Клиент-центрированный подход К. Роджерса. Я-концепция
«Я-концепция» - область опыта, знаний о себе. Каждый день мы узнаем о себе что-то новое, но тем не менее, наше я постоянно.
Ядром поля опыта является self, самость.
2е части: 1-я реально (я сейчас).2-я идеальное (в будущем).
Задача терапии – сближение «я-р» и «я-и». Осн тенденция развития – самоактуализация-стремление развить свой потенциал. Каждый человек обладает актуализирующей тенденцией, то есть внутренним ресурсом и стремлением изменять себя и свою жизнь к лучшему.
Доступ к этому ресурс может быть ограничен или заблокирован вследствие пережитого ранее негативного опыта.
В процессе терапевтических отношений клиент обретает доступ к своим ранее заблокированным возможностям, преодолевает свои затруднения и личностно растет.
Конгруентность- соответствие между опытом(то что происходит), коммуникацией(сообщ другому) и сознанием(то что замечает). Несоответствие - чел говорит и делает не совсем то, что он чувствует.
Принципы клиент центрир терапии:
1. Безусловное позитивное отношение к клиенту 2. Установление искренних отношений.
3. Принятие себя для принятия другого (Терапевт изменяется вместе с клиентом).
4.Эмпатия – принятие субъекта. Сопереживание человека на равных. Сам факт того, что ты принимаешь человека помогает ему.
3 компонента Я-концепции:
когнитивный (я знаю).
аффективный (я отношусь).
поведенческий (я делаю).
Я концепция – это попытка создать целостный, непротиворечивый образ себя.
В. Франкл и логотерапия.
Смысл жизни – то, без чего человек в обществе жить не может. Тот, кто живет ради какой-то цели-выживает.
Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли.
Осн. тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся осн. движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования чел.
Гл. тезис учения о смысле жизни – жизнь чел. не может лишиться смысла, ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С т.з. Франкла, смысл не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франки предлагает пути, посредством которых чел. может найти смысл жизни: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творч. работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, кот мы занимаем по отношению к судьбе, кот не в состоянии изменить (борьба против чего то). Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с кот человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов чел помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.
Осн. тезис учения о свободе воли гласит, что чел. свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе чел. по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внеш. среды. По Франклу, чел. свободен потому, что обладает двумя фундамент, психол. характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т.з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни. Психотерапевтич. аспект Л. состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.
Франкл считает, что существует сверхсмысл, смысл бытия, но он трансцендентен, непознаваем.
Самоактуализация – центральное понятие – реализация своих способностей. Быть избранным, делать что-то лучше других..
В рамках логотерапии ставится задача помощи человеку в обретении смысла его жизни, кот не может быть просто заимствован у других. Для ее решения был разработан метод сократического диалога, в кот происходит обсуждение личного опыта, касающегося прежде всего трех сфер, в кот может быть найден индивидуальный смысл жизни. Это творчество, переживания и осознанное отношение к обстоятельствам, на кот нельзя повлиять. Одной из основных областей, в кот индивид может получить поддержку в поисках смысла, явл религиозная вера. В рамках логотерапии также был разработан метод парадоксальной интенции, ориентированный на лечение фобий и навязчивых состояний, и метод дерефлексии, предназначенный для лечения сексуальных неврозов.