Новых течений в искусстве италии 1920-1930-х гг.
Так кто же была эта хрупкая женщина в кудряшках, которую английские журналисты прозвали «некоронованной королевой Италии»? Как говорила сама Маргарита, семья её была не просто обеспеченной, а «ультрабуржуазной». Мама её Эмма Леви была католичкой из знатной семьи, но поощряла все амбиции любимой дочери. Отец Амедео Грассини правоверный иудей, потомственный адвокат, который умел заводить друзей. Один его старинный приятель Джузеппе Сарто стал папой римским Пием X и сделал Грассини кавалером ордена св. Маурицио и Лаццаро. Другой знакомый, король Италии Умберто I, за государственную деятельность наградил его рыцарским титулом. Сама Маргарита была личностью не заурядной и весьма талантливой. К 10 годам она знала три европейских языка, не считая итальянского. В 12 лет она увлеклась работами Джона Рёскина. В своей вышедшей в 1849 году книге «Семь светильников архитектуры» английский критик призвал своих современников к войне за сохранение человеческих ценностей, против распада эстетики. Идеи Рёскина произвели большое впечатление и юная Маргарита начала самостоятельно участвовать в аукционах и скупать произведения искусства. Одним из её учителей был основатель Венецианской Биенале Антонио Фраделетто, который говорил: «история нации есть история её культуры, как и её войн!». В 15 лет увлеченная искусством Маргарита заинтересовалась социалистическими идеями. В 1898 году она против воли отца вышла замуж за адвоката Чезаре Царфатти. Он был небогат и на 14 лет старше Маргариты, но был мягким по характеру и не ограничивал её свободу. Вместе с Маргаритой они стали активистами социалистической партии и завсегдатаями салона русской эмигрантки марксиста Анны Кулишовой. Маргарита помогала продвижению Чезаре по карьерной лестнице в партии, а он в качестве адвоката успешно защищал на судебных процессах её друзей: художников, писателей и поэтов. Маргарита ещё в довоенный период начала активно заниматься журналистикой и публиковать искусствоведческие критические статьи. Таким образом, в 1912 году назначенный главным редактором газеты «Аванти!», Бенито Муссолини познакомился с умной, очень образованной женщиной, которая была решительна в своих действиях, безкомпромисна в суждениях и амбициозна в своих идеях.
И так мы выяснили, что Маргарита имела черты настоящего лидера, что позволяло ей осуществлять намеченные цели. Такая яркая личность не могла остаться незамеченной. Но была ли у неё возможность для осуществления своих планов? Одним из главных преимуществ Царфатти была близость к Дуче. Любовные перипетии их отношений вряд ли возможно оценить из-за недостатка источников (Письма Маргариты к Муссолини были сожжены его женой Ракель, а ответы на эти письма Царфатти отказалась опубликовать). Напротив, деловое сотрудничество их было весьма плодотворно. Когда Муссолини пришел к власти, Маргариту стали называть его «духовной наставницей», в современном мире её назвали бы специалистом по связи с общественностью. Царфатти подбирала цитаты для его выступлений, присылала ему нужную литературу, писала статьи о Дуче на иностранных языках для заграничных изданий. О её книге под названием «Жизнь Бенито Муссолини» американские критики писали: «История фашизма в Италии выглядит мирной революцией, сделанной святым гением!» Простые итальянские женщины присылали Маргарите письма с различными просьбами. Она разбирала эту корреспонденцию и передавала личному секретарю Дуче с пометкой: «Стоит помочь. Хорошая пропаганда».
Но главное за что ценил её дуче, это обширные знания и огромный авторитет в сфере культуры и искусства. Маргарита была «крёстной матерью» большей части творческой интеллигенции Рима, она обладала острым чутьем на таланты и безупречным вкусом. Бенито не обладал глубокими познаниями в сфере культуры. Например, Муссолини во время совместного с Гитлером посещения галереи Уффици не мог вынести созерцания более трех картин, за что был четко охарактеризован фюрером: «В том, что касается искусства, этот человек непробиваем!».
