Евгеника: история одной научной химеры
В последнее время всё чаще и чаще по телевизору и на лекциях в институтах, на уроках в школе, статьях газет, в книгах и в других СМИ продвигают программу «геном человека» или «генетика человека». Нам рассказывают, как прекрасно будет, когда учёные смогут манипулировать нашими генами. «Ваш интеллект и физическая сила больше не ценятся так, как ваши гены, которыми вы сможете торговать. У каждого будет генетический паспорт, с помощью которого вы подберёте себе партнёра для производства здорового потомства». Лекции, программы, уроки, статьи имеют множество названий, и одну благородную цель – улучшить человека, усилить, сделать вечным! Но называется это несколько по-другому. Наука, которая призвана усовершенствовать человека и человечество в целом всегда называлась, и будет называться одним словом – евгеника. А наука ли это? Давайте посмотрим.
Евгеника – учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.
На каждом углу, в СМИ, а особенно в Интернете люди заявляют, что человечество «слабеет, тупеет и вырождается». Что мы с вами являемся «выродками и физически не развитыми слабаками». Ссылаясь на античные фантастические сочинения об атлантах высоких, сильных, умных долгожителей и Библию (где первые люди жили по 900 лет). Фактические доказательства являются фальсификациями, а теоретические – весьма шатки, ведь каждый из знает, что жители, например, средневековья были низкими, хилыми, слабыми и тысячами гибли от болезней и глистов. Что касается человека каменного века – удивительно, что он дожил до бронзового. Вырождение человечества – это всего лишь миф, которым ловко манипулируют учёные и философы.
С самого начала вопрос об идеальном человеке был очень субъективным, противоречивым и сложным. Мнения учёных и философов о лучших признаках человека расходятся. Не было чёткого и общепринятого идеала совершенного человека. И нет до сих пор. Одной из главных проблем евгеники – отсутствие понятия, в каком направлении двигаться. Идеалы человека меняются каждую эпоху, а учёные на протяжении сотен лет работают в слепую, не догадываясь, какие результаты ждут нас в итоге.
Изначально евгенические идеи встречались на страницах сочинений Платона «Государство», Томаса Мора «Утопия», Томмазо Кампанеллы «Город Солнца». Евгенические идеи этих трёх сочинений сходятся примерно в одном – половой подбор и уничтожении физически и умственно неполноценных людей.
До девятнадцатого века евгенические идеи так и остались на книжных страницах. Но с появлением дарвинизма евгенические идеи получили естественнонаучное обоснование. Очарование эволюционизма было столь сильно, а картина деградации человечества столь ужасна, что число сторонников евгенической идеи стремительно возросло, и уже в к 20-м годам ХХ века появились евгенические движения в большинстве развитых стран. Обоснованная дарвинизмом евгеника получает широкое одобрение в массах.
Программа расовой гигиены в Норвегии увидела свет в 1908 году. Она предусматривала такие меры как сегрегация (изоляции в специальных колониях с полным разделением полов) и стерилизация. Сегрегации полагается подвергать слабоумных, эпилептиков, физически и духовно поражённых лиц. Рекомендовалась она в качестве обязательной для пьяниц, преступников-рецидивистов, профессиональных нищих и всех, кто отказывался от работы. Стерилизацию предлагается использовать в отношении тех же лиц, а также лиц, уклоняющихся от сегрегации. Предлагается избегать скрещивания между различными расами. Соединенные Штаты Америки были первой страной, которая централизовано ввела стерилизацию для осуществления евгенических целей. Инициаторами программы были люди, верящие, что евгеника полезна для общества. Так, в 1904 г. биолог Чарльз Девенпорт получил грант на евгенические исследования. В 1912 году Девенпорт стал членом Национальной Академии наук США, откуда и продвигал научно обоснованные евгенические законы. Как правило, запрещающие межрасовые браки. Принудительная стерилизация развивалась параллельно с евгеническими законами о браке. В 1896 г. в Коннектикуте был принят евгенический закон о браке, к 1917 такие были в 20 штатах. К 1917 г. стерилизацию одобрили в 16 штатах. Главными целями программы являлись психически больные и умственно отсталые. Также в некоторых штатах под действие программы попадали глухие, слепые, эпилептики и люди с физическими уродствами. Опираясь на опыт десятков развитых стран, евгенические принципы берёт на вооружение новое правительство Германии. Нацистская партия Германии узаконивает евгенические мероприятия в отношении лиц не благожелательных государству. Так же приходит практика умерщвления. Врач по профессии Альфред Хохе предлагает провести смету расходов и дохода на каждого гражданина. Если расходы превышают суммарную пользу человека для общества – он подвергается умерщвлению. Под эту категорию попадают инвалиды и пациенты психиатрических больниц. Расчёты Хохе доказывали, что огромные количества продовольствия, одежды, топлива, столь необходимых государству, находящемуся в тяжелом кризисе после первой мировой войны, расходуются на совершенно бесполезных людей. Вопрос о ценности человеческой жизни (краеугольный камень для начала решительных действий) был решён.
