А страх — описание беспомощных рабов.
Поскольку ты прочитал Коран — «йухиббухум » —
Ты понял, что Бог любит верующих.
Поэтому знай, что любовь — описание Бога.
А страх не описывает Бога.
Глава 19
Авторитетные труды по практическому мистицизму ['ирфон-е 'амали)
Письменные источники по мистицизму разделены на книги о практическом мистицизме и труды по теоретическому мистицизму. В каждом из этих двух разделов есть как прозаические, так и поэтические произведения. Здесь мы представим вашему вниманию список наиболее значимых книг по практическому мистицизму.
1.Абу ТалибМакки (ум. 382 г. л.х.), Кувват ал-кулуб.
2.Абу-л-Касим Кугиайри (ум. 465 г. л.х.). Ресале-е Кушайри.
3.Абу-л-Хасан ‘Али ибн ‘Усман Худжвири (ум. 450 г. л.х.). Кашф ал-махджуб.
4.Хаджи ‘Абдаллах Ансари (ум. 481 г. л.х.). Маназил ас- са’ирин.
5.Абу Хамид Мухаммад Газали Туси (ум. 505 г. л.х.). Мин- хадж ал-‘абидин.
6.Зийа3 ад-Дин Абу ан-Наджиб Сухраварди (ум. 562 г. л.х.). Адаб ал-муридин.
7.Надж ад-Дин Кубра (ум. 618 г. л.х.). Ал-усул ал-‘ашара.
8.Надж ад-Дин Гази (ум. 654 г. л.х.). Мирсад ал-‘ибад.
9.Хаджи Насир ад-Дин Туси (ум. 672 г. л.х.). Авсаф ал-аш- раф.
10.Шахаб ад-Дин Абу Хафс ‘Умар Сухраварди (ум. 632 г. л.х.). ‘Авариф ал-Ма‘ариф.
11.(Изз ад-Дин Мухаммад ибн ‘Али Кагиани (ум. 735 г. л.х.). Мисбах ал-хидаййа ва мифтах ал-кифаййа.
12.Саййид Агираф Джахангир Симнани (ум. 808 г. л.х.). Ла- та’иф Ашрафи.
13.Шейх Баха9 ад-Дин Мухаммад ал- Амили (ум. 1031 г. л.х.). Мифтах ал-фалах.
14.Саййид Махди Бахр ал-У лум (ум. 1212 г. л.х.). Сайр ва сулук.
15.Мухаммад Ма(асум Ширази (ум. 1344 г. л.х.). Тара’ик ал- хака’ик.
16.Шейх Мухаммад Бахари Хамадани (ум. 1325 г. л.х.). Таз- кират ал-муттакин.
17.Мирза Джавад Малики Табризи (ум. 1343 г. л.х.). Ас сайр ила-л-Лах (книга известна также как «Рисалат Ла ка’иййа»).
18.Мирза Джавад Малики Табризи. Ал-Муракабат.
Идущий мистическим путем должен питать благосклонность к символам, стремясь приблизиться к Аллаху с помощью прохождения данного пути. Аллах всегда посылает знаки тем, кто стремится сблизиться с Ним.
Предназначение этих символов, посланных Аллахом или открытых наставником, — направлять ‘ арифов, или же вызвать у них страх, чтобы не дать им упасть в «яму», или же возвестить о разрешении трудностей, чтобы стать тем самым утешением и радостью, или же оповестить о реальном положении дел, или же послужить ответом на вопрос идущего мистическим путем, или же подтвердить либо опровергнуть правильность его начинаний.
Эти символы принимают разные формы. Либо они похожи на естественные явления и подобны дождю, снегу, ветру, урагану, грозе или же — пению птиц или особому поведению животных; или же они прямо либо косвенно напоминают методы, при помощи которых человек получает желаемое; или же это сон наяву; или же — вдохновение.
Глава 21
Этика последователей имама 'Али ('а)
Этика — наука, изучающая поощряемые и порицаемые нравственные качества, которая также занимается благими и безнравственными поступками человека. Его Светлость имам ‘Али Муртаза (‘а) был убежден в том, что этика является предисловием к мистицизму. Он считал, что человек, прежде чем начать движение по восходящей линии в сторону Первоисточника, в первую очередь должен очистить себя от отвратительных качеств, а благие качества должны стать для него привычкой, — и только после этого он будет готов продолжать свой мистический путь.
