Как формы проявления духовности
В последнее время стала актуальна проблема духовности, которая проявляется через такие важнейшие формы, как поиски смысла жизни, самоактуализация и ответственность, а также наличие у человека осознанных представлений о духовности. В основе всех этих форм лежит отражение вопросов смысла жизни, нравственных ценностей, жизненных идеалов и практических действий. Но что же такое духовность? Духовность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди, просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы[266].
Рассмотрим существующие признаки духовности.
В современном обществе, где главным, если не единственным вопросом является культ материального потребления, поиски смысла жизни кажутся надуманными, абстрактными. Однако, это глубокое заблуждение, потому что смысл жизни в духовности выполняет функцию психологического механизма, который обуславливает поведение человека и способствует становлению его личности. Многие ученые задавались вопросом смысла жизни . К примеру Кант говорил, что смысл жизни – внутри человека и отражает уровень его развития как личности, а Гегель утверждал, что смысл жизни есть нечто надиндивидуальное, личностная интеграция системы ценностей, формирующихся в обществе. Смысл жизни, по М. Хайдеггеру, может быть понят только через понимание человека как озабоченного миром и проявляющего заботу о человечестве. К. Абульханова считала, что именно активность, как ценностный способ самовыражения и самоосуществления личности выступает способом осознания и выражения смысла жизни. Возникая в деятельности, смыслы становятся единицами человеческого сознания, выражают отношение субъекта к явлениям объективной действительности и поэтому сознательная активная жизнь человека объективно предполагает наличие смысла, который открывается и формируется самим человеком. Наличие и поиски смысла жизни как проявление духовности ставят вопрос о степени свободы человека при соотнесении своих потребностей с потребностями окружающих людей, что является вопросом об ответственности человека.
Процесс жизнедеятельности, построение собственной жизни - процесс духовный. И человек как существо духовное, обладающее разумом и волей, отвечающий за свою жизнь, несет ответственность за себя, других и за окружающий мир. Духовное развитие – развитие ответственности человека. Ответственность в русском словаре – объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. В философском же словаре - отражение взаимоотношений между личностью, группой и обществом, с точки зрения осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. В психологическом словаре ответственность - контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил. Ответственность тесно связана с активностью, так как активность, как уже и говорилось, выступает способом самовыражения и поэтому ответственность возникает в результате активного осуществления потребностей в процессе жизнедеятельности. Выступая важнейшим психологическом аспектом духовности, ответственность рассматривается как личностный механизм реализации потребностей, внутренняя детерминанта человеческого поведения, стимулирующая активность в направлении поисков смысла жизни, самоорганизации, самосовершенствования. Э. Ильенков указывает на ответственность как важнейшую характеристику разумности человека. По мнению К. Альбухановой ответственность – достижение личностью результата своими силами при реализации смыслов и целей жизни, поставленных самой личностью. Виктор Франкл считал же, что ответственность выступает как специфический смысл жизни, так как это то перед чем нас ставит жизнь и поэтому необходима духовная гибкость человека, в которой возможна реализация смыслов, но только при условии познания своих возможностей и необходимости, то есть ответственности. Переживание человеком своей субъективности, стремление к осмыслению бытия, отношение к другому как к ценности – все это характеристики человека духовного, сопровождающиеся переживанием ответственности за себя и окружающих. Переживание и поиск смысла жизни – ответственность как осознанная необходимость в стремлении к самоактуализации.
Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Самоактуализация представляет собой процесс самопознания человека в контексте индивидуального и поиска адекватных способов развития своей личности, связанных с преодолением внешних и внутренних трудностей, ориентированный на необходимость постоянной работы над собой, концентрации усилий для реализации задуманного, размышлений о будущем и т.п. А. Реан рассматривает самоактуализацию как саморазвитие и считает ее основополагающим качеством зрелой личности, а С.В. Франкл считал, что самоактуализация – есть любовь и забота к другим как условие самосовершенствия. В первую очередь самоактуализация является стимулом к самопознанию, которое лежит в основе всех аспектов духовности. Стремление к самопознанию вызывает необходимость регулярно организовывать и проектировать свою жизнь, соотносить свои возможности с актуальными требованиями ситуации и в максимальной степени пытаться им соответствовать. Подобная активность, направленная на организацию жизнедеятельности и на самопознание, является важнейшим качеством жизни человека как субъекта, позволяющим ему не просто изменяться, но изменяться в соответствии с целями и смыслами деятельности[267]. Самоактуализация воплощает соотношение актуального и потенциального в человеке, является воплощением духовности, реализуемой в различных аспектах его жизни.
Таким образом, поиски и наличие смысла жизни, ответственность, самоактуализация являются важнейшими взаимосвязанными аспектами проявления духовности. Но кроме этого важными показателем духовности является наличие у субъекта знания о ней, осознания ее места в жизни другого человека и своей собственной судьбе. Сам факт наличия представления о духовности указывает на интерес человека к данной проблеме. Содержание представлений субъектов о духовности позволяет выявить те главные тенденции, которые определяют духовность, а также те качества духовного человека, которые присущи самой личности. Можно предположить, что человек, обладающий представлением о сущности духовности, более адекватен и способен к смыслообразованию, к интерпретации собственной жизни, к переживанию, улавливанию и осознанию сущности происходящих событий, к переживанию ответственности за себя и окружающих. Данные процессы способствуют духовному развитию человека и обретению им внутренней гармонии. Наличие представлений о духовности означает то, что они были осознаны индивидом, в том числе осмыслены по отношению к себе. В представлениях о духовности отражаются глубинные переживания личности, значимые цели, что позволяет судить о богатстве духовного мира человека, возвышенности его духа. Поэтому можно сказать, что в основе духовности лежит потребность к самопознанию, самоопределению, саморазвитию, что зависит от самого человека, а то есть от его активности, которая выступает важнейшим фактором развития.
Аманов С.Я.
(МГОСГИ, г. Коломна)