Даже самые насущные потребности тела.
(«Бхагавад-Гита», 3.8)
Любые обязанности следует выполнять как жертвоприношение Господу Вишну, иначе они приковывают человека к материальному миру. Поэтому, о сын Кунти, выполняй свой долг ради удовлетворения Вишну, и ты навсегда освободишься от материального рабства!
(«Бхагавад-Гита», 3.9)
Мотив — вкус, которым мы руководствуемся, – не только определяет успех в личной сфере, в раскрытии талантов, заложенных в нас от природы; он также определяет последствия наших поступков.
Закон кармы «включается» при «наведении» ума на материю. Точнее – тогда, когда мы хотим наслаждаться материей. Любая деятельность в этом случае влечет за собою хорошие или плохие последствия. Но при другой фокусировке сознания можно совершать деятельность, которая никаких последствий за собой не влечет. То есть, законы материальной природы распространяются не на всех; есть люди, на которых они не влияют. Как же такое возможно, спросите вы? – Дело в том, что деятельность в духовном сознании, то есть, – без желания наслаждаться материей, не влечет за собой реакций этого мира.
Иисус говорил: «Я в миру, но не от мира сего!», то есть : «мои интересы лежат в другой сфере, из материальных вещей меня ничего не интересует!»
Кинологи и дрессировщики знают, что собаки и звери реагируют на «запах» ума, особенно на страх. Даже дикие звери не трогают тех, чей ум абсолютно спокоен и чист, в ком нет страха. Однажды мне представилась возможность на собственном опыте проверить истинность этого утверждения. Находясь в «неземном» состоянии, размышляя о своей вечной нематериальной природе, я проходил рядом с будкой огромного пса. Прошел у самого его носа, как будто невидимый, и, хотя он и смотрел на меня, в его взгляде было полное равнодушие. И вдруг я подумал: «Сторожевой пес, на толстенной цепи... ведь он мог меня укусить!» — в эту же секунду пес вздрогнул, как будто его током ударили, и бросился на меня — эта мысль сделала меня «видимым» для него в качестве цели.
Индийские кшатрии проходили проверку на самообладание и беспристрастность следующим образом: найдя тропу тигра, они поднимали свой меч и застывали подобно статуе, остановив ум. Зверь, появившись, не мог понять, что это такое? Выглядит, как человек, но страхом не пахнет... Тигр подходил, чтобы обнюхать непонятный объект, и в этот момент взмахом меча принц отрубал ему голову. После этого он мог стать Раджой. Ум управляется разумом. Разум может как остановить ум, так и направить его на ощущения более низкого или более высокого уровня.
Так же, как и реакция хищных животных в отношении человека «включается» и «выключается» в зависимости от того, видят они его страх или не видят, так и механизм кармы включается и выключается в зависимости от того, есть ли у нас материальные желания.
Деятельность, которую мы совершаем с помощью тела, ума или речи, может быть кармой, викармой или акармой.
Деятельность ради собственной выгоды, которая находится в гармонии с окружающим миром и не причиняет страданий другим существам, называется кармой. Она приносит хорошие материальные плоды в виде процветания и исполнения наших желаний (ее и называют «хорошей кармой»). Большая часть священных писаний описывает именно то, как мы можем исполнить свои материальные желания, не нарушая законов Природы, не причиняя страданий другим и не навлекая на себя негативных последствий. Примеры таких наставлений: «не лги», «не кради», «не убий», «не соблазняй чужих жен» и т.д.
Викармой (деятельностью, включающей «исправительные» законы Вселенной) и угра- (ужасной) кармой называется деятельность, противоречащая эволюционным законам Вселенной и причиняющая страдания другим живым существам. Последствия этих поступков называют «плохой кармой».
