Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Веды мне понравились, в первую очередь тем, что в них всему даются логичные, понятные, завершенные объяснения. На все так называемые риторические вопросы (вопросы, на которые, как считается, не существует ответов) они дают объяснения очень глубокого уровня. Причем, все ответы гармонично связаны друг с другом. Такой потрясающей красоты объяснений каждой мельчайшей детали я не видел никогда. Со временем философия Вед открылась мне как удивительный бриллиант, каждая грань которого воистину поражает своим совершенством, какой бы сферы жизни мы ни касались.
На все те вопросы — в том числе, «глупые», «детские», — на которые, как мне с детства твердили, «никто не знает ответов», Веды давали логичный и совершенный ответ. Сейчас я знаю ответы на абсолютно все вопросы, которые когда- либо возникали в моей голове, в том числе: «что возникло раньше — яйцо или курица?» и «почему трава зеленая?».
Однажды на семинаре одного психолога я услышал историю о том, как во время прогулки по парку внук спросил своего деда, известного ученого: «Деда, а почему трава зеленая?» После долгих раздумий ученый ответил: «Трава зеленая... Потому что она зеленая!» Итогом той лекции был совет не думать, почему этот мир устроен именно так, а не как-то иначе, и просто все принять таким, какое оно есть.
В противовес этому подходу те, кто идет путем буддхийоги, в каждом фрагменте Творения видят проявление Высшей Всепроникающей Истины, Бога, как в голограмме.
Быть может, готовя меня к писательской деятельности, Бог всегда посылал мне самых лучших преподавателей литературы. Даже когда я учился в вильнюсском политехникуме, преподавательницей русской литературы была учительница, удостоенная высокого звания Заслуженной учительницы СССР.
Когда мы изучали «Войну и мир» Льва Толстого, она часто спрашивала: «О чем автор говорит нам в этом фрагменте?» Оказалось, что, хотя Лев Толстой напрямую нигде не говорит нам о Боге, он в иносказательной форме в самых разных ключевых местах направляет читателя в трансцендентную сферу через описание Неба. Например, в одном из отрывков Андрей Болконский, совершив подвиг, раненый на поле боя, думает не о своей славе, а вдруг начинает осознавать всю мелочность и ничтожность того, что творится вокруг. Размышляя о небе, фактически он размышляет о Боге: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба»! У многих народов мира небо символизирует мудрость Бога и вечность; а в ШримадБхагаватам (5. 32) говорится: «...небо — это символ Высшей Души».
Даже мирская литература порой может открывать нам удивительные смыслы, служить пищей для размышлений о своей природе — священные же тексты еще более богаты и многогранны. Как одни и те же стекляшки в калейдоскопе создают новый необыкновенный узор даже при незначительном повороте трубы, так и один и тот же текст открывается нам на все новых уровнях по мере очищения сердца. Хороший пример — широко известная в Индии мантра гаятри.
Разные философские школы раскрывают разные уровни понимания мантры. Мантра — это то, что очищает и возвышает сознание, защищает его от невежества. «Ман» — «ум», «траяте» — «очищать, защищать». (Кстати, от слова «траяте» происходит и слово «кшатрий» (воин, правитель) — «тот, кто очищает общество и защищает его от вреда и страданий» («кшат» — «вред», «траяте» — защищать).
На материалистическом уровне мантра гаятри — это поклонение Солнцу, которое своим божественным светом освещает три мира: планетные системы Бхур, Бхувах, Свах. Планеты высшего типа являются самосветящимися и освещаются собственным светом (в то время как планетные системы более низких уровней погружены в темноту). Повторение мантры Гаятри как поклонение Солнцу дает здоровье, хороших детей, силу, высокое положение в обществе, долгую жизнь.
