Программа духовного самовоспитания
1.Мольба об отпущении грехов (истигфар) и раскаяние в прошлых поступках, о которых более подробно говорится в книгах по ‘ирфану. Количество обращений с мольбой об отпущении грехов (астагфиру-л-Лах) в начале мистического пути составляет 1001 раз в сутки.
2.Базисные принципы — самоконтроль-самоотчет-критика.
3.Аскетизм (зухд), то есть использование дозволенных мирских благ лишь в необходимом объеме.
4.Чтение одобряемых намазов, в особенности намаза гуфай- лат и ночного намаза (намаз-е гиаб).
5.Соблюдение предписаний Всевышнего Бога и отстранение от того, что по шариату является греховным (как то: недозволенные интимные отношения, употребление алкоголя, азартные игры, угнетение народа, поддержка угнетателей и т. д.), а также искоренение дурных качеств характера и поведения (ложь, зависть, эгоизм, подобострастие перед правителями, распространение сплетен, гнев, отчаяние и утрата надежды, материализм, накопление богатства, заносчивость, горделивость, тщеславие, корыстолюбие, выставление себя напоказ).
6.Медленное чтение (тартил) как минимум пятидесяти айатов Корана в день. И днем, и ночью следует читать четыре суры, начинающиеся со слова «Кул» (суру 109 «Неверующие» (Ал-Кафирун), суру 112 «Очищение веры» (Ал-Ихлас), суру 113 «Рассвет» (Ал-Фалак), суру 114 «Люди» (Ан-Нас)), суру 97 «Могущество» (Ал-Кадр), суру 110 «Помощь» (Ан-Наср), суру 91 «Солнце» (Аш- Шамс), суру 100 «Мчащиеся» (Ал- Адийат), суру 51 «Рассеивающие» (Аз-Зарийат), суру 36 «Йа Син»,суру4& «Победа» (Ал-Фатх), айаты Ал-курси, ин йакад. Ночью, прежде чем ложиться спать, необходимо прочесть шесть сур: «Железо» (Ал-Хадид), «Сбор» (Ал-Хашр), «Ряды» (Ас-Сафф), «Собрание» (ал-Джуму‘а), «Взаимный обман» (Ат-Тагабун), «Высочайший» (Ал-А(ала).
118 Совершается между молитвамимагрибииша.
7.Медленное чтение молитв (ду‘ а) — таких, как, например, Макарим ал-ахлак, ду‘ а Кумейл, Ша* абаниййа, Абу Хамза, Джавшан Кабир, Муджир, Самат, Сабах, а Тавассул, Зийараш(Ашура\ Чтение молитвы йасшагиир каждое утро и каждый вечер.
8.Земной поклон (во время молитвы), продолжающийся от пяти минут до часа, а также произнесение зикра «ла илаха илла-л-Аах анша субханака инни кунгпу мин аз-залимин » (400 раз). Этот зикр, повторяемый указанное количество раз, рекомендовали аятолла саййид ‘Али Кази и аятолла саййид ‘Абд ал-Карим Кашмири.
9.Произнесение зикра (поминание Аллаха), размышления (созерцание) и внимательное отношение к самому зикру. Осуществление зикра тасбихат ее Светлости Фатимы аз-Захры (‘а), дочери Пророка (с), после обязательных дневных намазов и намаза витр. Необходимо повторять зикр йунисиййа как минимум 400 раз в день (ла илаха илла анта субханака инни кунту мин аз-залимин). Лучше произносить этот зикр после каждого обязательного намаза и, помимо того, тасбихат ее Светлости Захры (‘а), тогда получится 500 раз. Нужно 70 раз произносить «Астагфиру- л-Ааха Рабби ва атубу илайх». Полчаса в день посвящать «внутреннему зикру» — повторять «Аллах, Аллах». 100 раз в день произносить «Аа хаула ва ла куввата илла би-л-Аах» — эта фраза полезна для избавления от трудностей и печали. Три раза в день произносить зикр тасбихат арба' а, который способствует освещению сердца. Для избавления от неприятных мыслей полезно произносить следующие зикры: Аа илаха илла-л-Аах, Аллах, Аллаху Акбар, ла илаха илла-л-Аах, субхан Аллах, ал- хамду ли-л-Аах, ла хаула ва ла куввата илла би-л-Аах, Аллахумма салли ‘ала Мухаммадин ва али Мухаммад, йа хува йа ман ла хува илла хува, йа хайй ва йа кайум, йа ‘Али, йа худ жат ибн ал-Хасан (‘аджала-л-Ааху Та'ала фарджа- ху аш-шариф). Каждый из этих зикров следует повторять по 100 раз. Как минимум полчаса в день необходимо посвящать размышлениям. Пять минут перед каждым намазом следует предаваться мыслям о смерти.
