ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЕЁ РЗВИТИЕ В ХІХ – ХХ ВВ.
План:
1. Философия Нового времени и немецкая классическая философия.
2. Марксистская философия и ее основные идеи.
3. Основные концепции современной западной философии.
I
Под философией Нового времени мы будем понимать западноевропейскую философию 17 – начала 19 вв. Это период бурного развития философской мысли, важнейшей чертой которой является рационализм. По сути дела, возникает своеобразный культ разума, прежде всего научного, уверенность в безграничных возможностях науки.
Роль науки поднимается на недосягаемую высоту, и в качестве главной задачи философии теперь выдвигается разработка и обоснование методов правильного мышления, распространение этого мышления на различные области знания. Таким образом, проблема построения универсального метода и универсальной науки ставится центром философствования ХVII в. вокруг проблемы метода и источника научного познания сложились две конфликтующие позиции в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
Представителями британского эмпиризма, или, как его еще называли, островного эмпиризма, являлись Фр. Бэкон, Дж. Локк и Т. Гоббс. В качестве единственного источника познания ими признается опыт, а ведущей познавательной способности человека – чувственные способности. Поэтому основным методом науки эмпиристы считают индукцию, то есть обобщение эксперимента, обобщение частых случаев.
Представители рационализма Нового времени – это Р. Декарт, Б. Спиноза и Г. Лейбниц.
Именно Декарта считают родоначальником новоевропейской философии. Он подобно Сократу, отказался от всех суждений, принятых человеком ранее на веру. Философия возвращалась к здравому смыслу. Декарт освободил философию от власти религии, как Сократ освободил её от власти мифологии. Как Сократ, он призывает, прежде всего, познать самого себя.
Декарт – родоначальник рационализма Нового времени, как Сократ – основатель философии как рационного подхода к бытию, и не удивительно, что для него столь же большое значение имеет метод. Сократ боролся против предрассудков софистов и обывательских суждений толпы и тоже делал Декарт, выражая сомнение в истинности общепринятого мнения. Можно сомневаться даже в существовании внешнего мира, но если я сомневаюсь, я мыслю, следовательно, существую.
Рационализм утверждает, что истину невозможно получить из опыта, опыт недостоверен, достоверное же знание выводимо только из разума. Разум является главной познавательной способностью человека. В разуме изначально содержатся необходимые истины, из которых можно вывести все знания, поэтому основным универсальным философским методом является дедукция – выведение из общих истин частных знаний. Конечно, и рационализм, и эмпиризм Нового времени частично признавали конкурирующие методы познания. Так, рационалисты не игнорируют данные опыта, но лишь утверждают, что достоверное знание не возможно вывести из опыта. Представители эмпиризма согласны с тем, что данные органов чувств анализируются и организуются разумом, однако они выступали против идеи врожденных истин, из которых выводится все содержание знания.
Крупнейшей фигурой эмпиризма Нового времени является английский философ Фр. Бэкон (1561-1626), считавший, что лучшее из всех доказательств – опыт, а чувства – основа знания. Он считал причиной заблуждений ложные идеи, которые называл идолами рода, пещеры, рынка и театра. (Об этом мы будем подробно говорить при изучении раздела философии ГНОСЕОЛОГИЯ). Бэкон особенно подчеркивал значение научного эксперимента и анализа.
Главным результатом, обогатившим философию, можно считать его теорию индукции, разработанный в подробностях индуктивный метод, который, с его точки зрения, мог быть единственным методом для всех конкретных наук.
Попытку синтеза рационализма и эмпиризма предпринял Лейбниц, добавив к утверждению Дж. Локка «нет ничего в интеллекте, чего не было бы в опыте» свое «кроме интеллекта».
Оставалось выяснить, что же есть разум, и это взял на себя Имануил Кант – один из крупнейших представителей немецкой классической философии.
В рамках эмпиризма Нового времени появилось также и течение субъективного идеализма ,представителями которого являются Дж. Беркли и Д. Юм. Тезис эмпиризма, гласивший: «все из опыта», - был истолкован ими в субъективно-идеалистическом духе: все, с чем человек сталкивается в опыте, в познании, суть лишь комплекс его ощущений. Кроме чувственных впечатлений, человек не знает ничего, он оперирует субъективными образами, и познание не доходит до объективных вещей.
