Здесь – интересная статья «Чего не изрекал Преподобный Серафим»
http://www.voskres.ru/taina/strizhev.htm
Здесь изображения:
http://photo.peoples.ru/state/sacred/serafim_sarovskiy/1.shtml
http://www.rusk.ru/st.php?idar=111334
http://www.voskres.ru/taina/strizhev.htm
* * *
«Гарантировать перерождение с серебряной ложкой во рту» (Господу видней)
Born with a silver spoon in his mouth (Родился с серебряной ложкой во рту)
Выражение Born with a silver spoon in his mouth означает "Родился в богатой обеспеченной семье".
Это выражение произошло от традиции дарить ребенку при рождении серебряную ложку. Обычно этот подарок делали крестные родители младенца.
Так как люди в те времена пользовались деревянными ложками, а серебряная ложка была предметом роскоши и далеко не все могли себе это позволить, фраза "родился с серебряной ложкой во рту" стала синонимом богатства, показателем, что ребенок родился в обеспеченной семье.
* * *
«Все уже здесь: Сирин, Алконост, Гамаюн» (Сирин, Алконост, Гамаюн)
Сирин– в средневековой мифологии райская птица-дева, образ которой воходит к древнегреческим сиренам. В русских духовных стихах Сирин, спускаясь из рая на землю,
Зачаровывает людей свим пением. В западноевропейских легендах Сирин – воплощение несчастной души.
Алконост- в византийских и русских средневековых легендах райская птица с человеческим лицом. Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка. Алконост несет яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на шесть дней. Пение алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всем на свете.
Гамаюн – птица-посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.
В старинной «Книге, глаголемой Козмогра-фия» на карте изображена круглая равнина зе мли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.
Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
Замечательную статью об этих птицах можно прочитать здесь: http://www.myth.sidheland.com/BESTIAS/005.htm
* * *
«Мне снился генерал Скобелев,
Только что попавший в тюрьму» (Генерал Скобелев)
Скобелев Михаил Дмитриевич (1843–1882) – генерал русской армии, получивший известность во время похода русских войск в Хиву (1873), против кокандцев (1875–1876) и особенно в русско-турецкую войну (1877–1878) в сражении в Ловичи и Плевне (1877). В 1880–1881 гг. был руководителем Ахалтекинской экспедиции.
Подробно о его жизни можно прочесть здесь: http://www.hrono.ru/biograf/skobelev.html
* * *
"У меня в крови смесь нитротолуола и смирны" (Кардиограмма)
Смирна (Мирра) – это благовонный бальзам, мазь, которой умащивали тело покойника. Смирна была принесена новорождённому Мессии как дар Человеку, Которому надлежит умереть на кресте. Христос – Священник, но Он же и Жертва, Агнец Непорочный, приносимый за грех мира. И этот, последний дар, и был прообразом великой и смиреной Жертвы. Неоценимой Жертвы…
«Смирна и стакти и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя» (Псалтирь, 44, 9).
Смирна - это мирра (греч. Myrrha, от араб. мурр - горький), которую еще египтяне использовали при бальзамировании. Аромат резкий, похож на скипидар или камфору. Состоит из смолы и камеди (т. е. древесного клея, который появляется на почках и порезах коры). Для изготовления библейского благовония годятся разные породы деревьев семейства бурзеровых, что растут в Южной Аравии и Эфиопии; чаще всего брали камедистую смолу от Balsamea Myrrha, а на Руси сырьем стала смола елей и сосен.
Мирра очень пахучее и горькое благовоние, употреблялась в лечебных целях, для курения и умащения на пиршествах; упоминается в описаниях многих религиозных обрядов; естественно, она перешла и в христианство. Собирают мирру со стволов деревьев гроздьями, точнее - желто-бурыми комками. Теперь дальше. Если эту смолу отжать, то жидкая часть будет стакти (по-гречески - капля; в церковнославянском словаре переводится: то есть, ладан), а густая - собственно смирна. Ладан и смирна - дары, принесенные волхвами младенцу Иисусу. (Надо же нам когда-нибудь и эту композицию понюхать). В псалме говорится о запахе "от риз" - это потому, что т. н. зерна (застывшие капельки) смирны закладывали также в складки одежды.
* * *
Снежный лев (альбом 1996 г.)
