Чудесные способности пифагора
Пифагор обладал множеством дивных и чудесных способностей. Многими из них он был наделен еще с детства.
Пифагор умел по-разному говорить с людьми. Так, когда его просили выступить с речью перед детьми, произнес перед ними речь детскую, перед женщинами — речь, подходящую для женщин, перед правителями или эфебами — речь, соответствующую их развитию и уровню понимания.
Он имел дар повелевать животными, привлекая, удерживая и укрощая их силой исходящего из его уст голоса.
Пифагор пел под аккомпанемент лиры с особенным вдохновением и отчетливой декламацией.
При помощи музыки помогал видеть вещие сны.
Невыразима и трудно постижима способность Пифагора напрягать свой слух и доходить умом до высших созвучий миропорядка, воспринимая всеобщую гармонию сфер10, звучание (POIZOΣ) движущихся по ним светил и их согласное пение.
Пифагор слышал музыкальную волну, исходящую от отдельных светил. Ему одному из всех живущих на земле были понятны и слышны космические звуки. Звуки семи планет, неподвижных звезд и того светила, что находится напротив, по другую сторону центрального очага мироздания, и называется Противоземлей, он отождествлял с девятью Музами11, а согласие и созвучие их всех в едином сплетении, вечном и безначальном, от которого каждый звук есть часть и истечение, он называл Мнемосиной.
Пифагор имел более совершенные, чем у других, органы зрения, слуха, мышления.
Ему была присуща способность общения с богами во снах и наяву.
Пифагору были свойственны такие проявления душевной чистоты, которые появляются в представлениях, возникающих во время снов.
Удивление вызывал и бесстрастный лик Пифагора: лицо его являло всегда одно и то же расположение духа. От наслаждения оно не распускалось, от горя — не стягивалось, не выказывало ни радости, ни тоски; и никто не видел его ни смеющимся, ни плачущим.
Пифагор обладал удивительными способностями предсказывать землетрясения, быстро прекращать чуму, мгновенно останавливать бури, ливни и град, умиротворять речные и морские волны, чтобы друзья его могли легко переправиться.
Более всего Пифагор старался развивать память, так как ничто не содействует приобретению знаний, опыта и рассудительности в такой степени, как память.
Сам Пифагор, путешествуя повсюду без сопровождения и перенося тяжелые труды и опасности, благородно совершал мужественные поступки.
С полным презрением относился к тому, что считается страшным, как к чему-то не заслуживающему внимания. Он не знал страха смерти.
Все четыре способности души были развиты в нем гармонично. Мышление облегчало познание и суждение. Чувство подсказывало безошибочно, насколько та или иная вещь важна и полезна. Ощущение было столь развито, что передавало ему все тонкости зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Интуиция позволяла ему всегда верно угадывать причины и следствия происходящего, приоткрывать покровы над скрытой подоплекой и предрекать грядущее.
КОММЕНТАРИИ
1 Мегары Сицилийские — прежде Хюблэ, древняя греческая колония (основана в 729 г. до н. э.) близ совр. Ачи-реале, Сицилия.
2 Кавлония — др.-греч. колония на восточном побережье Бруттия (близ совр. Рочелла Ионика), разрушенная во время второй пунической войны (218—201 гг. до н. э.).
3 Каса, Несс — др.-греч. имена рек в Южной Италии.
4 Тавромений — др.-греч. колония, ныне Таормина.
5 Мидас — имя мифического и нескольких исторических царей Фригии, древнего государства в Анатолии. В частности, фригийский царь Мидас, сын Гордия, правил в 729—699 гг. до н. э. и завещал свое царство Аполлону Дельфийскому. Погиб, обороняя свою страну от нашествия киммерийцев.
6 Гордый — имя нескольких царей Фригии: Гордий I (758—729 гг. до н. э.), Гордий II (699—695 гг. до н. э.) — отец и сын царя Мидаса.
1 Фригия — древняя страна в западной и центральной частях Анатолии, заселенная в первой четверти II тыс. до н. э. родственной эллинам этнической группой. В VIII в. до н. э. фригийцы создали царство со столицей в г. Гордионе, которое дало миру культы Великой матери Кибелы, Аттиса и сатира Марсия, фригийскую флейту и фригийский музыкальный лад. Фригийская аристократия хоронила умерших в скальных склепах и под курганами, которые нередко становились местами культа. В 695 г. до н. э. фригийское царство было уничтожено киммерийцами, около 600 г. до н. э. вошло в состав Лидии, а в 547-545 гг. до н. э. было надолго включено в состав персидской державы.
8 Дауния — древнее название Апулии (Италия) по имени мифического царя Давна, обожествленного родоначальника аборигенов.