Первые евгенические законы были приняты рейхстагом уже в 1933 г. Однако в дальнейшем нацисты не стеснялись законными рамками и руководствовались негласными приказами нацистских бонз, предписывавших уничтожение всех расово и физически неполноценных. Однако произвольное умерщвление встретило серьёзное сопротивление со стороны медицинского персонала и церкви. И в 1942 г. принудительная эвтаназия была официально прекращена. К этому времени 70 тысяч человек уже было уничтожено. Ещё 50 тысяч ожидали своей очереди.
В 1941 г. по распоряжению Гиммлера была также начата акция уничтожения душевнобольных в концлагерях. Общий итог проведения расово-гигиенических мероприятий в Германии таков. От 300 до 400 тысяч людей подверглись насильственной стерилизации на основе закона 1934 г., около 100 тысяч пациентов психиатрических клиник были расстреляны или отравлены в газом в концлагерях, в общей сложности только Германии было уничтожено 275 тыс. человек, в рамках «акции Т-4», в том числе тысячи детей. После окончания акции в 1942 г. ещё 120 тысяч пациентов было уморено голодом, поскольку им как «малоценным» было отказано в питании.
Многие учёные утверждают, что произошедшее в Германии не является евгеникой, а лишь результат зверства нацистов. Но, можно сказать, что программа расовой гигиены была предложена не столько властью, сколько псевдо учёными – евгениками, стремящимися к ней. Евгеника стала генератором идей для фашизма и разного рода извращений. В итоге лженаука привела к ксенофобии и убийствам.
Но десятки развитых стран так и не отказались от евгеники. Например, в Швеции, евгенический закон, принятый в 1934 году был официально отменен ТОЛЬКО в 1976 году. В отчете указывалось, что за время действия программы 21 тысяч человек были принудительно стерилизованы, 6 тысяч человек были принуждены к «добровольной» стерилизации.
Русское евгеническое общество (РЕО) было образовано академиком Н.К. Кольцовым в 1920 году, при Институте экспериментальной биологии. В отличие от Европы, русские евгенические общества и учёные не были сторонниками отрицательной евгеники, взамен уничтожения малоценных граждан наши учёные предлагали поддержку значимых слоёв общества, а так же изучали закономерности наследования талантов. В начале 30-х гг. евгенику в СССР объявили буржуазной наукой. Запретом на евгенические исследования, РЕО было закрыто (в 1929 г.). Кольцов был приговорён верховным ревтрибуналом к расстрелу, однако расстрел заменили условным тюремным заключением на пять лет. Евгеника в России больше не появлялась до конца советской власти.
После войны евгеника ненадолго была забыта в мире. Но отголоски её нашли новое обоснование в науке о наследовании генов. Так, в 60-х годах ХХ века родились наука – генетика, изучающая наследование определённых физических признаков. Прорыв в селекции животных и растений. На научной основе генетики прорастает евгеника нового тысячелетия, т.н. программа «геном человека», по сути своей мало отличается от лженауки двадцатого века. Лженаука, которая проявила себя больше в политике, чем в науке снова начинает врастать в нашу личную жизнь. Основой для неё послужили научные достижения других наук. Вся евгеника – сплошное заимствование на протяжении тысячелетий. Мы должны чётко решить для себя, стоит ли пресечь евгенику сейчас, как это сделали в советское время, или дать ей развиваться, как это сделали в Германии.
Мурзина М.В.
