Развитие политико-правовых и социально-экономических идей в истории философии
Кафедра социально-
политических дисциплин
Нурмухаметова В.В.
Развитие политико-правовых и социально-экономических идей в истории философии
Учебно-методическое пособие
Набережные Челны-2014
УДК 1(075.8)
ББК 87
Н 90
Печатается по решению Секции социально-политических дисциплин
Учебно-методического совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Нурмухаметова, В. В. Развитие политико-правовых и социально-экономических идей в истории философии: учебно-методическое пособие / В. В. Нурмухаметова.– Казань : Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 62 с.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры «Философия».
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Философия» предназначено для студентов направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция» и соответствует ФГОС ВПО по данному направлению. В настоящем пособии представлены задания для самостоятельной работы студентов с оригинальными текстами по социально-философской тематике.
УДК 1(075.8)
ББК 87
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2014
© Нурмухаметова В. В., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………….. | |
Раздел 1. Политико-правовые аспекты социально-философской мысли…. | |
Раздел 2. Социально-экономические идеи в философии …………………. | |
Примерные темы для докладов и эссе ……………………………………. | |
Словарь используемых терминов …………………………………………. | |
Список использованной литературы ……………………………………… |
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие «Развитие политико-правовых и социально-экономических идей в истории философия» предназначено для формирования и развития навыков целостного подхода к анализу социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, (общее количество часов – 72). В пособии представлены задания, направленные на уяснение сущности важнейших правовых, политических, экономических, социальных проблем общества, выявляемых и анализируемых в зарубежной и отечественной философии.
Цель данного учебно-методического пособия – развитие общекультурных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция, позволяющих им составить представление о сущности социального бытия и его структуры, многообразии форм социальной реальности, а также сформировать понимание взаимосвязанности и системности его сфер общества. Бакалавр юриспруденции должен быть способен к философскому осмыслению социальных проблем, обладать навыками ведения дискуссии и диалога с учетом базовых ценностей и ценностей гражданского общества.
Задания данного пособия способствуют формированию и развитию следующих общекультурных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция:
– Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
– Способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
– Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Данное пособие способствует формированию следующих знаний, умений и навыков:
Студент должен знать:
1) законы мышления и способы построения логически верных высказываний;
2) основные философские понятия и важнейшие проблемы общества и человека;
3) методы, применяемые философией для решения актуальных социальных проблем.
Студент должен уметь:
1) применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
2) оценивать состояние основных мировоззренческих вопросов, важнейших социальных проблем и актуальных личностных и смысложизненных вопросов;
3) строить на основе философских теорий и концепций оценку имеющих место в обществе проблем.
Студент должен владеть:
1) навыками логической обработки информации;
2) навыками анализа основных проблем современного общества и человека;
3) навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание.
Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой дисциплины «Философия» и предназначена для самостоятельной работы студентов по темам учебных разделов «История философии», «Философия общества».
Социально-философская традиция в рассмотрении общества обладает рядом достоинств, которые следует использовать в организации учебного процесса в вузах. Бакалавр юриспруденции должен представлять взаимосвязанность всех сфер общества для адекватной оценки правовых основ существования и развития общества. Задания данного пособия позволят бакалаврам юриспруденции рассмотреть социальные процессы, связанные с правовыми аспектами бытия современного общества со ссылкой на социально-философские теории сущности политики, власти, права, государства, справедливости, а также расширить рамки знаний об экономической сфере общества.
Задания способствуют достижению целей и задач, поставленных в рамках преподавания дисциплины «Философия»:
1. Приобщение к культурному философскому наследию, формирование общего уровня образованности.
2. Изучение общемировоззренческих проблем мира, природы, общества, культуры, а также места и роли человека в нем.
3. Формирование и развитие методологической культуры проведения научно-исследовательских работ.
4. Создание соответствующей теоретической базы для успешного усвоения общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана.
5. Развитие навыков аналитической работы: установление причинно-следственных связей, выявление закономерностей, определение главного и второстепенного, сравнение и сопоставление, обобщение, прогнозирование.
6. Складывание мировоззренческой позиции студента на основе изучения взглядов философов.
