Пособие для школьников «путешествие по музею боевой славы коломны» как способ развития музейного сервиса и гостеприимства
Российский музей сегодня находится в активном поиске эффективных способов привлечения посетительской аудитории, с чем связано выявление проблем в области музейного сервиса и гостеприимства. Изучение данной темы вызвано формированием и интенсивным развитием информационного пространства как нового цивилизационного этапа, на котором сейчас находится современное общество. С одной стороны, это предъявляет новые требования к социуму с точки зрения освоения информации, а с другой – человек, а в особенности, школьник, нацелен на новые источники её получения. Эти требования распространяются на все сферы жизни общества. Ярким примером данного процесса является музейное пространство и как следствие область музейного сервиса и гостеприимства[360].
В нашей работе приводится описание основных этапов процесса создания и апробации учебного пособия для школьников «Путешествие по Музею боевой славы г. Коломны» на примере взаимодействия студентов социально-культурного сервиса и туризма МГОСГИ и руководителя отделом по основной деятельности данного муниципального учреждения культуры. Актуальность такого совместного проекта была определена потребностями «нового школьника», развивающегося по принципам клипового мышления и законам экранного восприятия, с одной стороны, а с другой – необходимостью развития музейного сервиса и гостеприимства в муниципальном учреждении культуры путём привлечения минимальных финансовых затрат. Решение этих задач оказалось возможным, благодаря готовности руководства музея к инновациям и студенческой проектной инициативе.
Пособие для школьников «Путешествие по Музею боевой славы г. Коломны»(тетрадь)является особой формой работы с посетителями музея конкретного возраста, позволяющей направить активность ребенка на самостоятельное расширение кругозора, продемонстрировать адресный интерес к каждому посетителю путём создания целенаправленных условий его пребывания в музее.
Цель данной разработки – создание гостеприимных условий при посещении муниципального музея и формирование качественной услуги, направленной на осознанное знакомство с музеем и запоминание информации, получаемой при посещении экскурсии или в результате самостоятельного освоения материалов экспозиции МБУК ККМ «Музей боевой славы» у школьников, путём выполнения ими тематических заданий разного методического уровня сложности. Основная возрастная группа, на которую рассчитана тетрадь, это школьники 8-12 лет.
Подготовка пособия для школьников состояла из нескольких этапов: 1) изучение экспозиции музея и дополнительных литературных источников по отечественной истории; 2) анализ аналогичных тетрадных пособий с заданиями, разработанных для музеев г. Тула и Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника[361]; 3) разработка заданий для учебного пособия «Путешествие по Музею боевой славы г. Коломны»на основе полученной информации; 4) редакционно-техническое оформление тетради; 5) тестирование полученной разработки на школьных группах и индивидуальных посетителях заданного возраста; 6) анализ полученных результатов и их корректировка.
Содержание тетради подобрано таким образом, чтобы охватить всю экспозицию музея, и разбито на несколько блоков по периодам: 1) XII - XVI вв. (главный акцент сделан на роль Коломны в данный период времени, в череде крупнейших событий военной истории – Куликовской битвы и создании московского стрелецкого войска); 2) XVII - XIX вв. (участие коломенцев в строительстве русского флота и Отечественной войне 1812 г.); 3) XX век (жизнь Коломны и коломенцев в годы Великой Отечественной войны, участие коломенцев в локальных военных конфликтах). В завершении школьникам предлагаются обобщающие задания на закрепление полученной информации по всему экспозиционному материалу.
Используемые в учебном пособии занимательные и творческие задания, игры, стимулируют познавательную активность детей. С помощью упражнений на развитие внимания школьник учится концентрироваться на музейном предмете, обдумывая свои действия, принимать верные решения. Важнейшим компонентом пособия являются задания на развитие мышления, широко представленные в подготовленном нами пособии. Они помогут школьнику научиться рассуждать, сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать. Решая проблемные задания познавательно-практической направленности, школьники получают новые знания о разных сторонах военной истории. Задания различного типа расположены так, чтобы устойчиво удерживать и активизировать интерес школьника, не сводя его работу с пособием к монотонной и однообразной деятельности[362].
Результаты апробации показали, что подготовленное пособие создаёт благоприятные условия для формирования устойчивой мотивации у школьников к посещению Музея боевой славы, т.к. в основе пособия заложен принцип деятельностного подхода взаимодействия с музейными предметами, опосредованный через игры, вопросы, головоломки.
Мурина Д.А.
(ИГБиТ РУДН, г. Москва)