Во время ночной молитвы и трудностей сближения Моя опьяненная душа мечтает о данном обешании.
Самыми известными являются следующие зикры\ Аллах, ал- Хайй, Аллаху Акбар, ла илаха илла-л-Аах, Субхан Аллах, ал-хамду ли-л-Аах, семь имен (Аайй — Живой,(Алим — Всеведущий, Кадир — Могущественный, Сами( — Слышащий, Басир — Видящий), хува, ла хаула ва ла куввата илла би-л-Аах, калимату-л-Аахи хийа-л- улйа, Аллахумма салли (ала Мухаммадин ва али Мухаммад, астагфару-л- Лаха />а??и #а атубу алейх, ла илаха илла awwa субханака инни кунту мин аз-залимин (зикр йунусиййа — минимум 400 раз в сутки), йа хува йа ман ла хува илла хува, ла илаха илла хува, ла xytfa илла ху#а, йа *Али, йа худ жат ибн ал-Хасан. начинается с повторения священного слова «Аллах», затем продолжается мольбой об отпущении грехов (истигфар), произносимой шесть раз, а заканчивается повтором формулы ла илаха илла-л-Аах. Остальные фразы произносят вновь и вновь, пока не устают. После зикра желательно послать приветствие (салам ва салават) Пророкам (с) и Имамам (‘а), а также ее Светлости Фатиме Захре (‘а). Чтобы зикр дал нужный результат, необходимо в течение продолжительного времени произносить его всем сердцем.
Фикр (созерцание, размышление) — высшая форма поклонения Аллаху путем постоянного размышления о Нем и о Его творенииы. В самом начале прохождения мистического пути (сулук) человек должен поразмыслить о силе и мощи, милости, милосердии и величии Аллаха, а также подумать о смерти и загробном мире.
В середине мистического пути (сулук) человек осознает убожество и низменность своей сущности и познает величие Божественной сутиш. Мирза Джавад Ага Малики Табризи, обращаясь к преподавателям, изложил метод обучения [науке] размышления следующим образом: «Для начала подумай о смерти. Размышлять о ней надо, пока не осознаешь, что затрудняешься ответить на вопрос о продолжительности этого состояния; после этого он обратит внимание на мир иллюзий либо сам, либо с чужой помощью. Он будет размышлять об этом несколько суток, пока не поймет, что все воображаемое им — это он сам и все вращается вокруг него. Если это войдет у него в привычку, он увидит себя в мире, находящемся между миром души и миром тела, и поймет его истину. Допустим, он осознает этот смысл. Тогда необходимо внести изменения в процесс размышления и скрыть все воображаемое. А само размышление должно погрузиться в небытие. Если же это войдет в привычку, ему откроется потаенное знание. То есть истина достигнет бесконечного внутреннего света и совершенства. Но если идущий мистическим путем будет ощущать также и влечение — это будет еще лучше.
После того как он встанет на путь роста и совершенства для вступления в высший мир, он почувствует результат независимо от того, сколько времени он шел по нему. Таким образом, он последовательно пройдет сначала по пути тела; затем вступит на путь, находя
щийся между миром телесным и миром духовным; а уже потом войдет в духовный мир и мир истинного света.
Этого уровня можно достигнуть в ночной молитве в середине гиа(абана. «Я полностью покоряюсь тебе всем своим существом».
Истинные знания появятся тогда, когда все эти три составляющие (тело, мысли, разум) исчезнут, поскольку истина поклонения в небытии. Когда человек избавится от своего низменного «Я», он сможет раствориться в Аллахе навсегдаып.
Помимо внешнего странствия существует еще и странствие внутреннее. Само по себе понятие странствие означает движение от начальной точки отсчета к конечной высшей точке. Великие суфии и мистики разделили эти духовные странствия на четыре вида, каждое из которых обладает своими уникальными особенностями. И именно в них ощущается глубина 'ирфана, пути и идущего этим путем. Но в этом разделе мы воздержимся от этого объяснения и пригласим заинтересованных изучить основные источники этих понятий. Здесь же мы предоставим вам самый лаконичный текст о четырех видах странствия.
«Знай, что идущим мистическим путем необходимо совершить четыре вида странствий: первое странствие — от творения к Аллаху, второе — с Аллахом к Аллаху, третье — обратно, то есть от Аллаха к созданию с Аллахом, четвертое — с Аллахом к творению »LIV.