9 Тарент — дорич. Тарант, спартанская колония, основанная в 708 г. до н. э. Славился своими пурпурными тканями и керамикой. Тарант пережил свой золотой век позже эпохи Пифагора, но там долго сохранялась пифагорейская школа. Ныне г. Таранто, Апулья, Италия.
10 Музыка сфер — зд.: звучание мантр.
11 Музы — девять дочерей титаниды Мнемосины и Зевса, покровительницы искусств: Эрато (эротическая поэзия, лирика), Евтерпа (игра на флейте), Каллиопа (стихосложение), Клейо или Клейо (проза, историография), Мельпомене или Мельпомена (трагедия), Полигимния или Полимния (гимнография, гимническая поэзия), Терпсихора (пляска под аккомпанемент лиры), Фалейя (комедия), Урания (астрономия и астрология). У всех девяти Муз была общая цель: содействовать согласию и гармонии в вещах.
СЕМЬЯ.
СХОЛА.
ВЕЛИКИЕ УЧЕНИКИ
СЕМЬЯ ПИФАГОРА
Во время поездки на Крит безумная страсть критянки Теано связала самосца Пифагора, изобретшего изощренные геометрические спирали и сферу, которой окружен эфир, и поместившего весь мир в маленьком шаре глобуса.
Пифагор был женат на критянке Теано, дочери Пифонакта, от которой у него были дети: сыновья Те-лавг, ставший схолархом (главой школы) после него, Мнемарх, умерший раньше отца, и Аримнест, а также дочери Мия, Аригнота и Дамо.
Сын Пифагора Аримнест, вернувшись из изгнания, посвятил храму Геры бронзовый дар, имевший около двух локтей в диаметре, на котором была написана следующая эпиграмма:
Меня посвятил любимый сын Пифагоров
Аримнест,
Открывший много мудреных пропорций.
(Пер. А. В. Лебедева)
На этом сосуде были выбиты семь пропорций, среди которых была и пропорция золотого сечения 13:8=8:5=5:3. Сим-гармоник уничтожил этот дар и, присвоив одну из начертанных на нем формул, обнародовал ее как свою собственную. Всего было записано семь пропорций, но из-за той, которую похитил Сим, исчезли и остальные.
Мнемарх, один из сыновей Пифагора, умер раньше отца, а Телавг стал преемником отца.
«Телавг, славное чадо Теано и Пифагора», как полагают некоторые, стал учителем Эмпедокла. Пифагор оставил записки «Священного Слова Орфея» сыну Телавгу, малолетнему, и Битале, дочери Дамо. Так как Мнемарх к тому времени уже умер, Телавг стал главою школы пифагорейцев и преемником отца.
Мия, дочь Пифагора, порожденная им после женитьбы на Теано и выданная впоследствии замуж за Менона-кротонца (другие говорят Милона), так держала себя, что, будучи незамужней, была первой в хороводе кротонских девиц, а став женой — обладала правом первой подходить к алтарям и предводительствовать кротонскими женами.
СХОЛА ПИФАГОРА
В Кротоне Пифагор, его ученики и слушатели (математики и акусматики) образовали общину «совместно слушающих» пифагорейцев, которая была одновременно и тайным мужским союзом, и образовательным институтом, и обществом взаимопомощи. Школа Пифагора — самая первая и самая знаменитая из всех школ греческих философов.
Когда к нему приходили новички и изъявляли желание учиться у него, он давал согласие не сразу, но лишь после проверки и оценки их тел, характера и способностей.
Сперва он расспрашивал кого-нибудь о том, как они себя ведут с родителями и остальными домашними, а затем сам, наблюдая несвоевременный смех или молчание, телодвижения и состояние покоя, разговорчивость сверх должной меры, а также другие их порывы, Пифагор делал вывод, каковы они сами, их знакомые и в чем состоит их общение; с кем они в основном проводят время и кто из встреченных ими людей вызывает у них радость или огорчение.
Кроме того, он наблюдал их внешний вид, походку и все телодвижения в целом. Распознавая людей по отличительным признакам, свойственным их природе, Пифагор обнаруживал по внешним проявлениям сокрытый в душе нрав.
Того, кто выдерживал эту проверку, Пифагор держал в ожидании еще три года, проверяя, много ли в этом человеке твердости и истинной любви к учению и достаточно ли он укрепился в решении, чтобы презирать почести.
После этого пришедшим предписывалось пятилетнее молчание — наиболее трудный вид воздержания. Это испытание было завещано нам теми, кто учредил мистерии. Стремящиеся к познанию назывались слушателями1 (AKOYΣMATIKOI). Им позволялось слушать беседы Пифагора с учениками-эсотериками, находясь вне занавеса.