1. Цам, или по-тибетски Чам, в переводе означает «танец богов». Суть мистерии - это борьба добрых сил со злыми духами, окружающими человека. Цам представляет собой одну из наиболее ярких театрализованных и красочных обрядовых форм буддийского богослужения. После разгрома монастырей в 30-х годах в Бурятии и Монголии традиция Цама была утеряна. Сейчас ее пытаются возродить.
В историческом Цаме персонажи жестко определены, ничего прибавлять нельзя. Среди прочих там есть так называемые театральные, для развлечения зрителей: Снежный Лев и Белый Старец.
Лев - маска сложная. В мистерии его изображают два человека: один – голова, другой – туловище.
Есть много вариантов его изображения. На Тибете эти звери, конечно, не водятся. Поэтому в буддийской иконографии их изображают условно. Порой лев смахивает на лягушку.
(«Рождение снежного льва» http://www.b-port.com/info/smi/mv/?issue=651&article=12512)
2. Национальный флаг Тибета несёт изображение горы с двумя снежными львами, шестью красными и шестью синими лучами, расходящимися от солнца.
Грозные позы пары бесстрашных снежных львов, лица которых отмечены пятью особыми чертами, символизируют полную победу деяний правительства, объединяющего духовные и мирские силы.
* * *
«Над Москвой-рекой встает Собачья звезда» (По Дороге В Дамаск)
Египтяне называли Сириус Собачьей звездой, а созвездие, в котором она находится, - Большим Псом. Сириус издавна привлекал внимание людей. В Древнем Египте звезда была в большом почете, так как ее восхождение совпадало с началом разлива реки Нил, а значит, с плодородием земель и будущим урожаем.
Собачью звезду легко можно рассмотреть невооруженным глазом и тем более через телескоп. Она белая, иногда с синеватым отливом, что не удивительно для спектрального класса этого небесного тела. Странным является тот факт, что, по единодушному свидетельству древних авторов, Сириус был красной звездой, и это самая интересная астрофизическая загадка древнего мира.
Ежегодно, когда Сириус поднимался на рассвете из-за горизонта, римляне приносили ему в жертву собак с рыжей шерстью. Сенека в I веке нашей эры писал, что «песья звезда краснее Марса». Другие античные авторы - Птолемей, Цицерон, Гораций - также отмечали глубокий красный цвет звезды. Но это еще не все. Относительно недавно, во второй половине XIX века, стало известно, что Сириус на самом деле двойная звездная система. У него есть невидимый невооруженным глазом спутник, белый карлик Сириус В. Тем не менее в африканском государстве Мали французские ученые-этнографы записали предание племени догонов, согласно которому Сириус и его темный спутник временами казались красными. То, что в легенде африканцев говорится о красном свете звезды, уже мало кого удивило, а вот упоминание о спутнике поразило необычайно.
Английский астроном Маккри попытался объяснить обе эти загадки сразу, опираясь на то, что на Востоке большое значение придавалось восходу Сириуса, а вблизи линии горизонта он, как и Солнце, мог казаться красным. Кроме того, мираж в пустыне способен раздваивать «изображение» этой ярчайшей звезды.
Другой аспект загадки связан с изменением цвета звезды. Этот факт отмечают средневековые хроники, составленные в 577 году; в них Сириус назван Рубиолой, то есть красной звездой. Однако через 400 лет арабский астроном Аль-Суфи, проводя свою классификацию звезд, к числу красных Сириус не отнес. Так что же - где-то в этом интервале времени звезда изменила цвет?
В 1974 году астроном К.Ракос из Вены провел фотометрию Сириуса В, «темного спутника» системы, и пришел к выводу, что он имеет температуру 24 000 по Кельвину и в силу этого оказывается одним из самых горячих известных белых карликов. Высокая температура может свидетельствовать о недавнем переходе Сириуса В в стадию белого карлика и о том, что стадия красного гиганта закончилась всего две тысячи лет назад. По мнению Ракоса, красноватый цвет, наблюдавшийся в древности, может свидетельствовать о быстрой эволюции Сириуса В.