С точки зрения имама ‘Али (‘а), духовный путь начинается с выработки привычки к тому, что приближает человека к Аллаху, и соблюдения норм шариата, к которым относятся такие вмененные Богом в обязанность практики, как намаз (ас-салат), пост (ас-саум), милостыня (аз-закат), ал-хумс (пятая часть любой военной добычи, которая шла на содержание потомков и родственников Пророка (с), вдов, сирот и нищих), хадж (паломничество), воздержание от недозволенного (харам), то есть от всего, что запрещено шариатом (как то: алкоголь, воровство, непристойное поведение и т. д.). Жизнь в согласии с шариатом должна войти в привычку идущего мистическим путем.
Таким образом, идущий мистическим путем благодаря своим действиям и наличию праведных качеств, необходимых для становления на этот путь, становится готовым для его прохождения, поскольку его Светлость ‘Али (‘а) смотрел на вопросы этики с точки зрения *up- фана. В разделе, посвященном этике, имам ‘Али (‘а) дал ценные указания, которые должны войти в привычку каждого истинного идущего мистическим путем, чтобы он стал достойным звания ‘арифа.
Некоторые этические качества, необходимые салику (идущему мистическим путем), освещены в сборнике проповедей, писем и изречений его Светлости ‘Али (‘а)— в книге «Нахдж ал-балага» («Путь красноречия»). Повелитель верующих (‘а) сказал: «Жадность — позор, трусость — порок, бедность не дает разумному довода в споре, пребывающий в лишении — чужак в собственном городе»и. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Беспомощность — бедствие, терпение — мужество, скромность в потребностях — богатство, само-
7ЬИмам‘Али.Путь красноречия / Пер. Тараса Черниенко. Казань: Идел-пресс. С. 310. Мудрое изречение № 3.
ограничение — щит (от порока), а лучший товарищ — преданность (Аллаху) ». Повелитель верующих (‘а) сказал: «Общайтесь с людьми так, чтобы вашу смерть они оплакивали, а если останетесь живы, были с вами милостивы»4. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Самые беспомощные из людей — те, кто братьев себе не сумел обрести, а самый беспомощный среди них — тот, кто, найдя, не сумел подле себя удержать ». Повелитель верующих (‘а) сказал: «Нет богатства больше разума, и нет бедности сильнее невежества, нет лучшего наследства, чем добрый нрав, и нет лучшего союзника, чем добрый совет ». Повелитель верующих (‘а) сказал: «Терпение бывает двух видов: перед тем, что тебе неприятно, и от того, что тебя привлекает »и.
Повелитель верующих (‘а) сказал: «Умение быть довольным — богатство неиссякаемое. Это высказывание приводится со слов Пророка (с)»ъг. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Кто тебя предостерегает, подобен тому, кто приносит тебе добрую весть ». Повелитель верующих (‘а) сказал: «Язык — животное: если отпущен на свободу, то все вокруг пожирает »ы. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Ценность всякого человека — в том, что делает его добродетельным»^. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Я заповедую вам пять вещей, так что если пустите за ними вскачь верблюдов, не пожалеете о том: не возлагайте просьбы ни на кого, кроме своего Господа, не опасайтесь ничего, кроме как собственных грехов, и не стесняйтесь, если кто из вас будет спрошен о том, чего не знает (так и сказать: я не знаю), и не стесняйтесь, если не знаете чего-либо, научиться, и будьте терпеливыми, поскольку терпение для веры — как голова для тела, и тело бесполезно без головы, и вера бесполезна без терпения ». Повелитель верующих (‘а) сказал: «Кто приведет в порядок дела между собой и Аллахом, тому уладит Бог дела между ним и людьми, и кто приведет в порядок свои дела относительно будущей жизни, тому Аллах приведет в порядок дела его относительно настоящей, и кто сам себе стал увещевателем, •тому от Аллаха дарован будет хранитель»17. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Проверяйте умом сообщение, услышанное вами, умом размышляющим, а не просто внимающим, ведь многие о знаниях сообщают и немногие его сохраняют»**. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Нет богатства полезнее разума, нет одиночества страшнее тщеславия, нет разума лучше понимания, нет благородства выше богобоязненности, нет сотоварища лучше высокого нрава, нет наследства лучше добрых манер, нет вождя лучше целеустремленности, нет товара лучше деяний праведных, нет прибыли лучше (Божьего) вознаграждения, нет осторожности лучше воздержания от сомнительного, нет аскетизма лучше, чем аскетизм в запретном, нет знания лучше размышления, нет поклонения лучше исполнения обязанностей, нет веры лучше умеренности и терпения, нет достоинства лучше скромности, нет почета лучше знания, нет могущества выше снисходительности, и нет помощника надежнее, чем (добрый) совет»*9. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Благословен тот, кто душу свою укрощает, кто доходы свои очищает, кто сердце свое праведностью наполняет, кто нравами добрыми обладает, кто из добра своего других наделяет, кто пустословия не изрекает, кто от людей зло отвращает, кто сунной нужды свои удовлетворяет и кого нововведения не прельщают»90. Повелитель верующих (‘а) сказал, услышав, как некий человек пренебрежительно отзывался об этом мире: «О ты, мир сей порицающий и обманом его введенный в заблуждение, суетой его преданный! Ужели ты миром сим соблазнился, а после его поносишь? Ты его обвиняешь или ему впору обвинять тебя? Когда он тебя разорил или соблазнил? Обрушив ли бедствия на отцов твоих, упокоив ли под землею матерей твоих (имеются в виду предки по мужской и женской линии. — Т. Ч.)? Сколь много ты ухаживал за ними собственными руками, сколь много ты за ними на одре болезненном присматривал, стараясь найти для них излечение и подбирая для них врачевателей! Но на следующий же день бесполезным оказывалось твое лечение и не приносило пользы твое оплакивание. Бесполезно им твое причитание, и цели своей не смог ты достичь, и всею силою смерти от них не сумел отвратить! Их примером сей мир твою собственную участь для тебя изобразил, и твою погибель — через их погибель. Мир сей — дом правды для тех, кто ее признал, место безопасное для тех, кто его понимал, дом богатства для тех, кто поклажу свою из него собрал (в путешествие в мир загробный. — Т. Ч.), и дом наущения для тех, кто урок себе извлекал. Это — мечеть для любящих Аллаха, для ангелов Аллаха — место моления, для откровения Аллаха — место нисхождения, для приближенных к Аллаху — место (выгодной) торговли. Получили они в нем милость и приобрели в нем Рай. Так кто станет его оскорблять, когда о смерти своей мир сей возгласил, о разлуке с собою уже объявил и людям о своем состоянии сообщил, бедствием своим пример их собственных бедствий явил, сладостью счастья счастье мира грядущего предвосхитил? К вечеру он приносит отдохновение и просыпается утром, принося печаль, преследуя и ужасая, пугая и остерегая, Оскорбляют его те, кого наутро постигает сожаление, прославляют же его другие в День Воскресения. Мир напомнил им (о грядущем) — и они прониклись, сообщил им — и они уверились, наущал их — и они научились »п. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Друг не будет другом, покуда не защитит брата своего в трех случаях: в несчастье, в отсутствии и в смерти »п. Повелитель верующих (‘а) сказал в ответ человеку, попросившему прочесть ему проповедь: «“Не будь из тех, кто желает загробного воздаяния безо всякого деяния и отсрочивает покаяние во множестве своих желаний; о мире высказывается выражениями аскетичных, но поступает в нем поступками алчных; если дано ему что от него, то не насыщается, если же отказано в чем, то не утихомирится; не свойственно ему быть благодарным за дарованное; желая приумножения тому, чем обладает, другим отказывает, но себя ограничениям не подвергает; другим повелевает то, чего сам не совершает; к праведникам любовь выражает, но поступками их не поступает; гневается на злодеев, но сам — один из них; смерть ненавидит по множеству собственных прегрешений, и то, из-за чего он смерть ненавидит, все же совершает; если болезнь его постигает, то в стеснение повергает, если же в здравии пребывает, в гордой безопасности себя ощущает; превозносится, когда поправляется, отчаивается, когда испытаниям подвергается; если постигло его бедствие, взывает смиренно, если же низойдет на него