К этому времени имущество, которым до поступления в схолу обладал каждый, переходило в общую собственность и передавалось специально назначенным для этого лицам, которые назывались «государственниками (ПОΛΙΤΙКОΙ)2». Некоторые из них были «хозяйственниками (OIKONOMIKOI)3» и «законоположенниками (NOMOΘETIKOI)4». Всех их назначали из числа слушателей (AKOYΣMATIKOI), которые занимались предварительным очищением души, готовясь принять посвящение.
Ученики (MAΘHMATIKOI), которых также называли эсотериками (EZΩTEPIKOI)5, посвященные в тайны учения, вопросами практического управления общиной пифагорейцев и распоряжения имуществом уже не занимались.
Тех, кого после испытания их образа жизни и других нравственных достоинств признавали достойными участвовать в изучении основных положений учения Пифагора, после пятилетнего молчания переводили в группу эсотериков. Допущенные внутрь, они слушали за завесой самого Пифагора, созерцая его непосредственно. До этого они, находясь по ту сторону завесы и ни разу не видя Пифагора воочию, просто слушали его речи все то время, пока их нравы были предметом испытания.
Получив возможность находиться внутри занавеса, ученики-математики еще восемь лет могли общаться с самим Пифагором, после чего он отпускал их, предоставляя возможность самостоятельно совершенствоваться и обучать других.
Сам Пифагор, говорят, стоял во главе школы тридцать девять лет, а всего он прожил почти сто лет. Покидая Кротон, он передал руководство школой Аристею, который был самым старшим.
Таким образом, преемником Пифагора и первым схолархом был Аристей, сын Дамофонта, кротонец, сверстник Пифагора. Аристей удостоился руководства школой благодаря своему исключительному превосходству над другими в понимании основоположений пифагорейского учения.
После Аристея школой руководил Мнемарх, сын Пифагора, умерший еще при жизни отца.
Мнемарха сменил Булагор, при котором произошло разграбление Кротона. Говорят, что кротонцы были побеждены локрийцами6.
После него школой руководил Гартид из Кротона, возвратившийся из путешествия, в которое отправился перед войной. Однако из-за несчастья, случившегося с отечеством, он ушел из жизни. После этих событий Кротон утратил свое былое могущество. Гартид был единственным пифагорейцем, который умер от горя. Остальные же пифагорейцы, дожив, как правило, до глубокой старости, как бы освобождались от оков тела.
Впоследствии школой руководил Арес из Левкании (Лукании), спасенный какими-то чужестранцами во время взятия Кротона неприятельским войском. К нему приехал Диодор из Аспенда7, которого приняли из-за малочисленности людей в школе. Диодор же, вернувшись в Элладу, перенес пифагорейские идеи туда.
ВЕЛИКИЕ УЧЕНИКИ ПИФАГОРА
Залмоксис
Залмоксис-гет8 был рабом Пифагора на Самосе. Получив вольную, он сделался свободным и нажил богатое состояние.
Вернувшись на родину, он соорудил и обставил себе андрон (пиршественный зал) по ионийскому образцу и стал принимать в нем знатнейших гетов и фракийцев. Задавая им угощения на славу, Залмоксис поучал, что ни сам он, ни они, ни их потомки до бесчисленных колен не умрут, но придут в страну, где обретут вечную жизнь и всевозможные блага.
Себе он соорудил подземную комнату. Сойдя в нее, Залмоксис исчез из среды гетов. Соотечественники тосковали о нем и скорбно оплакивали, как умершего. Его мать тем временем тайно носила ему еду и деревянные дощечки, на которых записывала все происходящее на земле. Так он прожил три года.
На четвертый год Залмоксис явился гетам, тощий как скелет, и объявил, что прибыл из царства Аида. Он рассказывал о странствиях его души в царстве Аида и о том, что произошло за время его отсутствия на земле. Геты были так потрясены, что уверовали его
учению.
Залмоксис установил законы для гетов и вселил в них мужество, убедив, что душа бессмертна.
Еще и поныне галаты и траллы9 и многие из варваров, обитающих у Истра10, учат своих сынов, что душа умерших не разрушается, но пребывает вечно, и потому не нужно бояться смерти, а надо смело идти навстречу опасности.
Абарид (ΛОГОΣ ΟРО? ABAPIN)
Абарид, воздухоход и чудотворец, был старшим и самым опытным в богослужении жрецом Аполлона в стране Гиперборейцев11. Он прибыл с острова Гиперборейцев на Делос для возобновления старинной дружбы народа, к которому он принадлежал, с жителями острова Делос, на котором родился и особо почитался Аполлон.
Абарид пришел, собирая золото для храма Аполлона и предсказывая мор.
