Ванина е.с., крупорушникова а.а.
(КИ(ф)МГМУ, г. Коломна)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНО-ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА
В РОССИИ
Социальная ответственность бизнеса начинает активно и успешно реализовываться во всем мире. Компании не только решают проблемы общества, инвестируя средства в развитие образования, медицины, науки, поддерживая социально незащищенные слои и заботясь о природе, — они получают определенные выгоды от этой деятельности. В западных странах социальная ответственность бизнеса функционирует как устойчивый социальный институт, она рациональна и эффективна.
Осуществляемые в России масштабные экономические реформы, формирование эффективной рыночной экономической модели ставят на повестку дня новые вопросы взаимоотношений общества и бизнеса. Среди этих вопросов один из актуальных – социальная ответственность бизнеса.
Однако, несмотря на постоянно возрастающее внимание к данному вопросу, единого общепринятого понимания социальной ответственности бизнеса не существует.
В международном понимании корпоративная социальная ответственность (КСО) бизнеса трактуется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
В классическом понимании социальная ответственность включает в себя:
– добросовестную деловую практику;
– развитие персонала предприятия;
– охрану здоровья и безопасные условия труда;
– охрану окружающей среды и использование ресурсосберегающих технологий;
– развитие местного сообщества.
В нашей стране обсуждение социальной ответственности бизнеса стало реакцией на особенности переходного периода к рыночной экономике. В России социальное направление в деятельности бизнеса сложилось уже в конце XIX столетия. В дореволюционный период эта деятельность осуществлялась в форме благотворительных проектов: строительство школ, больниц и т.д. В послереволюционные годы филантропические традиции были утеряны. Но позднее в Советском Союзе утвердилась идея предприятия – социального гаранта, выполняющего широкий круг социальных функций и обладающего собственной социальной инфраструктурой.
С началом рыночных реформ социальная политика предприятий подверглась коренным изменениям.
Так, с начала 1990-х гг. произошло резкое сокращение социальной инфраструктуры предприятий, большинство из которых были вынуждены для своего выживания сокращать любые виды расходов, не приносивших доходов в краткосрочной перспективе. В результате за десятилетие реформ большинство социальных объектов, принадлежавших предприятиям, были переданы муниципалитетам.
С улучшением финансового положения предприятий (1998–2000 гг.) стали принимать во внимание выгоды от содержания «социалки».
С началом экономического подъема (2000-е гг.) часть предприятий приступила к реструктуризации социальной инфраструктуры. Использование социальных объектов стало рассматриваться предприятиями в рамках реализации осознанной социальной политики.
Актуализацию проблем социальной ответственности руководители российских бизнес-структур объясняют вступлением страны в новый этап общественного развития и естественным «взрослением» российского капитализма.
Начинает осваивать социальное направление деятельности средний динамично развивающийся российский бизнес. В благотворительные акции все последовательнее втягивается малый бизнес, особенно в муниципальных образованиях, где он нередко определяет экономический потенциал территории.
Вместе с тем участие российского бизнеса в социальной политике остается весьма неравномерным.
Это вызвано, по меньшей мере, двумя обстоятельствами. Во-первых, в бизнес-среде отсутствуют единые ориентиры, каждая компания самостоятельно, исходя из собственных интересов, определяет меры своей социальной ответственности.
Во-вторых, социальная ответственность по своей форме и содержанию во многом зависит от того, кем и как эти требования сформулированы, и является ответом российского бизнеса на требования властей.
Поэтому важной проблемой КСО в России является проблема взаимодействия бизнеса, власти и общества при разработке и реализации социальных программ бизнеса. Причем это относится как к внутренним, так и к внешним социальным проектам.
Во взаимоотношениях власти и бизнеса главную роль играет, конечно, власть, а подчиненную – бизнес. Сама возможность реализации социальных проектов задается именно властью. Выстраивая ту или иную налоговую политику в отношении бизнеса на федеральном уровне и на местах, власть может создавать условия или препятствовать как развитию бизнеса вообще, так и социальным проектам бизнеса. Чрезмерное налоговое бремя сокращает доходы и препятствует социальной активности бизнеса.
