Шива - свародая или наука шивы о дыхании
Наука Шивы о дыхании
1. Поклонившись Великому Господу, Дочери гор, Повелителю ганов и наставнику, славлю Высший Дух, избавляющий из сансары!
Богиня сказала:
2. О, Бог богов, Махадева, будь милостив ко мне; поведай знание, дарующее все совершенства, о мой Повелитель.
3. Как появилась Вселенная? Как она меняется и как исчезает?
Поведай мне, о Бог, знание о Вселенной. (I)1
Господь сказал:
4. Вселенная произошла из таттвы2; она проявляется посредством таттв, она исчезает в таттвах; с помощью
таттв познается природа Вселенной. (2)
Номера в скобках указывают номера примечаний (см. в конце текста стр.107) к соответствующим строфам текста.
2 Втексте единственное число часто используется для обозначения общего свойства пяти таттв, т.е. того свойства, посред
Ством которого каждая известна как таковая.
Богиня сказала:
5. Что таттвы являются высшей причиной, в этом убеждены знатоки таттв. Какова тогда, о Бог, сама сущность таттв ? Просвети же о таттвах.
Господь сказал:
6. Начало всего — непроявленный, бесформенный Единый Бог, Великий Господь; из Него появилась акаша, а из ака-ши — воздух (вайю). (3)
7. Из воздуха — огонь (теджас), из него — вода (апас), а земля (притхиви) появилась из воды. Таковы пять элементов (таттв) и сами они умножаются пятикратно3.
8. Из них возникла Вселенная, посредством их она проявляется и существует, в них растворяется, и в них же она снова проявляет себя .
.
9 Тело состоит из пяти элементов. Пять элементов, о Прекрасная, существуют в нем в тонкой форме. Это известно йогам, знающим таттвы. (4)
10. Теперь расскажу о возникновении дыхания (свары) в теле. Через знание движения вдоха и выдоха в форме «хамса»
достигается знание трех времен. (5)
11. Это знание свародаи — высшая тайна тайн, излияние всех благ; оно, как драгоценность, венчает собой все виды знания.
12. Это знание тоньше тонкого, постижимо через мудрость и мастерство; оно подтверждает истину, являет чудо миру
неверующих, и оно — опора людям верующим.
Качества ученика
13. Знание свародаи должно преподаваться спокойному, чистому, добродетельному, настойчивому и благородному, целеустремленному, верному приверженцу своего гуру.
14. Не следует передавать знание о дыхании (свара-джняну) порочному, низменному, злобному, неверующему, осквернителю ложа гуру, лишенному благих качеств и поступающему дурно.
3Речь идет о 25 элементах (таттвах), из которых, согласно воззрениям индуистов, состоит вселенная.
Наука о дыхании
15. Слушай же, о Богиня, высшее знание, пребывающее в самом теле! Одним лишь постижением этого знания можно обрести познание всего.
16. В движении дыхания — Веды, все писания; в сваре—высшая музыка гандхарвов; в сваре — все три мира, свара— сама сущность Атмана. (6)
17. Без знания свары и астролог, что дом — без хозяина; или как уста, лишенные [знания] писаний, а тело — головы.
18. Различающий все тонкие каналы и потоки энергии (нади и праны), различающий таттвы и срединную сушумну, — знающий это достигает освобождения.
19. Все проявленное или непроявленное становится благоприятным только благодаря силе воздуха. Говорят, о Прекрасно-
ликая, что знание свары вмиг делает все благоприятным. (7)
20. Части и вся Вселенная в целом были созданы сварой; и осуществляет создание и разрушение Вселенной воистину Сам Великий Господь в форме свары. (8)
21. Нет тайны выше, чем знание свары, нет богатства выше, чем знание свары, нет знания выше, чем знание свары, —
ни из увиденного, ни из услышанного.
22. С помощью силы сварыможно одолеть врага и встретить друзей. Богатство, слава, наслаждение и счастье обретаются благодаря силе свары. (9)
23. Перемещение по земле, также принятие пищи, совершаются благодаря силе свары; моча и нечистоты также из
вергаются из тела с помощью силы свары.