Акармой называются действия, преследующие только одну цель — принести радость Всевышнему. Хотя внешне они могут не отличаться от кармы, но, поскольку их цель — развитие не материального, а, духовного вкуса, они не влекут за собой материальных последствий, а наоборот, сжигают всю негативную карму, то есть, – последствия всех тех ошибок, которые человек совершил прежде. В «БрахмаСамхите» (текст 54)[34] так говорится об этом: «Я поклоняюсьВечному, приносящему наслаждение чувствам, Изначальному Господу, который дотла сжигает все последствия материальной деятельности тех, кто безраздельно предан Ему. Тем же, кто, преследуя материальные цели, идет путем кармы, Он беспристрастно воздает заслуженные ими страдания и наслаждения. И избежать этого не может ни мельчайшее насекомое материальной Вселенной, ни царь полубогов Индра».
Момент, когда человек, пересмотрев свои взгляды на жизнь, осознает всю глупость и ничтожность своих прежних поступков, основанных на несовершенном материальном представлении о счастье, называется покаянием. Реальное покаяние — это акарма, освобождение от последствий всех прошлых поступков, которое происходит, когда человек полностью меняет свою концепцию жизни, перестает отождествлять себя с материальным телом и устремляется к Богу. Это не имеет ничего общего с продажей индульгенций, или отпущением грехов за деньги — бизнесом, которым занималась католическая церковь в средневековье и которым поныне занимаются нечистые на руку мошенники в одеждах священников.
Такие «священники» не заинтересованы в том, чтобы люди развивались духовно и меняли свое восприятие жизни. Как раз с точностью до наоборот: они заинтересованы в том, чтобы люди сохраняли материальное восприятие жизни и стремились к материальному счастью, потому что, когда человек преследует материальные цели, он всегда будет склонен грешить — в уме или в действии. Как минимум, он будет склонен завидовать тем, у кого больше власти и денег. И, понимая, что «грешен», он, чтобы «очиститься», несет деньги священнику, который ему «отпускает» грехи. Так человек становится «профессиональным грешником»: он снова и снова грешит, но при этом уверен, что попадет в рай, потому что грехи ему каждый раз «отпускаются», ведь он каждый раз после этого «кается» и получает «прощение». Ирония заключается в том, что за прощением он обращается не к тому, кого он обманул, обокрал, а к тому, кому он относит часть украденных денег. Если человек не меняет свой внутренний мир — освобождения от последствий неверных поступков не происходит.
По-настоящему освобождение от греховных поступков происходит только тогда, когда человек обретает вкус к высшим ценностям жизни. Цель святых книг — развить в человеке настроение преданности и любви к Богу, которое легко передается при общении с теми, кто им уже обладает. Поэтому главный секрет быстрого духовного продвижения заключается в общении с теми, кто вас вдохновляет на духовном пути. Духовный наставник — это тот, у кого сердце чище, а не тот, кто прочел много книг, но не применяет их в своей жизни. Многие святые вообще были неграмотными, но развили в себе все хорошие качества благодаря искреннему устремлению к Богу, что позволило им войти в царство Бога.
Мы не сразу становимся святыми. Наши цели и устремления — как песок в песочных часах: сначала у нас с Богом связано только 5 % желаний — остальные направлены на себя... Это естественно и не страшно. Внешне карма с акармой практически идентичны, отличаются они только внутренней мотивацией. И поэтому в любом случае – как для духовного продвижения, так и для материального процветания одинаково благоприятно действовать в гармонии с порядком, установленным в этом мире Всевышним, то есть – правильно, честно и благочестиво. Верите вы в Бога или нет — ваши правильные действия все равно принесут хорошие плоды и создадут хорошую карму.
Хорошая карма проявляется в виде ясного разума, здоровья, красоты, хороших качеств характера и исполнения материальных желаний. А те поступки, которые противоречат эволюционному принципу мироздания влекут за собой наказание в виде болезней, душевных страданий, материальных потерь.
Я долго не мог понять, почему многие люди, особенно пожилые, говорили: «О нет, я не хочу жить 150–200 лет! Мне бы прожить 80–90, а больше не нужно!»