Говоря о философии эпохи Просвещения, обычно имеют в виду учение французских философов XVIII в.: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье, Ламетри, Гольбаха, Гельвеция и др. Однако Просвещение как культурное явление не ограничивается пределами одной Франции. Так, например, в этот же период в XVIII в. работали философы - просветители в Германии: Лейбниц, Вольф, Лессинг, Гердер, Гете; в Северной Америке: Фр. Пэйн. В России наиболее известные мыслители Просвещения - Н. И. Новиков и Радищев. В философии Просвещения в ранг высших ценностей возводится прогресс, который понимается как совершенствование человеческого рода на основе расширяющего применения разума.
Философы считают распространение разума своим главным делом. Французская Энциклопедия наук, искусств и ремесел, издававшаяся почти 30 лет под руководством Дидро и Даламбера, включает в себя 17 томов текста и 11 томов иллюстраций!
Просвещение демократично, обращено к рядовому человеку. Философию Просвещения можно разделить на три течения, а именно: деистическое (деизм), атеистически-материалистическое и утопически-социалистическое. К сторонникам деизма можно отнести Вольтера, Монтескье, Руссо, Кондильяка. Характерным для деизма является отказ от другой, иной роли Бога, кроме роли Создателя. После создания всего сущего Бог уже не вмешивается в процессы природы и дела людей. Вторым направлением философии французского Просвещения было атеистически- материалистическое. Атеисты отвергали идею существования Бога в любых формах. В вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму и объяснили происхождение мира и человека с материалистических позиций. К этому течению принадлежали Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Утопически-социалистическое направление французского Просвещения начало формироваться в середине XVIII в., но особое распространение получило во времена Великой французской революции. Основной интерес социалистов - утопистов был сосредоточен на проблеме построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. К числу французских утопистов принадлежали Сен-Симон, Оуэн,
Морелли, Мабли, Бабёф. В социальной философии XVIII в., в условиях утверждения буржуазного общества, под влиянием идей индивидуализма и натурализма, по-новому осмысливаются существовавшие еще в древности представления о естественном праве и общественном договоре. Концепции общественного договора создают Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др. Под договором имеется в виду не конкретное событие, а постепенно складывающееся общепринятое отношение.
Так, Т. Гоббс в своем главном труде «Левиафан» выдвигает такую концепцию общественного договора, которая должна обосновать идею абсолютистского централизованного государства. «В естественном состоянии человек человеку волк», - пишет Гоббс. Такое состояние войны всех против всех противоречит праву на жизнь, поэтому люди, как существа разумные, приходят к решению отказаться от естественного права на все и заключить общественный договор. Человек переходит в общественное состояние, строит государство, или «искусственного человека Лавиафана». При этом часть естественного права каждого отчуждается и переносится на монарха.
Другую направленность имеет концепция общественного договора Дж. Локка. Назначение государства, по его мнению, - охрана жизни, свободы и собственности граждан. В естественном состоянии права на жизнь, свободу и собственность не отчуждаемы, но и не защищены, и, чтобы защитить их, люди заключают общественный договор. При этом они отказываются от природного права на самозащиту, наказание за ущерб и передают эти права государству. Учение об общественном договоре Ж.-Ж. Руссо радикально. Главное-люди независимы и равны. Естественное состояние - это идиллия, гармония и безыскусная жизнь в согласии с природой. Увеличение количества населения вынуждает людей к конкуренции, ведет к росту потребностей, появлению экономического неравенства и наконец, к установлению государства. Государство возникает в результате заключения общественного договора в целях обеспечения мира. Но мир неустойчив, пока есть неравенство. Руссо предлагает не отменить государство, к естественному состоянию возраста нет, а коренным образом перестроить общественный порядок, заключив новый общественный договор на принципах равенства, свободы и народного суверенитета. В обществе, устроенном на этих разумных основаниях, нет неравенства, а народ осуществляет власть путем прямой демократии. Идеал Руссо был воспринят деятелями французской революции как руководство к действию.
От Р. Декарта до И. Канта пролегла целая эпоха. И все же, именно Кант сумел обобщить в своем творчестве то, что накопила Европа в период идейной подготовки буржуазных революций. Его, а также Г. Гегеля, Л. Фейербаха и других выдающихся философов относят к немецкой классической философии, которая по своим теоретическим результатам стала одним из высших пиков в истории философии.
