Направления философии. Монизм и дуализм.
Монизм(от греч. «монос» — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).
Дуализм(от лат. «duo» — два) — это мировоззрение, которое видит в мире
проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих
других философов.
МАТЕРИАЛИЗМ(от лат. materialis — вещественный), одно из двух главных филос. направлений, крое ре-шает осн. вопрос философии в пользу первичности ма-терии, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противополож-ность идеализму, принимающему за исходное, первич-ное сознание, дух, идею, мышление . Признание первичности материи означает, что она никем не сот-ворена, а существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности.
ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. idea – идея) в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал); В метафизическом смысле идеализм – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи – объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума – субъективный идеализм (Декарт, Мальбранш, Фихте). В теоретико-познавательном смысле идеализм – это точка зрения, рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание)
Разновидности идеализма:
1. Объективный идеализм. Признает независимость некого идеального начала (идеи, бога, духа) не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель).
2. Субъективный идеализм (епископ Дж. Беркли) утверждает зависимость внешнего мира от сознания человека. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм, согласно которому реальностью является лишь собственное сознание и комплексы воспринимаемых ощущений.
7.
8. Философская антропология – философское учение о человеке (философия человека) издревле (начиная с древневосточной и античной философии) занимала умы мыслителей. Это обусловлено тем, что человек есть чудо мироздания. Именно в нем совмещаются два противоположных начала: «душа» и «тело», дух и материя. Именно он, не только познает мир как сущее, стремясь понять его внутреннюю логику, но и пытается понять смысл собственного существования.
Философская антропология – наука о сущности и сущностной структуре человека, его основных отношениях к:
· природе;
· обществу;
· самому себе;
· о его происхождении;
· социальных и метафизических основаниях существования;
· о законах своего бытия.
Философы античности длительное время рассматривали человека как образ Космоса, как «малый мир», микрокосм. Человеческое (духовное) и природное то и дело отождествлялось. Но начиная с Сократа, человекпонимается как комбинациядуши и тела.
Человек имеет:
· тело (дом для души);
· душу (состоит из разума и нравственности).
Задача человека – всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины.
Демокрит – представитель материалистического монизма в учении о человеке, в противовес Сократу, утверждал, что человек – часть природы и, как вся природа, состоит из атомов. Душа также состоит из атомов. Вместе со смертью тела наступает смерть души.
Платон, ученик Сократа, стоял на позиции антропологического дуализма души и тела:
- душа – есть субстанция, которая делает человека человеком;
- тело - враждебная душе материя;
- душа тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна;
- тело смертно; в этом единстве и борьбе души и тела состоит вечный трагизм человеческого существования, т. к.
а) телесность ставит человека в животный мир, а
б) душа возвышает его над миром.
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) настаивает на единстве души и тела. Одновременно он:
1) отмечает социальную природу человека, отличающую его от животного. Человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое;
2) подчеркивает разумность человека «человек и есть в первую очередь ум». Таким образом, социальность и разумность – две основные характеристики человека. (человек, по Аристотелю, - это общественное животное, наделенное разумом);
3) подходит вплотную к формированию положения о деятельностной сущности человека;
4) в плане соотношения общества и личности примыкает к методологическому коллективизму и выступает за экономический индивидуализм.
Августин Блаженныйв учении о человеке многое берет от Платона.
1. Человек—это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Человек - разумная душа, которая пользуется земным телом.
2. Человек—свободная личность, связанная с Богом. Свобода её состоит в выборе между добром и злом. Зло коренится в человеческой природе, а Бог—творец гармонии, добра, благодати, любви.
3. Личность несет ответственность за свои поступки. Любой человек—личность ( даже ребенок впервые понимается как личность)
Фома Аквинский использует философию Аристотеля для обоснования своего учения о человеке.
1. Человек –это промежуточное существо между животными и ангелами.
2. Душа и тело едины, Душа является «двигателем» тела, определяющим сущность человека.
3. Человек есть личностное единство души и тела.
9. Средневеко́вая филосо́фия, филосо́фия Средневеко́вья — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов.
