Германской нации в 1654-1686 гг.
Дипломатические отношения между Россией и Священной Римской империей германской нации отсутствовали с 1618 по 1653 гг. Единственная попытка, предпринятая Империей в 1632 г., закончилась провалом. Императорских послов обвинили в шпионаже в связи с обнаружением в списках состава посольства польских и литовских фамилий[27].
Возобновление отношений России и Империи Габсбургов произошло в 1654 г. по инициативе русской стороны и было связано с началом русско-польской войны. С этого времени более чем на три десятилетия польский вопрос стал центральным в отношениях России и Империи Габсбургов. Относительное затишье наступило лишь в 1686 г. – по заключении Вечного мира.
Какие же цели и интересы имело каждое из государств в этих отношениях?
Целью Империи Габсбургов было укрепление положения на международной арене, что предполагало противостояние главным врагам Империи – Франции и Швеции – и поиск союзников, которых можно было использовать в этой борьбе, коими для Империи среди прочих могли стать (и впоследствии в борьбе со Швецией стали) Россия и Речь Посполитая. Несмотря на невыгодный Вестфальский мир 1648 г. и разрушения, оставленные на её территории Тридцатилетней войной, Священная Римская империя отнюдь не стала вести менее активную внешнюю политику. Примером этому могут служить военная помощь, которую Империя оказывала Испании в её войне с Францией (до 1658 г.), войны с Османской империей (1663-1664 гг., участие в Великой Турецкой войне в 1683-1697 гг.).
В свою очередь, России изначально было необходимо невмешательство Империи Габсбургов в русско-польский конфликт на стороне Речи Посполитой. С русскими посланниками И. И. Баклановским и И. Михайловым, отправленными в Империю в 1654 году, была передана грамота царя Алексея Михайловича к императору Фердинанду III, в которой содержалась данная просьба: «И буде Ян-Казимер король [польский. – А.М.]… учнет к вам брату нашему, Великому Государю, к Вашему Цесарскому Величеству, или к Курфистром присылать против нас Великого Государя на помочь о людех, и вам бы… ратных людей ему на помочь не давать и помочи ни в чем не чинить, и к Курфистром велеть отписать, чтоб они… на помочь против нас Великого Государя людей не давали»[28]. Данная цель была достигнута: России удалось заручиться нейтралитетом империи. Фердинанд III отказал в помощи Польше, предложив своё посредничество в начавшейся войне[29].
Добилась своей цели и Империя Габсбургов. Как участница первой Северной войны 1655-1660 гг. и, соответственно, противница чрезмерного усиления Швеции, Империя была заинтересована в увеличении числа своих союзников, а для этого ей было необходимо переориентировать Россию с войны с Речью Посполитой на войну со Швецией. Эту задачу решало имперское посольство 1655 г. Послы Аллегретто Аллегретти и Теодор Лорбах подчёркивали в разговоре с одним из ближних бояр, Трубецким, что в случае продолжения Россией военных действий против Польши на помощь последней придут не только Империя Габсбургов, но и Папа Римский, французский король и др. Угроза была сформулирована вполне откровенно: «…А буде… Царское Величество помириться с ним не изволит и Цесарского Величества за посредника не возмет, – и за Полского не токмо один Цесарь, - и папа, и Французской и иные окрестные Государи и Князи Уделные двинутся и помогать ему станут; а до сех де мест Цесарское Величество Полскому Королю не помогал, для того что от него о помочи к Цесарскому Величеству присылки не было»[30].
Цель Империи в итоге была достигнута: руководствуясь целью получения выхода к Балтийскому морю и, соответственно, желанием пересмотра Столбовского мира 1617 года, а также опасностью чрезмерного усиления Швеции на международной арене, Россия вступила в войну со Швецией – одним из главных врагов Империи. Заключение при посредничестве Империи Габсбургов Виленского перемирия 1656 г. дало возможность России и Речи Посполитой усилить свои войска на этом направлении. Таким образом, мы можем отметить, что решение польского вопроса в 1654-1656 гг. было для Империи лишь средством на пути достижения более важной для неё цели – противостояния Швеции в первой Северной войне.
В последующие годы с наибольшей остротой польский вопрос проявлялся в претензиях русского царя Алексея Михайловича и императора Леопольда I на польский престол. Требование избрания на польский престол после смерти бездетного короля Яна Казимира представителя династии Романовых было выдвинуто Россией на переговорах в Вильно в 1656 г. и встретило резкое неприятие имперского посла Аллегретто Аллегретти[31]. Позже проявились и претензии австрийских Габсбургов на польский престол. Русские посланники Яков Лихарёв и Иван Песков, бывшие в Империи в 1658 году, сообщали: «…А их де Государь, Цесарь Римский Леопольдус Польского Королевства себе или брату своему родному [Карлу Йозефу, 1649-1664 гг. – А. М.] добивается ж…»[32].
Здесь Россия не достигла своей цели – избрания королём Речи Посполитой Алексея Михайловича или царевича Алексея Алексеевича. Империя Габсбургов же, хотя польский престол и не получил Леопольд I,
добилась того, что его не занял и кандидат от одного из главных врагов Империи – Франции – Генрих III де Бурбон. Можно отметить, что в целом политика Империи Габсбургов в этом вопросе оказалась успешнее российской.
В 1681-1686 гг. происходит активизация отношений России и Империи Габсбургов. Решение польского вопроса для Империи Габсбургов было лишь средством на пути вовлечения России в войну с Османской империей. Вопрос о посредничестве Империи Габсбургов при подписании Вечного мира России и Речи Посполитой был решён неблагоприятно для Империи. Вечный мир, закрепивший за Россией Киев с последующей выплатой Речи Посполитой денежной компенсации и отказ последней от совместного протектората над Запорожской Сечью, был заключён без посредничества Империи Габсбургов. Тем не менее, Вечный мир 1686 года открыл путь к вступлению России в войну с Османской империей.
В целом следует отметить, что на всём протяжении этого периода – 1654-1686 гг. – Империя Габсбургов выступала за мир России и Речи Посполитой. Однако эти выступления были продиктованы вовсе не абстрактными миротворческими целями, а конкретными государственными интересами. Виленское перемирие 1656 г. давало Империи союзников в лице России и Речи Посполитой в борьбе с одним из своих главных врагов – Швецией. Все попытки так или иначе отложить или, наоборот, быстрее решить польский вопрос в 1681-1686 гг. связаны со стремлением Империи ускорить вступление России в войну с ещё одним противником Габсбургов – Османской империей.
Биленко Н.А.
(ТГПУ, г. Тула)