избавление, отворачивается, впадая в заблуждение; в мыслях его страстные помыслы одолевают, и в том, в чем имеет он уверенность, он их не побеждает. Боится за других за малые их прегрешения, а за деяния свои ищет максимального вознаграждения. Если разбогатеет, впадает в тщеславие и самоуверенность, если же обеднеет, впадает в отчаяние и слабость; не старается, когда работает, но далеко заходит, когда чего-либо себе требует; если страсть его одолевает, он быстро ко греху поспешает, покаяние же отсрочивает, если бедствие его постигает, он от законов людских отвращается, притчами всех наущает, но не наущается, наставления дает, но не наставляется; слова его поучительны, да дела его незначительны, к преходящему себя устремляет, вечного же к себе не допускает, прибыль — убытком, а убыток прибылью считает, смерти страшится, но защититься (от ее бедствия) не стремится; грехи других он великими почитает, собственные же, больше этого, не замечает; свое поклонение незаслуженно величает, в то время как поклонение других принижает, так что других людей он попрекает, себя же восхваляет. Веселье с богатыми предпочтительнее ему зикра (вспоминания Аллаха) с бедными, судит других ради себя, но себя ради других не осуждает, другого наставляет, себя же обманывает, подчиняются, но он повиновения не являет, «а других обязательства возлагает, собственные же не исполняет, опасается созданий Божьих вместо Господа, но не страшится Господа вместо Его созданий”. Комментарий Саййид а ар-Рази: “Если бы в этой книге не было бы иных речей, кроме этой, ее было бы достаточно как успешное наставление, пример высокой мудрости, просвещение для прозревающего и поучение для размышляющего” ».
Саййид Салман Сафави ffigm Практический мистицизм
Повелитель верующих (‘а) сказал: «Поступай с братом наилучшим образом и отвечай на его зло милосердным снисхождением»”. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Инструмент правления — широта души (щедрость) »%. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Упрекайте злодея, поощряя добродетельного »э?. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Вырви зло из груди остальных, вырвав его из своей собственной ». Повелитель верующих (‘а) сказал: «Упрямство губит добрый совет»". Повелитель верующих (‘а) сказал: «Жадность — вечное рабство». Повелитель верующих (‘а) сказал: «О люди, будьте богобоязненными пред Аллахом, Который, если вы говорите, слышит и, если вы скрываете, знает, и приготовьтесь к смерти, которая, если от нее побежите, вас настигнет и, если останетесь стоять на месте, вас постигнет, а если забудете о ней, то о себе напомнит». Повелитель верующих (‘а) сказал, когда его (‘а) спросили о сущности веры: «Вера означает знание сердцем, утверждение языком и подтверждение поступками»101. Повелитель верующих (‘а) сказал: «Аллах вменил в обязанность веру как очищение от многобожия, и молитву как освобождение от гордыни, и милостыню как средство снискания милости, и пост как средство исправления нрава, и паломничество как средство сближения в религии, и джихад для укрепления Ислама, и повеление одобряемого ради общего блага, и запрещение недозволенного для укрощения заблуждающихся, и поддержание родственных уз для увеличения вашей численности, и от
мщение для остановки кровопролития, и исполнение наказаний для придания важности опасности преступления, и оставление пития пьянящего ради укрепления разума, и отстранение от воровства ради очищения, и отстранение от прелюбодеяния ради укрепления родовых связей (чистоты происхождения), и оставление содомии ради увеличения потомства, и провозглашение свидетельств ради разрешения споров, и оставление лжи во прославление правды, и соблюдение мира во имя безопасности от угроз, и Имамат ради порядка в общине, и повиновение во имя возвеличения Имамата »т. Повелитель верующих (‘а) сказал: «О сын Адама, средства к существованию — dtfyx видов: теу что ты ищешь, и тг, что ищут тебя, и ть/ «? придешь к ним, то придут к тебе. «г возлагай заботы целого года на один текущий день! Достаточен тебе каждый день твой тем, что у т*5я ??тг>; и если твоей жизни предписан еще год, wo «а каждый его день Аллах ниспошлет тебе предписанную для него милость, а если не предписано тебе прожить еще год, wo не нагружай себя заботами о том, что «г т#ог, и стяжающий в доле милости тебя не опередит, и соревнующийся в наделе тебя не победит, и «г будет отсрочено тебе то, что предписано