Он отправился в путь из храма со стрелой12, сев на которую, преодолевал реки, озера, болота и горы. Обращаясь к стреле с нужными словами, он проводил очищения, изгонял чуму, отводил бури от городов. Абарид останавливался в святилищах, и никто не видел, чтобы он ел и пил.
Лакедемон после проведенного Абаридом очищения уже не страдал от чумы, хотя прежде эта болезнь часто поражала его из-за тяжелого воздуха в том месте, где он расположен,— Тайгетские горы13 порождают сильное давление в долине. С той поры, как Абарид принес отворотные жертвы, в Лакедемоне никогда не было мора.
Абарид также очистил от болезни город Кносс14 на Крите, а в Афинах ему устроили торжественное прибытие.
Собрав в Элладе золото в дар богу Аполлону Гиперборейскому, Абарид направился на родину, чтобы положить его в храм этого бога. По пути, в Италии, он увидал Пифагора. Тщательно сопоставив его вид с обликом бога, которому он служил, Абарид признал Пифагора Аполлоном Гиперборейским.
Когда Абарид совершал обычный для него обряд жертвоприношений, он, по свойственному всем варварам обыкновению, предсказывал будущее по внутренностям жертвенного животного (особенно подходящими для этих целей всегда считались птицы, в частности куры). Пифагор, не желая мешать его стремлению к истине, предложил более достоверное предсказание, не прибегая к крови жертвы и ее умерщвлению.
Пифагор совершенно точно доказал Абариду с помощью знания природы чисел, что петух — священная птица Солнца.
Пифагор сделал Абарида своим другом и забрал у него стрелу, без которой Абарид не мог находить дорогу. Абарид отдал стрелу Пифагору, собранное для храма Аполлона золото приобщил к имуществу пифагорейской общины и сам остался в ней. Пифагор в сжатом виде изложил Абариду учение о природе богов и научил его способности предвидения с помощью чисел.
КОММЕНТАРИИ
1 Акусматики — «слушатели» от др.-греч. сскотхтпхх,-атоо, «то, что слушают». Этот термин можно истолковать и как «обучаемые с помощью акусм (символов)», ибо акусматики выучивали наизусть символические речения Пифагора.
2 Политики — «искусные в государственной деятельности» {др.-греч.). Так как пифагорейская община была своего рода государством в государстве со своим уставом и законами, она нуждалась в собственных организаторах. Впрочем, в тех полисах, где должностными лицами были пифагорейцы, они занимались и делами всего города-государства, а не только пифагорейской общины. Политиков назначал сам Пифагор из числа акусматиков.
3 Ойкономики — хозяйственники, «лица, искусные в управлении домохозяйством» (др.-греч.). Они были казначеями, распоряжались золотым и серебряным запасом общины, ее движимым и недвижимым имуществом. Назначались Пифагором из числа акусматиков.
4 Номотетики — законоположенники, искусные в законодательной деятельности, проводили в жизнь законы и устав общины, переданные им Пифагором, следя за их исполнением и осуществлением. Назначались Пифагором из числа акусматиков.
5 Эсотерики (др.-греч. «допущенные внутрь», зд.: за занавес) — члены общины, посвященные в тайны учения, которые уже не занимались вопросами управления общины.
6 Локрийцы — граждане эллинской колонии Локры Эпиэифирийские, совр. городок Локри в Калабрии, Италия.
7 Аспенд — город в Памфилии (вилайет Анталья, Турция).
8 Гст — представитель полукочевого индоевропейского этноса степных местностей Нижнего Подунавья.
9 Траллы — иллирийский этнос в Подунавье, занимали области совр. Югославии и Видинской обл. Болгарии.
10 Истпр — диалектное индоевропейское наименование Дуная со значением «(много)струйный».
11 Страна Гиперборейцев — хороним, лишенный конкретно-исторического значения. Др.-греч. прилаг. «гипер-борейос» имеет значение «(расположенный) выше Борея», т. е. расположенный севернее ветра Борея. Так как Борей обитает в горной пещере к северу от Фракии, в горном хребте Гем (Стара Планина и Карпаты), то страна Гиперборейцев должна была располагаться к северу от этих горных стран. Гиперборейская область, таким образом, охватывает страны Восточной, Центральной и Западной Европы выше 45 или 50 градуса северной долготы. Гиперборейцами могли называть как жителей Скандинавских стран, так и Великобритании (иногда речь идет об «острове Гиперборейцев»). В стране Гиперборейцев с осени до весны обитал Аполлон. Жители этой страны считались служителями Аполлона Гиперборейского.
12 Стрела Аполлона Гиперборейского.— Делались многие попытки дать толкование этой неясной реалии. Одни усматривают в этой стреле древний компас, другие — копье Луга или Тора и т. д.
13 Тайгетские горы — горный хребет, разделяющий Лаконику и Мессению (Греция).
