Тема 10: Философская концепция человека
План лекции:
4. Образы человека в истории философской мысли.
5. Человек как главная философская проблема.
6. Основные философские проблемы личности.
7. Личность и общество.
I
«Человек есть мера всех вещей» - утверждал древнегреческий философ Протагор (около 480-410 до н.э.). Как Вы понимаете мысль древнегреческого мудреца? Достоин ли человек быть мерою всех вещей? На эти вопросы ищет ответы философская антропология. В этой лекции мы попытаемся ответить на такие вопросы: «Что такое человек?», «Чем он отличается от других природных созданий?», «В чем выражается сущность и человеческая природа?», «Каково предназначение человека?».
Как Вам известно, древние эллины создали культ человеческого тела. Даже Боги приняли у них облик человека. Открыв душу, они понимали ее как производное от телесного. И хотя тело и дух едины, все же на первом месте у древних греков было телесное. В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его образ, его тело – ничто не подлежало сомнению. Все представляют идеалом совершенства и гармонии, которые непосредственно даны ему космосом, т.е. образ человека был космоцентричен.
Но уже и концу древней эпохи эллинские представления о человеке сменились другими воззрениями. Сенека, например, считал, что индивид нравственно не стоек и не может противостоять всесильному пороку, что в самом человеке заложена греховность. Тело и этому времени стало рассматриваться лишь как временное хранилище души. Культ тела сменился прославлением нетленной души, которая понималась как чистая и неприкосновенная. Такие взгляды на человека получили дальнейшее развитие в христианстве. В средневековье образ человека становится теоцентричным.
Человек был поставлен в зависимость от Бога, а не от природы, как это было в античности. Он создан «по образу и подобию Божьему», он царь природы и Венец творения. В христианстве произошла дискредитация человеческого тела, т.к. оно отвращает человека от высшего предназначения – служению Богу. Несовершенство человека вызвано грехопадением, а отнюдь не изъянами господнего творения. Религия, тем самым, хотя и изобличала греховность плоти, не ставила под сомнение полноценность самой человеческой природы.
Бессмертная душа была противопоставлена смертной плоти. Заботиться нужно только о спасении души, в т.ч. и при помощи истязания тела. Подлинной святостью окружается лишь фигура аскета, великомученика. Чтобы приблизиться к идеалу, верующие бичевали свое тело, а иногда и наносили себе увечья.
Преодоление телесных влечений было возведено в принцип. Даже самые невинные наслаждения объявлялись непозволительными. Победа над голодом, жаждой, сном, половое воздержание становились смыслом земного бытия. Даже знания человека не может добыть самостоятельно. Они открываются ему в откровении Божьему.
В эпоху Нового времени образ человека антропоцентричен. Бог постепенно смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит не только в Бога, но и в себя. Глаза, в течение веков обращенные на небо, обратились внутрь человека. Главной сферой человеческой деятельности становится познание, через экспериментальную науку. Миром управляют разумные законы, следовательно, человек способен их познать и использовать для своего блага. Таким образом, христианская идея движения истории к Царству Божьему была секуляризирована в идею исторического прогресса.
Именно в Новое время на смену теистической концепции происхождения человека приходит антропосоциогенез, объясняющий процесс возникновения и развития человека с помощью таких факторов как труд, язык, сознание и нравственность. Но здесь немало загадок. Например, т.н. «недостающее звено» в эволюции человека. Американские генетики считают, что все люди на земле произошли, от одной праматери и было это около 350 тысяч лет тому назад. Но человек начал расселяться по земле лишь 100 тысяч лет тому назад. Где же он блуждал 250 тысяч лет? Человек плохо приспособлен к существованию в земных условиях. На планете нет другого существа, столь уязвимого от климатических условий и капризов погоды. Суточный ритм человека не 24, а 30 часов, т.е. его биологические часы не соответствуют земным ритмам.
Все это породило инопланетарную версию происхождения человека. «Этот мир чужд человеку. Не здесь он появился, не здесь он приобрел мощнейший мыслительный аппарат, который используется лишь на 10%. Не может природа быть столь нерациональной», - утверждают представители данной версии.
В 19-м веке, получила распространение трудовая теорияпроисхождения человека, которая утверждает, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельности развивался мозг, достигалось все более тесное сплочение людей, и возникла потребность в общении. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление, - считают представители данной теории, - есть решающие факторы превращения человекоподобной обезьяны в человека.