После захвата власти фашистской верхушке необходимо было привлечь как можно больше интеллигенции для создания нового итальянского искусства, которое будет выражать идеалы и идеи фашизма. Для этих целей Муссолини в марте 1925 года в Болонье созвал «Конгресс во имя фашистской культуры». В приветственной речи Дуче сказал: «Конгресс в Болонье полностью опровергает нелепые басни, якобы интеллигентность и фашизм – понятия несовместимые». Этот конгресс показал, что место главного фашистского стиля вакантно. Царивший в итальянском искусстве в начале века футуризм не мог занять это место. Футуристы были порождены духом хаоса. Они были незаменимы в раскачивание либеральных и демократических устоев, но стали абсолютно бесполезны при концентрации сил для решения сверх задачи.
Таким образом, место приоритетного стиля в фашистском государстве заняло детище Маргариты Царфатти – движение Новеченто. Еще в 1922 году она взяла под своё покровительство таких художников как: Акиле Фуни, Карло Карра, Леонардо Дудревилль, которые имели «футуристическое» прошлое, но стремились восстановить преемственность традиций, прерванных авангардистским искусством начала XX в. Как сообщает её биограф Маргарита «была убеждена, что должна создать своё движение, основанное на «сугубо римских корнях»…». Деятельность Царфатти увенчались успехом в 1926 году, Дуче лично открыл выставку «Новеченто», что стало знаком официального признания нового направления. Маргарита, знавшая что необходимо власти, написала об этом в «Иль пополо д'Италия», что «стиль классического Новеченто и есть фашистский стиль, он строгий и ясный как речи Муссолини».
Именно Маргарита определила программу Новеченто – ясность формы и сдержанность концепций, никакого химического разложения, ничего эксцентричного, растущее исключение всего произвольного и темного. Гениальность этой программы была в том, что Царфатти смогла выразить ориентацию на классические формы, но при этом не установить строгих требований школы. То есть она наметила направление движения, но оставила художникам свободу самовыражения. Маргарита задействовала все свои силы для популяризации движения: она читала лекции, устраивала вставки, продавала картины своим влиятельным друзьям, печатала в прессе статьи о художниках Новеченто и их работах.
Амбициозные устремления Маргариты были реализованы. Но судьбу движения определило изменение отношения Маргариты к политике Муссолини. Новеченто было неразрывно связано с её именем, и основано на её авторитете. И как только Маргарита высказала критику в адрес дуче в связи с вовлечением Италии в агрессивный военный союз с нацистской Германией, недруги Царфатти подняли головы, движению был подписан смертный приговор. С разрешения Муссолини член Великого совета Роберто Фариначчи начал настоящую травлю Маргариты в прессе. Он обвинял ёе в антипатриотических настроениях и сионистских устремлениях. Повредило репутации Царфатти и то, что в 1934 году её кузен Джузеппе Леви был арестован на швейцарской границе за попытку провезти антифашистскую литературу. Клеветнические статьи выходили в свет одна за одной в течение нескольких лет, но последней каплей стало обвинение в том что, она позорит своего сына Роберто, героически погибшего на фронте во время первой мировой войны и награждённого медалью за отвагу. Царфатти уехала в Латинскую Америку и вернулась в Италию после окончания войны. Умерла на 81 году жизни городе Кавалласка на севере Италии. Маргарита и Новеченто составляли в глазах итальянского общества единое целое, поэтому крах первой неизбежно привел к забвению второго.
При этом нельзя недооценивать вклад Маргариты Царфатти в развитие итальянской культуры. Работы Маргариты очень разнообразны: это и антология критических статей «Цвет, линии и свет», монография «История современной живописи», сборник эссе «Знаки меридиана», художественный роман «Усадьба», воспоминания о путешествиях в Тунис, Америку и Францию. Но главная её заслуга в том, что проникнув в систему фашистской власти, благодаря своему уму и знаниям, она смогла сохранить для будущих поколений художников самое ценное – традиции классического итальянского искусства.
РАЗДЕЛ III. РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
Конов В.Д.
(РГУ, г. Рязань)