24. Рождение дочери и прием у правителя достигаются благодаря силе свары; посредством свары достигаются божественные совершенства и подчинение другого своей воле.
25. Все шастры, начиная с Пуран — смрити, веданги и прочие писания не содержат ничего более высшего, кроме знания
свары, о Прекрасноликая!
26. Среди иллюзорных имен и форм блуждают глупцы, погрязшие в неведении, до тех пор, пока не знают таттву. (10)
27. Эта свародая-шастра — лучшая среди лучших из всех шастр; подобно светильнику, она освещает собой обитель Атмана.
28. Не следует сообщать это всем и каждому, кто просто задает вопрос, потому как это познается лишь тем, кто сам по
стиг Атман в обители Атмана (11).
29-30. Ни лунные сутки и созвездия, ни день недели, ни божества планет, ни въятипата, ни соединения вайдхрита и прочие меняющиеся условия; ни плохие соединения, о Богиня, никогда не имеют неблагоприятного значения, — когда обретается чистая сила свары, все имеет хороший результат. (12)
31. Внутри тела находятся нади, имеющие много форм и различную протяженность; мудрым всегда следует знать их ради знания о своем теле.
32. Разветвляясь от корня, находящегося в области чуть выше пупка, они числом 72 000 распространены в теле. (13)
33. В пупке находится сила кундали, спящая подобно змее; от туда десять нади идут вверх, и десять — вниз. (14)
34. Две и две нади проходят, пересекаясь, поперек; таким образом всего их 24. Основными являются 10 нади, по которым циркулируют потоки дыхания.
35. Пересекаясь, направляясь вверх или вниз, нади распространяют дыхание в теле. Они находятся в теле и в форме
чакр, поддерживаемые потоками праны.
36. Из них десять являются важнейшими, из этих десяти три наиважнейшие — ида, пингала и сушумна.
37. Остальные — гандхари, хастиджихва, пуша и яшасвини, аламбуша, куху и шанкхини.
38. Ида находится в левой части, пингала —в правой, сушулшй — в середине, гандхари — в левом глазу.
39. В правом глазу — хастиджихва, в правом ухе — пуша, яшасвини — в левом ухе, а во рту — аламбуша.
40. Куху — там, где половой орган, в анусе — шанкхини. Таким образом у всех основных отверстий тела находится
одна из десяти нади.
41. Пингала, ида и сушумна стоят на пути потоков праны; так эти десять нади по-разному расходятся втеле. (15)
42-43.Таковы названия нади. Теперь Я поведаю названия самих потоков: прана, апана, самана, удана и вьяна, а также нага, курма, крикала, девадатта и дхананджая. Прана находится в сердце, апана — в области ануса.
44. Самана — в области пупка, удана — в середине горла, вьяна распространена по всему телу. Вот десять основных по
токов дыхания.
45. Пять из них начинаются с праны, остальные пять начинаются с наги. Так же, как и места расположения первых пяти,
Я поведаю места расположения пяти остальных.
46. Нагаизвестна в отрыжке, курма — в моргании глаза, крикала известна как причина голода, девадапгту
распознают в зевоте.
47. Даже когда наступает смерть, не покидает тело всепроникающая дхананджая. Так все эти десять нади пронизыва
ют тела живущих.
48. Мудрецам следует различать эти потоки движения праны в сердцевине тела, управляемые идой, пингалой и
сушумной.
49. Ида распознается слева, а пингала упоминается как находящаяся справа, в обратном направлении по отношению к иде.
В иденаходится «луна»4, в пингале — «солнце»; сушумна обладает природой Шамбху, а Шамбху — сам хамса (т.е. и
вдох, и выдох).
51. Выдох обозначается слогом «ха», вдох—слогом «са». Слог «ха» —форма Шивы, а слог «са» известен как форма Шакти.
52. Проявляясь как форма Шакти, «луна» обеспечивает поток левой нади. Правая же нади управляется «солнцем» как
формой Шамбху.
53. Когда дыхание течет через иду в порядке слога «са», то какое бы благо ни получил мудрец в тот момент в мире жи
вущих, оно возрастет в десятки миллионов раз.