7. Приобщение студентов к классическим образцам философского мышления и вовлечение их в рациональный процесс смысложизненного поиска.
Пособие содержит примерную тематику докладов и эссе по наиболее актуальным социально-философским проблемам, на которых сфокусировано внимание философов в предложенных фрагментах. Для более оперативной работы с заданиями и написания философских эссе в пособии содержится словарь используемых терминов, а также рекомендуемая литература.
Тексты в данном пособии размещены в хронологическом порядке с той целью, чтобы студенты смогли проследить эволюцию политико-правовых и социально-экономических идей в истории философского знания, их диалектическую взаимосвязь и последовательность. В начале помещены социально-философские идеи древности, средневековья, затем Нового времени, XIX века и современности. В пособии представлены размышления отечественных философов об общественных проблемах, внесших существенный вклад в изучение социальной реальности.
Студентам рекомендуется следующий алгоритм работы с заданиями, предложенными в данном пособии:
1. Познакомиться с пояснительной запиской в пособии;
2. Выбрать задание (самостоятельно или по рекомендации преподавателя) и уточнить форму работы с ним (устно или письменно; индивидуально, в команде или группе);
3. Ознакомиться с вводной частью раздела;
4. Внимательно прочитать фрагмент текста сочинения философа;
5. Прочитать вопросы, поставленные к этому фрагменту;
6. В случае если в тексте или вопросе имеется понятие, не встречавшееся ранее, обратиться к словарю используемых терминов, имеющимся в данном пособии, либо обратиться к иным источникам;
7. В случае если в вопросе предполагается вспомнить какую-либо философскую теорию или концепцию какого-либо мыслителя, следует обратиться к соответствующим темам в учебнике. Как правило, без дополнительной помощи найти ответ на поставленный вопрос будет затруднительно. Такие задания в пособии отмечены звездочкой (*);
8. Приступить к формулированию ответов на поставленные вопросы.
Существует ряд требований к ответам. Они должны быть:
– четкими, конкретными и согласовываться с постановкой вопроса. Например, на вопросы: «Какие виды власти различал Августин Аврелий? Какой из этих видов власти является первостепенной? Почему?» следует отвечать так: «Августин Аврелий различал следующие виды власти:…. Власть … им рассматривалась в качестве первостепенной, потому что…». Если необходимо изложить свою точку зрения на проблему, то следует дать четкий ответ: «Да, я считаю, что автор прав, так как…». Далее привести аргументы.
– оригинальными, т.е. быть составленными лично студентом и не содержать книжные формулировки. Личное мнение не должно быть подменено точкой зрения составителей учебников или самих философов. Если требуется привести чужое мнение на рассматриваемую проблему, на него необходима ссылка.
– логичным и последовательным. В ответе должна просматриваться логика размышления – от поставленной проблемы к доводам, а затем к выводу.
Задания выполняются на практических занятиях, а также во внеаудиторное время, определенное преподавателем. Задания пособия могут быть использованы при организации следующих форм учебного процесса: индивидуальные устные ответы, участие в обсуждении, письменные работы, эссе.
Критерии оценки каждого задания определяются в соответствии с балльно-рейтинговой системой учебного процесса и варьируют в пределах 0,5 – 8 баллов в зависимости от вида работ и показателей оценивания.
