств к жизни, удовлетворение потребностей (материальных, духовных); 2) производство самого человека (продолжение рода, воспроизводство человека как детерминированного культурой существа).
Развитие – характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей. Выражая прежде всего процессы изменений, развитие предполагает сохранение (системного) качества развивающихся объектов.
Свобода – универсалия культуры субъектного ряда, фиксирующая возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.
Свобода воли – способность человека к самоопределению в своих действиях.
Собственность – отношения между людьми по поводу присвоения средств производства и результатов труда.
Социализм – 1) одна из версий общественного идеала в европейской социально-философской и политической традиции XIX в.; 2) одна из моделей – тенденций организации жизни общества индустриального типа, предполагающая значимое вмешательство государства во все сферы жизни социума в целях осуществления глобальных программ «догоняющего развития»; 3) самообозначение общественно-экономического устройства ряда государств в XX в.
Социальное равенство – понятие, обозначающее одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам.
Социальный институт – относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.
Социальный контроль – механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.
Человек – фундаментальная категория философии, являющаяся смысловым центром практически любой философской системы; биосоциальное существо.
Экономика – 1) хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления; 2) отрасль знаний, посвященная изучению правил, позволяющих рационализировать поведение экономического субъекта при решении им своих экономических проблем.
Этика – раздел философии, объектом изучения которого является мораль, нравственность.
Юриспруденция – это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Рекомендуемая литература:
1. Агапов, О. Д. Очерки синергийной социальной философии / О. Д. Агапов. – Казань : Познание, 2008. – 140 с.
2. Аквинский, Ф. О правлении государей / Ф. Аквинский / в кн. Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI – XVII вв. – Л. : Наука, 1990. – 246 с.
3. Антология мировой философии в 4 т. Т. 1. Философия древности и средневековья. Ч. 1 и 2. М. : Мысль, 1969. – 936 с.
4. Антология мировой философии в 4 т. Т. 2. Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. М. : Мысль, 1970. – 776 с.
5. Антология мировой философии в 4 т. Т. 3. Буржуазная философия конца XVIII в. – первых двух третей XIX в. М. : Мысль, 1971. – 760 с.
6. Бодрийар, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийар. – М. : Рудомино,1995. – 174 с.
7. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков. – М. : Институт русской цивилизации, 2009. – 464 с.
8. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. – М. : Мысль. 1991. – 731 с.
9. Вебер, М. Политика как призвание и профессия / Избранные произведения / М. Вебер. – М. : Прогресс, 1990. – С. 644-706.
10. Вечканов, В. Э. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Э. Вечканов, Н. А. Лучков. – М. : ИЦ РИОР : НИЦ Инфра-М, 2013. – 136 с. – Режим доступа: http://znanium.com.
11. История политических учений [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. И. Демидов, А. Ф. Бичехвост, Т. А. Алексеева ; отв. ред. А. И. Демидов. – М. : Норма : НИЦ Инфра-М, 2013. – 432 с. – Режим доступа : http://znanium.com
12. Канке, В. А. Философия для юристов : учебник / В. А. Канке. – М. : ОМЕГА-Л, 2010. – 412 с.
13. Кармин, А. С. Философия : учебник / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб. : Питер, 2009. – 560 с.
14. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли. – М. : Планета, 1990. – 80 с.
15. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс / Собрание сочинений. Т. 42. – М. : Издательство политической литературы, 1974. – С. 41-174.
16. Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс / Собрание сочинений. Т.3. – М. : Государственное издательство политической литературы, 1955. – С. 7-544.
17. Нижников, С. А. Философия [Электронный ресурс] / С. А. Нижников. – М. : НИЦ Инфра-М, 2012. – 461 с. – Режим доступа: http://znanium.com.
18. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет / Избранные труды. – М. : Весь мир, 1997. – С. 43-164.
19. Островский, Э. В. Философия [Электронный ресурс] : учебник / Э. В. Островский. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. – 313 с. – Режим доступа: http://znanium.com.
20. Печчеи, А. Человеческие качества / А. Печчеи. — М. : Прогресс, 1985. – 312 с.
21. Платон. Государство. Соч.: В 4 т. Т. 3. / Платон. – М. : Мысль, 1994. – С. 327–359.
22. Поппер, К. Открытое общество и его враги. Т. 1 : Чары Платона. / К. Поппер. – М. : Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – 448 с.
23. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М. : ЭКСМО, 2007. – 654 с.
24. Спиркин, А. Г. Философия : учебник / А. Г. Спиркин. – М. : Гардарики, 2009. – 368 с.