В своем знаменитом труде «Критика чистого разума» И. Кант выясняет возможности и границы познавательных способностей человека. Чистый разум - это способность к теоретическому, т.е. научному мышлению. Этим он отличается от практического разума - способности человека определенным образом вести себя. Согласно И. Канту, оба разума имеют свои возможности и пределы. Гносеология может быть построена как точная наука. Этому и была посвящена значительная часть творчества мыслителя.
И. Кант утверждает автономию нравственности от религии. Он убежден, что этика может существовать не только как совокупность назиданий и заповедей, подкрепленных авторитетом Священного Писания. Этические истины по Канту-должны быть независимы от истин веры. Религий много. Они разнообразны. Однако нравственность должна быть универсальной, общечеловеческой. Она не должна зависеть от конфессионального разнообразия, как не зависят от него математика и естествознание.
Нравственный закон, по Канту, содержит основополагающие правила поведения человека. «Поступай так, чтобы твоей воли могла в то же время иметь принципа всеобщего законодательства». Эта формула получила название категорического императива Канта.
Другой представитель н. к. ф. Г. В. Ф. Гегель впервые создал в систематизированном виде теорию диалектики, разработал её категории и основные законы. Все мировое развитие Гегель представил как развитие духа (абсолютной идеи). Эта идея первична. И это на самом деле так, если вести речь о человеке и его творчестве. Однако Гегель деперсонифицировал мышление «освободил» его от реального носителя - человека.
Он не отрицает мышление реальных людей, но признает за ним лишь ретроспективную возможность - узнать и познать уже содеянное.Начиная свою философскую систему «Наукой логики»,
Гегель в само понятие логики вносит принципиально отличительный смысл. Логика, которая учила человека мыслить - лишь «субъективная логика». Ей предшествует «объективная логика» - логика самого предметного мира. Это логика «до природного» состояния Абсолютной идеи, которая и творит мир. Абсолютная идея Гегеля и Бог, по признанию самого философа, понятия не только близкие, но и тождественные. Но есть и различия. Бог всегда равен самому себе. Абсолютная идея находится в состоянии непрерывного развития.
Т.е. его диалектика была идеалистична, т.к. по убеждению философа диалектичность присуща не материальному миру, а лишь отражающему его мышлению. Общий вывод гегелевской философии состоит в признании разумности мира. «Все действительное - разумно. Все разумное - действительно».
Философская система Г. Гегеля уже в середине века была подвергнута критике. Людвиг Фейербах подверг критике гегелевский идеализм, вскрыл его тесную связь с религией. По его мнению, религия и идеализм имеют одну основу: наделение самостоятельной сущностью мышления. Он обосновал антропологический материализм. Универсальным предметом философии должен быть не дух и не природа, а человек- в единстве своей духовной и телесной сущности. В загадке человека - загадка всех мировых проблем. Философия должна изучать человека, следовательно, она должна быть антропологией. Но человеку Фейербаха - природное существо, а связаны люди между собой только природными, естественными связями. Ни историческая эпоха, ни тип общественных отношений, ни классовая принадлежность значения не имеют. Кроме того, отрицая идеализм и религию, Фейербах недооценил диалектику Гегеля.
Однако он был первым крупным материалистом 19 в. По его пути, но значительно дальше пошли К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин.
II
С именем К. Маркса связан марксизм – философское и социально-экономическое учение, которому суждено было сыграть огромную роль в жизни человечества.
Каковы же основные идеи философии марксизма и в чем их новизна?
Во-первых, произошло органическое соединение материализма и диалектики в единую теорию диалектический материализм.
В отличие от нематериалистической диалектики Гегеля, диалектический материализм показал, что диалектичность присуща, прежде всего материальному миру, а не тем идеям, которые отражают его в человеческой голове. Отсюда диалектический материализм рассматривает мир не только как материальный и познаваемый, но и диалектически, т.е. в многообразии и взаимосвязи, в единстве и противоречии, в постоянном движении и развитии.
Во-вторых, марксизм обосновал материалистическое понимание общества и его истории.
Если прежде философы – материалисты применяли материализм лишь к пониманию природы и мышления, а подход к обществу у них был идеалистическим: общественной деятельностью людей управляет их сознание (взгляды, идеи и т.д.), то марксизм распространил материализм на общественную жизнь и его историю.
В-третьих, марксизм ставит перед философией принципиально новую задачу: не ограничиваться объяснением мира, а вырабатывать методологию его преобразования на началах социальной справедливости.
В-четвертых, марксизм первым открыто признал классовый характер своего учения. Он прямо заявил, что выступает с позицией рабочего класса.
