Тема № 12. Философские проблемы единства и развития социально-гуманитарного знания.
Концепция социального знания: истоки, смысл, трактовка специфики по отношению к естественнонаучному знанию, критерии выделения социальных наук из всей совокупности наук. Социальный интерес и социальное знание. Диалектика взаимодействия познающего субъекта и познаваемого социального объекта.
Возможности и пределы формализации социального знания. Возможности и пределы использования метода эксперимента в научных исследованиях. Возможности и пределы использования математических и естественнонаучных методов и методик в научных исследованиях.
Влияние субъективного фактора на стохастический характер социальных законов и закономерностей.
Художественная культура как источник социального знания.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине
Формы и методы текущего контроля успеваемости обучающихся и промежуточной аттестации.
4.1.1. В ходе реализации дисциплины Б1.Б01. История и философия науки
используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:
Наименование дисциплины | Форма контроля | |
Очная/ заочная форма обучения | ||
Тема 1 | Наука: её сущность, причины возникновения, основные стадии исторического развития. | |
Тема 2 | Античная наука и философия. | |
Тема 3 | Научное знание в эпоху Средневековья. | |
Тема 4 | Становление науки в европейской культуре нового времени. | |
Тема 5 | Наука и научные революции в ХХ веке. Роль методологии в эволюции науки. | |
Тема 6 | Начала становления научного знания. | УО |
Тема 7 | Общество и наука: сущность общества и закономерности его развития, место и роль науки в жизни общества. | |
Тема 8 | Структура научного познания и структура науки. | |
Тема 9 | Методы научного познания. | УО |
Тема 10 | Наука и культура, роль социально-гуманитарного знания в развитии общества. | УО, КР |
Тема 11 | Современные философские проблемы профильных отраслей общественных наук. | |
Тема 12 | Философские проблемы единства и развития социально-гуманитарного знания. | КР |
4.1.2.Экзамен проводится с применением следующих методов(средств)
Экзамен проводится в форме устного ответа на теоретические вопросы и решения ситуационной задачи (кейса)
Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся.
Типовые вопросы для устного опроса
Занятие № 1. Начала становления научного знания.
1. Предпосылки возникновения научного знания в древнем мире.
2. Развитие научных знаний в античном мире: уровень, тенденции, направления, проблемы, связь с практикой.
3. Натурфилософия как первая наука.
4. Основные философские учения античности в их связи с нарождающейся наукой.
5. Истоки опытной науки в европейской культуре.
Литература основная
1. Бессонов Б. Н. История и философия науки: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2010.
2. Булдаков С. К. История и философия науки: учеб. пособие. – М.: РИОР, 2011.
3. Зеленов Л. А. и др. История и философия науки. М.: Флинта, 2011.
4. Никитич Л. А. История и философия науки. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
5. Философия философии. Тексты философии: учеб. пособие. – М.: Академический проект, 2012.
Литература дополнительная
1. Бучило Н. Ф. История и философия науки: учеб. пособие. – М.: Проспект, 2009.
2. Ильенков Э. В. Философия и культура. – Воронеж: МОДЭК, 2010.
3. Огородников В. П. История и философия науки: учеб.пособие для аспирантов. –СПб.: Питер, 2011.
4. Платон. Диалоги. – М.: Академический проект, 2011.
5. Словарь философских терминов / научн. ред. В. Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА-М, 2010.
6. Философия природы в античности и в средние века. – М.: Наука, 2000.
Занятие № 2. Методы научного познания.
1. Сущность и структура научного метода.
2. Становление методов научного познания в истории философии.
3. Методы получения эмпирического знания, их содержание, технология применения.
4. Проблема факта в социально-гуманитарном познании.
5. Методы получения теоретического знания, их содержание, специфика, технология применения.
6. Интуиция и её роль в получении принципиально нового знания. Способы развития интуиции.
Литература основная
1. Бессонов Б. Н. История и философия науки: учеб. пособие. – М.: Юрайт, 2010.
2. Булдаков С. К.История и философия науки: учеб. пособие. – М.: РИОР, 2011.
3. Зуев К. А. Диагностическое познание. – М.: Вузовский учебник, 2011.
4. Канке В. А. Методология научного познания: учебник для магистров. – М.: Омега-Л, 2013.
5. Новиков А. М. Методология научного исследования: учебно-методическое пособие. – М.: Либроком, 2010.
6. Огородников В. П. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов. –СПб.: Питер, 2011.
Литература дополнительная
1. Бельская Е. Ю. и др. История и философия науки: учеб. пособие. – М.: Альфа-М, 2012.
2. Зуев К. А. Диагностическое познание. – М.: Вузовский учебник, 2011.
3. Кармин А. С. Интуиция: философские концепции и научное исследование. – СПб.: Питер, 2011.
4. Коэн М., Нагель Э. Введение в логику и научный метод. – Челябинск: Социум, 2010.
5. Кругляков Э. П. Современная лженаука – порождение невежества и коррупции // В защиту науки. Бюллетень № 5. – М.: Наука, 2009.
6. Малютин А. О. Заблуждения о науке. – М.: Эксмо, 2011.
7. Тихонов В. А. Научное исследование: концептуальные, теоретические и практические аспекты: учеб. пособие для вузов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2009.
8. Филиппов Г. Г., Яновский В. В. Как делать научную работу. – СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2014.
9. Холтон Дж. Что такое «антинаука»? // В защиту науки. Бюллетень. № 4. – М.: Наука, 2008.