10.Самоконтроль и критика собственного нафса (низменного «Я») — хасаба кабла ан тухасаба — этим необходимо заниматься каждую ночь минимум по 10 минут, раз в неделю — один час.
11.Желательный (мустахаб) пост каждую неделю — особенно в понедельник и четверг.
12.Пожертвования каждый день или как минимум каждый вечер пятницы.
13.Внимательное и милосердное отношение к людям.
14.Размышление о творениях Создателя: о звездах, горах, лесах, морях, животных, человеческом теле (путь во внешнем мире является предисловием к пути внутреннему). Как минимум раз в месяц надо выходить на природу и размышлять о творении Создателя.
15.Постоянно изучать литературу по этике (ахлак) и *ирфану (как минимум два часа в неделю), читать и слушать мистические стихотворения — как, например, «Диван-е гиамс» Маулави, сборник стихотворений ‘Аттара, сборник стихотворений Фахр ад-дина ‘Ираки и сборник стихотворений Хафиза.
16.Посещение кладбищ, а также захоронения гиахидов с целью размышления о живых и мертвых.
17.Как минимум раз в год — зийарат к местам захоронений Имамов (‘а), поиск их покровительства, пребывание около гробницы Имама (‘а) на протяжении нескольких дней, чтение Корана вблизи их мавзолеев. Вознесение молитв, выполнение намаза, совершение одобряемого, размышление и осуществление самоконтроля над нафсом (низменным «Я»).
18.Минимум раз в год — уединение в священных местах или на природе.
19.Уединение (и‘тикаф) для совершения поста и чтения молитв в течение 40 дней с соблюдением всех условий этого уединения.
20.Постепенное претворение в жизнь одобряемых шариатом деяний и отказ от запрещенного исламским законом.
21.Постепенное уменьшение количества употребляемой пищи. При этом не следует есть мясо и сладости более трех раз в неделю.
22.Постепенное сокращение времени сна (до шести часов).
23.Довольствование простой одеждой, обращение к людям без церемоний, оказание помощи неимущим, проходящим лечение, угнетенным и обездоленным.
24.Поддержание отношений с верующими (му’минун) и беседы с ними.
25.Намаз по возможности следует читать в мечети, также рекомендуется участвовать в общих дневных и ночных молитвах — особенно в Ночь предопределения (лейлат ал- кадр)у Тасу‘а и (Ашура.
26.Постоянное обновление состояния ритуального омовения (вуду) после того, как оно нарушается.
27.Раннее пробуждение ото сна и рецитация Корана.
28.Воздержание от участия в бесполезных сборищах.
29.Постоянство в выполнении духовных дел и предписанных Всевышним деяний, в поминании Аллаха (зикре).
30.Вся деятельность верующего должна способствовать его приближению к Аллаху.
31.Твердость в решении исправить собственный нафс (низменное «Я») и совершить духовное путешествие.
Саййид Салман Сафави ЯЁд Практический мистицизм
32.Сильное желание приблизиться к Аллаху.
33.В начале становления на мистический путь необходимо каждый день в течение получаса упражняться в молчании в уединенном месте.
34.Каждый день в течение часа следует размышлять о его Светлости Худжате ибн ал-Хасане— имаме ал-Махди (Сахиб аз-Заман (‘а)), и уединяться с мыслями о нем. В уединенном месте читать Зийарат ас-салам ‘ ала али Йасин. А затем несколько раз повторить: «Йа Сахиб аз-заман агсанни йа сахиб аз-заман адрукни» и «ал-муста* ану бик йа ибн ал-Хасан»ьх.
35.Оказывать поддержку людям, принадлежащим к числу Ахл ал-Бейт (‘а), то есть саййидам.
36.Поддерживать больных, проявлять милосердие к сиротам, помогать неимущим и уделять им внимание.
37.Обязательное соблюдение четверичных условий мистического пути: приверженность базовым требованиям — самоотчет - самоконтроль - критика.
38.Ночная молитва и открытие собственных тайн Аллаху.
39.Воздержание от посещения заседаний [неправедных] правителей и должностных лиц.
40.Отказ от общения с теми, кто прославляет угнетателей, ибо это становится причиной помрачения сердца и ослабления чистосердечия и отдаляет человека от Тавхида. Помощь угнетенным и притесненным в правах.
