Имидж журналиста в общественном мнении
В России журналистика является важнейшим средством формирования общественного мнения. К журналистам во все времена и у всех поколений было особое отношение. Цель данной работы – попытаться выяснить ответ на вопрос, интересующий очень многих людей: «Какой же он, журналист 21 века, в глазах общественности?».
Был проведён соцопрос на тему «Имидж журналиста в общественном мнении». С помощью специальных анкет включавших в себя 8 вопросов попытаемся узнать мнение людей о современных журналистах. В общей сложности было опрошено 100 человек. Возраст респондентов от 18 до 35 лет, именно эти люди, на мой взгляд, и формируют общественное мнение на ту или иную проблему. Респондентами являлись люди, занимающиеся совершенно разной деятельностью: актёры, танцоры, активисты города Рязани, члены Рязанского Союза Молодёжи, студенты, программисты, пиармены, юристы и даже учителя рязанских школ.
Опрос показал, что 26% респондентов считают телевидение самой интересной сферой современной журналистики. 30% из общего числа опрошенных выбрали интернет, а вот такие сферы, как печать и радио интересуют людей в равной степени (радио 17%, печать 17%).
Какую миссию выполняют журналисты в обществе? Именно такая формулировка была у первого вопроса, который предлагал четыре варианта ответа: А – Донести до людей правду; Б– Повысить рейтинг издания; В – Повысить качество жизни в стране; Г – «Запудрить мозги» людям;
Можно отметить, что почти половина опрошенных, а именно 48% считают, что основная миссия журналиста в обществе – доносить до людей правду. Соответственно, можно сделать следующий вывод - люди доверяют информации, появляющейся в СМИ. 20% респондентов полагают, что основная миссия журналиста – это повышение рейтинга издания, в котором он работает. И если посмотреть внимательнее, это действительно так, ведь чем лучше журналист напишет, тем больше людей это станут читать. Лишь 17% опрошенных думают, что журналисты повышают качество жизни в стране. Скорее всего, эти люди не знают таких фактов, когда журналистам удавалось изменить свой город или даже страну при помощи своих заметок в газетах и журналах или репортажей на телевидении. К последнему варианту ответа склоняются 15% опрошенных, они целиком и полностью убеждены, что призвание журналиста – «запудрить мозги» людям.
Второй вопрос ставил цель узнать насколько престижно работать журналистом в России. Было предоставлено три варианта ответа:А – Престижно; Б– Не престижно; В – Затрудняюсь ответить;
Большинство, а именно 45% выбрали первый вариант. Этот вариант ответа представляется ожидаемым, ведь журналист – это та профессия, которая помогает найти различного рода связи во многих сферах общественной жизни и тем самым обеспечить себе решение тех или иных проблем в будущем. 20% респондентов посчитали, что профессия журналист не является престижной, в основном аргументируя это тем, что многие люди не уважают журналистов и сквернословят в их сторону по поводу и без. Также 35% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос, обосновывая это тем, что с одной стороны, положительной, журналисты общаются со звёздами, интересными людьми, а с другой, отрицательной – написав что-либо сенсационное, получают огромный риск для своей жизни. (Примером может послужить деятельность российской журналистки – правозащитницы Анны Политковской, которая за свою бурную рабочую деятельность была убита в подъезде собственного дома).
Третий вопрос звучал так: Пользуются ли уважением журналисты в ваших глазах? Предполагались следующие варианта ответа: А – Да, пользуются; Б– Нет, не пользуются; В – Пользуются, но не все, а некоторые; Г – Затрудняюсь ответить;
Можно отметить, что чуть больше половины респондентов (53%) согласились с вариантом «В». Аргументация выбора такова: есть журналисты, которые пишут ради собственной выгоды, а на то, правда это или откровенная ложь и вовсе внимания не обращают. А есть такие, которые готовы грудью встать на защиту правды и стоять до победного конца. Соответственно именно такие журналисты пользуются уважением в глазах большинства респондентов. Журналисты рассказывают правду об окружающих нас событиях – именно этот факт стал основанием для уважения журналистов у 30% респондентов (они выбрали вариант «А»). 11% полагают, что журналисты это охотники за очередной сенсацией и именно поэтому уважением в их глазах не пользуются. И 6% затруднились ответить на этот вопрос по той или иной причине.