Потом я понял, что люди просто устают жить, когда долгое время «наступают на грабли», идя против Бога, нарушая установленные Им законы Природы и получая за это много ударов от Жизни. Это все равно, что плыть против течения — рано или поздно силы тебя покидают. «Разумный человек, развиваясь духовно, должен прийти к осознанию, что все живое и неживое во Вселенной принадлежит только Богу, и человек должен пользоваться только тем, что необходимо ему из того, что приходит к нему как результат его благочестивых поступков. Все время поступая таким образом, человек может желать прожить сотни лет, ибо такая деятельность не связывает его законами кармы. Иного пути для человека просто не существует» (Яджур-Веда, Шри Ишопанишад, мантры 1–2).
Если человек будет жить в гармонии с Богом, он не устанет жить — так же, как дети никогда не устают играть. Поэтому отношения Бога и чистых сердцем людей называются играми, приносящими вечное наслаждение. Устать можно только от страданий; от того, что приносит радость, устать невозможно! Поэтому все мы стремимся только к счастью — это заложено в нашей духовной природе. В ветхозаветные времена у людей были более высокие устремления, они реже нарушали законы Природы — именно поэтому, а не по какой-то иной причине они могли и хотели жить дольше, чем мы.
Как мы уже знаем, согласно писаниям, во время Сатьяюгу люди жили по 100 000 лет; в Двапара-югу — по 10 000, а в Трета-югу — 1000. В наш век средняя (максимальная) продолжительность жизни людей составляет 100 лет. Поэтому обитатели высших планет называют землян уже не иначе, как «смертными»: по их ощущениям, люди теперь умирают почти сразу после того, как родились, даже и не пожив толком. Почти то же самое скажет вам о себе и любой пожилой человек: «Как быстро пролетела жизнь!..»
Почему продолжительность жизни по мере деградации общества так стремительно сокращается от эпохи к эпохе? – Потому что по мере сосредоточения внимания на теле и наслаждениях, которые человек через него получает, эгоцентризм и количество совершаемых под его влиянием грехов увеличиваются в геометрической прогрессии. Духовная жизнь основана на понимании единства всего мироздания и на невидимых узах дружбы, любви, которые связывают нас со всеми другими частицами этого мироздания. Материальная жизнь основана на ложном представлении о себе как о теле и на телесных связях. Чем больше внимание человека сосредоточено на наслаждениях, которые он получает через материальное тело, тем более бесчувственным он становится к тонким связям любви.
На самом низком материалистическом уровне человек за бутылку водки — чтобы испытать шум в голове — или за дозу наркотиков — чтобы «улететь» в забытьи, может продать мать родную, а тот, кто сосредоточен только на удовлетворении своих гениталий, доходит даже до изнасилований и убийств детей. Поэтому по мере усиления материализма и духа потребления в обществе нам дается все меньше времени до очередного подведения наших итогов — чтобы мы успевали наделать меньше ошибок. Говоря другими словами, срок жизни людей сокращается именно из-за грехов, которые они совершают как прямо, так и косвенно — особенно через убийство животных — мясоедение, а также, как следствие этих поступков — и через убийство людей. Еще раз напомню: войны развязывают в основном те, кто ест мясо. Славяне, которые до христианства были вегетарианцами[35], индуисты, буддисты — никогда не развязывали завоевательных войн. Употребление мяса создает крайне негативную (угра) карму, которая и толкает человека искать разные неприятности на свою голову.
«Почитайте память Предков своих жертвоприношениями бескровными, ибо что пожертвуете вы им, то и возымеют они». (Заповеди Стрибога).
«В начале Зимы надобно приносить бескровные жертвы древним Богам за полученный урожай, в середине Зимы — за весеннее прорастание, а в середине Весны — за Победу»! (Заповеди Одина).