О Любимый, Близкий Друг, Собеседник, Объект поклонения, Возлюбленный! Усиль огонь любви в наших душах!
О Предел мечты влюбленных, освети наши сердца Своим священным светом! О Страсть совершенства опечаленных, заставь нас метаться с помощью пламени Твоей милости! А когда мы обретем связь с тобой, предоставь нам спокойствие.
О любовь к Аллаху! Все, кроме Тебя, кажется горьким. Всегда заботься о нас.
О Убежище обездоленных, о Друг и Спаситель одиноких, предоставь нам убежище, ибо нет у нас надежды, кроме как на Тебя!
О Разлука, Встреча, Убежище, Первый, Последний, Внешний и Внутренний! О Аллах, кроме Которого нет никого! Ты превыше того, что о Тебе говорят! Приблизь нас к встрече с Тобой! О Аллах! Отдали меня от всего, и приблизь меня к себе, и освети наши сердца Своим Божественным светом, чтобы он проник в наши сердца! И тогда глаза наших сердец приблизятся к Твоей истине, а наши души с помощью твоего величия соединятся с Тобой!
О Аллах, даруй нам полное совершенство! Освети взоры наших сердец Своим существованием, чтобы мы смогли сбросить завесу и приблизиться к источнику Твоего величия! И приблизь наши души к Твоему величию и Твоей святости.
Ас-саламу алейкум, Саййид Салман Сафави Тарикат Сафавиййа Лондон Рамадан 2012 г.
Саййид Салман Сафави Практический мистицизм
Библиография
'Ансари, хаджи ‘Абдаллах. Маназил ас-са’ирин. Тегеран.
‘ Аскалани, Ахмад ибн ‘Али ибн Хаджар. Фатх ал-Бари (с толкованием Сахих ал-Бухари). Бейрут: Дар ал-ма‘арифа.
* Аттар Нишабури, Фарид ад-Дин. Мантик ат-тайр. Тегеран. 'Аттар Нишабури, Фарид ад-Дин. Тазкират ал-авлийа’. Тегеран.
Ардабили, Ибн Баззаз. Сафват ас-сафа (второе издание). Тегеран: Энтешарат-е Зарйаб, 1376.
Бахр ал-У лум, саййид Махди. Сайр ва Сулук (с толкованием Мухаммада Хусейна Хусейни Техрани). Тегеран: Хикмат, 1360.
Зарринкуб, (Абд ал-Хусейн. Арзеш-е мирас-е суфиййе. Тегеран, 1362.
Ибн ‘Араби, Мухйи ад-Дин. Раса’ил / Под ред. Наджиба Маила Харуви. Тегеран: Мулла, 1367.
Ибн Сина, Абу ‘Али. Ишарат ва танбихат.
Имам ‘Али ибн Абу Талиб. Путь красноречия («Нахдж ал- балага») / Пер. с араб, и коммент. Тараса Черниенко. Казань: Идел-Пресс, 2010.
Кашани, ‘Изз ад-Дин Махмуд. Мисбах ал-хидаййа ва мифтах ал-кифаййа/ Под ред. Джалал ад-Дина Хамаи. Тегеран, 1367.
Кубра, Наджм ад-Дин. Ал-усул ал-‘ашара. Тегеран.
Куми, шейх ‘Аббас. Мафатих ал-джинан. Кум, 1384.
Маулави Руми, Джалал ад-Дин. Диван-е Шаме. Рукописи Фарузанфара и Сабхани. Тегеран.
Маулави Руми, Джалал ад-Дин. Маснави Ма‘анави. Рукопись Николсона. Тегеран.
Мутаххари, Муртаза. ‘Улум-е ислами. Т. 2. Тегеран, 1366.
Насафи, ‘ Азиз ад-Дин. Зубда-и хака’ик/ Под ред. Хакк Варди Насири. Тегеран.
Насафи, ‘Азиз ад-Дин. Инсан-е Камил / Под ред. Муле.Теге- ран: Тахури, 1362.
Саййид ибн Тавус. Мухдж ад-да‘ват. Бейрут, 1994.
Священный Коран / Пер. М.-Н.О. Османова. 3-є изд., перераб. и доп. М.; СПб.: Диля, 2008.
Сухраварди, Зиййа’ ад-Дин Абу Наджиб. Адаб ал-муридин /
Пер. Мухаммада ибн Ахмада Ширкана. Тегеран: Мулла, 1363.
