Тема 2. Образ математики как науки. Философия математики как раздел философского знания.
· Какие представления о математике существовали в истории науки и философии?
· Почему математику можно трактовать различными способами?
· Почему современную математику можно понимать и как формальную науку и как особый язык науки.
· Каково понимание математики коллективом Н. Бурбаки?
· Что представляет собой математика с точки зрения И. Канта?
· Какое место занимает математика среди других наук с точки зрения О. Конта? А. Пуанкаре? А. Эйнштейна?
· Чем представляется математика для Вас? Поясните свою позицию.
· Перечислите основные вопросы, относящиеся к философии математики.
· В каком веке возникает философия математики как самостоятельный раздел философии науки?
· Какие проблемы рассматриваются в фундаменталистской философии математики?
· Перечислите вопросы, интересующие исследователей, работающих в контексте фундаменталистской философии математики.
· Представьте подход к истории математики, разработанный А. Н. Колмогоровым.
· Изложите подход к развитию математики, предлагаемый А. Г. Барабашевым.
Тема 3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.
· В чем суть проблемы возникновения науки?
· Укажите основные этапы развития науки.
· Дайте характеристику античной науки.
· Существует ли связь между античной философией и античной математикой? Если «да», то в чем она состоит?
· Укажите наиболее важные черты науки Средних веков.
· Почему экспериментальное естествознание возникает лишь в Новое время?
· В чем проявляется революция в науке?
· Перечислите основные характеристики каждой из известных Вам научных революций.
· Перечислите основные характеристики классической науки.
· Укажите особенности неклассической и постнеклассической науки.
Тема 4. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики.
· Почему античную математику считают началом теоретической науки?
· В чем суть учения пифагорейцев о числе?
· Почему открытие несоизмеримых стало началом кризиса в пифагорейской математике?
· Что собой представляет геометрическая алгебра античности? Существует ли геометрическая алгебра сегодня?
· В чем философский смысл апорий Зенона?
· Почему «Начала» Евклида строятся на базе содержательной аксиоматики?
· Какие проблемы бесконечности обсуждались в античной философии и математике?
· Как представляет математику Платон, и какую роль он отводит этой науке в познании мира?
· Что является главным в понимании математики у Аристотеля?
· Какие виды бесконечности выделяет Аристотель? Какой ее вид он считает существующим в реальности?
· Какие достижениясредневековой математики Арабского Востока Вы знаете?
· В работах какого мыслителя алгебра предстает вполне самостоятельной дисциплиной?
· С какими философскими и методологическими проблемами столкнулись математики средневековой Европы?
· В чем суть проблемы Универсалий?
· Раскройте философские аспекты математики мнимых и комплексных чисел.
· В чем состоит философское значение созданной Декартом аналитической геометрии?
· Какие проблемы философского и методологического характера пришлось решать И. Ньютону и Г. Лейбницу в процессе разработки и обоснования дифференциального и интегрального исчисления?
· В чем суть философской проблемы бесконечно малых?
· На чем основана критика Беркли обоснования математического анализа?
· В чем состояла проблема классификации математических дисциплин в начале ХХ века?
· Почему Н. Бурбаки задаются вопросом о единстве, целостности математического знания? Какие были основания для этого вопроса?
· Приведите примеры дифференциации и интеграции в математике.
· В чем, с вашей точки зрения, обнаруживается структурное и функциональное единство математического знания?
· В чем состоят трудности применения концепция научных революций к анализу процесса развития математического знания?
· Вписывается ли процесс развития математики в концепцию научных исследовательских программ?
· В какой мере находят свое подтверждение идеи фальсификационизма в математике.
· Раскройте суть концепции развития математики Ф. Китчера.
· Как «уживаются» в истории математики научные революции и преемственность в математике?