Основными чертами средневековой религиозной философии являются ее теоцентризм и догматичность. Теоцентризм предполагает, что Бог является главной целью философских исследований. Бог трактуется как причина всего сущего и высшая реальность. На смену необходимости обосновывать свою точку зрения в античной философии приходит догматизм. Эта установка предполагает формирование догматов – утверждений, которые не требуют доказательства и являются предметом веры.
В философии средневековья выделяют два основных этапа: патристика (2 – 8 вв.) и схоластика (11 – 14 вв.)В средние века человек рассматривается прежде всего как часть мирового порядка, установленного Богом. А представление о нем самом, как оно выражено в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Бога». В социальном плане в средние века человек провозглашается пассивным участником божественного порядка и является существом тварным и ничтожным по отношению к Богу.
10. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
10.Эпохой Возрождения называют поздний период феодального общества (XIV-XVI вв.), когда в его недрах получает все более заметное развитие буржуазный уклад.
Новый социально-экономический уклад и гуманистическая культура обусловили усиление материалистической тенденции, выразившейся, прежде всего в появлении пантеистических учений Пантеизм (от греч pan - все и theos - бог) отождествлял природу и бога и был переходом от религиозной философии к материализму
Один из крупнейших философов-пантеистов Николай Кузанский (1401-1464) утверждал, что природа бесконечна, а земля не является центром мира. Человеческое познание, с его точки зрения, достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент), а не вследствие схоластических рассуждений.
Глубокое материалистическое содержание имела пантеистическая философия Джордано Бруно (1548-1600), основывающаяся на учении Коперника. Бруно решительно выступил против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею “двойственности истины”, т.е. признание сосуществования религиозной и научной “истин”. Он считал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. Согласно Бруно, материальная Вселенная едина и бесконечна Солнечная система - это один из бесконечного множества миров Философ пошел дальше Коперника, считавшего Вселенную конечной. Бруно рассматривал Вселенную как единую материальную субстанцию, обладающую одушевленностью. При этом субстанция объединяет в себе причину и начало вещей, является активной, включает в себя форму.
11. субъективный идеализм и агностицизм. Философия XVII века в Западном мирерассматривается в основном как начало философии Нового времени, и отступление от средневекового подхода, в особенности от схоластического.
Период ранней философии начала XVII века часто называют Эпохой рационализма (Age of Rationalism) и рассматривают как наследницу философии эпохи Возрождения предшественницу философии эпохи Просвещения.
(Девид юм)Агностицизм – идеалистическое учение, утверждающее, что мир непознаваем, что человеческий разум ограничен. Коренная противоположность материализму.
Агностик – скептик, сомневающийся в возможности познать “вещи в себе”.
Спиноза издаёт трактат: Основы философии Декарта, доказанные «геометрическим способом». По ряду философских вопросов, мнение Спинозы отличалось от мнения Декарта: В то время «…в ходе философских дискуссий были опробованы почти все возможные варианты ответов на вопросы: существуют ли субстанции, сколько их и каковы они? Рене Декарт, знакомство с трудами которого подвигло Спинозу на занятия философией, обосновывал существование двух сотворенных Богом самостоятельно существующих и не взаимодействующих субстанций: мыслящей и протяжённой (телесной). Однако такой дуализм (признание двух самостоятельных субстанций) породил затруднения, с которыми Декарт и его последователи картезианцы, по сути, так и не справились. Первое из них связано с доказательством существования и познаваемости материальной субстанции и внешнего мира. Второе - так называемая «психофизическая проблема». Декарт, как известно, стремился вывести содержание своей философии из такого принципа (первоначала), которое не могло бы быть подвергнуто сомнению и потому претендовало бы на абсолютную истину. В качестве такового он сформулировал положение: «Я мыслю - следовательно, существую». Факт мышления есть свидетельство существования мыслящего субъекта, ибо, полагал Декарт, невозможно, чтобы тот, кто мыслит, не существовал в тот момент, когда он мыслит. Этот «субъективный принцип» философии определил доминирующую тенденцию всей европейской философий Нового времени.
12. Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластике и слепому следованию церковным догмам. XVIII век часто отождествляют с эпохой Просвещения. Развитие философии в этот период получает новые обороты. Хотя понятие Просвещение охватывает несколько больший временной период, основное развитие этого движения приходится именно на XVIII век.
Сущностными чертами французского материализма являются следующие: 1. Механицизм. Это связано с тем, что наиболее развитой наукой в это время становится механика и поэтому вес многообразие форм движения сводится к механическому движению — перемещению тел в пространстве. Отсюда, Ж. Ламетри понимает человека как машину, сердце которого уподобляется мотору, а нервная система — приводным ремням. 2. Метафизика, антидиалектика. Развитие понимается как чисто количественные или чисто качественные изменения. Источник развития переносится вне материального объекта и может выступать как Бог, Суперсубъект и т. д. 3. Непоследовательность. По выражению Ф. Энгельса этот материализм был материализмом наверху и идеализмом внизу. Наверху — в понимании природы, внизу — в понимании общества. Если они считали, что природа является первичной и обладает собственным движением, то в обществе миром правит мнение, знание, разум. И всё социальное развитие определяется разумностью правителя- Если во главе общества стоит просвещённый монарх, то такое общество будет процветать, если нет, то такое государство погибнет. 4. Понимание субъекта как человека, созерцательно, пассивно воспринимающего мир, что с точки зрения К. Маркса и Ф. Энгельса было большим минусом, а с точки зрения философии конца XX века — большим плюсом. 5. Атеизм, отрицание Бога как творца Вселенной и человека. Философы Просвещения последовательны в критике религии. Так, П. Гольбах в «Карманном богословии», критикуя церковное учение, католицизм и другие религиозные направления, пишет, что из-за религии произошло много трагедий, драм. 6. Детерминизм в понимании проблем общества и человека. Таковы существенные черты французского материализма, оказавшие заметное влияние на развитие всей последующей философии. Основными представителями этой философии выступают Д. Дидро, Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах и другие,
13. Философия Канта критического периода связана с тремя большими работами. Речь идет о «Критике чистого разума», «Критике практического разума», а также «Критике способности суждения. Он заявил, что вся наша вселенная возникла из огромного первоначального облака, которое состояло из разреженных частиц. Он утверждал, что природа имеет свою историю во времени, и что у нее есть свое начало, а также свой конец. При всем этом природа постоянно развивается и меняется. Меняется все живое, а значит, и сам человек. Человек по Канту – это естественный результат эволюции.
14. Вершиной немецкой классической философии была философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831). Гегель создал свою теорию диалектики на основе объективного идеализма. Его основные труды - «Логика», «Философия природы», «Философия духа», «'Феноменология духа», «Наука логики», «Философия права», «Философия истории», «История философии», «Эстетика». Он исходил из того, что в основе мира лежит духовное начало, абсолютная идея, отождествленная им, по сути, с Богом.
В то же время Гегель внес огромный вклад в разработку учения о диалектике. Он выдвинул идею всестороннего развития, сформулировал основные законы диалектики, подверг глубокому анализу ряд важных диалектических категорий.
Гегель первый дал всеобъемлющее и сознательное изложение всеобщих форм диалектического развития. Главный методологический принцип гегелевской диалектики - объективность рассмотрения любого предмета и процесса. Все суждения об объекте, считал Гегель, должны основываться исключительно на самоопределении предмета, на его собственном движении: диалектика есть не внешнее искусство, не субъективная игра, а «собственная истинная природа определений рассудка, вещей и конечного вообще».
На долю познающего субъекта остается только осмысливание диалектического движения, имманентного перехода одного определения в другое. «Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, в котором вообще заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным», - подчеркивал Гегель. Неприемлемость для материалиста позиции Гегеля в этом вопросе была в том, что Гегель стоял на точке зрения идеалистического тождества бытия и мышления. Субъективное понятие отражало не диалектику реально существующих вещей, но имело своим предметом лишь самое себя - объективную мысль, объективное понятие. Поэтому познание заключалось у Гегеля только в самопостиженнн абсолютной идеи, абсолютного духа.