Вид работ | Показатели оценивания | Отметка | |
мин | макс | ||
Индивидуальные устные ответы | – оперирование категориальным аппаратом философии; – знание основных закономерностей развития природы, общества, человека, мышления; – соответствие ответа поставленному вопросу, полнота ответа; – ясная и аргументированная устная речь; – готовность к диалогу и публичным выступлениям. | ||
Участие в обсуждении | – оперирование категориальным аппаратом философии; – знание основных закономерностей развития природы, общества, человека, мышления; – соответствие ответа поставленному вопросу, полнота ответа; – ясная аргументированная, логически построенная устная речь; – готовность к диалогу на основе ценностей демократического общества; – готовность к публичным выступлениям; – активная социальная позиция. | 0,5 | |
Письменные работы | – оперирование категориальным аппаратом философии; – знание основных закономерностей развития природы, общества, человека, мышления; – ясная, логичная и аргументированная письменная речь; – самостоятельность выполнения. | ||
Эссе | – оперирование категориальным аппаратом философии; – знание основных закономерностей развития природы, общества, человека, мышления; – демонстрация навыка целостного подхода к анализу проблем общества и человека и умения; определять процессы и тенденции развития общества; – ясная, логичная и аргументированная письменная речь; – активная социальная позиция; – деление текста на введение, основную часть и заключение; – наличие выводов. |
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
Политика и право представляют собой ключевые явления, анализируемые в рамках социальной философии. Выяснение их сущности, функций и специфики проявления в обществе происходит в рамках специальных разделов философии – философии политики (политической философии) и философии права. Политика представляет собой особую сферу деятельности, связанную с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами. Власть же является возможностью и способностью оказывать влияние на поведение людей. Право в обществе берет на себя функцию социального контроля и регулятора общественных отношений. Другими важнейшими понятиями, сущность которых вскрывается в философии, являются справедливость, закон, политическая свобода, гражданское общество и др. В отличие от политологии и юриспруденции, социально-философское рассмотрение политико-правовых явлений и процессов основано на целостном видении общественного бытия, их органичной включенности в общий поток социальных процессов и явлений.
Первые представления о политике, государстве, власти относятся к глубокой древности. В Древнем Китае и Античной Греции были сформулированы главные политические и правовые категории, такие как государство, гражданин, закон, справедливость и т.п. Платон рисует свое идеальное государство, Аристотель анализирует формы правления и политическую сущность человека, Конфуций учит послушанию правителю и следованию законам. В средние века политико-правовая мысль приобретает религиозную окраску, а политическая власть и государство предстают как божественные творения. Позднее, в философии Нового времени, возникает совершенно новый, рациональный, научный взгляд на сущность политики, государства и права. Его возникновение обычно связывают с именами Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, дальнейшее развитие – И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и др. В этот период возникают признанные классическими теории естественного права и разделения властей, концепция общественного договора, материалистическое понимание общественных процессов.
В ХХ веке и в настоящее время в связи с коренными трансформациями во всех сферах общественной жизни, а также глобальными вызовами современному обществу, вновь переосмысливается философское наследие прошлого. Особенностью современной стадии философского исследования политической и правовой сфер общества является его неразрывная связь с социальной реальностью. Обращение к изучению феномена «политического» характерно для большинства философских течений ХХ века – экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс и др.), неогегельянства (Фр. Брэдли, Р. Коллингвуд, Б. Кроче), марксисткой школы (В.И. Ленин, Д. Лукач, А. Грамши и др.), постмодернизма (Ж. Бодрийар), постструктурализма (М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Делез), аналитической (Б. Бэрри, Дж. Роулз) и психоаналитической (З. Фрейд) философии. Теперь в центре изучения оказываются проблемы тоталитаризма и демократии, политики и морали, идеологии, политического сознания и культуры, становления и функционирования гражданского общества, вопросы политического дискурса. Политика рассматривается как сфера публичной жизни человека, как одна из сторон человеческого бытия. Особую актуальность приобретают концепции политической свободы, имманентно связанной с реализацией идеи права как меры справедливости и равенства.
История философии показывает, что исследование «политического» было тесным образом сопряжено со спецификой общественной реальности последовательно сменяющихся исторических эпох. Социально-философское знание о политике и праве преодолело длинный и сложный путь от идей и мечтаний об идеальном государстве к анализу реальных политических явлений и процессов.
1. Ознакомьтесь с образом совершенномудрого правителя, созданным Лао-цзы:
Если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор. Если не ценить драгоценных предметов, то не будет воров среди народа. Если не показывать предметов, побуждающих желание иметь их, то сердца народа не будут волноваться. Поэтому совершенномудрый, управляя страной, делает сердца простолюдинов пустыми, а желудки полными. Такое управление ослабляет их волю и укрепляет их кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у людей не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать. Следование недеянию всегда приносит спокойствие.
Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которых народ любит и возвышает. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает.
Благородный правитель в обычное время предпочитает быть уступчивым в отношении соседних стран и лишь на войне применяет насилие. Войско – орудие несчастья, поэтому благородный правитель не стремится использовать его, он применяет его, только когда его вынуждают к этому крайние обстоятельства.