(МГОСГИ, г. Коломна)
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА:
СУДЬБА ИЛИ ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР
Судьба – это загадочное понятие преследует каждого из нас всю жизнь. В самом ли деле у каждого до рождения существует план жизни? Если так, то есть ли способы проникнуть, узнать эти тайные письмена на неведомых скрижалях развития личности? Мог ли, предположим, наш президент знать 40 лет назад, когда был таким молодым как мы о своем необыкновенном взлете в политической жизни? Что это – судьба или так сложились обстоятельства?
Мы живем в удивительное время – на дворе XXI век, человечество добилось невероятных высот в науке, технологиях, медицине и т.д. Кажется, что любая проблема нам по плечу. Однако слепая вера в свое всемогущество иной раз заставляет задуматься, что человек лишь частичка огромного слаженного механизма, называемого миром. Мы беззащитны перед стихией, поэтому актуальность, как и в предыдущие эпохи, приобретают вопросы выбора жизненного пути. Что такое жизнь – навязанный высшими силами сценарий, где все предопределено или же способность человека своими силами, талантами творить будущее?
Вопросы судьбы человека, соотношения в ней свободы и необходимости изучались на протяжении всей истории человечества. В древнегреческой философии эти вопросы представлены в учениях Эпикура и стоиков. Эпикур выдвинул идею свободы человека и, соответственно, самостоятельного выбора судьбы. Стоики отстаивали противоположную точку зрения, призывая к безропотному подчинению судьбе. Свобода, по их мнению, состоит в том, чтобы согласиться с голосом и волей собственной судьбы и мужественно переносить её удары.
С начала христианской эры судьба как философская проблема перестала обсуждаться, её заменили представления о божественном провидении, промысле. Лишь Ф. Ницше вновь обратился к этому вопросу. Для Ф. Ницше судьба есть объект любви и поклонения в той мере, в какой в ней воплощается то, чем способен стать человек, а не то, чем он реально является. В понятии судьбы открывается реальность всех жизненных сил личности, когда субъект не претерпевает свою судьбу, но заслуживает её.
Обратимся к психологическим аспектам. В современной психологической науке проблема жизненного пути изучалась многими. Среди них особый вклад в изучении этой проблемы внесли А. Адлер, Э. Берн, Ш. Бюлер, Л. Зонди и др. Жизненный путь личности – это её индивидуальная история, которая зависит от обстоятельств жизни, наследственности, социальных факторов и внутренней позиции самого человека.
Oднo из первых сиcтематических исследoваний закoнoмернocтей жизненногo пути личности принадлежит австрийскому психологу Шарлотте Бюлер. Среди факторов, определяющих жизненный путь человека, она выделяла биолого-биографический – исследование объективных условий жизни, событий окружающей среды и связанное с ними поведение человека; истории переживаний, внутренних поисков, становления ценностей; третий аспект касался анализа истории творческой деятельности человека, событий рождения продуктов этой деятельности. Было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерные регулярности в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения в человеке ментальных и витальных тенденций. Под ментальными тенденциями понимались духовные аспекты человека, ориентированность на выполнение его своей жизненной задачи; под витальными тенденциями – биолого-физиологические аспекты. В связи с этим получается, что жизнь – это не нагромождение случайностей, а последовательность закономерных этапов развития.
А вот Альфред Адлер также изучая жизненный путь личности, больше уделяет внимание жизненной цели, достижение которой впоследствии приводит к удовлетворению собственной жизнью. В своих исследованиях ученый вводит понятие – «стиль жизни». Стиль жизни – это значение , которое человек придает миру и самому себе, его цели, устремления. Согласно Адлеру, значение жизни постигается в первые годы детства и, соответственно, к пяти годам у ребенка формируется собственный стиль в подходе к проблемам и задачам, которым он руководствуется на протяжении всей жизни[276]. И даже если этот стиль обрекает его на страдания, человеку не так-то просто от него отказаться. Например, если ребенок с детства привык добиваться поставленных перед собой целей путем упорного труда, то повзрослев, он не сможет отказаться от подобного запрограммированного в его сознании поведения, он не будет искать легкие «обходные» пути, т.к. это для него неприемлемо. Ключевая идея Альфреда Адлера – это осознание своего жизненного стиля и «переформулирование» его в случае необходимости.
