Значение философии раскрывают её функции.
Познавательная– во-первых, окружающий мир порознь изучают сотни наук. Философия органично соединяет полученные ими знания, «рисуя» универсальную обобщенную теоретическую картину мира;во-вторых, философия раскрывает источники, формы и методы научного познания.
Культурно-воспитательная – во-первых, сама философия – это явление общественной культуры. Следовательно , изучая её, люди приобщаются к культуре; во-вторых, изучение философии воспитывает такой ключевой элемент человеческой культуры, как разумное мышление.
Методологическая –философия разрабатывает универсальные общие методологические и мыслительные инструменты для всех конкретных наук.
Метод самой философии – это метод теоретического мышления на основе использования достижений всех наук и культуры в целом, на основе практического опыта всего человечества.
Мировоззренческая– изучение философии помогает преобразовать стихийно сложившиеся у человека повседневные житейские взгляды в продуманное и обоснованное мировоззрение.
II
Мировоззрение – это более или менее целостная система оценок и взглядов людей на окружающий мир и своё место в нём.
Каждая эпоха характеризуется определённым пониманием бытия, места человека в нём. Мировоззрение имеет эмоциональную составляющую - мироощущение, включающее в себя чувства, переживания, эмоциональный настрой; и интеллектуальную составляющую – миропонимание, включающее в себя представления, взгляды, оценки, мысли, знания. Мировоззрение – это процесс смены мироощущения мировосприятием.
Мировоззрение имеет субъективно-объективный характер. Разумный человек не может не иметь мировоззрения, но он видит мир не таким, как он есть. Он видит его через призму своих представлений и понятий. Таким образом, мировоззрение – это сложное, противоречивое исторически переменчивое единство:
- миропонимания и мироощущения, интеллекта и эмоций;
- знаний и ценностей, убеждений и сомнений;
- разумного обоснования и необдуманной, слепой веры.
Возникновению философии предшествовали другие формы культурного бытия человека, и прежде всего миф, который в те далекие времена был связан с обрядом и ритуалом. В узком понимании миф есть возникающее на ранних этапах истории повествование, в котором явление природы как культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В более широкой трактовке миф – это исторически обусловленная разновидность ОС.
Сначала древние греческие мыслители с доверием относились к мифу, позже с сомнением и наконец – критически. Критическое отношение к мифу и явилось началом философии. В целом мифы, затрагивая разные темы, создали относительно целостную до философскую картину мира. В нём нет теоретических доводов и рассуждений, есть только попытка объяснить окружающий мир, найти свое место в мире
Миф, будучи первой попыткой и формой постижения мира, превращает хаос в космос, т.е. в мир, мыслимый как упорядоченное единство. Движение от мифа к философии это путь от мифа к логосу под которым философы стали понимать нечто закономерное, упорядоченное, способное объяснить мир.
Миф лишь ссылается на некие закономерности, логос же – это упорядоченная картина мира, не описанная мифом, а рожденная мыслью.
Согласно одному из древних мифов люди изначально делились на три пола: мужчины, женщины и исчезнувшие андрогены, соединявшие в себе мужские и женские признаки. Тело андрогенов было округлым, с удвоенным числом органов: четырьмя руками, ногами и двумя головами. Андрогены, как повествует миф, оказались настолько хорошо приспособленными к жизни, что боги, почуяв в них соперников, решили ослабить человеческий род, разделив каждого из андрогенов пополам. Тела и души, разделенных стали тосковать и искать свою половинку, чтобы обрести утраченную целостность.
Др. греческий философ Платон верил, что мифы несут в себе правду о человеческих чувствах и в данном мифе обнаружил некий смысл: любовь не простое физиологическое влечение, она нечто большее. Человек изначально расколот: он рожден либо мужчиной, либо женщиной. Всю полноту бытия ему обрести не удается, и он тоскует о ней. Так родилась любовь – благостное и пылкое чувство. Она единственный путь к тому, чтобы исцелить человеческую природу, придать ей целостность, т.о. сделать человека счастливым.
Как видим, эта философская идея родилась из мифа.
Мифологическое мировоззрение –это исторически первая попытка дать ответ на мировоззренческие вопросы, создать картину мира, модель или образ человека в нём, попытка осознания своего «Я», своего места в обществе и мире. Характерными чертами мифологического мировоззрения являются:
- люди мыслят образами;
- человек слит с природой;
- человек не знает проблем.
Религиозное мировоззрение (от латинского религарэ – связываю, соединяю)– это соединение человека с Богом, которое осуществляется через веру. Это незыблемая убеждённость человека в чем либо. Такая убежденность основывается на особой способности души человека. Вера не находится в прямой зависимости ни от разума, ни от воли. Нельзя принудить себя поверить во что-либо, полагаясь лишь на доводы разума. Точно также волевое усилие не формирует веры. Познавательное значение веры невелико, но исключительно велико её жизненное значение. Когда нет веры, людям нечем жить. Каждый из нас во что-то верит.