Однако перед тем как стать белым карликом, эта звезда сначала должна была пройти стадию «красного гиганта». Германские ученые В.Бергманн и историк В.Шлоссер предположили, что именно «предка» Сириуса В и видели древние люди! Ведь невооруженному глазу две близкие звезды, одна из которых значительно ярче другой, должны были казаться одиночной красноватой звездой. Тем не менее среди астрономов нет единого мнения о том, когда именно Сириус В сжался и стал белым карликом. Все зависело от его первоначальной массы: сжатие могло происходить как медленно, так и практически мгновенно с выбросом большей части массы в пространство. Однако следов такой космической катастрофы пока не обнаружили.
* * *
«Список кораблей
Никто не прочтетдо конца; кому это нужно…» (Северный цвет)
Стихотворение Осипа Мандельштама:
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи —
На головах царей божественная пена —
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — все движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Август 1915
«Только вождей корабельных и все корабли я исчислю», - говорит Гомер во второй песни «Илиады» (Сон. Беотия, или перечень кораблей). Этот список кораблей настолько длинен, что занимает в поэме строки с 494 по 760. (Пер. с древнегреч. Н. Гнедича)
* * *
СУТРА ЛЕДОРУБА
Су́тра(санскр. «нить») — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, позднее — своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии. В буддизме в сутрах, построенных в основном в форме диалогов или бесед (обычно Будды, бодхисаттвы или патриарха с учениками) излагались основы учения.
Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью, в сутрах часто используются притчи.
Свиток сутры иногда используется в культовых изображениях в качестве атрибута божества, бодхисаттвы (например, бодхисаттвы Самантабхадры), являясь символом мудрости.
Т
Та, которую я люблю«Только отдай мне ту, которую я люблю» (Та, которую я люблю)
«Король Роберт Благочестивый (972—1031), сын Гуго Капета, в 18 лет был вынужден жениться на даме, которая была не то на двадцать, не то на тридцать лет старше. (Из-за разницы в возрасте Роберт, очевидно, и стал таким благочестивым.) Он славился истовой набожностью, сочинял церковные песнопения, сторонился плотских удовольствий. Но в двадцать два года августейший постник встретил Берту, жену графа Блуаского, и влюбился на всю жизнь. Графиня уже имела пятерых детей и по меркам того времени была немолода (27 лет), однако у влюбленных, как известно, зрение устроено особенным образом. Берта показалась королю прекраснейшей из женщин.
Сначала он объявил графу де Блуа войну, чтобы избавить любимую от супруга. Граф очень кстати умер собственной смертью, и король немедленно посватался к вдове. Та согласилась, но хэппи-энда не произошло.
Церковь запрещала браки между родственниками вплоть до седьмой степени и соблюдала это правило очень строго. Найти приличную невесту европейским монархам было трудно — все правящие дома уже состояли в родстве. Жен приходилось искать за тридевять земель. Один из французских королей, как мы помним, был вынужден заслать сватов аж в Киев, к Анне Ярославне.
А Роберт и Берта были то ли троюродными, то ли четвероюродными. Поэтому папа римский позволения на брак не дал.
И у короля разом всю благочестивость как рукой сняло. Поставив на кон престол, жизнь, даже спасение души, он ослушался его святейшества. Женился.
В ответ папа отлучил Роберта от церкви.
Это была ужасная кара. Всё, чего касалась рука человека, преданного анафеме, считалось оскверненным. Слуги не стирали, а сжигали королевское белье; не мыли, а выбрасывали посуду. Подданные разбегались при виде проклятой королевской четы, прятали детей.
Целых пять лет влюбленные держались. Потом король поумнел. А скорее всего, это жена дала ему хороший совет, потому что мужчины — ужасные дураки и часто ради гонора жертвуют благополучием.
Роберт принес покаяние, развелся и взял другую супругу, однако по нынешним понятиям брак назвали бы фиктивным, ибо жить король продолжал с любимой Бертой. (Это у церкви смертным грехом не считалось.) Влюбленные дожили до старости и умерли в один год. А впрочем, историки путаются в годах жизни столь отдаленных монархов, так что, возможно, всё это не более чем красивая легенда.
Борис Гребенщиков написал про бывшего благочестивого короля известную песню. Там Роберт говорит Господу: послушай, не нужно мне место в Твоем раю,
Только отдай мне ту,
Которую я люблю.