Американский психолог и психиатр Эрик Леннард Берн предложил идею о желательности осознания человеком жизненных стратегий, усвоенных еще в детстве, называя подобные явления «жизненными сценариями». Под сценарием он понимает жизненный план, который формируется в раннем детстве под влиянием родителей и близких ребенку людей. Это психологический импульс, который толкает человека вперед, навстречу его судьбе и часто независимо от его сопротивления или свободного выбора. Таким образом, практически вся человеческая деятельность запрограммирована сценарием, который начинается с самого детства, а ощущение автономности жизни – это чаще всего иллюзия.
Еще один блестящий швейцарский психотерапевт и Леопольд Зонди, исследуя проблему соотношения предопределения и свободы воли личности пишет, что человек подвергается с самого начала своей жизни определенному принуждению, однако, взрослея, личность получает шанс выбирать, исходя из своих возможностей, и тем самым реализовать свою свободу. Он делает различие между навязанной и свободной судьбой. К навязанной судьбе можно отнести наследственность, то есть то, что было получено человеком от своих предков[277]. Например, индивидуальный набор генов, так называемый геном человека, то есть биологический план жизни. Однако, одно дело биологическое развитие и совсем другое – социализация личности. Зонди вводит понятие «родовое бессознательное», которое играет важную роль в формировании навязанной судьбы. Действие родового бессознательного проявляется в пяти различных сферах жизни: при выборе супруга, друзей, профессии и хобби, болезни, способа смерти[278]. Ответственность за родовое наследство придает жизни смысл, сознание родовой идентичности и солидарности. Однако если ожидания предков были приняты бессознательно и проявились в слепой необходимости, то они могут тормозить и блокировать самореализацию и саморазвитие отдельных членов рода. Согласно Зонди, невозможно полностью преодолеть все факторы навязанной судьбы. Однако благодаря личным способностям человека решать и выбирать, он не является ни рабом своей природы, ни игрушкой окружающего его мира.
К проблеме выбора жизненного пути личности близко примыкает проблема смысла человеческого существования. Подлинный прорыв в понимании смысла жизни связан с именем австрийского психолога Виктора Эмиля Франкла, который основал особое направление в психологии – логотерапию (учение о смысле). Согласно ученому, всем людям присуще стремление найти смысл своего существования, это потребность, которая заложена в каждом от рождения. Она является основным двигателем развития духовных качеств личности, её внутреннего мира, отношения к жизни. Отсутствие смысла жизни ввергает человека в экзистенциальный вакуум, который является причиной неврозов и расстройств[279]. Смысл нужно не просто искать, за него приходится бороться и очень часто эта борьба нелегка.
Итак, свой жизненный путь человек не может пройти без поиска смысла существования, будь то судьба или же его осознанный выбор. Однако что понимать под смыслом жизни? Это то, что необходимо какими-то способами найти уже кем-то заранее намеченный путь своего существования или сознательно, в результате глубокого размышления определить его раз и навсегда и уже не отступать от избранной цели, несмотря ни на какие обстоятельства. Можно ли согласиться с мнением, что, сколько живет на земле людей, столько и существует этих смыслов? Или же поднимая эту проблему, мы обращаемся к чему-то выходящему за рамки конкретного человека? Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной. Но каким бы ни был наш смысл жизни, самое главное – это позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, особенно когда находимся во власти обстоятельств, которые мы не в силах изменить.
В. Франкл отмечает, что именно судьба дает жизни смысл, как и смерть. «Судьба относится к человеку так же, как земля, к которой его приковывает сила тяжести, но без которой, однако, ходьба была бы невозможной. Мы должны принять свою судьбу, как землю, на которой мы стоим, - землю, служащую нам трамплином для нашей свободы. Свобода без судьбы невозможна; свобода может означать лишь свободу по отношению к собственной судьбе» В. Франкл отмечает, что свобода реализуется через выбор. Из огромного количества возможностей человек выбирает каждое мгновение своей жизни.
Важнейшее положение, сформулированное ученым, состоит в необходимости осознания свободы по отношению к своему прошлому, которое и есть судьба вследствие своей необратимости. Прошлое может восприниматься человеком фаталистично как отягчающий фактор или же наоборот как фактор, способствующий развитию. Человек анализирует прошлые ошибки, извлекает из них полезные уроки.
В. Франкл разделяет биологическую судьбу человека, психологическую, т.е. душевную установку и социальную – реальное положение. Биологическая судьба является для человеческой свободы лишь материалом, который нужно активно преобразовывать. Психологическая судьба, удовлетворенность человека жизнью определяется взаимным влиянием его воли, духовной позиции и ответственности за собственные выборы.