Религиозное мировоззрение основывается на:
- вере человека в два мира: мир реальный, естественный земной и мир потусторонний, небесный, сверхъестественный («тот свет»);
- вере и поклонении сверхъестественным «высшим силам», господствующим над людьми.
Оба этих исторических типа мировоззрения близки, хотя и имеют отличия. Религия не смешивает земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. В мифологическом мировоззрении человек слит с природой, он не мыслит себя вне природы. В религиозном мировоззрении человек вычленен из природы и поставлен над ней, так как создан «по образу и подобию». Религиозное мировоззрение было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием проблем бытия.
Философское мировоззрение по своей сути ближе к религиозному, чем мифологическое. У того и другого мировоззрения взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов. И то, и другое использует аксиоматический метод, один и тот же предмет – «мир-человек». Однако есть и различия. Религия – сознание массовое, а философия – теоретическое. Религия не требует доказательств, разумного обоснования своих догм. Истину веры она считает выше истины разума. Философия аргументирует свои положения, считая аргументы «мускулами» идей. Философия всегда теоретизирование, всегда работа мысли. Кроме того, религия всегда идеалистична, а философия бывает и материалистической. Таким образом, философия – это систематизированное мировоззрение, имеющее общественное значение. Она помогает человеку ответить на вопросы: Кто я таков? Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться?
III
В многообразии окружающей действительности можно выделить две сферы:
Сферу материального – объективную реальность, то есть предметы и явления, существующие в действительности, вне сознаниячеловека и независимо от него – материю.
Сферу идеального – субъективную реальность, которая является отражением объективной реальности в сознаниичеловека (мысли, чувства, суждения) – сознание.
Основной вопрос философии – это вопрос об отношении сознания к материи, субъективного к объективному.
Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования. Этот вопрос является основным ещё и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. Основной вопрос философии становится средством ориентировки человека в мире.
Основной вопрос имеет две стороны:
Первая – Что первично, - материя или сознание, материя определяет сознание или наоборот?
Вторая – Познаваем ли мир и, если да, то насколько?
В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии, в философских учениях сложились два противоположных направления : материализм и идеализм.
Идеализм – это такой тип и способ философствования, который активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу. Он не отрицает материю, но рассматривает её как низший род бытия, - не как творческое, а как вторичное (сотворённое) начало.
Субъективный идеализм считает, что мир «создается» субъективным сознанием каждого отдельного человека (мир – комплекс человеческих ощущений).
Объективный идеализм считает, что мир «творит» некое объективное сознание, некий «мировой дух», «абсолютная идея».
Материализм есть, в конечном счете, ничто иное, как убеждённость познающего сознания в его производности (то есть вторичности) от природной и социальной реальности, которая существует вечно.
По ответам на вторую сторону основного вопроса философии можно выделить направления познавательного оптимизма и пессимизма.
В познавательном оптимизме:
Материализм считает, что объективный мир познаваем и это познание безгранично.
Субъективный идеализм считает, что мир познаваем, но человек познаёт не объективную реальность, а собственные мысли и переживания.
Объективный идеализм считает, что мир познаваем, но человек познаёт «абсолютную идею».
В познавательном пессимизме:
Агностицизм считает, что мир полностью, или частично, не познаваем. Он не отрицает сам факт познания, а делает акцент на трудностях познавательного процесса.
Скептицизм считает, что возможность познания объективной действительности сомнительна.
Материализм и идеализм – это монистические направления в философии. Еще существуют:
Дуализм – философское учение о существовании двух независимых друг от друга начал: материального и духовного.
Эклектика – (от греческого экледо –выбираю) беспринципное смешение различных философских взглядов.
Таким образом, подводя итог сказанному, можно утверждать, что изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире.
Современное человечество располагает огромным объемом информации и знаний о мире, созданном в процессе эволюции общества, но оно стало не намного мудрее, а между тем обретение мудрости – главная задача человечества. Мудрость - главная черта философии, что и объясняет её роль в обеспечении дельнейшего существования цивилизации.
Если при изучении физики или химии задача студента заключается в том, чтобы понять те или иные законы, запомнить их и уметь применять на практике, то философия по своему духу не дает окончательных ответов на поставленные вопросы, потому что поиск истины в ней не завершен. Для философии важен не только тот или иной вывод. Для неё не менее значимо и само рассуждение, развертывание мысли, процесс рассмотрения проблемы.
Философия приглашает Вас задуматься над вопросами, поставленными еще на заре цивилизации и не решенными по сей день. Изучая предмет, Вы будете знакомиться с разными точками зрения и, размышляя начнете развивать свой собственный взгляд на мир.