Проблемы развития событийного туризма

В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В наше время издается большое количество книг и журналов, как в России, так и в зарубежных странах, где уделяется достаточно пристальное внимание теме развития событийного туризма. Событийный туризм как направление сравнительно молодое и чрезвычайно интересное. Это уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мероприятиях планеты, которые постепенно завоевывают все большую популярность. Основная цель поездки туриста должна быть приурочена к какому-либо событию. Главной особенностью событийного туризма является множество ярких неповторимых моментов. Это перспективный и динамично развивающийся вид туризма. Целевая аудитория событийного туризма – это обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар. Событийный туризм можно классифицировать по масштабу события (национального или международного уровня) и по тематике.

Один из регионов России, где с 2010 года активно придвигается событийный туризм – Псковская область. На это имеется несколько причин. Одна из них – большое количество культурных, исторических и природных памятников, которые способствуют развитию на территории области событийного туризма. Другая причина – зависимость от сезонности спроса, и на основании этого попытка диверсификации туристского продукта области с помощью развития событийного туризма как преодоление фактора сезонности. Развитие событийного туризма должно способствовать преодолению существующего колебания туристского потока.

Руководство Псковской области, опираясь на международный и российский опыт создания бренда местности и проведения событийных мероприятий, приняло решение о праздновании на территории города Пскова «Всероссийской Масленицы». (Примером может служить Великий Устюг, который с 1998 года по инициативе правительства Москвы и администрации Вологодской области позиционирует себя как «Родина Деда Мороза», достигнув увеличения потока туристов в более чем 50 раз.[348])

Всероссийская Масленица в Пскове – это один из немногих городских проектов, имеющих традицию социологического изучения с 2010 года. В 2013 году исследователи Института регионального развития оценили количество гостей праздника и потраченные ими деньги, а также туристическую привлекательность Всероссийской Масленицы и ее потенциал для жителей Пскова.

Основные проблемы при организации мероприятия такого уровня, которые можно выделить, это, во-первых, слабое продвижение и сокращение бюджета мероприятия. С 2010 года бюджет был урезан на 9 млн. рублей: с 15 млн. в 2010 году до 6 млн. в 2013 году, что отразилось на количестве участников празднеств по сравнению с масленичными мероприятиями 2010 года (когда псковский блинный фестиваль впервые был объявлен «Всероссийским»), количество привлеченных в город туристов сократилось в 2,8 раза – с 60 тыс. человек до 27 870 человек, и, в целом, туристический трафик праздничных выходных был сопоставим с обычным мартовским уик-эндом. Но количество гостей Масленицы-2013 осталось на уровне прошлого года, однако доля туристов в общем числе участников праздника сократилась с 13,2% до 10,5%. Потери объясняются «недобором» традиционных для Пскова гостей-петербуржцев и туристов из других российских регионов, так как реклама в этих регионах не была проведена. Доля участников псковских праздничных мероприятий на протяжении последних трех лет держится на уровне 12–13% от общего числа псковичей. Для сравнения: в 2010 году участники Масленицы составляли четвертую часть населения города.[349]

Проведение мероприятий такого уровня требует вложения наряду с бюджетными средствами и внебюджетных. И желательно, чтобы соотношение средств было 50/50. Привлечение спонсора активизирует проект и способствует росту его привлекательности в глазах потенциальных посетителей, так как любая коммерческая организация заинтересована в извлечении прибыли из спонсируемого мероприятия и способствует его популяризации. Отличным примером такого способа организации является музыкальный фестиваль «Дикая мята», который проводится с 2008 года, и с тех пор вырос из однодневного городского праздника фолк-музыки в многодневное действо, с несколькими сценами, насыщенной ночной программой и богатой инфраструктурой.

Очевидно, что успех псковской Масленицы, по привычке называемой «Всероссийской», сегодня определен ее местным значением. В масленичной кассе 2013 года посетители оставили более 12 миллионов рублей. Эта сумма была бы еще внушительнее, если бы ассортимент предлагаемых гастрономических услуг был шире, а их качество – выше: как показал опрос гостей праздника, с остывшими масленичными блинами успешно конкурировали шашлыки, пирожки и прочий фастфуд.

К проблеме организации фестиваля стоит отнести и тот факт, что в фестивале отсутствует идея и концепция. В результате впечатления гостей Масленицы становятся сдержаннее год от года: восторженная оценка («очень понравилось») постепенно вытесняется «четверочкой» («скорее понравилось»). Еще важнее то, что 38% прошлогодних посетителей Масленицы не вернулись на праздник в 2013 году: это каждый третий участник-пскович и почти 80% туристов.

Всероссийская Масленица в Пскове теряет масштаб, и ее туристический потенциал остается во многом нереализованным. В этом смысле прошедший «Всероссийский» праздник в Пскове мало чем отличался от местного – в Пушкинских Горах, где доля приезжих участников составила 11,2%. Причиной этому послужило отсутствие профессиональных организаторов в 2013 году, так как организацией и проведением мероприятия занимался "Псковский областной центр народного творчества", для которого организация мероприятий такого уровня не является профилирующей деятельностью.

Успех 2010 года, отмеченный большинством участников, был во многом обусловлен тем, что организация фестиваля была поручена директору фонда "Царскосельский карнавал", на счету которого числится организация: Царскосельского карнавала, празднований 300-летия Санкт-Петербурга, 290-летия Омска, 50-летия Норильска (Самый Северный Карнавал в Мире), Дубай-Шопинг-Фестиваля (г. Дубай, ОАЭ).

Также одной из причин ухудшения показателей итогов «Всероссийской Масленицы» является отсутствие критериев оценки эффективности. На основании этих оценок организаторы и исполнители мероприятий такого уровня могли бы исправлять недочеты, улучшая качество приводимого фестиваля.

Все это говорит о необходимости комплексного профессионального подхода к организации мероприятий с опорой на достижения в данной сфере и учетом неудач.


Наши рекомендации