Принципы и организация психологического исследования в психологии

Принципы и организация психологического исследования в психологии

Принципы исследования – наиболее общие положения, на которых строится организация и проведение исследования и которые вытекают из философского понимания предмета исследования.

Компоненты принципов:

1. Философская составляющая – каждый отдельно взятый принцип, конкретизирующий отношение к психике как какое-либо фундаментально-философское положение.

2. Любой принцип одновременно является и конкретизацией какого-либо основополагающего фундаментального собственно психического положения.

3. Процедурная составляющая – принцип рассматривается как совокупность правил организации и проведения исследования.

1. Принцип объективности – он задает исследователю конкретный вариант решения вопроса философии – материализм (признает первичность материального).

2. Принцип развития – любое явление должно рассматриваться не только в уже установленной форме, но и в процессе развития.

3. Принцип индивидуализации – устанавливает общие закономерности организации психики и индивидуальные особенности. Невозможно найти двух человек с одинаковой психикой.

В середине 20 века сформировалось 2 школы:

1) Идеографический подход – психология должна описывать индивид. психику, описание отдельно взятых Я.

2) Номотетический – определение общих закономерностей.

Философский аспект – единство общего, особенного и единичного, т.е. любой объект познания обладает 3 основными категориями: общими, особенными и единичными.

Процедурный аспект – индивидуальные особенности можем установить, опираясь на тестовые методики.

Периодизация психического развития.

Деятельность и психическое развитие. Проблема ведущего вида деятельности в детской психологии.

Деятельность - сознат, целенаправл.форма человеч.активности. По форме деят-ть м.б.внешней и внутренней. На протяжении жизни чел.овладевает разн.видами деят-ти, что связано с появлением мотивов: потребность--мотив---деят-ть--потребность.

Стр-ра деятельности: деят-ть-действия-операции

мотив - цоли - задачи

Ведущая деятельность:

0 - 1 год - непосредственно эмоциональное общение со взрослыми

1 - 3 года - предметно-манипулятивная деятельность

3 - 7 лет - игровая деятельность (дошкольный возраст)

7 - 11 лет - учебная деятельность

11 - 17 лет - личностное общение

Каждому возрастному периоду, подчеркивает Леонтьев, соответствует определенный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей (новообразований), а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.

Новая структура сознания неизбежно означает, по мнению Выготского, и новый характер восприятия внешней действительности и Деятельности в ней. Возникшие в данный период новообразования изменяют социальную ситуацию развития; ребенок начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, по-иному смотрит на мир и сам, с помощью взрослых, меняет свои отношения с ними. Иными словами, накапливаясь с течением времени, психологические новообразования постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, ведут к ее слому и построению новых отношений, открывающих новые возможности для развития ребенка в следующем возрастном периоде. Так происходит смена психологических возрастов. Говоря словами Выготского, в этом состоит динамика развития возраста.

Психологические особенности развития ребенка в младенческом возрасте.

Социальная ситуация развития в младенчестве. Роль общения со взрослыми для психического развития ребенка. Характеристика форм общения.

б) Формирование предпосылок усвоения речи.

в) Развитие движений и действий.

г) Развитие ориентировки в окружающем мире (особенности познавательных процессов).

д) Развитие предпосылок формирования личности. Характеристика кризиса 1 года.

Кризис одного года.

Принципы и организация психологического исследования в психологии

Принципы исследования – наиболее общие положения, на которых строится организация и проведение исследования и которые вытекают из философского понимания предмета исследования.

Компоненты принципов:

1. Философская составляющая – каждый отдельно взятый принцип, конкретизирующий отношение к психике как какое-либо фундаментально-философское положение.

2. Любой принцип одновременно является и конкретизацией какого-либо основополагающего фундаментального собственно психического положения.

3. Процедурная составляющая – принцип рассматривается как совокупность правил организации и проведения исследования.

1. Принцип объективности – он задает исследователю конкретный вариант решения вопроса философии – материализм (признает первичность материального).

2. Принцип развития – любое явление должно рассматриваться не только в уже установленной форме, но и в процессе развития.

3. Принцип индивидуализации – устанавливает общие закономерности организации психики и индивидуальные особенности. Невозможно найти двух человек с одинаковой психикой.

В середине 20 века сформировалось 2 школы:

1) Идеографический подход – психология должна описывать индивид. психику, описание отдельно взятых Я.

2) Номотетический – определение общих закономерностей.

Философский аспект – единство общего, особенного и единичного, т.е. любой объект познания обладает 3 основными категориями: общими, особенными и единичными.

Процедурный аспект – индивидуальные особенности можем установить, опираясь на тестовые методики.

Наши рекомендации