В имперсональных философских школах, ставящих целью достижение имперсонального освобождения (слияния с божественным светом), дается более глубокий уровень понимания мантры: материальный мир создан из сияющей духовной энергии всепроникающего Брахмана, и солнце черпает свою безграничную мощь из этой духовной энергии, освещая отраженным светом духовного мира три планетных системы: Бхур, Бхувах, Свах, обитатели которых начинают свой духовный прогресс. (Высшие планетные системы светятся благодаря сиянию тел их возвышенных обитателей, низшие же планеты погружены в темноту и невежество, потому что их обитатели не интересуются духовным развитием и развивают только материальные технологии — поэтому контактирующие сейчас с нами инопланетяне — это, в основном, представители низших планет: подобное притягивает подобное.)
Если же человек искренне хочет войти в личностные отношения с Абсолютной Истиной, ему посылают учителя, который объяснит высший смысл мантры. Вопрос не в том, где найти учителя, — вопрос только в наших мотивах: учитель приходит тогда, когда готов ученик. Не забывайте, что на подсознательном уровне все мы связаны. И уровень получаемых нами знаний, доступ к ним контролируется Всепроникающей Сверхдушой — Высшим Сознанием.
Высшая Абсолютная Истина в личностном ее восприятии вечно проявлена в виде женского и мужского начал. Женское начало Всевышнего проявляется в форме богинь Радхарани, Лакшми, Парвати, чьи тела сияют подобно расплавленному золоту. (Поэтому у них есть и другие, «золотистые» имена — «Гаури», «Гауранги» и «Гаурасундари»; «гаура» в переводе с санскрита означает «золото».) Мужское начало Брахмана в духовном мире вечно проявлено в образах Кришны, Вишну, Нараяны, от тел которых исходит голубое сияние[36].
Эти Богини — различные формы осознающей себя энергии божественной любви, наполняющей блаженством всех сотворенных существ. Сияние всепроникающей чистой любви — это и есть сияние духовного мира.
В этой связи высшая медитация на мантру Гаятри — это медитация на сияние стоп Шримати Радхарани – олицетворенной женской энергии Абсолюта. Это сияние освещает духовное царство, а в наш мир оно приходит как сияние Солнца, освещая и согревая своею любовью все планеты. Все тянутся к любви. Поэтому все растения тянутся к Солнцу — воплощению бескорыстной любви, которое одинаково светит всем нам — его детям.
Таким образом, безграничное голубое небо — проявление Бога (мужского начала, имеющего в духовном мире цвет сияния яркого неба), нашего отца, а Солнце — это материальное проявление для нас божественной женской любви.
Бог устроил так, что для того, чтобы вспомнить о Нем, нам порой достаточно просто посмотреть наверх и увидеть Небо и Солнце — символы Бога-отца и Богини Любви. Человек на древнегреческом — «антропос», что означает «смотрящий вверх», потому что человек — это единственное млекопитающее на этой планете, которое может поднять зрачки вверх. Животным — корове, лошади или собаке, чтобы посмотреть вверх, нужно поднять голову. Животная жизнь — искать счастье вокруг, в окружающем мире, и только человек создан для постижения Бога; он – единственный, кто задумывается о своем предназначении, смысле жизни; единственный, кто способен заглянуть внутрь себя — и, подняв взор к небу, вспомнить о Боге.
Казалось бы, при чем здесь трава? Очень просто: небо и Солнце, синий и желтый цвета, соединяясь, дают зеленый цвет. Зеленый цвет — цвет анахаты — сердечной чакры, центра любви и гармонии, находящегося ровно посредине между остальными (всего их семь, и анахата — четвертая чакра).
Каждая чакра активизируется цветом, который ей соответствует. Половая чакра, отвечающая в том числе, за агрессию, активизируется, как нам известно, красным цветом. Именно поэтому красный цвет используется для пробуждения похоти («улицы красных фонарей», красное нижнее белье и т.д.) и агрессии (цвет крови, красный флаг революционеров, красная тряпка для быка и т.д.).
Человек создан для духовного прогресса, для пробуждения любви в сердце. Именно поэтому Бог сделал так, чтобы мы рождались и жили в окружении зелени: зеленых деревьев, зеленой травы...