Проблему жизненного пути не обошли вниманием и наши отечественные психологи. Среди таких ученых можно назвать Б.Г. Ананьева, который утверждал, что жизненный путь – это история формирования и развития личности в определенном обществе. По его мнению, жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни.
Итак, формирование личности происходит под давлением определенных обстоятельств, однако это не значит, что человек является пассивным продуктом среды. Создание и изменение обстоятельств современной жизни собственным поведением и трудом, образование собственной среды развития посредством общественных связей – все это проявления социальной активности человека в его собственной жизни.
Особое внимание Б. Г. Ананьев уделяет возрасту человека. Он выделяет несколько периодов жизни: детство, связанное с воспитанием, обучением и развитием; юность, связанная с обучением, образованием и общением; зрелость, в которой происходит профессиональное и социальное самоопределение личности, создание семьи и осуществление общественно полезной деятельности; старость, обусловленная уходом из профессиональной и общественно полезной деятельности при сохранении активности в сфере семьи.
Существуют объективная или общественная и субъективная, личностная, регуляция жизни. Прежде чем стать субъектом, человек существует в качестве объекта многих социальных воздействий. Субъективная регуляция личностью своей жизни возникает тогда, когда человек сам организует и направляет события жизненного пути, стоит собственную среду развития.
Выдающийся русский психолог С.Л. Рубинштейн говорил о жизненном пути как о целом, несмотря на то, что в каждый данный момент человек включен в отдельные ситуации, связан с конкретными людьми и совершает определенные поступки. Ученый считал, что каждый этап жизни играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. В каждой индивидуальной истории есть поворотные и узловые этапы, когда с принятием того или иного решения определяется дальнейший жизненный путь[280]. Личность сама определяет поворотные этапы и может изменить направление жизни. Согласно С.Л. Рубинштейну, жизненный путь – это не только движение человека вперед, но и вверх, к более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности.
Стоит обратиться к исследованиям К.А. Абульхановой-Славской, которая пыталась открыть индивидуальные особенности жизненного пути каждого человека. Индивидуальность состоит в способности человека организовать свою жизнь по собственному замыслу. Она вводит термин «жизненная стратегия личности», который предполагает принцип опоры на собственные силы, преобразование условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности. Согласно её теории, чтобы жить соответственно своей индивидуальности, необходимы глубокое знание и понимание самого себя.
Итак, практически все ученые признают, что в любой ситуации человек имеет возможность выбора своей судьбы при глубоком анализе причин своих достижений и неудач.
Стоит лишь отметить, что у каждого человека этот путь свой – единственный и неповторимый. Однако в современном обществе сложились стереотипы поведения и в настоящее время в мире все больше людей, которые не задумываются о смысле своего существования, перекладывают ответственность за то, что с ними происходит на государство, различного рода кризисы общества. Про таких людей говорят: «роддом-школа-работа-могила». Это так называемая проблема «среднего» человека, который так и не решился на полноценную жизнь. Потребность в покое и страх подавляют все желания такой личности. Он приспосабливается к жизни и к другим людям, часто жертвуя своими интересами. Или же пытается переделать личность других на свой лад, жертвуя желаниями последних.
Очень мало людей, которые поднимаются над обыденностью мира, перестают плыть по течению и берут свою жизнь под собственный контроль. Это единицы, которые готовы бросить вызов жизни, не боясь того груза, который она может наложить на их плечи. Претерпевая все бури и невзгоды, они придут к своей законной награде и чем выше она будет, тем больше цена, которую придется заплатить.
Где же человеку отыскать источник той силы, которая поможет преодолеть животную сущность своей биологической природы, возвыситься над ней? Осознанный выбор проявляется не только в познавательной способности человека, когда он истину предпочитает заблуждению, но, самое главное в волевой установке, когда он добро предпочитает злу. «Разумная
воля, автономная воля, – пишет А.А. Гусейнов, директор института философии РАН, – это разные выражения одной и той же мысли».
Следовательно, главная задача и смысл существования человека – осознать свое истинное предназначение и сделать так, чтобы после того, как его жизненный путь прервется, люди продолжали помнить о нем, ценить то, что он внес в этот мир, чтобы даже после его смерти был виден тот путь, который он проложил в жизни.
Черепанова Т.И.
(МГОСГИ, г. Коломна)
ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