Развитие русской философии в советский период
(1930-40 ГГ.)
Русская философия – часть мировой философии, обладающая значительным историческим, содержательным и идейным своеобразием.
Первые опыты русского философствования восходят к древнекиевской эпохе и связаны с принятием христианства на Руси. Однако в силу ряда причин философия в России не знала столь плодотворного периода развития, как, например, средневековая схоластика в Европе. Тем не менее, период с X по XVII вв. не может быть выброшен из истории философии в России. Именно на этом этапе были заложены истоки ее своеобразия, основные понятийные структуры, способы и модели рассуждения, ключевая проблематика, что и позволило русской философии достигнуть в XIX-XX вв. высочайшего расцвета.
Реформы Петра I способствовали ограничению власти церкви и проникновению в Россию западной философии посредством формируемой системы высшего образования. Самым популярным западным новшеством стал деизм, приверженцами которого стали такие ключевые мыслители русского Просвещения как М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев. В этот момент на русскую почву попадают атомизм и сенсуализм. Также философия русского просвещения адаптировала многие идеи масонства (Н.И. Новиков). Г.Н. Теплов составляет один из первых русских философских словарей.
Лишь в начале XIX века появляется плюрализм в русской философии. У её истоков стояли: П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков. По мнению Н.О. Лосского характерными чертами русской философии являются:
- космизм;
- соборность;
- метафизичность;
- религиозность;
- интуитивизм;
- позитивизм;
- реалистичность[273].
Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
- 1917 – 30-е гг. – время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
- 30-е – 50-е гг. – период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;
- 50-е – 80-е гг. – время возрождения самостоятельной советской философии.
Остановимся на периоде, когда русская философия теряла суверенитет как самостоятельная наука. Развитие русской философии после 1917 г. носило трагический характер. В советский период коренная русская мысль беспощадно преследовалась. В тисках марксистско-ленинской схоластики даже западное эпигонство казалось откровением. Ее место благополучно заняла советская идеология. Гонение на философов, жесткое пресечение инакомыслие, все это получило пик в этот период советской власти. За чтение духовной литературы и трудов славянофилов людей сажали в тюрьмы, расстреливали. Русская мысль в эмиграции, оторванной от почвы, была в основном бесплодна и малосамостоятельна. Даже такие блестящие философы, оказавшиеся в эмиграции, как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. и В.Н. Лосские, С.Л. Франк и др., не смогли преодолеть неправославного, западнического духа религиозно-философских исканий начала XX в.
В 1947 году по указанию И.В. Сталина состоялась дискуссия по книге Г.Ф. Александрова[274] «История западноевропейской философии».Этот труднезаслуженно превозносимый во многих рецензиях, удостоенный Сталинской премии, в действительности представлял собой элементарное, изобилующее ошибками и неточностями изложение истории философии в Западной Европе. Но причина дискуссии была не в этом. В докладе А.А. Жданова книга Г.Ф. Александрова характеризовалась как немарксистская работа, игнорирующая революционный переворот в философии, совершенный марксизмом. Характеризуя этот переворот, Жданов фактически перечеркивал мысли В.И. Ленина о теоретических источниках марксизма, о том, что это учение является прямым и непосредственным продолжением наиболее выдающихся философских, экономических и социалистических учений XIX века. Такая позиция была связана с пересмотром марксистской оценки немецкого классического идеализма, учения Гегеля в первую очередь. Участники дискуссии были поставлены в известность относительно новой, провозглашенной Сталиным оценки немецкого классического идеализма, который отныне характеризовался им как «аристократическая реакция» на Французскую революцию и французский материализм XVIII века, то есть как учение вполне реакционное[275].
В своем докладе Жданов характеризовал историю философии лишь как историю материализма: идеалистической философии разрешалось присутствовать в историко-философских работах лишь как объекту материалистической критики. Научная история философии рассматривалась им исключительно как история зарождения, возникновения и развития научного материалистического мировоззрения и его законов. Соответственно этому некоторые участники дискуссии высказывались в том духе, что рассмотрение идеалистической философии должно быть перенесено из истории философии в курсы по истории религии.
Дискуссия по книге Г.Ф. Александрова имела весьма плачевные последствия не только для историко-философской науки, но и для всей научно-исследовательской работы в области философии. В последующие годы заметно уменьшилось и без того незначительное количество публикаций по философским проблемам. Учебные пособия по диалектическому и историческому материализму, которые были подготовлены в эти годы, изображали марксистско-ленинскую философию как учение, которое разрешило все когда-либо существовавшие проблемы и предвосхитило
решение всех новых проблем, встающих перед наукой и практикой. Повышение требовательности к теоретическому уровню философских исследований трактовалось в том смысле, что каждое положение, высказываемое автором статьи или книги, должно быть подтверждено соответствующей цитатой, желательно, прежде всего, из работ Сталина. Все, что не подтверждалось цитатами, то есть действительно было собственной мыслью автора работы, сплошь и рядом подвергалось критике как отсебятина. Термин этот можно понять лишь в культурно-историческом контексте периода сталинизма, когда достижения марксистско-ленинской философии обычно сводились к более или менее умелому пересказу азбучных истин марксизма-ленинизма, но при этом постоянно повторялись слова Сталина: «овладеть марксистско-ленинской теорией – значит уметь развивать ее и двигать вперед».
Таким образом, русская философия в советский период была орудием властей, ее умело подгоняли под советскую идеологию. Любое отступление жестко преследовалась. Ярким примером этого может служить судьба Г.Ф. Александрова.
Меркурьев Д.С.
(РГАУ-МСХА, г. Москва)