Тема 5: Проблемы бытия в философии
План лекции
8. Философское понимание категории «бытие». Практический способ человеческого бытия в природном и социальном мире.
9. Материя как объективная реальность. Способ и формы бытия материи.
I
В структуре философского знания онтология как учение о бытии занимает ведущее место среди всех её разделов. И это не случайно, поскольку от выяснения смысла категории бытия непосредственно зависит жизненно-ориентирующая направленность любой философии и в конечном счете, возможности преодоления небытия. Поэтому, вполне понятно, онтологические проблемы всегда интересовали философскую мысль, но особо острое значение обретают они в те периоды истории, когда общество переживает переломные моменты развития, когда обнаруживается хрупкость существования не только отдельного индивида, но и всего человечества.
ХХI век – не исключение из правил, ситуация наших дней с нарастающей силой демонстрирует глобальные угрозы бытию человека и вообще жизни на Земле. По прежнему остается без ответа главный вопрос современности: способна ли техногенная цивилизация, постояннонаращивающая мощь воздействия на планетарные природные процессыизбежать катастрофы, сохранить этот «лучший из миров» для грядущихпоколений. Словом, проблема бытия как была, так и остается открытой для философии.
Каково же содержание философской категории «бытие»? Для её раскрытия можно выделять ряд положений:
· окружающий мир, предметы, явления реально существуют;
· окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
· материя и дух - единые, но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя и дух есть. Данные положения обобщаются понятием субстанции – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, понятие «бытие» сходно с такими понятиями, как «существование», «действительность», «реальность». То есть, бытие – это реально существующая, стабильная самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.
По способу существования бытие разделяется на два мира,два способа существования или две реальности: мир физических состояний и мир сознания, внутренний мир человека. Оба этих мира характеризуются понятием «бытия», но способы их существования различны.
Физический, материальный, природный мир существует объективно. Психический мир, мир сознания – субъективно. Вопрос об их связи является основным вопросом философии.
Данный подход позволяет говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он одновременно принадлежит к двум мирам: природному, телесному, как его органическая часть, и, одновременно, к миру сознания, психическому миру, принадлежность к которому и делает его человеком.
Основными формами бытия являются:
· материальное бытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
· идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности духовного бытия;
· человеческое бытие– существование человека как единства материального и духовного (идеального) бытия человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
· социальное бытие,которое включает в себя бытие человека в обществе и бытие самого общества.
Говоря о формах человеческого бытия необходимо особо выделить предметно-практическую деятельность человека. Человек воздействует на иные физические тела с целью удовлетворения своих потребностей. Практическая деятельность связана с переводом идеальных образов в действительность, в мир предметов, техники и технологий. В ходе этой деятельности люди преобразуют окружающую действительность и, одновременно, изменяются сами.
Другой формой бытия человека является практика социального созидания. Человек – существо общественное. Поэтому люди прикладывают значительные усилия для созидания оптимального для их жизни социального устройства.
Третья форма бытия человека – его самосознание. Человек формирует свой духовный мир. Он постоянно строит проекты преобразования мира (в том числе и самого себя), стремясь к достойному состоянию, в котором он хотел бы жить.
Все формы бытия существуют только совместно. Бытие человека обречено стать небытием с устранением любой из них. Но развитость данных форм у каждого человека различна.
Категорией, противоположной бытию, является небытие, т.е. полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии(быть в наличии), так и внебытии (совсем не существовать, отсутствовать). Например, ещё не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас они находятся в небытии.