Социально-педагогический подход
В ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
23 апреля 1991 года по решению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам в перечне профессий появились две новые специальности – социальная работа и социальная педагогика. Это обусловлено тем, что в конце 80-х годов XX века в стране стали реализовываться радикальные политические, экономические и социальные, которые остро отразились на развитии всех сфер российского общества, а в особенности социальной. Большое количество граждан оказалось в категории социально незащищенных по причине бедности и безработицы. Наряду с существующими негативными общественными явлениями, такими как алкоголизация населения, рост преступности, появляются и новые, например, растет социальное сиротство в различных формах: дети-отказники; подкидыши; дети родителей, лишенных родительских прав или признанных судом недееспособными (при наличии психических заболеваний); дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы или их местонахождение неизвестно. Для решения этих и
других социальных проблем было решено обратиться к такому альтруистическому и филантропическому виду деятельности как социальная работа. С 1991 года также начинается профессиональная подготовка специалистов в данной области в 20 вузах России. В настоящее время образование «социального работника» можно получить более чем в 200 вузах нашей страны. Однако развитие общества в контексте глобализации, информатизации рождает новые социальные проблемы, ставя новые задачи перед социальным образованием. С принятием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» 8 декабря 2009 года был сделан переход к компетентностному подходу, который подразумевает конкретизацию и практико-ориентированность системы образования.
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого перешел на двухуровневую подготовку бакалавров и магистров в 2011 году. Стандарт третьего поколения по направлению подготовки 040400 «Социальная работа» открыл большие возможности использования социально-педагогического подхода в обучении студентов. Такие дисциплины как «Социальное обслуживание семьи и детей», «Технологии добровольческой деятельности», «Технологии работы с талантливыми детьми», «Объектно- и субъектно-ориентированные CASE технологии в социальной работе», «Глобализация социально геронтологической работы: теория и практика» интересны тем, что позволяют преподавателям реализовать социально-педагогический подход в подготовке будущих социальных работников, а студентам освоить социально-педагогическую составляющую этой подготовки. Под социально-педагогическим подходом в обучении будущих социальных работников мы понимаем освоение студентами социально-педагогических способов решения проблем клиентов и включения их в специально организованную социально значимую деятельность.
Социально-педагогический подход в подготовке социальных работников реализуется через практико-ориентированные курсы, в педагогическом процессе которых студенты учатся использовать данный подход в будущей профессиональной деятельности. Специальная дисциплина «Социально-педагогическая подготовка кандидатов в приемные родители» – практико-ориентированный курс, направленный на формирование компетенций у студентов, будущих социальных работников для обучения кандидатов в приемные родители. Данный курс актуален для России в целом, так и конкретно для Тульской области. К 1 января 2013 года в ЦФО насчитывалось почти 120 тысяч детей. 19 процентов, которых реально не имеют родителей, остальные относятся к социальным сиротам[290]. Тематический план дисциплины состоит из 8 тем. Тема 1. «Цель и задачи курса. Характеристика семей и детей группы риска» – обозначаются целям и задачам курса, его роли и месте в социальном образовании. Определяется актуальность развития института приемной семьи в современной России и мире. Устанавливается междисциплинарные связи с другими науками – с социальной педагогикой, психологией, теорией и технологией социальной работы. Дается психолого-педагогическая характеристика детей, попавших в трудную жизненную ситуацию: дети-сироты, беспризорные и безнадзорные дети, социальный портрет семьи группы риска. Тема 2. «Приемная семья в России» – история возникновения приемной семьи в России. Раскрывается социальный и юридический статус приемной семьи в современной России. Нормативно-правовая база, регулирующая функционирование института приемной семьи. Проблемы и перспективы развития приемной семьи. Анализ передового отечественного опыта функционирования приемной семьи в регионах. Тема 3. «Сравнительный анализ передового зарубежного опыта подготовки кандидатов в приемные родители» – анализ передового зарубежного опыта развития института фостерных семей в странах Западной Европы: Великобритания, Франция, Германия, Дания, Швеция и Северной Америки: США, Канада. Характеристика деятельности института фостерных семей и требования к кандидатам в приемные родители в западных странах. Анализ основных зарубежных фостерных программ. Тема 4. «Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России» – характеристика современных форм устройства детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Требования, ответственность, права и их различия у родителей и лиц из заменяющих как в приемных семей, так и в других формах устройства детей. Тема 5. «Содержание и формы организации социально-педагогической подготовки кандидатов в приемные родители» – анализ основных положений приказа Министерства образования и науки РФ об обязательных требованиях к специальной подготовки кандидатов в приемные родители. Тема 6. «Организация социально-педагогической подготовки кандидатов в приемные родители» – основные методы и формы организации и управления «школами приемных родителей». Взаимодействие различных служб, учреждений и организаций в управлении «школами приемных родителей». Требования к специалистам, работающим с данной категорией семей. Тема 7. «Проблемы насилия и жестокого обращения с детьми в приемных семьях» – основные трудности, проблемы семей с приемными детьми: психологические, педагогические, социальные. Методы и формы проведения профилактической работы по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми. Защита прав ребенка в условиях насилия и жестокого обращения с ним. Тема 8.