Абсолютная идея отчуждает от себя или творит природу. Природа без духовного начала лишена внутренней силы. Это царство «окаменевшей мысли», но в ней «дух резвится». От природы идея вновь возвращается к духу, но это уже собственно человеческое сознание. Оно проходит свои «ступени»: дух субъективный (сознание свободы), дух объективный (сознание необходимости), абсолютный дух (сознание истины).
15. Философия Людвига ФейербахаГлавное направление философии Фейербаха — критика немецкого классического идеализма и обоснование материализма.
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
• большой интерес к социально-политическим вопросам;
• убеждение в познаваемости окружающего мира. Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой
2.Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах:
• отвергает идею тождества бытия и мышления;
• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;
• логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
• не признает единства философии и религии;
• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
17. Научная философия — диалектический и исторический материализм —была подготовлена также развитием частных наук.
Два этапа развития естествознания. Первый (со второй половины XV в. до конца XVIII в.) связан со сбором и первичной систематизацией фактического материала. Второй этап в развитии естествознания начинается с тем движением, которое вызвала гипотеза Канта — Лапласа. Он характеризуется тенденцией к глубокой систематизации и обобщению и может быть назван, в отличие от первого, собирательного, этапа, систематизирующим. В XIX в. дух систематизации особенно явно выразился в трех великих естественнонаучных открытиях: закона сохранения и превращения энергии, клеточного строения живого, эволюционной теории.
Открытие в 1842—1845 гг. Робертом Майером (и независимо от него Гровом и Джоулем) закона сохранения и превращения энергии свидетельствовало о том, что в неорганической природе происходят процессы превращения форм движения, при которых энергия, как мера физического движения, не исчезает и не возникает заново, а лишь переходит из одной формы в другую. Открытие этого абсолютного, по оценке Энгельса, закона природы свидетельствовало о диалектическом характере природы и ее несотворимости и неразрушимости, т.е. материальности.
В 30-е гг. XIX в. М.Я. Шлейден и Т. Шванн создали клеточную теорию строения животных и растений. Если прежде биология рассматривала растительный и животный миры как два изолированных царства живого, то открытие клетки говорило о едином плане строения живой природы, ее диалектическом единстве.
Эволюционная теория Ч. Дарвина, исходные положения которой были опубликованы в конце 30 - начале 40-х гг., а зрелый вариант в труде «Происхождение видов» (1859), основывалась на понятиях наследственности, изменчивости и естественного отбора. Теория Дарвина впервые научно доказала, что живая природа находится в процессе развития от простых форм живого к сложным, включая человека. Теория Дарвина,—писал Маркс,— «дает естественноисторическую основу нашим взглядам»1 .
Три великих естественнонаучных открытия послужили выражением диалектизирующегося характера естествознания середины XIX в., который сделал возможным появление научного материализма, включившего в себя диалектику.
18. Маркси́зм— философское учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
Взгляды Маркса складывались под влиянием материалистической философии Фейербаха и идеалистической логики Гегеля.
В марксизме вопрос об отношении мышления к бытию решается однозначно с материалистических позиций. Иными словами, бытие и материя первичны, а сознание и мышление – это лишь функция особым образом организованной материи, находящейся на высшей ступени своего развития. Философия марксизма отрицает существование высшей божественной сущности. К материалистическому пониманию природы и общества Маркс добавил диалектический метод Гегеля, очистив его от идеалистической шелухи. Постепенно вырисовывались контуры нового направления в философии, получившего название диалектического материализма.
Диалектический материализм — философское учение, утверждающее (гносеологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- Закон отрицания отрицания
Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой.
Другая его функция — методологическая. На основе целостного миропонимания диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.
Диалектический материализм играет важную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знаний в условиях научно-технической революции и информатизации общества.
Составной частью марксистской философии выступает исторический материализм, изучающий наиболее общие законы развития человеческого общества. Главное отличие философии марксизма от всех предыдущих учений заключается в распространении материализма на понимание истории общественного развития, в выяснении роли человеческой практики в познании, тесном единстве и взаимовлиянии материализма и диалектики.
Диалектика – определенный взгляд на мир, в соответствии с которым мир представляется вечно изменяющимся, вечно движущимся.