Тема 9. Древнегреческая философская мысль классического периода: общая характеристика; философские учения представителей древней софистики.

Раннее «софистическое движение»: философские основания и культурный контекст. Характер и природа зависимости философских учений представителей древней софистики от философских теорий т.н. «досократиков»: Протагор и Демокрит; Критий и Эмпедокол; Горгий и элейская школа. Смысл высказывания Протагара: «Человек есть мера всех вещей (ta chrēmata): существующих, насколько они существуют и не существующих, насколько они не существуют». Принцип софистического разделения: «вещи, существующие по природе» (phýsei) и «вещи, существующие согласно человеческому установлению (thései)». Мышление и речь. Софистические теории чувственного восприятия. Социально-политические воззрения древних софистов.

Тема 10. Философское учение Сократа; сократические школы: мегарская, элидо-эретрийская, киренская, киническая.

Сократ Афинский как «культурный герой»: символ «подлинного философа» и «добродетельнейшего из людей». «Диалектическое искусство» как метод Сократа: «ирония» и «майевтика». Этическое учение Сократа. Влияние на последующую традицию. Сократические школы. Характер исследований в области теории познания и логики представителей мегарской и элидо-эретрийской сократических школ. Утверждение принципа непознаваемости природных вещей в философском учении Аристиппа Киренского: историко-философские предпосылки. Непостижимость «души» и познаваемость «состояний души»: «боли» и «наслаждения». Природа и функция ощущений. Самодостаточность разума и самозаконность природы: неизбежность страданий и условия «сохранения разума». Учение киников о добродетели и о природе: «закон природы и закон добродетели суть одно». Т.н. «тезис о невозможности противоречия» и условия человеческого счастья. Модификация софистических дефиниций «природы» и «закона». Техники «терапии души» и «упражнения в добродетели».

Тема 11. Философское учение Платона.

«Идеализм» Платона: история вопроса и общая характеристика. Учение об «истинном человеке», «истинном познании» и «истинном бытии». Бессмертие души и смертность человеческого состояния. Модификации сократовской «диалектики» в платоновской теории познания. Отношение «истинного бытия» к «природе вещей»: космология Платона. Учение о справедливости и совершенном государственном устройстве.

Влияние на последующую традицию.

Тема 12. Философское учение Аристотеля.

«Метафизика» Аристотеля как подлинная «теология», «мудрость» и «первая философия». Онтология Аристотеля. Смысл учения Аристотеля о «категориях» - как онтологических характеристиках бытия субстанций (oysia). Смысл учения Аристотеля о четырёх причинах бытия субстанций. Учение о «бытии-в-возможности» и «бытии-в-действительности». Концепция «неподвижного перводвигателя». Теория познания Аристотеля и классификация наук. Психология и учение об уме (noys). Космология и натурфилософия Аристотеля. Этика и политика. Влияние на последующую традицию.

Тема 13. Философские школы эпохи эллинизма: общая характеристика; античный скептицизм; философские воззрения Цицерона

Эллинистический период истории античной философии: культурные особенности и состояние источников. Две разновидности античного скептицизма – пирронизм и т.н. «академический скепсис». Пирронистическая этика и теория познания. Философское наследие Цицерона. Практическая философия Цицерона: этика и социально-политические воззрения.

Тема 14. Школа Эпикура.

История эпикурейской школы: состояние источников. Открытия XVIII-XX вв.: папирусные находки в Геркулануме; эпиграфический памятник в ликийской Эноанде.

Каноника Эпикура: учение о «критерии». Особенности атомистической физики Эпикура.

Этика Эпикура: учение о «наслаждении». Поэма Лукреция «О природе вещей»: преемственность и новаторство. Влияние на последующую традицию.

Тема 15. Античный стоицизм.

Феномен античного стоицизма: общая характеристика и история школы. Состояние источников. Философия как органическое единство логики, физики и этики. Теория познания стоиков: учение о «критерии». Стоическая логика. Особенности стоической физики. Космогония и космология. Фундаментальные принципы стоической этики: т.н. «стоические парадоксы». Поздние стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Влияние на последующую традицию.

Тема 16. Средний платонизм.

«Средние платоники» – общая характеристика: Евдор Александрийский, Модерат из Гадиры, Антиох Аскалонский, Филон Александрийский, Плутарх Херонейский,

Апулей, Никомах из Герасы, Альбин, Алкиной, Нумений Апамейский.

Тема 17. Античный неоплатонизм.

Неоплатонизм как последний этап греческой эллинистической философии: «неоплатонический синтез». Учение об иерархическом строении «истинного бытия»: Единое, Ум, Душа, Космос, Материя. Плотин как основоположник неоплатонической философской традиции: влияние на последующую традицию. Философские воззрения Порфирия Тирского. Поздние неоплатоники: Ямвлих, Прокл, Симпликий, Дамаский. Эдикт императора Юстиниана 529 г. и конец античной классической философской эпохи.

4. Информационные и образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Античная философия» используются проблемный метод изложения лекционного материала.

Темы семинаров отражают последовательность тем изучения курса, предполагая обсуждение докладов и дискуссий по наиболее актуальным проблемам классической античной философии.

Семинарские занятия могут проходить в различной форме – обсуждение заданных планом вопросов, обсуждение докладов и рефератов, дискуссии, рассмотрение конкретных проблемных ситуаций.

Выбор тем для семинарских занятий обосновывается методической взаимосвязью с программой курса и строится на ключевых, узловых темах курса. Планы семинарских занятий в основном подготовлены в соответствии с программой лекционного курса.

Задания к семинарским занятиям могут быть обязательными для выполнения в аудитории или даваться студентам для самостоятельной работы дома.

Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации и помощь в написании рефератов, эссе и при выполнении тематических заданий), а также и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке.

5. Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

5.1.Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины

№ п/п Контролируемые разделы дисциплины (модуля) Код контролируемой компетенции (компетенций) Наименование оценочного средства
Предпосылки формирования философии нового времени ОПК-4 собеседование
Философия Декарта ОПК-4 приём практических заданий
Философия Паскаля ОПК-4 оценка подготовки к семинару
Философия Спинозы ОПК-4 оценка подготовки к семинару
Текущая аттестация ОПК-4 оценка подготовки к семинару
Философия Мальбранша ОПК-4 оценка подготовки к семинару
Философия Лейбница ОПК-4 контрольная работа
Главные особенности философии французского Просвещения ОПК-4 оценка подготовки к семинару
9. Философия Руссо ОПК-4 собеседование
10. Промежуточная аттестация ОПК-4 экзамен

Наши рекомендации