Глава 21 Этика последователей имама 'Али ('а)
Повелитель верующих (‘а) сказал: «Достаточно тебе наставления воздержанием от того, что ты в других не приемлешь ». Повелитель верующих (‘а) обратился к одному из сказавших в его (‘а) присутствии: «Прошу прощения у Аллаха»: «Да потеряет тебя твоя мать, ты знаешь, что такое испрашивание прощения у Аллаха (истигфар)? Истигфар — ступень людей возвышенных, он — имя, на шести опорах стоящее: первая из них — сожаление о прошедшем, вторая — твердое намерение более не возвращаться к тому вовек, третья — чтобы ты соблюдал в отношении Божьих тварей права их, так чтобы встретил ты Аллаха чистым, не обремененным [грехами], четвертая — чтобы ты исполнил всякое обязательство, ранее тобою упущенное, пятая — чтобы ты обрушился на плоть, выросшую приобретением незаконного, так, чтобы мог ты растопить ее своими печалями, пока кожа твоя не прилипнет к костям и не нарастет между ними новое мясо, шестая — чтобы дал ты вкусить своему телу боль повиновения так, как раньше давал вкусить ему сладость неподчинения, и после этого лишь скажи: “Прошу прощения у Аллаха”»ш.
ГлаваТІ
Поведение последователей имама 'Али ('а)
Повелитель верующих, его Светлость ‘Али (‘а), являющийся первым звеном в цепочке авторитетных шейхов мистических тарикатов, в своем завещании, которое было составлено после смертельного ранения, нанесенного Ибн Мулджамом Мал‘уном, призвал своих детей и всех саликов тариката к объединению шариата с тарикатом. В этом Божественном завещании заповедью для всех последователей ‘Али, идущих мистическим путем, была названа богобоязненность. В «Пути красноречия» («Нахдж ал-балага») его Светлость ‘Али (‘а) неоднократно говорил о богобоязненности. Здесь мы представим лишь некоторые его изречения о мистическом растворении в Аллахе.
«Так бойтесь же Аллаха боязнью того, кто услышал и вострепетал; кто, согрешив, (грех свой) признал, устрашился и (праведно) поступал, (вину свою) осознал и (к добродеяниям) устремился, уверенностью проникся и к добру обратился; кто, будучи к притче приведен, ею просветился, будучи предупрежден, научился; кто, будучи отстраняем (от греха), отстранился, и ответил (на призыв), и обратился, и покаялся, и возвратился, будучи ведомым, прилежно подражал, и, узрев показанный ему (прямой путь), его распознал, и устремился, алкая, и спасся, убегая, собрав поклажу наилучшую, облагодетельствовав душу, построив место возвращения (благодатное), приготовившись к путешествию приятному, взирая на путь прямой, на нужды нынешнего состояния и на возвышенность конечного предстояния, послав поклажу свою пред собою к местопребыванию конечному своему. Так бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, имея в виду, для чего Он сотворил вас, и остерегайтесь Его (гнева), как Он Сам от Себя предостерег вас, и стремитесь заслужить от Него то, что Он приготовил для вас, всегда доверяя данному Им обещанию и пребывая в страхе перед Днем Возвращения »ш.
«Так бойтесь Аллаха, о рабы Аллаха, боязнью обладающего мудростью, чей разум руководит сердцем его, чье тело испытывает страх (перед Создателем его), чьи ночные молитвенные бдения устраняют и остатки сна его, жадные мольбы овладевают им в дневных странствиях его, чья аскетичность обуздала страсти его, и поминание Аллаха поселилось на языке его, предваряет страх
безопасность его, избегает он кривых путей, желая путей ясных, следуя кратчайшим следованием к заветной высокой цели, «г обуревают его желания, и «г ослепляют очи иносказания, будучи счастлив счастьем благовествования, и радостью благоденствия в блаженнейшем сне его и безопаснейшем дне его. скорый переход (из этого мира в будущий) он восхваляющим проходит, и осчастливленным в грядущий мир он входит, прочь от ужаса удаляясь, к праведности (приближаясь), к заветному устремляясь, от места бегства отдаляясь, сегодня о дне грядущем пребывая настороже, глядя прямо перед собой.