«Технология разрешения конфликтов в приемных семьях» – виды конфликтов в приемной семье. Личность родителей и приемного ребенка в конфликте. Стили и модели поведения. Методы и приемы разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций на различных фазах их развития.
Использование социально-педагогического подхода в подготовке будущих социальных работников позволяет успешно осваивать дисциплину, строить субъект-субъектные отношения с клиентом; развивает креативные способности студентов, необходимых для успешного взаимодействия с кандидатами в приемные родители; развивает вербальные средства коммуникации.
Золотарёва О.И.
(РГУ, г. Рязань)
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» –
НОВЫЙ ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ
ИЛИ ХОРОШО ЗАБЫТЫЙ СТАРЫЙ?
С 2012 года по распоряжению правительства в школах ввели новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Предмет включает шесть модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) выбирают для изучения один:
· «Основы православной культуры»
· «Основы исламской культуры»
· «Основы буддийской культуры»
· «Основы иудейской культуры»
· «Основы мировых религиозных культур»
· «Основы светской этики»
В связи с этим возникает ряд вопросов.
Значит ли это, что в России теперь официально появился «Закон Божий»? В каком классе должен изучаться этот предмет? И вообще, нужен ли он, да еще и в рамках школьной программы?
Представители власти считают, что не о каком «Законе Божьем» и речи быть не может.
Вот что об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа: «Курс «Основы религиозных культур и светской этики», который с сентября 2012 года включен в обязательную часть программы четвертого класса, должны преподавать профессиональные педагоги, а не теологи. Я обращаю внимание на то, что для нашей страны крайне важно, чтобы преподаванием этого курса занимались грамотные специалисты, желательно с высшим педагогическим образованием. Они могут приглашаться, это нормально абсолютно, но это все-таки светский курс, а не теологический курс!»[291].
Глава правительства поручил руководителям регионов СКФО взять контроль над ситуацией и подготовить необходимые предложения.
Ответ на не менее важный вопрос: когда же должен изучаться этот предмет, дал автор учебника по «Основам иудейской культуры» Михаил Членов: «Изначально и мне, и многим коллегам казалась сомнительной идея давать этот предмет в 4 - 5-м классах. Лучше было его перенести хотя бы на 6-й класс, после того как школьники пройдут историю Древнего мира, историю Средних веков, будет культурологический, исторический фон для того, чтобы дети понимали предмет лучше!» Представить религию как культурно-нравственное учение в младшей школе очень трудно.
Может, стоило не спешить? Не стоило ли годик подождать и потом уже «ударить из всех орудий»? Нет. Во-первых, и без того во многих регионах есть аналогичный предмет. Причем кое-где он действительно по программе напоминал «Закон Божий». Нужна была единообразная культурологическая программа, единообразный подход.
Специалисты признают, четвероклашкам и их учителям в этом году будет гораздо труднее, чем тем, кто придет следом. Но даже преподаваемый «на коленке» курс ОРКСЭ лучше, чем его отсутствие[292].
- Мы никогда не добьемся того, чтобы введение какого-то нового предмета поддержало 100% населения, - говорит доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории истории и культуры религий мира кафедры ЮНЕСКО Московского института открытого образования, Игорь Метлик[293]. - Но есть данные опросов Общественной палаты и Академии госслужбы по результатам апробации курса в 21 регионе страны. От 80 до 90% родителей посчитали, что он полезен. Стоит также обратить внимание на остальные 20 %.