Ну на, коли ты такой, отвечает королю Господь. А насчет места в Моем раю — там посмотрим». Борис Акунин. "Самая таинственная тайна и другие сюжеты"
Картина Ж.-П. Лоранса «Отлучение Роберта Второго» (На полу дымится не сигарета с фильтром, а ритуально потушенная свеча)
* * *
Та, кто приносит дождь «Никто не вышел из дома Той, кто приносит дождь…» (Кад Годдо)
Имеется в виду Арианрод, одна из богинь кельтской мифологшии, хозяйка замка на стеклянном холме, расположенном в Гиперборее (см).
Кстати, само название песни – Кад Годдо – переводится, по словам БГ, с гэльского как «Битва деревьев». БГ писал, что на создание этой песни его вдохновил уэльский бард 10-го века Gwyonap Gwernach.
* * *
«И чья в том вина, что арбатская пьянь
Пьёт водку из чаши Династии Тань?» (Туман над Янцзы)
Тань - правящая императорская династия Китая /618 -- 907 гг./
Была одной из самых процветающих феодальных династий в истории Китая.
Группа ученых под руководством Геральда Хауга (Gerald Haug) из Национального исследовательского центра наук о Земле в Потсдаме (Geoforschungszentrum in Potsdam) на основе анализа осадочных отложений из озера поблизости города Чжаньцзян (Zhanjiang) провинции Гуандун (Guangdong) выяснила, что падение правящей династии Тянь совпало с изменением климата, которое характеризовалось значительным уменьшением осадков в летнее время и похолоданием.. Магнитные свойства осадочных пород и уровень содержания в них титана являются индикатором интенсивности зимнего периода дождей в Восточной Азии. Исследователи обнаружили, что за последние 1500 лет усиление зимнего периода дождей и значительное сокращение летних осадков происходило три раза. Причем последний раз подобное изменение климата произошло между 700 и 900 годами нашей эры. Оно совпало с необычайным для этих мест похолоданием.
По мнению авторов, засушливые летние месяцы на протяжении нескольких лет привели к значительному падению урожая и голоду, что подтолкнуло крестьян на мятежи, которые привели в 907 году к падению династии Тань
* * *
«Возвышенный, как Тир На Ног
Бородат и душевно хвостат» (Рухнул)
Тирнаног - кельтский рай, страна вечной юности (или молодости). Находится она на Острове ("Остров Блаженных", "Земля Живых" и тд - у него много эпитетов, вплоть до Ultima Thule, туда же Аввалон). Ее посетил эпический герой Ойсин и прожил там триста лет не старея, пока не "вспомнил все". Вернувшись в Ирландию, он обнаружил, что его современники давно умерли, а Святой Патрик привёл страну к христианству. Ступая по земле, он перестал принадлежать Стране Молодости, мгновенно состарился и умер. Как Ниам рассказала Ойсину, "Там деревья одновременно распускаются и плодоносят, и смерть не знает туда дороги. Босоногий Тир-На-Ог, страна, открытая ветрам да птицам. Попасть туда трудно, а уйти еще труднее".
* * *
«Но что ты запляшешь,
Когда из-за гор
Начнет дуть трамонтана?» (Трамонтана)
(Tramontana) - т. е. загорный ветер, так назыв. 1) в Средней и Южной Италии холодный сев. и сев.-вост. ветер, дующий из-за Апеннин; 2) в Каталонии (сев.-вост. Испании) тоже холодный сев. ветер из-за Пиренеев. Т. бывает сильна, особенно к Каталонии, и приносит ясную, сухую погоду. По своим свойствам очень сходна с южнофранцузск. мистралем (см.).
Прочтите интересные сказания о Трамонтане здесь:
http://www.tramontana.ru/about.php
У
«Внедряя в жизнь У Вэй…» (Русская Нирвана)
У Вэй – недеяние, фундаментальный принцип даосизма ( «У» - отрицание «нет», «Вэй» - действие, стремление, напряжение)
Ф
«Слава Богу, что она никогда не читала
Ни «Цветочков» Франциска Ассизского, ни Дао Дэ Цзин» (Ткачиха)
Образ святого Франциска Ассизского вот уже 800 лет притягивает к себе внимание людей самых разных взглядов. Святой Франциск положил начало новому духовному движению, во многом предопределившему путь развития не только католической церкви, но и философии, теологии и всей европейской культуры. «Цветочки святого Франциска Ассизского» - перевод на итальянский язык латинского сочинения Гуголина из Монтегеоргио, рассказывающего о деяниях святого. Искренность повествования и изысканная простота сделали «Цветочки» любимым чтением для многих поколений европейцев.