довольно рая наградой и наделом, как довольно и ада наказанием и горьким уделом! И достаточно Аллаха как мстящего и помогающего, и довольно Книги как приводящего доказательства и спорящего». В этой хутбе ‘Али обрисовал заповеди, касающиеся богобоязненности, и описал качества верующего (му’мина). Верующий должен обладать такими качествами, как благоговение [перед Аллахом], воздержание [от запретного], страх [перед Всевышним], надежда, требование благого, принятие советов, ночная рецитация Корана, мысли о загробном мире. А характерной чертой богобоязненных является актуальное наличие разума, позволяющего им размышлять о загробном мире, уверенность и постоянство в зикре,
«Нет же, воистину, грехи подобны неуправляемым лошадям, несущим ездоков с отпущенными вожжами, и будут ездоки обрушены в огонь. Нет же, воистину, плоды богобоязненности подобны лошадям объезженным, несущим ездоков, крепко держащих вожжи, и приведут они ездоков в рай. Истина и ложь, и за каждым — последователи. И если у власти пребудет ложь, то ведь издавна так ведется, и если убудет истины, то ведь и это не редкость и может случиться. Ведь редкость, чтобы отброшенное назад вырывалось вперед». В этой хутбе богобоязненность представлена в качестве духовного состояния, сдерживающего нафс (низменное «Я»). Одним из проявлений отсутствия богобоязненности является слабость перед низменным «Я». В таком состоянии человек подобен беспомощному, которого лошадь несет туда, куда ей захочется. Необходимым условием богобоязненности является наличие силы воли, духовности личности и контроля своих действий.
«Богобоязненность пред Ним оградила Его возлюбленных от запрещенного Им, и заставила сердца их трепетать пред Ним, пока не стали ночи их проходить во бдении, а путешествия дневные — в жажды претерпевании»ш. Богобоязненность — это священная привычка, обладающая духовной силой, в основе которой лежит избегание всего недозволенного и страх перед Богом.
«Поистине, сегодня богобоязненность вам щит и защиту дает, а завтра — дорогой рая вас поведет». Богобоязненность есть защита человека от всех грехов и проступков. Она с легкостью обеспечивает человеку вечное освобождение. В хутбе 156 имам ‘Али (‘а) сравнивает богобоязненность с лучшим укрытием, на которое не может посягнуть враг.
«Богобоязненность — охрана и укрытие, а не оковы и ограничения. Но большинство людей не видят разницы между невосприимчивостью и ограничением.
Саййид Салман Сафави Практический мистицизм
И убежище, и тюрьма обладают общим могуществом запрета. Их разница заключается в том, что убежище запрещает опасностям проникать внутрь, а тюрьма запрещает пользоваться благами.
Повелитель верующих сказал:“Знайте же, рабы Аллаха, что богобоязненность есть крепость, надежно защищающая, а греховность — крепость разрушающаяся, людей своих не охраняющая и просящим убежище безопасность не предоставляющая. Нет же, богобоязненностью жало грехов обрубается, а достоверной убежденностью конечная цель постигается”»т. «Истинно, богобоязненность — ключ к наставлению, поклажа на день возвращения, от всякого рабства освобождение, спасение от всякого уничтожения, ею стремящийся преуспевает, к ней убегающий прибегает, здесь всякий своей цели достигает».
«Ею ото сна пробудитесь, в денном бдении по ней устремитесь, в сердцах своих ее ощутите, вины свои на ней омойте... так ее держитесь и ею себя оберегайте ». «Рабы Аллаха! Заповедую вам проявлять богобоязненность пред Аллахом, ибо она — право Аллаха на вас и то, на чем основано ваше право пред Аллахом, и прибегайте к ее помощи посредством Аллаха, и прибегайте к помощи Аллаха посредством нее». В этой проповеди сказано и о том, что необходимо делать, и о том, что делать запрещено, а также говорится о рекомендуемом и порицаемом стиле поведения. Ключом к прохождению духовного пути служит богобоязненность, а отдалению от этого пути способствует жажда мирского. Правдивость и мысли о загробном мире являются символами духовного продвижения. Идущий мистическим путем помимо духовной связи с Богом должен исполнять свой общественный долг и быть беспощадным к угнетателям и милостивым к угнетенным. Созидательная общественная деятельность основана на поддержании порядка и соблюдении правил. Нравственное исправление людей является отличительной чертой поведения идущих мистическим путем. Сироты — самая уязвимая прослойка общества, о которой верующие должны заботиться как с экономической, так и научной и духовной точек зрения.
