В зеркале народного юмора 1930-х гг.
«Растяну гармошку шире,
Пусть девчата подпоют,
Чтобы знали во всем мире,
Как колхозники живут»[83].
Бурное промышленное развитие начала 30-х гг. XX в. было обеспечено кардинальными реформами в области сельского хозяйства. Ломка вековых устоев крестьянской жизни тридцатые годы в СССР, насаждение идей всеобщего коллективизма стали необходимыми условиями для осуществления коллективизации. Народную реакцию на события нач. 30-х гг. трудно отследить, т.к. в официальных документах она практически не отражалась, поэтому предельно сложной задачей представляется изучение внутреннего мира людей реформируемой деревни. Трудности, надежды и чаяния крестьян находят отражение в народном творчестве, например, в частушках[84] - сельском аналоге анекдота, который, в свою очередь, был распространен преимущественно в городе. К сожалению, авторство многих частушек и анекдотов установить невозможно, они передавались в основном устно и не были преданы письменной фиксации.
Решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927 году. К началу сплошной коллективизации 1929 года в партийном руководстве победило мнение, что основным препятствием к объединению крестьян-бедняков и середняков является образовавшаяся за годы НЭПа более зажиточная прослойка в деревне — кулаки, а также их поддерживающая, и экономически зависящая от них социальная группа — «подкулачники».
Некоторые частушки пропагандировали положительный строй советского общества, но в большинстве случаев в юморе отражаются боль, безысходность и отчаяние крестьян, которых лишают собственности, депортируют, раскулачивают. Несмотря на кажущуюся беспросветность жизни колхозников начала 30-х, многие крестьяне были убеждены в преимуществе коллективного труда, о чем свидетельствуют примеры строительства общих домов-коммун по инициативе крестьян. А механизация производства могла защитить от форс-мажорных ситуаций и капризов природы.
«Плугом мучаешь скотину,
Горбишь спину, а не сыт,
А в колхозе мы машину
Купим в складчину, в кредит»[85].
Однако продолжение коллективизации не устроило многих крестьян, и те утрачивают интерес к труду, в связи с потерей земельной собственности:
«Говорят в колхозе плохо,
А в колхозе хорошо,
До обеда ищем соху[86],
А с обеда – колесо».
С 1930 г. происходило отчуждение крестьянина от средств производства и результатов труда, что не могло не вызвать дальнейший рост апатии и пессимизма.
«Горевать мне нечего,
Пашу с утра до вечера
А за эти трудодни
Только палочки[87] одни[88]».
«Мы в колхоз пошли, товарка,
Были юбки складками.
А теперь мы щеголяем
На заду заплатками».
«Хорошо тому живется,
Кто записан в бедноту, -
Хлеб на печку подается,
Как ленивому коту»[89].
Народная частушка свидетельствует о тяжести «великого перелома», отразившуюся в ухудшении материального положения. Так, школьники переиначили отрывок из произведения Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:
«Кушай тюрю, Яша,
Молочка-то нет.
Где ж коровка наша?
Увели в совет!»
Кампания по уничтожению «кулака» как класса вызвал неоднозначную оценку у населения. Сельские советы, в состав которых входило преимущественно малоимущее крестьянство, стремились расширить круг хозяйств, подлежащих раскулачиванию, ведь конфискованные у «кулаков» средства передавались в фонды колхозов или распределялись среди бедноты.
«Через реченьку я шла —
Уточки закрякали.
Бедняки пошли в колхоз —
Кулаки заплакали»[90].
«На горе стоит береза,
Под березою — сугроб.
Большевистские колхозы
Кулака загнали в гроб!»[91].
Принуждение к работе и неудовлетворение вознаграждением за труд – одна из основных тем частушки:
«Сидит кошка на окошке
К ней подходит бригадир:
Иди, кошка, на работу,
А то хлеба не дадим».
Одной из ключевых черт крестьянской психологии являлась тенденция к персонификации власти. Фигуры Ленина и Сталина особенно популярны, причем Ленин являет собой ностальгию о былых, «сытных» временах НЭПа.
«Как в Рахмановском колхозе
Зарезали мерина.
Три недели кишки ели,
Поминали Ленина»[92].
И.В. Сталину в народном юморе 1930-х присущи качества тирана, безжалостного диктатора, однако мотивы отождествления вождя с мудрым учителем и заботливым хозяином также присутствуют.
«Вставай, Ленин, умри, Сталин,
Мы в колхозе жить не станем…[93]».
Традиционное крестьянство, вытесняемое в процессе коллективизации и колхозного строительства являлось базисной силой осуществления индустриализации. Великая сила и несгибаемая воля, умение приспосабливаться и не унывать – главные качества, отраженные в частушках, отражавших взгляды и настроения, которые в крайне неоднозначной обстановке того времени было невозможно или очень трудно выразить в какой-либо иной форме. Народный юмор является с этой точки зрения неоценимым источником.
Генералов С.П.
(РГАУ–МСХА, Москва)
ПОЛИЦЕЙСКИЕ ОРГАНЫ