Сухраварди, Шахаб ад-Дин Абу Хафс ‘Умар. ‘Авариф ал- ма‘ариф / Пер. на перс. Касима Ансари. Тегеран: Шеркат-е энтешарат-е ‘элми ва фарханги.
Табризи, Мирза Джавад Ага Малаки. Асрар ас-салат. Т. 1 /
Пер. Резы Раджабзаде. Тегеран, 1366. ил
ON
"О
Q
-е-
х
ьо
Табризи, Мирза Джавад Ага Малаки. Сайр ила-л-Аах / Пер. х Мухаммада Тахрирчи. Тегеран: Нур-е Фатима, 1363.
Ту си, хаджи Насир ад-Дин. Аусаф ал-ашраф. Тегеран.
Хоразми, Мухаммад ибн Хасан. Шарх Фусус ал-хукм Ибн ‘Араби. Тегеран: Мулла.
Хунсари, Джамал. Толкование книги имама ‘Али ибн Абу Талиба (‘а) «Гарар ал-Хикам ва дурар ал-калам» на персидском языке (шарх-е фарси). Тегеран: Энтешарат-е данешгах-е Техран,1366.
Шабистари, Махмуд. Цветник тайн (Голшан-е Раз) / Под ред. Самада Моухада. Тегеран: Тахури, 1368.
Ширази, Садр ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим (также известный как Садр ал-мута‘ахилин и Мулла Садра). Асфар арба‘а. Бейрут: Дар ахиййа ли-с-сарат аль-‘Араби.
Список сокращений
л.х. — лунная хиджра (исламский календарь, в котором летоисчисление ведется по лунным годам от хиджры — момента переселения пророка Мухаммада (с) из Мекки в Медину в 622 г.).
с.х. — солнечная хиджра (иная версия исламского календаря, в котором летоисчисление ведется от вышеуказанного момента, но по солнечным годам; этот календарь является официальным в современном Иране).
н. э. — наша эра; григорианский календарь (от Рождества Иисуса
(‘а))-
(с) — салават (приветствие) пророку Мухаммаду: расшифровывается как «Аллахумма салли ‘ала Мухаммадин ва али Мухаммад» («О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада!).
(‘а) —* салават (приветствие) другим Пророкам и Ахл ал-Бейт —■ членам семейства пророка Мухаммада: расшифровывается как «алейхи(а)-с-салам » («мир ему/ей »).
Примечания
IМохаммад ибн Хусейн Хоразми. Шарх фусус ал-хукм Ибн ‘Араби. Тегеран: Мулла. С. 285.
IIМахмуд Шабистари. Голшан-е Раз. Бейт 151.
IIIКоран, 33:77.
IVКоран, 17:70.
VКоран, 2:31; 96:6.
VIМахмуд Шабистари. Голшан-е Раз. Бейт 329.
VIIТам же. Бейт 411.
VIIIТам же. Бейт 395.
IXМухйи ад-Дин Ибн ‘Араби. Раса’ил. С. 70.
XТам же. С. 29; Абу Джа‘ фар ибн Мухаммад ибн Йакуб ибн Исхак ал-Кулайни. Ал-Кафи.
XIМахмуд Шабистари. Голшан-е Раз. Бейты 397-399, 402-410.
XIIДу‘ а Джавгиан Кабир (из книги «Пророк Бога в преданиях от имама ‘Али ибн ал-Хусейна (‘а)». Гл. 17, 48, 70).
XIIIТам же. Гл. 37.
XIVТам же. Гл. 28, 51, 52, 60, 61, 92.
XVТам же. Бейт 455.
XVI‘Абд ал-Хусейн Зарринкуб. Арзеш-е мирас-е суфиййе. С. 101.
XVIIШахид Муртаза Мутаххари. Исламские науки (‘Улум-е ис- лами). С. 94—95.
XVIII‘Азиз ад-Дин Насафи. Совершенный человек (Инсан-е Камил). С. 3.
XIXМаулави. Маснави, предисловие к пятому дафтару.
XXАбу ‘Али Сина. Ишарат ва танбихат.
XXIФарид ад-Дин ‘ Аттар Нишабури. Тазкират ал-авлийа. Т. 2. С.З.
XXIIТам же. С. 4.
XXIIIМуртаза Мутаххари. ‘Улум-е ислами. Т. 2. С. 87-90.
XXIVАбу {Али Сина. Ишарат ва танбихат, намате нохом.
XXVМаулави. Маснави, дафтар первый.