Путь буддхи-йоги — путь пробуждения любви через разум. Когда мы видим, с какой заботой о нас создан этот мир, видим, как Господь проявляет себя в нашей жизни, – в нас пробуждается благодарность к Всевышнему, из которой затем произрастает любовь. Неблагодарные люди любить неспособны. ЛЮБОВЬ ПРИХОДИТ ТОЛЬКО В БЛАГОДАРНОЕ СЕРДЦЕ!!!
Изучая снежинки, которые появляются при замораживании воды, структурированной разными мыслеформами, знаменитый японский ученый и целитель Масару Эмото обнаружил, что самые красивые и гармоничные снежинки образуются из воды, над которой произносили слова: «любовь», «благодарность». Как говорится в Коране, «в этом — знамение для людей, которые разумны»!
Правильное применение разума заключается в том, чтобы научиться видеть Бога во всем, воспринимать расставленные Им на каждом шагу указатели, показывающие направление к счастью.
Именно этому — правильному применению разума — и учит настоящий Духовный Учитель. В Индии говорят, что человек рождается два раза: первый раз — от отца и матери, второй раз — когда соприкасается с неземным знанием: знанием о душе и о Боге. Тех, кто начинает культивировать высший вкус, называют «дваждырожденными». Духовный Учитель — это тот, кто, обретя духовное знание и утвердившись в следовании высшему вкусу, воспринимает мир метафизически и учит других этому — мистической деятельности разума, пробуждающей высший вкус, — любовь к Богу.
Закон непривязанности
Все получится — стоит только расхотеть!
Фаина Раневская
Еще одно «знамение для тех, кто разумеет» — это закон непривязанности, который действует во всех сферах жизни, действия которого не замечал, наверное, только слепой: чем выше уровень наших стремлений, чем меньше в нас привязанности к материальным вещам, чем меньше мы хотим их для себя — тем легче их обрести!
Казалось бы, парадокс! Почему так устроено? – Да потому, что мы — частички Всевышнего, социума, и чем меньше в нас эгоизма, чем выше и чище наши мотивы (чем выше наш вкус) – тем больше пользы и радости принесут и нам, и всем окружающим те вещи, которыми мы будем распоряжаться! Поэтому окружающие (связанные с нами на подсознательном уровне, как клеточки единого тела), Бог, вся Вселенная с большей радостью нам их дают. Чем выше стремления (сварга-, вайкунтха-раса), чем меньше несовершенных эгоистичных желаний — тем более правильно и ответственно, и в то же время легко мы сможем распоряжаться материальной энергией. Некоторые люди используют «духовность» для более изощренного удовлетворения чувств материального тела, но истинная духовность — это душевность, вайкунтха-раса.
Переход от низшего вкуса к высшему в отношениях между людьми проявляется как возвышение от «я тебя хочу!» до «я тебя хочу сделать счастливой!». Возвышенные устремления проявляются также и в том, что человек чувствует большую радость, когда делает подарки, чем когда получает их.
Восточные практики учат все делать как подношение Богу и людям. Потому что все мы — части Вселенского тела. Изучая здоровые клетки, ученые обнаружили, что они передают другим 80 % получаемой ими энергии и лишь 20 % оставляют для себя, чтобы поддерживать свою работоспособность. Так же и человек счастлив только тогда, когда он живет для других; и даже то, что он оставляет себе, – в итоге использует для того, чтобы служить другим еще лучше.
Истинное отречение, или непривязанность, в деятельности проявляется в том, что мы стремимся не к материальным плодам своей деятельности, а к улучшению отношений. Настоящий прогресс, приносящий нам радость — это прогресс отношений. «Парадоксальный» закон непривязанности к материальным вещам, приводящий нас к счастью и процветанию, отражен в древней мудрости: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!» Объяснять это, думаю, вам не нужно.
Если же вместо друзей мы выбираем рубли — рубли эти счастья не принесут: без жизни высоких эмоций мы «выгораем»...
Как не «сгореть» на работе?