Г. олпорт и психология индивидуальности.
Его теория называется эклектичной – соединение несоединимого.
Proprium – ядро личности. То, что человек воспринимает как свое собственное.
Человек в течение жизни усваивает много разного опыта, только самые существенные харки он воспринимает как свои. Поведение, приводящее к удаче – мое поведение, а к неудаче – следствие окружающих обстоятельств.
Стадии развития proprium:
1.Стадия ощущения своего тела (боль,удовольствие – мои собственные)
2. Чувство постоянной самоидентификации. Ребенок идентифицирует вещи с собой (мой дом). Потребность в проверке себя и все окружающего на целостность (ковыряние всего)
3. Самоуважение. Около 3-х лет. Формирование высокой самооценки, имеющей негативную сторону (эгоцентризм, нарциссизм).
4. Расширение своей личности. С 4х до 7 лет. Формируются представления о семье и государстве.
5. Образ Я. Подростковый возраст. Формирование образа статуса, ролей, образа идеала (кем я хочу быть).
6. Рациональная личность. Связана с выходом человека за пределы семьи. Человек пытается выстроить свою жизнь отличной и обособленной от родителей.
7. Развитие собственных стремлений. Формирование ядра личности. Стремления «Эго»
Основной принцип формировании propriuma описаны в теории функциональной автономии.
Мотивы поведения не явл однажды и навсегда заданными. Существую 2 вида автономии: функциональная, связанная с достижением результатов и Автономия, независимая от обстоятельств (функц-связана с достиж рез-та,).
Типы функцион.автономии: 1.Персеверативная- виды действий, кот продолжают существовать без действия вызывавших их стимулов. Например, привычка (выключатель). 2. Проприотивная. Та, кот воспринимается как своя. Относится к самодостаточным мотивам поведения. Когда какие-то действия интересуют нас самих, мы получаем от них удовольствие. Сами по себе становятся мотивами.
Созревание чел. – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый чел. характеризуется такими чертами: 1) имеет широкие границы "Я"; 2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям; 3) демонстрирует эмоц. неозабоченность и самопринятие; 4) имеет здоровое чувство реальности; 5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора; 6) имеет цельную жизн. философию.
Гордон Олпорт выдвигает идею функциональной автономии мотивов, согласно которой, появившись для удовлетворения какой-либо детской потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия.
Структура индивидуальности Э.А. Голубевой.
Голубева основывается на понимании способностей по Теплову. Теплов считал, что способности – это индивидуально-пихологические особенности. Он разделял их на собственно способности и на их атомо-физиологические задатки. Задатки лежат в основе развития способностей и могут быть врожденными. Нужно целостно изучать способности, т.е изучать природные предпосылки и то, как они проявляются в реальной деятельности.
Голубева в структуре инд-ти выделяла 2 связанных между собой уровня: 1) уровень природных предпосылок способностей – организм 2) личностный уровень, на кот они осуществляются и реализуются – личность. Мотивации-Темперамент-Способн-ти-Хар-р. Связи: М-Т(эмоц-ть), Т-С(ативность),С-Х(саморег-я), М-Х(побуждение).
Способности находятся выше темперамента и мотивации, но ниже хар-ра. Голубева, как и Ананьев, считала, что способности представляют более высокий уровень по сравнению со свойствами темперамента и испытывают организующее воздействие свойств личности (характера)
Взаимосвязь между психологическими свойствами разных уровней определяется психологическими особенностями, общими для пар падструктур. Например, эмоцион-ть и активность – осн.признаки темперамента. Но эмоциональность определяет динамику мотивационной сферы, а активность явл значимым динамическим компонентом способностей. Следовательно эмоциональность и активность обуславливают связь между различными уровнями.