Коран является уставом всех аспектов человеческой жизни, общественной и духовной. Осведомленность и применение всего, что в нем написано, является необходимостью для идущего мистическим путем. Среди видов поклонения намаз является опорой религии, поскольку он представляет собой средоточие всех видов благодеяний. Внимание к совершению хаджа — лучший вид индивидуального и коллективного поклонения. Во время хаджа мусульманин в частности и мусульманское общество в целом встречаются в определенном месте с ангелами и Богом. Этой встрече сопутствуют изменения, происходящие в данном обществе, и обновление религиозной и духовной идентичности.
Глава 22 Поведение последователей имама 'Али ('а)
В конечном счете его Светлость имам ‘Али (‘а) подтвердил, что необходимо вести оборонительный и культурный джихад на пути к Аллаху. Затем верующих призывают к поддержанию социальных связей друг с другом. Его Светлость объявляет о том, что благие поступки и отказ от запретного являются основной гарантией сохранения Божественных ценностей, которые служат средством политического и социального исправления общества. Также он предупреждает о серьезных последствиях, которые могут наступить, если обществом начнут управлять грешники. Говоря сжато, в этом уставе для саликов его Светлость имам ‘Али (‘а) призывает своих последователей к богобоязненности, искоренению привязанности к материальному, правдивости, помощи угнетенным, поддержанию порядка, нравственному самосовершенствованию, защите сирот, соблюдению предписаний Корана, выполнению намаза, совершению хаджа, всестороннему джихаду, общественному единству, претворению в жизнь праведных дел и отказу от дел порочных.
А следующая заповедь была адресована Хасану и Хусейну (‘а) после того, как в месяц Рамадан 40 г.х. имам ‘Али (‘а), находясь в Куфе, получил смертельный удар мечом от Ибн Мулджама (да проклянет его Аллах). «Заповедую вам обоим быть богобоязненными пред Аллахом, не стремиться за благами этого мира, даже если он устремится в погоню за вами, и не сожалейте ни о нем, нто вам в этом мире не досталось■, изрекайте истину, поступайте во имя воздаяния и будьте притеснителями врагам, а притесняемым — помощниками.
Заповедую вам и всем моим детям и родственникам, кого достигнет это мое послание, быть богобоязненными пред Аллахом, иметь все дела свои в порядке, поддерживать друг с другом добрые отношения, вот, я слышал, как ваш дед — да благословит Аллах его и его род и да приветствует — говорил: “Исправление отношений предпочтительнее всех молитв и постов”.
Так об Аллахе, об Аллахе помните в заботах о сиротах, не давайте ртам их голодать, и да не погибнут они в присутствии вашем.
Об Аллахе, о# Аллахе помните в отношениях со своими соседями, о «их заповедовал Пророк ваш. И продолжал он заповедовать о них, покуда не подумали мы, что (скоро) он включит их в число наследников.
Об Аллахе, о# Аллахе вспоминайте (при чтении) Корана, и 5а «г опередит вас никто в поступании сообразно заповедям его.
Об Аллахе, Аллахе вспоминайте во время молитвы, ведь она — столп вашей религии.
Саййид Салман Сафави ШЦ Практический мистицизм
Об Аллахе, об Аллахе помышляйте в доме Господа вашего, не оставляйте его, покуда живы, ибо если он будет покинут, то нечего будет обсуждать с вами [после воскресения?]. Об Аллахе, об Аллахе помышляйте в джихаде вашем имуществом вашим, жизнями вашими и языком вашим на пути Аллаха.
Соблюдайте родственные связи и благотворительность, берегитесь от них отрываться и отвращаться. Не оставляйте повеление одобряемого и запрещение недозволенного, чтобы не овладели вами злейшие из вашего числа, потом будете призывать, но не будет на ваш призыв ответа».
Глава 23