Драгоценные вещи заставляют человека совершать преступления. Поэтому совершенномудрый стремится к тому, чтобы быть сытым, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи. Он отказывается от последних и ограничивается первым.
Вопросы:
Как Вы понимаете фразу: «Оно (управление) постоянно стремится к тому, чтобы у людей не было знаний и страстей, а имеющие знания не смели бы действовать». Какую опасность, по мнению Лао-цзы, представляют для правителя образованные люди?
2. Прочитайте рассуждения Конфуция о государственном управлении:
Учитель сказал: «Правитель всегда должен быть правителем, слуга слугой, отец – отцом, сын сыном».
Учитель сказал: «Простолюдинов можно заставлять следовать должным путем, но им не надо знать, почему это нужно делать».
Конфуций сказал: «Если наставлять людей с помощью законоположений, если ограничивать и сдерживать их с помощью наказаний и казней, то хотя они не будут совершать преступления, но в сердцах своих не будут испытывать отвращения к дурным поступкам. Если же наставить людей с помощью нравственных требований и установить правило поведения сообразно ли, то люди не только будут стыдиться плохих дел, но и искренне возвратятся на праведный путь».
Вопросы:
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Согласны ли Вы с утверждением автора, что «благоденствие отдельного человека совпадает с благоденствием государства» и «высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства»? Обоснуйте свою точку зрения.
Вопросы
Согласны ли вы с мнением К.-А. Гельвеция: «Великое искусство законодателя и заключается в том, чтобы разъединить их (порок и удовольствие) так, чтобы выгода, извлекаемая злодеем из преступления, была совершенно несоразмерна тому страданию, которое ему за это грозит»? Обоснуйте.
16. Изучите теорию государства, предложенную Т. Гоббсом:
Очевидно, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех.
Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости.
Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.
В самом деле, естественные законы (как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха какой-нибудь силы, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т. п., а соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность.
Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни – civitas. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Насколько верной, на Ваш взгляд, является утверждение А. Моджевского: «многочисленные и суровые законы служат наглядным доказательством того, что в данном государстве люди получили плохое воспитание»? Обоснуйте.
21. Проанализируйте размышления Р. Оуэна о причинах преступности в обществе и принципах борьбы с ней:
Вина за преступный характер лежит не на индивиде, а на системе, среди которой он воспитался. Уничтожьте обстоятельства, содействующие созданию преступных характеров, – и преступлений больше не будет; замените их обстоятельствами, рассчитанными на создание привычек к порядку, регулярности, воздержанности, труду, – и человек будет обладать этими качествами. Держитесь в своих мероприятиях справедливости, и вы вскоре приобретете полное и безграничное доверие низших сословий. Применяйте в своем обхождении с ними постоянно и систематически принцип доброты, и преступления, даже те, которыми заражено старшее поколение, постепенно исчезнут, потому что даже самые худшие наклонности, за исключением разве случаев неизлечимого помешательства, не устоят долго против доброты, проявляемой решительно, систематически, сердечно. Такой образ действий после непродолжительной практики окажется наиболее могущественным и эффективным способом искоренения преступлений и всех вредных и скверных привычек.
Принципы, о которых идет речь, с полной уверенностью могут быть рассматриваемы как универсальные, приложимые во все времена, ко всем лицам и при всяких обстоятельствах.
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
1. Государство, по мнению С.Н. Трубецкого, есть продукт развития рационального начала в человеке. Какую роль играет просвещение и образование в государстве, каковы их функции? Продолжите мысль автора.
33. Познакомьтесь с высказыванием С. Л. Франка о сущности политики:
Политика есть лечение (гигиеническое, терапевтическое, в безвыходных случаях – хирургическое) общества, или его воспитание, создание условий и отношений, наиболее приемлемых для развития его внутренних творческих сил.
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Насколько верным являются рассуждения автора о необходимости формирования определенного типа человека как условия производства, основанного на капитале? Действительно ли каждой стадии общественно-экономического развития соответствует определенный социальный тип человека?