XXVI4Азиз ад-Дин Насафи. Совершенный человек (Инсан-е Камил). С. 84,12-13.
XXVII‘ Азиз ад-Дин Насафи. Зубда-и хака’ик. С. 11.
XXVIIIСаййид Махди Бахр ал-‘улум. Сайр ва сулук. С. 131.
XXIXФатх ал-Бари с толкованием «Сахих ал-Бухари». Т. 1. С. 8. Хадис 1. Толкование «Гурар ал-хикам ва дурар ал-калам». Т. 1. С. 260. Хадис 1040; Т. 4. С. 194. Хадис 5792.
XXX‘ Азиз ад-Дин Насафи. Инсан-е Камил. С. 86.
XXXIШахаб ад-Дин Абу Хафс Сухраварди. 'Авариф ал-ма‘ари- фиййа. С. 104.
XXXIIСаййид Махди Бахр ал-улум. Сайр ва сулук. С. 148.
XXXIIIИбн ‘Араби. Раса’ил. С. 11.
XXXIVДжамал Хунсари. Толкование книги «Гарар ал-хикам ва дурар ал-калам» на персидском языке (шарх-е фарси). Т. 6. С. 351. Хадис 10471; Т. 5. С. 466. Хадис 9204.
XXXVИбн ‘Араби. Раса’ил. С. 15-16.
XXXVIСаййид Махди Бахр ал-у лум. Сайр ва сулук. С. 150.
XXXVIIИмам ‘Али (‘а). Гарар ал-хикам. Т. 6. С. 163-166. Хадис 9942 и 9981.
XXXVIIIСаййид Махди Бахр ал-‘улум. Сайр ва сулук. С. 151-153.
XXXIXИбн Араби. Раса’ил. С. 13-14.
XL Имам ‘Али. Гарар ал-хикам. Т. 6. С. 124. Хадис 9785.
XLI Ибн ‘Араби. Раса’ил. С. 17-18.
XLII ‘Изз ад-Дин Махмуд Кагиани.Мисбах ал-хидаййа ва миф- тах ал-кифаййа. С. 314.
XLIII Шахаб ад-Дин Абу Хафс Сухраварди.'Авариф ал-ма‘ариф. С. 147.
XLIV Мирза Джавад Ага Малаки Табризи. Сайр ила-л-Лах. С. 106.
XLV Мирза Джавад Ага Малаки Табризи. Асрар ас-салат. С. 457. XLVI Саййид Махди Бахр ал-улум. Сайр ва сулук. С. 130.
XLVII Там же. С. 171.
XLVIII Джамал Хунсари. Толкование книги «Гурар ал-хикам ва дурар ал-калам» на персидском языке (шарх-е фарси). Т. 2. С. 558.
XLIX Имам Хомейни. Арба‘ин хадис. Т. 1. С. 249.
L Подробнее о составляющих зикра см.: Саййид Махди Бахр
ал-улум. Сайр ва сулук. С. 187-190.
LI Абу Джа‘ фар ибн Мухаммад ибн Йакуб ибн Исхак ал-Ку-
лайни. Усул ал-Кафи. Т. 2. С. 55.
LII Саййид Махди Бахр ал-улум. Сайр ва сулук. С. 201.
LIII Аятолла Техрани. Таухид-е ‘илми ва ‘айни. С. 32-34.
LIV Садр ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим Ширази (Мулла Сад
ра). Асфар Арба‘а. Т. 1. С. 13.
LV Там же. Заметки на полях Ака Камшейи.
LVI Зиййа9 ад-Дин Абу Наджиб Сухраварди. Адаб ал-муридин.
С. 72.
LVII Шахаб ад-Дин Абу Хафс Сухраварди. Авариф ал-ма‘ариф. С. 108-120.
LVIII Махмуд Шабистари. Голшан-е Раз. Бейты 25-30.
LIX Шахаб ад-Дин Абу Хафс Сухраварди. Адаб ал-муридин.
С. 74-75.
LX Общее руководство аятоллы саййида ‘Абд ал-Карима Каш
Примечания
мири; интервью с аятоллой саййидом ‘Абд ал-Каримом Кашмири// Журнал Хаузы. Кум. http://www.afkarnews.ir/ vdcip3a3.tlapw2bcct.html
Научное издание
Саййид Салман Сафави jlijc.
ПРАКТИЧЕСКИЙ МИСТИЦИЗМ ‘Ирфан-е‘амали
Компьютерная верстка Т.В. Исакова
Корректор Т.Ю. Коновалова
ООО «Академический Проект»