«Первое странствие необходимо для устранения темного скрытого и появления светлого, а также для преодоления материального мира, небесного мира и загробного мира. Второе странствие включает в себя прохождение духовного мира. Третье странствие, то есть странствие с Аллахом к созданию, выше второго странствия, поскольку на этой стадии пропадает опьянение в Аллахе и исчезновение в Аллахе, а благодаря исчезновению в Аллахе» действия идущего мистическим путем становятся Божественными по своей сути, а с помощью «уничтожения собственного “Я”» человек остается с Аллахом. Он наблюдает за загробным и земным миром глазами сердца, он видит истину и говорит исходя из знания о сути, качествах и поступках^.
Глава 16
Нравственность мистика (салик), стремящегося к Аллаху
«Самым великим их качеством является их поведение. Его Светлость Мулла ал-муваххидин ‘ Али С а) сказал: “И богобоязненные в нем — из числа людей, обладающих преимуществами: слово их — метко, одеяние — скромно, шаг — мерный. Такие люди удерживают взоры свои от того, что запретил им Аллах, и останавливают слух свой на знании, которое полезно для них. Погружаются души их [в пучину] испытаний, как если бы они предавались отдохновению. Разврат для него отвратителен, речь его — снисходительна, неодоб- ряемое в нем — скрыто, поощряемое в нем — открыто, добро ожидает его впереди, зло осталось у него позади. Исполнен он достоинства при потрясении, терпения — при притеснении, благодарности — при отдохновении. К врагу он гнев не проявит, любимому зла не причинит.
Он признает истину прежде того, как будет ему явлено о ней доказательство. Не теряет того, что ему доверяют, не забывает того,
о чем ему напоминают, прозвищами обидными никого не унижает, соседу своему убытка не причиняет, к неудачам чужим злорадства не проявляет, не входит в суету и не выходит из истины. Если молчит, молчание его не тяготит, если смеется, то голос его не превознесется, если же на него посягнут, он терпение проявит, покуда Аллах не будет Тем, Кто отомстит за него.
Душа его от себя самого в трепете пребывает, люди же в его присутствии отдохновение испытают. Душу свою он ради жизни последующей утруждает, люди же из его души отдохновение черпают. Отдаление его от тех, кто от него отдалился, — аскетизм и отречение, приближение же к тем, кто к нему устремился, — милость и снисхождение. Отдаление его — не величание и не превознесение, а приближение его — не обман и не предательства проявление”
«Их нрав отличают следующие качества: терпение, скромность, готовность помочь советом, сочувствие, согласие, тяга к благодеяниям, снисходительность, жертвенность, служение, привязанность, радость, милосердие, мужество, щедрость, гуманность, сердечность, великодушие, прощение, верность, застенчивость, любезность, открытость, мягкость, спокойствие, набожность, способность восхвалять
Аллаха, добрый нрав, успокоение низменного “Я”, уважение к людям и к шейхам, милость к маленьким и большим, довольство малым и почитание Аллаха »LVI.
Пророк (с) сказал: «Я был послан для того, чтобы привить людям благородные черты характера и искоренить их прежние привычки».
Пророк (с) дал Ма‘азу ибн Джабалу наставление о необходимости обладать благородным нравом и достойными чертами характера:
«Я завещаю тебе, о Ма‘аз, быть набожным, не изрекать лжи, быть верным договору, не совершать преступлений, сохранять отношения с соседями, быть милосердным и милостивым к сиротам, говорить с людьми мягко, совершать праведные поступки, надеяться, быть осведомленным о загробном мире, бояться дня Страшного Суда. О Ма‘аз, занимайся борьбой за веру, чтобы не обижать кротких и не грешить. Поклоняйся Аллаху и моли об отпущении грехов. Знай, что именно Аллах сказал Пророку (с) об этом и именно таким благородным чертам характера Он обучил его ».
1. Смирение
Самым праведным качеством суфия является смирение. Каждый, кто в своем сердце отвел место смирению, всегда сможет быть добрым ко всем, а все, кто будет с ним общаться, будут испытывать спокойствие. В смирении Пророк (с) со всем своим величием и благородством пришел к нам, чтобы исправить общество, помочь и защитить сирот и обездоленных. Шейх сказал Байазиду Бастами: «Мужчину можно назвать мужчиной тогда, когда он оберегает свое низменное “Я” от коварства, а также считает себя самым плохим человеком в обществе».