«И спросил Перуна Один, воин из Рода Х’Арийского: “Скажи нам, почему молвят Волхвы, говоря, что, совершая жертвоприношения бескровные, люди могут достигнуть блаженных Миров Прави, чистейших, непреходящих?...”» (Саньтии Веды Перуна).
«Боги Русские не принимают жертвы человеческой, ни животной, только плоды, овощи, цветы, зерно, молоко, суру-питье, на травах настоянную, и мед, никогда же живую птицу, ни рыбу. Это варяги и эллины Богам дают жертву иную и страшную — человеческую. И того мы не должны делать, так как мы — Даждьбожьи внуки и не должны ходить по чужим стопам!» (Велесова книга).
Многие задают вопрос: «А если мы живем вечно, то почему я не помню свою прошлую жизнь?»
Тогда я задаю встречный вопрос: «А не случалось ли вам говорить в мыслях или вслух: “Эх, если можно было прожить всю жизнь снова, я бы не совершил столько ошибок! Как бы я хотел начать все с чистого листа!” — «Если честно, то да!...»
Во-первых, свою прошлую жизнь забывают не все. А вовторых, Вселенная всего лишь исполняет наши желания. Даже за этот отмеренный нам коротенький промежуток времени мы успеваем совершить столько ошибок, что сами хотим поскорее начать все сначала. Поэтому память о прошлом и скрывается — чтобы мы действительно начали свою жизнь сначала и нас не тяготило бремя воспоминаний. С другой стороны, эту память Природа скрывает от тех, кто выбирает телесные связи, стремясь к материальному счастью, потому что память о былых воплощениях не даст им по-настоящему наслаждаться материальной иллюзией: их новым телом и окружением — родственниками, друзьями. Когда мы достигнем духовного просветления, мы вспомним все свои жизни. Но даже до этого времени мы все же не теряем тот опыт и знания, которые приобрели в прошлых жизнях, — они всегда остаются с нами, скрытые у нас в подсознании.
За день до казни Сократа навестил друг. И, когда он увидел, что просветленный мудрец, пригласив к себе певца, разучивает понравившуюся ему песню, с удивлением спросил: «Как ты можешь разучивать песню перед самой своей смертью?» Услышав этот вопрос, Сократ удивился еще больше: «А когда же мне ее еще выучить, как не сейчас, друг мой?»
Опыт и знания прошлых рождений проявляются в виде врожденных способностей, устремлений, талантов и, главное — в виде достигнутого прежде духовного уровня, стремления к Богу и внутренней чистоты, дающей способность воспринимать голос совести (Бога). Если в прошлом человек уже был склонен совершать благие дела, жить и действовать ради других — это проявляется в его характере, в понимании, как стоит поступать и как не стоит; что хорошо и что плохо. Знания, навыки и опыт предыдущих воплощений могут раскрыться спонтанно, когда создается способствующая этому ситуация. Хотя после указания императора Юстиниана официальной доктриной христиан (а затем и
Ислама) стала вера в одну жизнь, сам Иисус и первые христиане на протяжении более пятисот лет признавали факт переселения души из одного тела в другое.
Материальный мир — это школа. И если мы в течение одной жизни не достигнем полного духовного совершенства – то, как двоечники останемся здесь на второй год. Мы будем рождаться здесь и умирать до тех пор, пока не научимся жить в гармонии с Богом, чтобы, сдав последний экзамен, уйти навсегда в вечный и исполненный бесконечного разнообразия мир души, в наш истинный дом.
Материальный мир — «песочница», где играют души, желания которых дисгармоничны с окружающим миром, с желаниями Бога. Но даже если здесь, в этом мире, где проявление наших способностей чрезвычайно низко и который поэтому обитатели духовных вселенных сравнивают с тюрьмой — если даже здесь мы находим для себя много возможностей для наслаждения, — трудно даже представить, что нас ждет впереди, по ту сторону врат в бесконечность!