25. Стюарт, Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организации / Т. Стюарт / в кн. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М. : Academia, 1999. – С. 372-400.
26. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2001. – 669 с.
27. Трубецкой, С. Н. О природе человеческого сознания / С. Н. Трубецкой / Сочинения. – М. : Мысль, 1994. – 816 с.
28. Философия : хрестоматия / сост. В. Б. Рожковский, Д. Л. Устименко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 350 с.
29. Философия : энциклопедический словарь / под ред. Ивина А. А. – М : Гардарика, 2004. – 1072 с.
30. Франк, С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию / С. Л. Франк. – М. : Республика, 1992. – 510 с.
31. Фромм, Э. Иметь или быть. / Э. Фромм. – М. : Прогресс, 1990. – 336 с.
32. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / М. Фуко. – М. : Праксис, 2002. – 384 с.
33. Хайек, Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма / Ф. А. Хайек. – М. : Новости, 1992. – 304 с.
Периодические издания:
1. Ань Вэй. Глобализация и право / Ань Вэй // Вопросы философии. – 2005. – № 2. – С. 166-170.
2. Баландин, Р. К. Ноосфера или техносфера? / Р. К. Баландин // Вопросы философии. – 2005. – № 6. – С. 107-116.
3. Бехман, Г. Современное общество как общество риска / Г. Бехман // Вопросы философии. – 2007. – № 1. – С. 26-46.
4. Демидов, А. И. Рациональность власти и ее эволюция от текста к образу / А. И. Демидов // Вопросы философии. – 2005. – № 8. – С. 3-10.
5. Колпаков, В. А. Общество знания. Опыт философско-методологического анализа / В.А. Колпаков // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 26-38.
6. Мильдон, В. И. Индивидуализм и эгоизм / В. И. Мильдон // Вопросы философии. – 2008. – № 6. – С. 43-55.
7. Мотрошилова, Н. В. О современном понятии гражданского общества / Н. В. Мотрошилова // Вопросы философии. – 2009. – № 6. – С. 12-33.
8. Нариньяни, А. С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего / А. С. Нариньяни // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 3-17.
9. Рзаева, Р. О. Дихотомия «Запад – не-Запад» в дискурсе незападной современности и постмодерна / Р. О. Рзаева // Вопросы философии. – 2012. – № 12. – С. 86-95.
10. Семенов, В. С. О перспективах человека в ХХ в. / В. С. Семенов // Вопросы философии. – 2005. – № 9. – С. 29-37.
11. Сердобинцев, К. С. Взаимодействие общества и власти в контексте проблем модернизации и развития институтов гражданского общества в России / К. С. Сердобинцев // Вопросы философии. – 2011. – № 4. – С. 31-41.
12. Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. – 1990. – № 3. – С. 134-155.
13. Хайтун, С. А. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего / С. А. Хайтун // Вопросы философии. – 2005. – № 11. – С. 90-105.
14. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций? / С. Хантингтон // Полис. – 1994. – № 1. – С. 33-48.
15. Юдин, Б. Г. О человеке, его природе и его будущем / Б. Г. Юдин // Вопросы философии. – 2004. – № 2. – С. 16-28.
Интернет сайты
1. www.filosofia.ru – Библиотека философии и религии. (Русский гуманитарный интернет-университет).
2. www.vehi.net – «Вехи» – библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы.
3. www.philosophy.allru.net – «Золотая Философия» – источники по философии.
4. www.philosophy.albertina.ru – Источник по русской философии.
5. www.antology.rchgi.spb.ru – Философская библиотека средневековья содержит оригинальные тексты философов (Христианская гуманитарная академия).
6. www.books.atheism.ru – Философия и атеизм.
7. www.filosof.historic.ru – Электронная библиотека по истории философии, информация по всем историческим эпохам.
8. www.history.philosophy.pu.ru –материалы по истории философии (СпбГУ).
9. www.bobych.ru – Лекции по всем темам по философии.
10. www.Philosoff.ru –материалы по философии, тексты, статьи, лекции.
11. www.gaudeamus.omskcity.com – Учебники, учебные пособия по философии (Омский портал-лаборатория электронной учебной литературы).
12. www.philosophy.nsc.ru – Библиотека. Философские тексты (Сибирское отделение РАН).
13. www.edu.ru – Российский федеральный портал.
14. http://psylib.org.ua/books/avgus01/txt03.htm – Августин. Исповедь.
15. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Econom/mizes/03php – Мизес, Л. Индивид, рынок и правовое государство.