В связи с этим мнения населения делятся на 2 «баррикады» те кто «за» введение нового предмета и те, кто « против»!
Те, кто «за», считают, что наши дети нынче подкованы и разбираются абсолютно во всем. Они быстро осваивают разнообразные компьютеры, интернет игры, читают умные книги, имеют доступ к любой информации в сети, у них множество виртуальных друзей, но они не умеют ценить и любить. В связи с занятостью родителей, дети не всегда получают дома уроки толерантности и терпимости. Поэтому их и нужно обучать этому в школе, потому что сейчас слишком много эгоистичных детей. И уроки религии в школе – это маленький шанс на то, что нынешнее поколение будет гуманными и человеколюбивыми! Так, например,Роман Силантьев, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, говорит:
«Дети смогут лучше изучить историю своей страны, классику русской и зарубежной литературы, ведь религия – это часть мировой культуры. Единственно, должны появиться профессиональные преподаватели этого предмета.
Владимир Платонов, председатель Мосгордумы, считает, что: «Подобные уроки расширяют познания[294], ведь религия сыграла в истории человечества великую роль. Это очень важно для понимания многих вопросов, в том числе и исторических событий»[295]. Татьяна Лебедева, олимпийская чемпионка, говорит следующее: «Я жду, что моему ребенку расскажут о духовном становлении человека с древних времен до наших дней. Как зарождались религии, как изменялось сознание людей. Но ни в коем случае не вдалбливали в него веру. Чтобы фанатиков от религии не допускали до класса. Зная нашу любовь к перегибам, думаю, такое тоже возможно[296].
Те, кто «против», считают, что школа — это светское учреждения ,и в нем не нужно преподавать основы какой-либо религии. Многие считают, что изучение литературы может дать гораздо больше для духовного и нравственного воспитания человека, для воспитания добра и терпимости. А историю мировых религий нужно изучать в историческом контексте. У противников нового предмета есть аргументы. Яркий тому пример – недавний конфликт на Урале. Группа родителей учеников школы № 15 в Миассе, 11 марта подала заявление в городской суд с требованием освободить их детей от посещения факультатива «Основы православной культуры». Как заявили истцы, детей заставляют посещать факультатив, что является нарушением статьи Конституции РФ «О свободе совести и религиозных убеждениях». По мнению истцов, православный факультатив следует заменить на предмет «Основы мировых религиозных культур». Родители также заявляют, что почти треть учеников — мусульмане, но их также заставляют учить основы православной культуры.
Как бы то ни было, проблема введение в школьный курс предмета « Основы религиозных культур и светской этики» остается не однозначной .Но новый предмет уж точно не подобие «Закону Божьему» это абсолютно новый школьный курс. Выбор модулей завершен уже в 77 регионах России (42,7 % населения предпочли светскую этику; 31% отдал предпочтения «основам православных культур»; 21,2% проголосовали за «основы мировых религиозных культур»; 4% за «основы исламской культуры»; 0,4% за «основы буддийской культуры» и 0,1 % за «основы иудейской культуры»)[297]. Исходя из различных источников, предмет ОРКСЭ должен носит культурологический характер. Ни о какой кахетизации, то есть обучению, приобщению к основам, какой либо веры, должно быть и речи. Вера – это вопрос выбора личности. Он решается либо в семье, в тех традициях, в которых семья живет, либо личностью самостоятельно. Хотелось бы, что бы не было разграничений на шесть модулей, а был единый для всех предмет «основы мировых религиозных культур». Тогда это будет положительным моментом не только для родителей, но и для детей. Снизится уровень межрелигиозных напряженностей, ведь тогда этот предмет будет учить уважать не только свою религию. Возможно, это будет толчком к гуманности и положит конец различным межрелигиозным розням. «Основы религиозных культур и светской этики» должны преподавать учителя с нейтральными позициями. Чтобы у детей не возникло мнения, что одна вера хорошая, а другая плохая. Тогда он будет способствовать повышения толерантности, терпимости, нравственных качеств, на что он и нацелен.