14 Кносс — древний город, столица минойской державы на Крите. Руины близ совр. г. Ираклио, Крит, Греция.
КАТАЛОГ ПИФАГОРЕЙЦЕВ
Абарид с острова Гиперборейцев — гиперборейский жрец Аполлона, ставший преданным учеником и последователем Пифагора.
Автохарид из Лакедемона.
Агей из Кротона.
Агел из Кротона.
Агесарх из Метапонта.
Агесидам из Метапонта.
Агил из Кротона.
Акмонид из Тарента.
Акусилад из Тарента.
Алиох из Метапонта.
Алкий из Метапонта.
Алкимах с Пароса1 — математик, противившийся упразднению отеческих законов, даже если они несовершенны.
Алкмеон из Кротона — математик, один из самых известных пифагорейцев.
Амикл.
Аминий — учитель Парменида из Элей2.
Анаксагор — философ.
Антимедонт из Кротона.
Антимен из Метапонта.
Анфен из Карфагена3.
Аолпек из Метапонта.
Аполлоний из Тианы4 — известнейший неопифагореец I в. н. э.
Арес (Аресан) из Левкании — шестой схоларх пифагорейцев, спасенный какими-то чужестранцами во время осады Кротона.
Аримнест — любимый сын Пифагора, открывший семь премудрых пропорций, и среди них — пропорцию золотого сечения, гармонических интервалов музыки. Начертав их на бронзовом посвятительном даре, поместил в храм Геры. Дурис Самосский во второй книге «Летописи» упоминает Аримнеста и говорит, что он был учителем Демокрита.
Аристангел из Кирены5.
Аристей из Метапонта — второй схоларх пифагорейцев, немного старше по возрасту самого Пифагора. Ему, как самому старшему, Пифагор вверил свою школу, покидая навсегда Кротон.
Аристей из Проконнеса6 — чудотворец. Его душа, когда он впадал в транс, странствовала в отдаленнейших странах, например в Скифии, и видела там различные невероятные народы и существа.
Аристид из Регия.
Аристипп из Тарента.
Аристоклид из Тарента.
Аристократ из Регия — законодатель.
Аристоксен Гармоник из Тарента (360—310) — известный пифагореец, ученик Ксенофила, писал о музыке, философии, истории и педагогике (около 450 трудов). Ему принадлежат первые в европейской традиции (дошедшие) книги о музыке «Элементы гармоники» и «Элементы ритмики». Из его сочинений «О Пифагоре и его учениках», «О пифагорейской жизни», «Пифагорейские изречения», «Жизнь Пифагора», «Жизнь Ар-хита» античные авторы черпали основные факты и материалы о жизни и учении Пифагора.
Аристомен из Метапонта.
Аркей из Тарента.
Архемах из Тарента.
Архипп с Самоса.
Архипп из Тарента — пифагореец, спасшийся во время сожжения его друзей в доме Милона вместе с Лисидом и вернувшийся на родину.
Архит Старший из Тарента — акусматик, один из пифагорейцев, который остался в Великой Греции и не присоединился к остаткам школы в Метапонте и Ре-гии. Согласно предписанному Пифагором умолчанию о божественных таинствах, прибегал к загадочным для непосвященных способам выражения и скрывал с помощью символов истинный смысл своих диалогов.
Архит из Тарента — стал сторонником письменного изложения учения Пифагора. Его считают автором сочинений «О математических науках», «О музыке», «О флейтах», «Диатрибы», «Декада», «О махинах», «О земледелии». Архит спас Платона от казни тираном Дионисием, а сам Платон в седьмом своем письме говорит, что Архит помог ему отплыть в Элладу, когда его грозились убить наемники.
Астей из Тарента.
Астил из Метапонта.
Афамант из Посидонии7.
Бабелика из Аргоса8.
Бафилай из Посидонии.
Биндако — сестра левканов Оккела и Оккила.
Бриант из Кротона.
Бриант из Тарента.
Брисон — представитель старшего поколения пифагорейцев. Согласно предписанному Пифагором умолчанию о божественных таинствах, прибегал к задвенадцати пятиугольников, Гиппас погиб в море как нечестивец.
Гиппобот — историк философии.
Гиппомедон — акусматик.
Гиппомедонт из Аргоса.
Гиппон с Самоса — «математик», занимался ботаникой, медициной, исследовал свойства мозга, описывал космогонию наподобие Гиппаса и Филолая, основой всего сущего считал воду.
Гиппострат из Кротона.
Гиппосфен из Кизика.
Гиппосфен из Кротона.
Гиттий из Аокр.
Годий из Карфагена.
Дамармен из Метапонта.
Дамокл из Кротона.