II
Что же представляет собой человек по своей сущности? Для того чтобы ответить на вопрос о сущности человека, т.е. того, что является «специфически человеческим» в человеке философы используют два понятия – «человеческая природа» и «сущность человека». Первое – это совокупность разных человеческих свойств, а второе – определяющее, основное качество человека. Чаще всего утверждают, что природа человека – биологическая, а сущность – социальная. Когда мы говорим о человеческой природе, то имеем в виду, что человек такое же живое существо, как и другие – он ест, спит, размножается, переживает страх, в нем действует инстинкт самосохранения. Но у человека все эти природные свойства формируются обществом. Да, он ест, но не рвет на куски сырое мясо, а соблюдает принятые в обществе правила потребления пищи. Более того, общество способно ухудшить или улучшить биологическую природу человека.
Как утверждалось выше, сущность – это определяющее, основное качество человека.
«Люди начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые для жизни средства», - писал Ф. Энгельс. Социальное невозможно без производства. Производство – не просто отличительный, а основополагающий признак Homo Sapiens. Т.о. деятельность, а еще точнее осознанная деятельность есть та фундаментальная характеристика, дающая возможность выяснить сущность человека. Отличительными чертами человеческой деятельности являются: предметность, социальность, целенаправленность и универсальность.
В философской литературе сложилось несколько концепций о природе человека.
Первая – человек это злобная и похотливая обезьяна, которая получила по наследству от животных предков все самое отвратительное.
Вторая, как бы в противовес первой утверждает, что человек изначально добр и незлобив, что именно социальность сыграла пагубную роль в его судьбе, ибо она заставила его бороться за свое существование. Вот почему человек истребляет себе подобных.
Третья утверждает, что человек сам по себе ни добр и ни зол. Его можно уподобить чистому листу бумаги, на котором и природа и общество пишут любые письмена. Поэтому «мыслящий тростник» (Паскаль) ведет себя как герой и как трус, как добряк и как эгоист.
Вплоть до 20 века, для философской антропологии характерно признание того, что человек разумное, думающее, обладающее самосознанием существо. Однако утверждение Homo Sapiens раскрывает только одну сторону человека. Многие факторы говорят о том, что есть и другая сторона – неразумность человека.
Разработанная З. Фрейдом (1856-1939) и его последователями (Карл Густав Юнг и Эрих Фромм) теория психоанализа утверждает, что в жизни каждого человека и общества в целом огромную роль играет бессознательное – сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. По мнению З. Фрейда бессознательное состоит из сексуальных инстинктов (либидо), инстинкта превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности. Бессознательное и обуславливает большинство психических действий человека. Оно может быть источником как творческих,созидательных, так и разрушительных, агрессивных тенденций в обществе.
Интересна точка зрения на природу человека экзистенционализма. Который в своих не религиозных формах исходит из отсутствия природы человека, как таковой. Например, Жорж Сартр пишет: «Нет никакой природы человека как таковой. Нет и Бога, который ее задумал. Каждый человек лишь частный случай общего понятия «человек». Нет иного творца человека, кроме самого человека. Он сам творит свою экзистенцию, т.е. сущность. И делает это ежедневно. А если он творит свое бытие, то он и ответственен за него».
III
Прежде чем перейти к рассмотрению собственно философских проблем целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части – дух, душа и тело.
Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл. Дух – это сфера ценностей неутилитарного характера, это сфера идеалов человека.
Понятие души более древнее. Оно сопоставимо с понятием духа, но тождественно ему. Душа – переживания, впечатления, мысли. В этом понятии присутствует интимно-личностный аспект.
Понятие тела отражает материально-вещественную сторону человека. Конечно, человек не есть бесплотный, т.е. бестелесный, дух. Но очевидно, что тело, не есть сам человек. Видимо, не все в человеке является собственно человеческим. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой – человеческое не есть «ангельское». Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек – это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Вот мы и подошли к одной из главных философских проблем человека – проблема свободы.
Свобода – философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. Свобода общечеловеческая ценность, ибо только будучи свободным, человек может быть счастливым.
Счастье – чувство глубокого наслаждения, состояние удовлетворенности человека своей жизнью, ее смыслом, целью и достигнутым результатом.
Но, абсолютной свободы нет и быть не может, т.к. человек не свободен от природных и социальных законов. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Свобода, если она не соотнесена с требованиями нравственности, целесообразности, интересами общества и человечества, легко превращается во вседозволенность.
Со свободой связана ответственность личности. Без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, если он постоянно в своих действиях детерминирован, то он не отвечает за свои действия.