Точно также действует и административный произвол. При этом значительная часть «пожертвований» бизнеса не доходит до социальных потребителей.
Поэтому цивилизованный бизнес заинтересован в большей прозрачности своих социальных отчислений, в возможности самому определять направления расходования своих средств на социальные цели.
Лидеры российского бизнеса развивают социальные, экологические и партнерские программы в регионах, где функционируют их предприятия, причем при реализации этих программ используется системный подход. Их примеру следуют и другие компании. КСО постепенно получает более широкое распространение в регионах России.
Но всё же социальная деятельность ряда российских компаний пока носит скорее популистский характер, направлена на укрепление имиджа и не воспринимается как стратегическое направление деятельности.
Несмотря на то, что российские компании осознают необходимость социальной активности, и многие из них готовы вкладывать в это дополнительные средства, в настоящий момент КСО не рассматривается как одно из важнейших направлений, напрямую связанное с единой стратегией бизнеса.
Не все российские компании пришли к пониманию необходимости информационной открытости.
В российских компаниях деятельность в области КСО во многих случаях не имеет высокого статуса и осуществляется как побочная, на уровне начальников управлений и отделов.
Несмотря на перечисленные недостатки организации социальной деятельности отечественных компаний, в последнее время произошли изменения и наблюдаются позитивные тенденции в этой области.
Наиболее прогрессивной с точки зрения социально ответственного бизнеса в настоящее время является нефтяная отрасль.
Наглядным примером социально-ответственного бизнеса является компания ОАО «НК «Лукойл». Деятельность компании осуществляется в соответствии с принятым в 2002 году «Социальным кодексом», нормы которого обязательны как для компании, так и для её дочерних обществ.
Социальный кодекс «Лукойла» ориентирован как на внутрикорпоративную социальную политику, основываясь на принципе «успех бизнеса зависит от тех, кто в нем задействован», так и на реализацию внешней корпоративной политики.
Также компания реализует социально-ответственный бизнес в следующих направлениях:
– развитии монопроизводственных населенных пунктов (при активном сотрудничестве с региональными и местными властями);
– реализации природоохранной деятельности;
– развитии науки, образования, технологий и инноваций;
– поддержке культуры и спорта;
– содействии социальным группам и общественным объединениям, нуждающимся в поддержке (ветеранам труда, инвалидам, детям-сиротам, семьям работников организаций «Лукойл», погибших на производстве, а также государственным бюджетным организациям социальной направленности) и др.
Согласно Кодексу, «Лукойл» осуществляет непрерывный контроль над корпоративными пенсионными расходами, потреблением медицинских услуг в корпоративной системе охраны здоровья, оптимизирует содержание социальной инфраструктуры, обеспечивает повышение эффективности производства социальных услуг.
В нашем городе успешный пример ведения социально ответственного бизнеса демонстрирует ОАО Holcim. Компания постоянно оказывает содействие в получении образования и профессионального обучения, дополнительной медицинской помощи, а также помогает развивать и улучшать местную инфраструктуру. Holcim в Коломне реализует социальную программу «Добрососедство» (проекты, связанные с развитием инфраструктуры (дорожная сеть, коммунальное хозяйство, озеленение и благоустройство территории и другие мероприятия). В рамках этой программы уже произведены такие работы, как реконструкция ДК «Цементник» и благоустройство мемориального сквера в микрорайоне Щурово (г. Коломна).
В силу короткой эволюции КСО в России, западное общество пока не рассматривает ее как явление. КСО в России обычно базируется на определенных потребностях бизнеса и общества, которые на сегодня слишком далеки от западных образцов.
Однако крупные российские компании начинают публиковать помимо финансовых отчетов социальные. Ежегодно количество таких документов в стране заметно растет. Хотя до совершенства в корпоративной социальной ответственности компаниям еще далеко, но радует, что все больше российских компаний приступает к реализации различных социальных программ. Это говорит о понимании российским бизнесом необходимости осуществления социальной ответственности.
Еникеева Я.В.
(МГОСГИ, г. Коломна)