Дамон из Сиракуз10 (первая треть IV века до н. э.) — друг пифагорейца Финтия, теоретик музыки, изучавший воздействие музыки на родственную ей душу как средство этического воспитания и разработавший учение об этосе музыки.
Демосфен из Регия.
Дамотаг из Метапонта.
Дексифей с Пароса.
Демокед с Книда11 — сын Каллифонта, книдского жреца Асклепия, знаменитый кротонский врач. По словам одних, он практиковал на Эгине12, где и женился. Он излечил некогда Поликрата, тирана Самосского, за два таланта золотом. Был позже приглашен Дарием и долгое время жил у него при дворе. Он первым ввел у варваров греческую медицину, после пребывания в Сузах13 и у мидийцев стал учеником Пифагора и предпочел богатство Пифагоровой мудрости сокровищам персидского царя. Написал врачебную книгу. Другие говорят, что обычай роскошно одеваться в Кротоне пошел не от роскоши, а от врача Демокеда. Демокед был кротонец родом, жил при дворе Поликрата Самосского. А после его смерти (Поликрата убил Оройт14) взят в плен персами и увезен к царю Дарию. Демокед излечил жену Дария и дочь Кира Атоссу15, страдавшую грудной болезнью, и попросил в награду послать его в Элладу, пообещав вернуться. Добившись этого, он уехал в Кротон. Когда он пожелал там остаться, один из сопровождавших его персов арестовал его, утверждая, что тот раб царя. Кротонцы отняли Демокеда и, сняв с перса одежду, облачили в нее слугу притана16. С тех самых пор, облаченный в персидский наряд, слуга обходит алтари вместе с пританом каждое седьмое число месяца — не ради роскоши и не ради спеси, а ради поношения персов, которые поступают таким образом. За это Дарий поносил Демокеда последними словами, называя обманщиком и негодяем.
Демокрит из Абдеры17 — приверженец пифагорейского учения, слушал кого-то из пифагорейцев (сына Пифагора Аримнеста, как полагают некоторые) и написал сочинение «Пифагор», в котором восхищался последним. Многое позаимствовал у пифагорейцев.
Демон из Сикиона.
Деокл из Сибариса.
Дикант из Тарента.
Дикеарх из Тарента.
Димант из Кротона.
Дикон из Кавлонии.
Динарх с Пароса.
Дино — жена Бронтина.
Динократ из Тарента.
Диодор из Аспенда (IV век) — распространил пифагорейские идеи в Элладе.
Диокл из Флиунта18 — слушатель и ученик Филолая и Еврита Тарентских, ревностный пифагореец, сохранял первоначальные нравы и учение до тех пор, пока благородно не окончил жизнь, хотя школа уже пришла в упадок.
Дримон из Кавлонии.
Евандр из Метапонта.
Еванор из Сибариса.
Евбул из Мессины19 — пифагореец, который, плывя домой, попал в плен к тирренцам и был увезен в Тиррению. Тирренец Навсифой, будучи также пифагорейцем, узнав, что Евбул — один из учеников Пифагора, отнял его у разбойников и в полной безопасности доставил в Мессину.
Евдик из Локр.
Евдокс из Книда (V—IV вв. до н. э.) — пифагореец, известный астроном, геометр, законодатель и врач.
Евелфон из Аргоса.
Евет из Локр.
Евмер с Пароса.
Еврикрат из Лаконики.
Евримедонт из Тарента.
Еврит из Метапонта.
Еврит из Тарента — ученик Филолая, вследствие очередных гонений на пифагорейцев переселился в Ме-тапонт и стал приверженцем письменного изложения учения Пифагора. Его считали автором трактата «О Судьбе». Еврит занимался вопросом, какое число свойственно той или иной вещи, тому или иному живому существу (число лошади, число человека).
Еврифам — друг Лисида.
Еврифем из Метапонта.
Евфем из Метапонта.
Евфикл из Регия.
Евфин из Тарента.
Евфин из Локр.
Евфосион из Регия.
Залевк из Локр — законодатель, вводил «пифагорейские» законы за сто лет до переезда Пифагора в Италию.
Залмоксисгет — проповедник пифагорейства среди гетов, фракийцев, траллов, галатов (конец VI— начало V вв. до н. э.).
Зопир из Тарента — ученик круга Архита, стал искусным механиком и помогал Дионисию Старшему20 создать боевые машины для армии и флота, возможно, автор сочинения «О машинах».
Иккос из Тарента — в юности был победителем на Олимпийских играх 476 г. до н. э. в пентатлоне (пятиборье). Позднее занимался врачеванием, вопросами диетики и гимнастики.
Итаней из Кротона.
Ириск из Метапонта.
Калаид из Регия.
Каллиброт из Кавлонии.