Скачать «Цветочки» можно отсюда:
http://www.vip-market.biz/?mod=ecat&do=product&id=2165527
Х
«И все равно - ху там у них наверху» (Крем и Карамель)
1. Ху – так древние китайцы собирательно называли несколько групп «варварских» племен.
Например, Дун-ху ("Восточные ху") - китайское название группы племён, обитавших в древности в Восточной Монголии и Южной Маньчжурии; их влияние распространялось на Ю.-З. до современного Чжанцзякоу (Калгана), на С. до Хинганского хребта. Этническая принадлежность Дун-ху до сих пор окончательно не выяснена. Одни учёные (Н. Я. Бичурин, Г. Е. Грумм-Гржимайло) считали их протомонгольскими племенами, другие - тунгусскими или тюркскими племенами. Дун-ху - кочевые племена, находившиеся на стадии первобытнообщинных отношений. До 3 в. до н. э. Дун-ху не уступали по силе и влиянию хунну и некоторое время даже получали от них дань. В конце 3 в. до н. э. Дун-ху были разгромлены хунну. Спасшиеся от разгрома остатки Дун-ху стали известны в дальнейшем под названием ухуань и сяньби.
2. В магическом учении Телемы, основанной Алистером Кроули,Ху - одно из
центральных понятий об устройстве мира и человеческой души. Согласно
учению телемитов, переходя из одной формы в другую, человек по сути
возвращается к одному и тому же – проявлять свою бессмертную душу (Хабс)
посредством данной ему силы (Ху). Этот термин впервые появляется в
"Книге Закона" Кроули, своего рода телемитской Библ ии: "Хабс пребывает в
Ху, а не Ху — в Хабс" (Глава1, 8).
Для тех, кому интересно более глубокое изучение этого термина,
рекомендую сайт телемитов - http://oto.ru
Ц
«Царица Шеба прекрасна, но она ни при чем» (Царь Сна)
Царица Шеба -царица Савская, одна из жен Соломона. О ее красоте ходят легенды. Одна из них рассказывает о том, как царь Соломон был настолько потрясен ее красотой, что не мог глаз отвесть.
Три тысячелетия назад на территории современных Омана и Йемена существовали древнейшие государства, в их числе Сабейское царство, где правила легендарная царица Савская. В легендах агады государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. Имя легендарной царицы упоминается и в Ветхом Завете, и в Коране, но тем не менее подлинных сведений о ней крайне мало. В мусульманских легендах имя царицы Савской - Билкис. Известно, что ее отец служил, по-нынешнему говоря, премьер-министром в загадочном царстве Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время своего путешествия в Израиль. Согласно ветхозаветному преданию, царица Савская, услышав о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и
изумилась его мудрости. Конечно, Билкис приехала не только "загадки загадывать": через вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний - путь из Сабы в Египет, Финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе караванов, она и привезла столь щедрые подарки.
В Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с Соломоном: "Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот, мне и вполовину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала".
Сама Билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был очарован молодой царицей. Но во время одной из ее первых встреч с израильским царем приключилась нехорошая история, которая описана в одной из книг Талмуда - "Мидраше". По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол. Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, - приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но весьма не привлекательными - они были покрыты густыми волосами. Вместо того чтобы промолчать, Соломон громко воскликнул: он не ожидал, что у столь красивой женщины может быть такой недостаток. Эта история встречается и в мусульманских источниках. И все же, когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой и величием.
Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону забыть ее. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила мальчика. Ему, как потом оказалось, была уготована славная судьба. Они, а вернее Соломон и царица Савская, считаются в эфиопских преданиях родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.
* * *
«Царь Сна крёстным ходом на стального коня» (Царь Сна)
В одном из вариантов написания этой песни у БГ вместо "Царь сна крёстным ходом на стального коня" пелось "Барух Хашем крёстным ходом на стального коня". В старых сборниках текстов БГ, например, в сборнике "14" (1993 год), так и пишется. Барух Хашем на иврите - это аналог нашего "Слава Богу". Так что есть основания считать, что Царь Сна - это и есть Бог Яхве. Кстати, в песне упоминается еще один персонаж иудаистской мифологии - Царица Шеба (см.), она же знаменитая Царица Савская.