В-пятых, в отличие от других философов, стремившихся создать законченные теории, марксизм определил себя как учение, которое дает не готовые догмы, а отправные пункты для дальнейшего исследования, т.е. какразвивающееся учение.
Но в процессе развития любого философского учения существует опасность его, извращения. Так случилось и с марксизмом. В годы сталинизма и застоя идеи марксизма искажались, догматизировались и приспосабливались для оправдания политики тоталитарных режимов.
Наиболее уязвимым местом марксизма является идея коммунизма. Ее контуры не вышли за пределы абстрактной идеи. Историческая реальность не совпала с прогнозом Маркса.
III
Современная западная философия выдвигает целый ряд смелых и новых идей это,
во-первых, идея изучения жизни отдельного человека;
во-вторых, это движение от идеи свободного и разумного человека к человеку, жестко детерминированному экономикой, политикой, религией;
в-третьих, сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимаются теперь как независимые структуры. Они оказываются объектом манипуляции со стороны различных сил государства, партий, авторитетов и даже иррациональных сил – магов, предсказателей, экстрасенсов;
в - четвертых, активно проводится идея двух непересекающихся линий человеческого знания – научного и философского, которые имеют своим конечным продуктом «научную линию» и «философскую правду».
Экзистенционализм. Возникает в вначале 20-х г. в Германии, Франции, в работах русских философов Н.А. Бердяева и Л.И. Шестова.
Для всех экзистенционалистских доктрин характерно убеждение в том, что единственной подлинной действительностью можно признать только бытие человеческой личности. Человек сам определяет свою сущность, свою экзистенцию. Он сам творит себя, выбирает свою жизнь. Это «глухая стена равнодушия, опасная для отдельно взятого человека» (Камю).
Личность не может преследовать какие-то «всеобщие цели», не может прятаться за вымыслом и мирами «сверхиндустриального бытия». Она полностью ответственна за свои проступки. Наш выбор и определяет нашу суть, суть бытия отдельной личности. И если человек «не состоялся», то и винить не кого, кроме себя. Представители – Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс.
Психоанализ – теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека и общества. Эта теория разработана Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Доктрина Фрейда предполагает изучение скрытых основ души человека. Фрейд и его последователи утверждали, что в жизни каждого человека и общества в целом огромную роль играет бессознательное – сфера влечений, инстинктов, неосознанных представлений. Бессознательное состоит из сексуальных инстинктов (либидо), инстинкта превосходства над другими людьми, который позволяет компенсировать чувство неполноценности. Бессознательное и обуславливает большинство психических действий человека. Оно может быть источником как творческих, созидательных, так и разрушительных, агрессивных тенденций в обществе.
Существует антагонизм между природным началом человека (сексуальными и агрессивными импульсами) и культурой с ее идеалами и нормами, противоречащими желаниям, которые вызваны бессознательным началом.
Позитивизм рассматривает позиции научного рационализма и является реакцией научного менталитета на мистические и иррациональные течения.
В соответствии с присущей ХIХ веку историчностью О. Конт рассматривал эволюцию культуры как проходящую три последовательные стадии: религиозную, метафизическую и позитивную стадию науки, основанную на эксперименте. Сначала человеческое мышление было религиозным и объясняло все происходящее действием богов. Потом оно стало философским и выводило все из умопостигаемых идей и сущностей. В Новое время мышление стало научным (позитивным) и оно делает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открывая законы природы.
Сциентизм (от латинского знание, наука) провозглашает культ современного научно-технического знания, видя в нем чудодейственную силу общественного прогресса.
Антисциентизм подчеркивает ограничение возможности науки и ее негативную роль в социально-экономических кризисах.
По всей видимости, обе позиции – крайности, преувеличивающие самостоятельную социальную роль науки. Видимо, правильно оценивать науку более взвешенно: как один из главных факторов исторического прогресса.
Религиозная философия сопрягает все проблемы с учением о Боге. Проблемы развития гуманизма связаны с историей развития христианской религии. Большую роль играет в ней проблемы сочетания Веры и разума, науки и религии, возможности синтеза науки, философии и теологии при определяющей роли последней. Центральная проблема – проблема человека. Как он относится к Богу? Какова миссия человека в истории? В чем смысл бытия, смысл скорби, зла, смерти? Задача современной религиозной философии показать человеку вечные ценности и ценности вновь появившиеся, помочь их правильно понять и синтезировать.