2. Приветливость
Одним из качеств суфиев является любезность, приветливость с людьми и помощь мусульманам. У Пророка (с) это качество выражалось в том, что он никогда не был угнетателем. Необходимо знать, что приветливость является одним из важнейших качеств суфия. Говорят, что каждая вещь — это украшение, поэтому украшение человека — его ум, а украшение ума — терпение, а ум мужчины заключается в смирении перед трудностями и неприятностями, которые доставляют ему люди. Если человек сможет быть терпеливым к людям, он будет в состоянии контролировать свое низменное «Я», это помогает также сдерживать гнев человека. В хадисе говорится: «Каждый, кто преисполнен любезностью и приветливостью, находится в почете ».
3. Жертвенность
Жертвенность — важное качество суфиев. Жертвенность исходит из милости, из силы нафса (низменного «Я»), который оказывается способным делиться тем, что имеет, а того, чего не имеет, смиренно ждет.
Абу Хафс говорил, что жертвенность заключается в том, чтобы ты доставлял удовольствие братьям и друзьям в этом мире и в том мире, поскольку нет никакой разницы между родственниками и друзьями.
В Коране сказано: «Они говорят: “Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности”» (Коран, 76:9). «Повелитель верующих (амир ал-му’минин)®, последователи ‘Али, заступница во время Судного Дня Фатима аз-Захра (‘а) жертвовали ради Меня, Создателя».
4. Прощение
Следующим качеством суфия является способность к абсолютному прощению обид и забвению неприятностей. Сафийан Сури сказал: «Благодеяние заключается в совершении добрых дел в отношении того человека, который допустил в отношении тебя зло. Если же говорить о благодеянии за благодеяние — это уже считается торгом».
В хадисе Пророка (с) говорится: «Положительные черты характера включают в себя: совершать добро даже в отношении тех, кто делает тебе зло, восстановить узы с тем, кто с тобой в ссоре, дарить тому, кто забрал у тебя ».
5. Открытость и добрый нрав
Следующим качеством суфия является открытость и добрый нрав. То есть суфий должен обладать добрым сердцем и нафсом, поскольку эта радость есть проявление света сердца.
Айат Корана гласит: «Воссияют в день тот одни лица» (Коран, 80:38).
6. Неприятие церемонности и преобладание благосклонности
Следующим качеством суфия является отстранение от официозности и церемонности и преобладание в нем благосклонности. Условие заключается в том, чтобы следовать примеру поведения Пророка (с), который был кроток в речах и шутках. Пророк (с) сказал: «Я не насмехаюсь и не говорю ничего, кроме истины».
Имеется в виду имам ‘Али (‘а).
Церемонность — это трудность, которую человек претерпевает, чтобы заполучить желаемое. Основа суфизма заключается в избегании церемонности. Необходимо знать, что церемонность порицаема во всем: в одежде, еде, угощениях, в вопросах и речах.
3. Инфак
Другим качеством суфия является инфак, то есть отсутствие припасов. Так должно быть, поскольку суфий считает, что тот, кто живет на берегу моря и делает запасы воды, невежествен. А сам суфий видит вокруг себя милость и милосердие Аллаха и поэтому не нуждается в запасах. Пророк (с) сказал: «Каждый день два ангела говорили: "Каждому, кто делится, воздай по заслугам, а у того, кто скупится, отбери все, что имеет ”».
4. Довольство малым
Повелитель верующих (амир ал-му*минин) имам ‘Али (‘а) сказал: «Довольство малым — это меч, который всегда будет острым». Зу-н-Нун Мисри сказал: «Каждый, кто довольствуется малым, не нуждается в людях, он обладает превосходством перед своими сверстниками».
5. Избегание вражды и гнева
Суфий должен заботиться о том, чтобы его душа была чистой от гнева и злобы. Суфий должен видоизменить и превратить эти качества (вражда и гнев) в духовные. Пророк (с) сказал: «Сила заключается не в том, чтобы победить других. Сила заключается в том, чтобы, человек смог бы себя сдержать, если разозлится».
6. Дружба и согласие
Следующим неотъемлемым качеством суфия является дружба и согласие с друзьями, братьями, отсутствие конфликтов с ними. Бог сказал, описывая сподвижников Пророка (с): «Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, кто с ним, суровы к неверным и снисходительны к [единоверцам] своим» (Коран, 48:29). Сподвижники Пророка (с) с врагами вели себя сурово, а с друзьями мягко и обходительно.