Проблема свободы и необходимости впервые была сформулирована Спинозой, который показал, что свобода действий человека определяется степенью их разумности. Гегель утверждал, что свобода – это осознанная необходимость.
Одним из главнейших вопросов философской антропологии является вопрос о смысле человеческого существования.
Человек – телесное существо. Природно-биологическая организация человека обуславливает признание того, что он, как и все живое не земле, смертен. Осознание этого способно претвориться в позицию ответственности за свою жизнь. Если каждый индивид смертен, ради чего он живет? Есть ли какой смысл человеческой жизни? Вопрос о смысле жизни это вопрос о предназначении человека. Не почему? А для чего живет человек? «Есть только один фундаментальный вопрос философии, - пишет французский философ Альбер Камю, - стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить?».
Среди множества подходов к данной проблеме можно выделить три главных:
- смысл жизни изначально присущ самой жизни;
- смысл жизни лежит за пределами жизни;
- смысл жизни созидается самим человеком.
- Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовиться к жизни вечной. А для этого необходимо прожить ее так, чтобы обеспечить себе достойное место «в иной жизни», соотнося все дела и поступки с заповедями Божьими.
В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Человек способен переделать мир на началах добра, любви и справедливости. Движение к этому есть прогресс. Прогресс предполагает цель, которая придает смысл человеческой жизни. Т.е. смысл жизни в переделывании мира для счастья будущих поколений.
В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающим из прошлого или будущего, тем более, из потустороннего мира. Люди сами сознательно или стихийно, намерено или невольно придают смысл своему бытию.
Еще один момент. Каждый человек в жизни выполняет ряд социальных ролей. Смысл жизни, по всей видимости, связан с количеством и качеством этих ролей, повседневным самоутверждением человека. Когда человек счастлив его жизнь имеет смысл.
IV
В философской антропологии для обозначения человека, для его характеристики используются три термина: «индивид», «индивидуальность», «личность».
Индивид – отдельно взятый представитель рода человеческого, своеобразный «социальный атом». Говоря об индивиде, мы прежде всего выделяем его биологические свойства. (например, рыжий, толстый).
Индивидуальность – это самобытные, неповторимые черты индивида, набор его уникальных свойств. Прежде всего, она характеризует духовный мир человека, его ценности и идеалы.
Понятие личности включает в себя совокупность всех социальных ролей данного человека. Человек становится личностью в процессе социализации. Социализация это процесс освоения культуры, социальных норм, принятых в данном обществе. Она начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Человек – творение социальное. Именно в обществе он становится личностью.
Различают несколько крупных социальных типов личности.
1-й тип – деятели. Для них главное это активное действие. Это предприниматели, ИТР, рабочие, военные. Рыночные отношения приводят к культивированию именно такого типа личности.
2-й тип – мыслители. Это люди которые приходят в мир для того чтобы «смотреть и размышлять» (Пифагор). Трагичны судьбы многих из них, но эти «маяки» человечества всегда будут вечно живыми для человечества (Будда, Моисей, Конфуций).
3-й тип – люди чувства и эмоций. Прежде всего, это люди литературы и искусства, гениальное прозрение которых зачастую опережает научные прогнозы и прорицание мудрецов. А. Блок, например, «слышал музыку революции» задолго до ее начала.
4-й тип – гуманисты и подвижники. Они отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека и пытающиеся облегчить его телесные или духовные страдания. Их сила – в любви к людям. Евангелистское «Люби ближнего твоего, как самого себя» их кредо. (Например, мать Тереза, академик А. Сахаров).
В истории философии можно выделить следующие основные концепции смысла жизни:
Гедонизм – жить, значит наслаждаться;Аскетизм – жизнь – это отречение от мира ради близости к Богу, которому как духовному бытию можно «подойти» только будучи самому максимально духовным и свободным от грехов мирской жизни.Этика долга – жизнь – это самопожертвование ради высоких идеалов (служение Родине, семье, долгу, любви, счастью других людей.)Утилитаризм – жить – значит извлекать из всего и всех пользу, видеть и другом человеке не самоценную личность, а средство удовлетворения своих устремлений и потребностей.Эвдемонизм – жизнь – понимается как стремление к счастью как подлинному назначению человека. «Человек создан для счастья, как птица для полета».Прагматизм – цель оправдывает любые средства её достижения.
Подводя итог, следует отметить, что среди людей всегда будут «правильные» и «неправильные», идущие в стаде и своим, особым путем. Речь не может идти о выведении породы «нового человека», который разом преодолеет все несовершенство нашего мира.