Опять же, если мы обратимся к Ветхому Завету, в нём будет немало примеров, как Бог Яхве посылал тем или иным персонажам пророческие сны:
Авраам при заключении союза с Богом «меж рассечённых частей» впал в крепкий сон, в котором Бог открыл ему судьбу его потомков (Быт.15:12-16).
Иаков (XVII в. до н. э.) заснул в Вефиле и увидел лестницу, которая «стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт.28:12), а также услышал обещание Господа оберегать его потомство и дать ему данную землю.
С Иосифом, сыном Иакова (XVI в. до н. э.), связан целый ряд историй о сновидениях, где он выступает не только как сновидец, но и как эрудированный толкователь снов.
«И видел Иосиф сон, и рассказал [его] братьям своим <...>: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу» (Быт.37:5-7)
«И видел он ещё другой сон <...>: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне» (Быт.37:9)
Сны фараона, для истолкования которых Иосифа вывели из тюрьмы, а после — назначили управлять государством (Быт.41)
Сон про семь коров тучных и семь коров худых, которые вышли из реки и съели тучных коров
Сон про семь колосьев тучных и полных и семь колосьев тощих, которые съели тучные колосья. Толкование Иосифом обоих снов — семь урожайных лет, за которым последуют семь лет голода.
Сон про колосса на глиняных ногах: Навуходоносору приснился некий сон, и он приказал, чтобы мудрецы истолковали его. На просьбу мудрецов рассказать хотя бы содержание сна, царь ответил, что если они мудрецы, они должны сами догадаться, о чём был сон, и истолковать его. В противном случае он прикажет казнить их всех. Бог поведал Даниилу о чём был сон царя — это был сон про истукана на глиняных ногах. После успешного толкования царь поставил Даниила «над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими» (Дан.2:48), а трое отроков, Анания, Азария и Мисаил, были поставлены «над делами страны Вавилонской» (Дан.2:49).
Второй сон Навуходоносора: «среди земли дерево весьма высокое. Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли. Листья его прекрасные, и плодов на нём множество, и пища на нём для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть» (Дан.4:7-9). Затем небесный голос приказал: «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной. <...> дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» (Дан.4:11-14).
Это далеко не все библейские примеры, свидетельствующие в пользу трактовки, что Царь Сна - это и есть Господь Яхве, посылающий людям пророческие сны, и через сон выражающий волю свою.
И ещё одно доказательство этой трактовки: Строка "Мне всё равно, чем кончится ваш отход на Север" - опять же возвращает нас во времена Ветхого Завета" и явно перекликается с Исходом евреев из Египта. Как известно, их движение по руководством Моисея было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана К СЕВЕРУ от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана.
Кстати, первоначальное название этой песни - "Отход на Север", только потом БГ заменил его на "Царь Сна".
Ч
«Рам Лам Ям Мам Бам
Поцелуй меня в чакру…» (Шумелка)
Чакра -(Санскрит. круг, колесо). В индийской метафизике – незримый центр тонкой (энергетической) физиологии человека. Чакры расположены вдоль позвоночного столба от промежности до макушки головы; разные источники по разному оценивают их количество и функции. Наиболее древней является система из четырех чакр; наиболее распространенной в настоящее время – система из семи чакр. Широко известная на Западе благодаря теософам и оккультистам. Здесь существует традиция отождествлять чакры с теми или иными эндокринными железами и зонами мозга.
Вообще чакра представляет собой энергетический вращающийся конус, вершина которого (падма) лежит на позвоночнике, а основание выходит на переднюю поверхность тела.
Применительно к конкретному человеку чакры действуют не изолировано, а образуют особые сочетания, комплексы или «треугольники сил». Характер доминирующих силовых треугольников соответствует духовному уровню развития человека.
Интересные статьи о чакрах тут:
http://ariom.ru/wiki/Chakry
http://www.chakrachka.ru/
http://www.sahajayoga.ru/chakras.htm
http://www.chakra.ru/
* * *
«Один Чжу учился ловить драконов» (Красота - это страшная сила)
Чжулегкомысленный был учеником Урода Полезного, учился убивать драконов. Разорил свою семью, обладавшую тысячей золотом, и за три года овладел мастерством. Однако своему искусству он не нашёл применения. (Чжуан Цзы, глава "Ле Защита Разбойников")
Примечательно, что комментатор Сюань добавляет этот пассаж репликой: "Драконов не было..."