Карофантид из Тарента.
Кебет — известный ученик Филолая.
Кекропс (Керкопс?) — пифагореец, которому приписывалось авторство «Орфической поэмы», «Священного слова» и «Нисхождения в царство Аида».
Кении из Тарента.
Керамб из Левкании.
Килон из Сибариса — эксарх (предводитель хора), признанный в конце концов негодным, изгнанный из дома совместного слушания и отверженный пифагорейцами. Ему дали в изобилии золота и серебра, насыпали, как умершему, могильный холм там, где он учился, и поставили обелиск. И если пифагорейцы когда-нибудь встречались потом с ним при других обстоятельствах, они считали его всем чем угодно, но только не тем, кем он был для них раньше, так как он в их глазах умер.
Килон из Кротона — муж, первенствовавший над согражданами родом, славой и богатством. Человек злобный, склонный к насилию, смутьян тиранического нрава, который обнаружил большую охоту вступить в пифагорейскую общину. Придя к Пифагору, тогда уже старцу, он был отвергнут по указанным выше причинам. После этого он и его друзья начали непримиримую войну против самого Пифагора и его товарищей. Честолюбие Килона и его приверженцев оказалось столь неистовым и необузданным, что война эта продолжилась вплоть до времени последних пифагорейцев. Из-за этой войны Пифагор удалился в Метапонт. А так называемые килоновцы продолжали бунтовать против пифагорейцев, всеми способами демонстрируя свою враждебность. До поры до времени калокагатия пифагорейцев и желание самих городов, чтобы государственными делами управляли пифагорейцы, одерживали верх. Но под конец козни против них достигли таких размеров, что, когда пифагорейцы заседали в доме Милона в Кротоне и обсуждали государственные дела, килоновцы подожгли дом и уничтожили всех пифагорейцев, кроме двоих: Архиппа и Ли-сида. Они были самыми молодыми и самыми сильными и каким-то образом прорвались наружу. После этого оставшиеся пифагорейцы сложили с себя правительственные полномочия, так как полисы не придали случившемуся бедствию никакого значения.
Клеанор из Лаконики21.
Клеарат из Тарента.
Клеон из Тарента.
Клеосфен из Кротона.
Клеофрон из Кротона.
Клеэхема, сестра Автохарида-лаконца.
Клинагор из Тарента.
Клиний из Тарента — вследствие очередных гонений на пифагорейцев переселился в Гераклею22 и стал приверженцем письменного изложения учения Пифагора. О нем известно, что он, выделяясь образом жизни и нравом, всякий раз, когда ему случалось разгневаться, брал лиру и играл. На вопрос, что это он делает, Клиний отвечал: «Усмиряюсь». Клиний образумил и Платона23, который, разгневанный тем, что написал в своих книгах Демокрит24, собирался все их скупить и сжечь. Говорят, что Клиний, услышав, что Прор из Кирены, ученик Пифагора, рискует потерять имущество, собрал средства, поплыл в Кирену и выправил материальное положение Прора. При этом он не только не обратил внимания на собственные материальные издержки, но и не испугался рискованного путешествия.
Кранай из Посидонии.
Кратесиклея, жена Клеонора-лаконца.
Критон из Аргоса.
Ксенокад из Метапонта.
Ксенон из Локр — известный врач-пифагореец.
Ксенофант из Метапонта.
Ксенофил из Кизика.
Ксенофил из Халкидики Фракийской25 — один из последних пифагорейцев, слушатель Филолая и Еврита, учитель перипатетика26 Аристоксена27 в музыке, ревностный пифагореец, сохранявший первоначальные нравы и учение до тех пор, пока благородно не окончил жизнь. Аристотель приводит его как пример долгожителя, прожившего 105 лет и ни разу не болевшего. Когда Ксенофила спросили, как наилучшим образом можно воспитать сына, он ответил: «Хорошим воспитанием будет уже то, что он рожден в государстве с добрыми законами».
Ксент из Кавлонии.
Ксуф из Кротона.
Лакид из Метапонта.
Лакон с Самоса.
Лакрат из Метапонта.
Лакрит из Метапонта.
Ласфения из Аркадии.
Лафаон из Метапонта.
Леанакт из Сибариса.
Левкипп — пифагореец старшего поколения.
Леокид из Метапонта.
Леокрит из Карфагена.
Леонт из Метапонта.
Леонтей из Тарента.
Леофрон из Кротона.
Лептин из Сиракуз.
Ликон из Тарента — пифагореец круга Архита, известный врач.
Лирами из Понта28.
Лисиад из Катаны29.
Лисибий из Тарента.
