На начальном этапе правления аменхотепа iv
Темой данной работы является рассмотрение расширения Карнакского храма на начальном этапе правления Аменхотепа IV. В рамках данной статьи сделана попытка проследить взаимоотношение в столице двух религий – традиционной веры в Амона и новой в Атона.
В период Нового Царства Карнакский храм разросся до невероятных размеров, как в визуальном плане (за счет огораживания стенами участков земли и строительстве пилонов), так и в плане авторитета. Чтобы понять, что это из себя представляло, проведем небольшой экскурс.
Храм Амона обслуживался большим числом бюрократического аппарата. Ему принадлежали огромные сельскохозяйственные угодья[123], большое количество зависимого населения и рабов. Карнакский храм увеличил свое влияние в области добычи полезных ископаемых, судоходства[124].
Такой расклад событий, усиление позиций жречества в столичном городе, когда в руках этой корпорации находились значительные богатства и влияние, несомненно, не мог устраивать царя. По сути дела, можно предположить, что это было государство в государстве, идеологический центр бога Амона, возвышение которого началось еще в период Среднего Царства и достигло апогея в момент царствования Хатшепсут. Кстати говоря, жреческая корпорация нарушала одно их важнейших установлений мировоззрения, когда царь является посредником между миром людей и богов (принцип Маат). В период Нового Царства, начиная с Хатшепсут, эту нишу заняли жрецы Амона. Царь был занят больше военными делами, в плане участия в ритуалах он был фигурой номинальной.
С вступлением на престол Аменхотепа IV ситуация начинает меняться, но не сразу.
Любопытно для нас проследить взаимоотношение в столице двух религий – традиционной веры в Амона и новой в Атона. Благорасположение к столице не означает благорасположение к богу. Аменхотеп IV не стоит во славу бога Амона, но он делает одну пристройку к храму Амона. Постройка имеет не самые большие размеры – 13 на 9 метров[125]. Там есть не до конца высеченное изображение царя, который держит за волосы врагов с дубинкой. Нет никакого упоминания или прославление бога.
Есть еще одно доказательство – на 4 году правления Аменхотеп дает указание жрецу Амона Маиа доставить ему камень[126]. Дело в том, что подобная просьба имеет ритуальное значение. Вспомним, что во времена 6 династии царь Пепи I давал подобное поручение своему приближенному лицу Уне, вельможе, имевшему достаточно высокие титулы и звания.
Уже от первого года Аменхотепа IV мы имеем талатат[127], где изображен царь дающий различные травы антропоморфному божеству с солнцем на голове и уреем. Примечательно, что царь уже имеет выдающийся живот, заметно изменение иконографии на новый стиль.
В Карнаке начинается новое монументальное строительство – Геметпаатон.
Храм был расположен к востоку от храма Амона. Чем это было обусловлено? Однозначного вывода здесь нет. По одной версии расположение на востоке от комплекса Амона имело религиозный подтекст. Как известно, Амехотеп IV начинает постепенно проводить в жизнь новую религиозную концепцию (если учесть, что это именно его идея, хотя это вопрос и спорный, но это уже тема другого исследования). Атонизм – вера в солнце, а именно на Востоке происходит восход, что в религиозной традиции означало возрождение. По другой версии расположение храма имело функцию подчеркнуть его превосходство над прежней религией, намекнуть о шаткости позиций Амона при новом царе[128]. Так это или не так, мы рассмотрим ниже.
По мнению Улкинссона, конечная цель всей программы строительства Аменхотепа IV, в Геметпаатоне, как конструкции своего отца в Малькатте, было обеспечить культовое место для празднования царского юбилея[129]. Аменхотеп IV провел фестиваль Сед в третий год своего царствования, поддержав тем самым частоту Хеб Седов своего отца. При этом он явно давал понять, что правление его отца не закончилась. Предыдущий царь стал солнечным диском и, как таковой, будет продолжать царствовать во веки веков, бесконечно повторяя юбилеи этапов царствования.
Новый храм, посвященный Атону, назывался Геметпаатон. При Хоремхебе храм был разрушен и его части пошли на строительство пилонов и гипостиля в Карнаке.
Поэтому сейчас сложно в полной мере восстановить, что из себя представлял этот храм. Сохранилось мало деталей. Известно, что двор храма украшали многочисленные статуи Эхнатона.
Храм Атона в Карнаке упоминается на нескольких памятниках периода. На одном из главных памятнике периода – талатате из Геметпаатона, сохранившемся фрагментарно – видна бытовая сцена, изображены сюжеты с рабочими и в центре солнечный диск, к которому обращены воздетые руки царя. Иконография царя уже полностью приобретает новую стилистику: удлиненный череп, впалая грудь, выступающий живот, округлые бедра. Фигура непропорциональная.
В многочисленных фрагментах рельефов, украшавших Геметпаатон, царская семья неизменно показана в присутствии солнечного божества Атона.
Наряду с этим уже с первых лет царствования Аменхотепа происходит возвышение его жены Нефертити. На рельефе храма Хутбенбен, мы видим ее высокую роль в ритуалах этого храма. Напомню, Хутбенбен также являлся солнечным храмом, но в отличии от Геметпаатона ритуалы проводила его жена.
Тем самым Аменхотеп четко распространяет свою духовную власть в лице нового бога Атона на Карнак с помощью уже двух храмов – Геметпаатон и Хутбенбен, возвышая свою жену до небывалого уровня, практически наравне с собой. Концентрация в руках царя духовной власти приводила к притоку золота в его новые храмы[130].
Сосредоточив в своих руках духовную, военную власть и экономику – Аменхотеп к 6 году фактически становится действительно единовластным царем. Проследив изображение на некоторых памятниках, мы отмечаем, что достигнуто это было мирным путем, методом балансирования между старой религией и постепенным вводом в обиход нового божества.
Дементьева А.О.
(МГОУ, г. Москва)