Что касается персонажей этой притчи, то это аллегорические персонажи:
Чжу Легкомысленный - Пинмань;
Урод Полезный - Чжили И ("чжили" как прозвище переводится в соответствии с комментарием "человек, у которого тело не целое").
Ш
«Шайтан-арба встала - не едет совсем» (СУТРА ЛЕДОРУБА)
«Шайтан-арба» (чертова телега) – так в начале ХХ века в Средней Азии и Казахстане называли любое невиданное доселе транспортное средство – паровоз, автомобиль, и даже велосипед.
* * *
«Я скажу им: "Шалом Лейтрайот!"» (Навигатор)
Шалом Лейтрайот (תוארתהל םולש) - словосочетание, смысловой перевод которого с иврита будет звучать так: «Мир вам, до свидания!». Буквальный перевод слов: Шалом - םולש - здравствуйте (мир вам) , лейтрайот - תוארתהל – до свиданья.
* * *
«Где, где, где, где моя Шамбала?» (Шумелка)
Согласно древней тибетской карте в словаре Tibetan — Zang Zung Dictionary. Delhi, Tibetan Bon Foundation, которую смогли интерпретировать советский тибетолог Б. И. Кузнецов (1931—1985) и востоковед Л. Н. Гумилёв (1912—1992), такая страна существовала. Карта восходит к ирано-тибетской картографической традиции. Согласно этой интерпретации, автор был современником Селевкидов и отразил на карте эпоху господства Сирии, руководимой македонскими завоевателями, Сирия по-персидски называется Шам, а слово «боло» означает «верх», «поверхность». Следовательно, Шамбалапереводится как «господство Сирии», что и соответствовало действительности в период III—II в. до н. э.
В отличие от ирано-тибетской индо-тибетская географическая традиция ставит задачи не страноведческие, а космологические.
Поэтому Шамбала — мистическая страна в Тибете или окрестных регионах. Впервые упомянута в буддийском тексте «Калачакра» (XI век), согласно которому в Последние времена Шамбала станет последней цитаделью истинной Дхармы в войне с полчищами варваров (млеччха). Царём Шамбалы тогда станет Калка-раджа — 10-е воплощение Вишну. Существует также предположение, что в Шамбале хранится весь генофонд человечества.
Другая версия гласит, что Шамбала — это состояние души, соединения человека с Богом. То есть найти Шамбалу означает достичь просветления.
В теософской традиции Шамбала — место нахождения Великих Учителей, продвигающих эволюцию человечества. Находится в высших вибрациях, и поэтому невидима и недоступна для непросветленного человека. Подробно описана в работах Николая и Елены Рерих — Учение Живая Этика, Агни-Йога.
У русских староверов существует понятие «Беловодье», которое всеми признаками напоминает теософскую Шамбалу.
Интересные статьи про Шамбалу тут:
http://www.zvezdi-oriona.ru/201991.htm
http://www.sunhome.ru/religion/11501
http://www.4ygeca.com/shambala.html
http://www.theosophy.ru/lib/shambala.htm
Ю
«Скоро Юрьев день, и все больше свечей
У заброшенных царских врат» (Юрьев день)
ЮРЬЕВ ДЕНЬ - 26 ноября (по старому стилю) - церковный праздник в честь св. Георгия, с которым в России XV-XVI вв. связывалась возможность перехода крепостного крестьянина от одного феодала к другому. В общегосударственных масштабах запрет перехода крестьян иначе как за неделю до и после Ю.д. был узаконен Судебником 1497 г. В конце XVI в. закон полностью запретил переселение крестьянства.
Я
Я – змея«Я змея, я сохраняю покой» (Я - змея)
Борис Гребенщиков действительно родился в Год Змеи (1953) по китайскому или японскому календарю. Как гласит восточный гороскоп, рожденные в год Змеи имеют характер, плохо поддающийся расшифровке. Молчаливы, серьезны, умны и мудры. Змеи могут быть крупными мыслителями и системными аналитиками. Они великие труженики.
* * *
Я знаю лучший вид на этот город (Маша и медведь)
Цитата из стихотворения Иосифа Бродского «Представление»:
«Лучший вид на этот город - если сесть в бомбардировщик.
Глянь - набрякшие, как вата из нескромныя ложбины,
размножаясь без резона, тучи льнут к архитектуре…»