Аисид из Тарента (510—400) — обучался совсем молодым у старца Пифагора, спасся после разгрома пифагорейского союза в Кротоне; возненавидев свою родину, переселился в Элладу, где проживал сначала в Ахайе, а в самом конце жизни стал учителем будуще-
го фиванского полководца и политического деятеля Эпаминонда (410—362). Ему приписывали сочинения «О Вселенной», написанное гекзаметром, «Священное слово», которое начиналось так: «Юноши, свято блюдите в безмолвии все эти речи...», «О душе», «О благочестии», «Гелофалес», «Кротон» и другие диалоги.
Малион из Дардана30.
Мегистфий из Метапонта.
Меланипп из Кирены.
Мелесий из Метапонта.
Мелисс с Самоса — ученик Эмпедокла31, оставивший сочинение «О природе, или О Сущем».
Менестор из Сибариса — известный пифагореец, стал последователем Эмпедокла, много занимался ботаникой, анатомией и фисиологиеи человеческого тела, полагал влагу носителем жизни и тепла в растениях (см.: Жмудь Л. Я. Наука, философия, религия в раннем пифагореизме. СПб.,1994, с. 291—295.)
Менон из Кротона — зять Пифагора, муж Мии.
Метон из Пароса.
Метоп из Сибариса.
Метродор-врач.
Миес из Посидонии.
Миллий из Кротона — пифагореец старшего поколения. Ему Пифагор напомнил, что он — воплощение души Мидаса фригийского.
Миллий из Кротона — пифагореец, казненный тираном Дионисием (405—367).
Милон из Кротона — победитель на Олимпийских играх 540 г. в беге среди юношей, известный пифагореец, в доме которого были сожжены многие пифагорейцы (около 498/497 г. до н. э.).
Мильтиад из Карфагена.— Когда карфагеняне собирались отправить на пустынный остров больше пяти тысяч своих пленников, Мильтиад, увидев среди них Посида-аргивянина (оба они были пифагорейцами), подошел к нему и, скрыв от него то, что готовится, убедил его как можно скорее бежать к себе на родину. Посадив Посида на подплывший корабль, Мильтиад снабдил его припасами на дорогу и спас таким образом от опасности.
Мимномах из Тарента.
Мия — дочь Пифагора, жена Менона из Кротона.
Мнемарх — сын Пифагора и третий схоларх пифагорейцев.
Мнесибул из Регия.
Навситой, или Навсифой, из Тиррении.
Наст из Кавлонии.
Неанф Историк — кроме чисто исторических сочинений писал и о пифагорейцах.
Неокрит из Афин.
Никомах из Герасы32 — неопифагореец, автор «Введения в арифметику», которое комментировал и трактовал Ямвлих.
Нистеадуса из Лаконики.
Орестад из Метапонта.
Оккел из Левкании — автор трактата «О природе Вселенной», доказывавший ее неуничтожимость. Он признавал существование пятого элемента — эфира.
Оккил из Левкании — брат пифагорейца Оккела.
Онат из Кротона — соперник Пифагора, сподвижник Килона (см. Килон из Кротона).
Опсим из Регия — известный пифагореец, давший странное определение бога как разности между самым большим числом и ближайшим к нему числом.
Оресандр из Левкании.
Орестад — друг пифагорейца Пармиска, выкупивший Ксенофана-философа из рабства.
Пактион из Тарента.
Парменид — самостоятельный философ, однако он был учеником известного пифагорейца Аминия.
Пармиск из Метапонта — первенствовал родом и богатством, стал известен тем, что спустился в пещеру Трофония33, а когда поднялся, то уже не мог больше смеяться. Обратившись об этом с вопросом к оракулу, он получил слудующий ответ от Пифии:
«Ты вопрошаешь меня о ласковом смехе, угрюмец. Мать тебе дома вернет, ее почитай непомерно!» Надеясь обрести смех по возвращении на родину, он считал себя обманутым, поскольку этого не произошло. Но однажды он случайно прибыл на Делос и, дивясь достопримечательностям острова, зашел в храм богини Лето34, думая увидеть некую замечательную статую матери Аполлона. Увидев, что эта статуя — бесформенное бревно35, он нечаянно засмеялся. Разгадав ответ оракула и избавившись от болезни, он почтил богиню великолепными дарами с надписью: «Кратер36 серебряный, который посвятил Пармиск, весом 9572 драхмы37» (Афиней, 14, 614 А). Полагают, что Ксенофан был продан в рабство и выкуплен затем пифагорейцами Пармиском и Орестадом.
Периктиона — пифагорейка, писавшая о соразмерности и пропорциональности форм женского тела. Ей приписывают сочинение «О женской соразмерности» на ионийском диалекте и «О мудрости» на дорийском. Оба сочинения считаются ныне подложными.
Перилл из Фурий38 — пифагореец, изг