13. Познакомьтесь с марксисткой трактовкой разделения труда:
Вместе с разделением труда, содержащим все эти противоречия и покоящимся в свою очередь на естественно возникшем разделении труда в семье и на распадении общества на отдельные, противоречащие друг другу семьи, – вместе с этим разделением труда дано и распределение, являющееся притом – как количественно, так и качественно – неравным распределением труда и его продуктов; следовательно, дана и собственность, – зародыш и первоначальная форма которой имеется уже в семье, где жена и дети – рабы мужчины. Рабство в семье – правда, еще очень примитивное и скрытое – есть первая собственность, которая, впрочем, уже и в этой форме вполне соответствует определению современных экономистов, согласно которому собственность есть распоряжение чужой рабочей силой. Впрочем, разделение труда и частная собственность, это – тождественные выражения: в одном случае говорится по отношению к деятельности то же самое, что в другом – по отношению к продукту деятельности.
Далее, вместе с разделением труда дано и противоречие между интересом отдельного индивида или отдельной семьи и общим интересом всех индивидов, находящихся в общении друг с другом; притом этот общий интерес существует не только в представлении как «всеобщее», но прежде всего он существует в действительности в качестве взаимной зависимости индивидов, между которыми разделен труд. И наконец, разделение труда нам также и первый пример того, что пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, – собственная деятельность человека становится для него чужой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней.
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
Вопросы
1. Почему, по мнению Л. Мизеса «…сотрудничество возможно только на основе частной собственности на средства производства»?
На основе использования дополнительной литературы, а также словаря, выясните сущность либерализма. Действительно ли, либерализм является самой оптимальной основой для развития экономики в отличие от социализма?
22. Познакомьтесь с концепцией хозяйства, предложенной С. Н. Булгаковым:
Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что в самом широком и предварительном смысле слова может быть названо хозяйством. Хозяйство в этом смысле свойственно всему живому, не только человеческому, но и животному миру...
Итак, хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечивания природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм. Содержание хозяйственного процесса можно поэтому выразить еще и так: в нем выражается стремление превратить мертвую материю, действующую с механической необходимостью, в живое тело, с его органической целесообразностью, поэтому в пределе цель эту можно определить как превращение всего космического механизма в потенциальный или актуальный организм, в преодоление необходимости свободой, механизма организмом, причинности целесообразностью, как очеловечение природы.
Признак хозяйства – трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных или духовных, в противоположность даровому их получению. Это напряженная активность человеческой жизни, во исполнение Божьего слова: в поте лица твоего снеси хлеб свой, и притом всякий хлеб, т.е. не только материальную пищу, но и духовную: в поте лица, хозяйственным трудом не только производятся хозяйственные продукты, но созидается и вся культура.
Все хозяйство представляет собой такую объективную деятельность, которая предполагает под собой, очевидно, некоторую объективную деятельность. Оно есть постоянное воздействие хозяина, субъекта хозяйства (пока здесь безразлично, единичного или коллективного) на вещи (природу или материю, как бы она далее философски не конструировалась), т.е. на объект хозяйства. И всякий хозяйственный акт осуществляет собой некоторое слияние субъекта и объекта, внедрение субъекта в объект, субъективирование объекта, или же выход субъекта из себя в мир вещей, в объект, т.е. объективирование субъекта.
Хозяйственная жизнь сводится к обмену веществ, к некоторому круговороту или чередованию вдыханий и выдыханий. На языке политической экономии вдыханиям соответствует производство, а выдыханиям – потребление.
Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них, что хочет. Он создает как бы свой новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту, – он творит культуру, как гласит распространенная формула наших дней.
Вопросы
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И ЭССЕ
1. Проблема сущности государства в истории философии.
2. Теории происхождения государства.
3. Взаимодействие человека и государства.
4. Политическая составляющая личности.
5. Понятие, сущность и функции политики. Политическая сфера общества.
6. Право и мораль как регуляторы поведения человека в обществе. Их соотношение.
7. Этические проблемы права.
8. Специфика реализации политической власти в современном обществе.
9. Особенности политического поведения русского народа: опыт прошлого и настоящее.
10. Политика и решение глобальных проблем современности.
