Для брендинга малых городов россии
В связи с ростом и постоянными изменениями туристического рынка степень конкуренции чрезвычайно велика. Появляются новые дестинации для туристов, моделируются за счет инвестиций пришедшие в упадок. На фоне этого в практике социально-культурного сервиса апробируются все новые и новые методы продвижения территорий на туристическом рынке. С недавнего времени одним из таких действенных методов стал маркетинг территорий, одним из важнейших составляющих которого является создание или поддержание её положительного бренда, иначе говоря, геобрендинг.
Примером успешной реализации геобрендинга посредством культурного брендинга могут служить города Брест или Севастополь, в силу своей исторической значимости. Этот вид маркетинга является сильным инструментом в продвижении дестинаций при профессиональном планировании процесса и наличии ценности, на основе которой можно выстроить маркетинговую программу.
Для некоторых малых городов России платформой для осуществления геобрендинга может стать их историческая связь с торговым союзом Ганза. Обращаясь к истории, можно отметить, что Ганзейский союз некогда имел большое влияние на развитие торговли, дипломатии и межкультурного диалога в общеевропейском пространстве. Своим основанием Ганза обязана вольному имперскому городу Любеку, именно поэтому торговый союз называют еще Любекской Ганзой. Официальная структура и дата основания были закреплены за Ганзой в 1356 году на первом общем съезде ганзейских городов. Вследствие удачного географического расположения Ганза обеспечивала контроль товаропотоков между Северным и Балтийским морями.
Причины учреждения Ганзейского союза кроются в образе Европы в XII века. Полная раздробленность, высокие пошлины на провоз товаров, морское пиратство. В таких условиях развитие торговли требовало четкой и разумной политики. Существование разных мер весов, разных денежных единиц и разных правил торговли значительно осложняло процесс развития торговли. Основными принципами деятельности Ганзы был создание условий для торговли на базе единых стандартов и защита торговцев от морского и сухопутного пиратства.
Формально существование великого Ганзейского союза продолжалось до 1669 года. К тому времени внутри союза появились сильные противоречия между городами, которые постепенно стали проводить самостоятельную политику. В связи с великими географическими открытиями, приведшими к перемещению мировой торговли в область Атлантического океана, Ганзейский союз завершил свое существование под натиском быстро развивающихся новых форм экономических взаимоотношений.
Новая история Ганзейского союза началась в 1980 году, на Ганзейских днях в нидерландском городке Зволле в честь 700-летнего юбилея со дня основания Ганзы. Тогда было принято решение об основании организации под названием «Ганзейский союз Нового Времени». Штаб-квартира Новой Ганзы расположилась в исторически закрепившем за собой звание столицы Ганзы германском городе Любеке. В настоящее время «Ганзейский союз Нового времени» объединяет более 170 городов из 15 европейских государств. В «Новую Ганзу» вошли также города, не входившие в средневековую Ганзу, но сумевшие доказать наличие торговых связей с Ганзой в эпоху средневековья.
Празднование 700-летнего юбилея в Зволле положило начало ежегодному фестивалю «Ганзейские дни Нового времени». Все городские мероприятия Ганзейских дней так или иначе связаны с темой торговли и позволяют познакомиться с истинным духом средневекового Ганзейского Альянса. В рамках фестиваля проходит международный форум, на котором представители городов Новой Ганзы обсуждают актуальные проблемы политического, экономического и культурного сотрудничества. В связи с бурным сообщением между городами союза все чаще стало употребляться понятие «ганзейский туризм».
В 1993 году к деятельности Новой Ганзы присоединилась Россия. Первым российским городом, вступившим в союз, был Великий Новгород, впоследствии в Новую Ганзу приняли еще 12 российских городов: Белозерск, Вологда, Великий Устюг, Ивангород, Калининград, Кингисепп, Псков, Смоленск, Тверь, Тихвин, Торжок, Тотьма. Вступление этих городов в организацию открыло перед ними новые возможности развития внутреннего и международного туризма. Начался активный маркетинг территорий, в рамках которого Россия выступила инициатором нескольких проектов, способствующих развитию не только российских городов, но и зарубежных.
Первым и самым серьезным шагом на пути к достижению поставленных целей было создание 30 июля 2010 года некоммерческой организации «Союз русских Ганзейских городов», призванной объединить города русской Ганзы. Учредителями русского ганзейского объединения выступили 10 городов из 13. Возникшие между членами русского Союза и европейскими городами общественные и экономические связи нуждаются в постоянном расширении и укреплении, вдобавок инициация Русской Ганзы обеспечит сильную поддержку развитию внутреннего туризма[365].
Одним из основных мероприятий, консолидирующих русскую Ганзу, являются русские Ганзейские Дни, долгосрочный график проведения которых в настоящий момент формируется. В июне 2011 года состоялись первые русские Ганзейские Дни; они прошли в Великом Новгороде. Следующий фестиваль прошел в 2012 году в городе Белозерск. В 2013 году честь принять русскую Ганзу выпала Пскову, а в 2014 году – Кингисеппу
В рамках «Союза русских Ганзейских городов» была учреждена организация «Русская молодая Ганза». Русская Молодая Ганза – это молодежная организация Союза русских Ганзейских городов. Она создана для расширения сотрудничества молодежи русских Ганзейских городов в сфере культуры, творчества, образования, молодежного туризма и т. д. с целью обмена мнениями и опытом. Основной целью Русской Молодой Ганзы является развитие взаимодействия между молодежью русских Ганзейских городов и расширение партнерских связей с молодежью зарубежных Ганзейских городов.2
В 2010 году 17 сентября по инициативе руководителя пресс-центра Администрации Великого Новгорода был учрежден Пресс-клуб HANSA-MEDIA. В принятии этого решения участвовали не только города Русской Ганзы, но и представители от Франции, Германии, Республики Беларусь, Латвии и Литвы. Своими целями международный пресс-клуб HANSA-MEDIA в первую очередь ставил объединение представителей масс-медиа городов России и зарубежных стран и расширение информационного поля о деятельности союза, что поспособствует популяризации современного Ганзейского движения. Важным аспектом в работе пресс-клуба является создание положительного образа входящих в Союз русских ганзейских городов за рубежом для привлечения гостей из других ганзейских городов и Европы в целом.
В сентябре 2010 года стартовал проект “Ганзейские связи” (полное название – “Ганзейские города: восстановление исторических связей для современного управления в сфере культуры”) при финансовой поддержке Европейского Союза, продлившийся 18 месяцев. Партнерами по реализации проекта выступили российские и европейские организации. Проект был
направлен на объединение 13-ти исторических городов России, игравших связующую роль в торговле, дипломатии и культурному обмену Руси и европейских стран.
Суммируя все вышеперечисленное, можно сделать вывод, что проводится многоуровневая работа по раскрытию туристского потенциала малых городов России созданию положительного образа русских городов в глазах туристов. У жителей городов Ганзейского союза есть интерес изучить жизнь в городах, связанных с ними одной историей, следовательно, развитие ганзейского туризма становится для таких городов важным экономическим аспектом. Развитие туризма автоматически влечет за собой развитие инфраструктуры города – отелей, ресторанов, развлекательных центров, что обеспечивает дополнительную привлекательность для туристов. По увеличению туристских прибытий в города, где уже прошли ганзейские мероприятия, можно судить, что вложение в российскую Ганзу, разработка стратегии по созданию бренда на ее основе, является оправдывающим свои затраты шагом.
Тленкопачева С.Ю.
(ИГБиТ РУДН, г. Москва)