11. «Идеальное общество» в трудах философов.
12. Человек – политическое животное.
13. Развитие философии и политика: опыт прошлого и настоящее.
14. Гражданское общество в России.
15. Демократия: плюсы и минусы.
16. Понятие, сущность и функции экономики. Экономическая сфера общества.
17. Экономическая составляющая личности.
18. Сфера потребностей человека и общества как фундамент экономики.
19. Сущность хозяйства. Соотношение понятий «экономика» и «хозяйство».
20. Проблемы взаимодействия политики и экономики.
21. Социальная справедливость: понятие, сущность. Трактовки социальной справедливости в истории философии.
22. Философские основания исследования экономической свободы.
23. Знание и информация как политические и экономические ресурсы.
24. Социально-философские трактовки социализма и капитализма.
25. Проблема сущности труда в социальной философии.
Интернет сайты
1. www.filosofia.ru – Библиотека философии и религии. (Русский гуманитарный интернет-университет).
2. www.vehi.net – «Вехи» – библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы.
3. www.philosophy.allru.net – «Золотая Философия» – источники по философии.
4. www.philosophy.albertina.ru – Источник по русской философии.
5. www.antology.rchgi.spb.ru – Философская библиотека средневековья содержит оригинальные тексты философов (Христианская гуманитарная академия).
6. www.books.atheism.ru – Философия и атеизм.
7. www.filosof.historic.ru – Электронная библиотека по истории философии, информация по всем историческим эпохам.
8. www.history.philosophy.pu.ru –материалы по истории философии (СпбГУ).
9. www.bobych.ru – Лекции по всем темам по философии.
10. www.Philosoff.ru –материалы по философии, тексты, статьи, лекции.
11. www.gaudeamus.omskcity.com – Учебники, учебные пособия по философии (Омский портал-лаборатория электронной учебной литературы).
12. www.philosophy.nsc.ru – Библиотека. Философские тексты (Сибирское отделение РАН).
13. www.edu.ru – Российский федеральный портал.
14. http://psylib.org.ua/books/avgus01/txt03.htm – Августин. Исповедь.
15. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Econom/mizes/03php – Мизес, Л. Индивид, рынок и правовое государство.
Кафедра социально-
политических дисциплин
Нурмухаметова В.В.
Развитие политико-правовых и социально-экономических идей в истории философии
Учебно-методическое пособие
Набережные Челны-2014
УДК 1(075.8)
ББК 87
Н 90
Печатается по решению Секции социально-политических дисциплин
Учебно-методического совета
Института экономики, управления и права (г. Казань)
Нурмухаметова, В. В. Развитие политико-правовых и социально-экономических идей в истории философии: учебно-методическое пособие / В. В. Нурмухаметова.– Казань : Издательство «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 62 с.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры «Философия».
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Философия» предназначено для студентов направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция» и соответствует ФГОС ВПО по данному направлению. В настоящем пособии представлены задания для самостоятельной работы студентов с оригинальными текстами по социально-философской тематике.
УДК 1(075.8)
ББК 87
© Институт экономики, управления
и права (г. Казань), 2014
© Нурмухаметова В. В., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………….. | |
Раздел 1. Политико-правовые аспекты социально-философской мысли…. | |
Раздел 2. Социально-экономические идеи в философии …………………. | |
Примерные темы для докладов и эссе ……………………………………. | |
Словарь используемых терминов …………………………………………. | |
Список использованной литературы ……………………………………… |
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие «Развитие политико-правовых и социально-экономических идей в истории философия» предназначено для формирования и развития навыков целостного подхода к анализу социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, (общее количество часов – 72). В пособии представлены задания, направленные на уяснение сущности важнейших правовых, политических, экономических, социальных проблем общества, выявляемых и анализируемых в зарубежной и отечественной философии.
Цель данного учебно-методического пособия – развитие общекультурных компетенций студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция, позволяющих им составить представление о сущности социального бытия и его структуры, многообразии форм социальной реальности, а также сформировать понимание взаимосвязанности и системности его сфер общества. Бакалавр юриспруденции должен быть способен к философскому осмыслению социальных проблем, обладать навыками веде