Формационная и цивилизационная парадигма в философии истории
На сегодняшний день существует два методологических подхода к анализу истории социума. Первый - формационный, второй - цивилизационный. В рамках первого определяют две концепции - марксистскую и теорию постиндустриального общества. Марксистская концепция основывается на понятии способа производства. Исходя из этого, происходит выделение определенных стадий в развитии общества - формаций. Концепция постиндустриального общества провозглашает три типа обществ: традиционное, индустриальное и постиндустриальное.
Основная идея формационного подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Основная идея цивилизационного подхода - отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.
К. Маркс в результате исследования всемирно-исторического опыта выделил новое понятие социальной философии - "формация". Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи. Учение об общественно-экономической формации показывает единство исторического процесса, что выражено, прежде всего, в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом, когда каждая последующая формация зарождается в недрах предыдущей формации, взаимодействуют и дополняют друг друга (Ф. Энгельс). Закономерно сменяя друг друга посредством революций, общественно-экономические формации оказываются, как правило, однозначно связанными со сменой религий, мировоззрения, искусства и культуры. При этом все общественные организмы воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации согласно способу производства.
Основным недостатком формационного подхода к истории называют выпадение из исторического познания множества элементов и связей общества как системы. Формационный подход, разработанный на основе анализа истории Западной Европы, охватывает особенности развития западной цивилизации. Но едва ли он применим к восточным обществам. Это почувствовал еще сам Маркс, выдвинувший проблему азиатского способа производства.
Второй подход к анализу исторического процесса - цивилизационный раскрывается сложнее, чем формационный. Это связано с тем, что не существует единой цивилизационной теории и единого понятия "цивилизация". Этот термин весьма многозначен. Сегодня цивилизация рассматривается в трех аспектах. В первом аспекте понятия "культура" и "цивилизация" трактуются как синонимы. Во втором цивилизация определяется как овеществление вещественно-технических и социально-организационных инструментов, обеспечивающих людям достойную социально-экономическую организацию их общественной жизни. В третьем аспекте цивилизация рассматривается как историческая ступень развития человечества, следующая за варварством.
Главное отличие цивилизационного подхода - отсутствие решающей детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает анализ общества "снизу", делая акцент на материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества "сверху", то есть с культуры (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.).
Классиками и наиболее яркими представителями этого направления являются Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.
Этот подход базируется не на выделении уровня производительных сил и экономического базиса, а на определении преобладающего вида хозяйственной деятельности и господствующей системы ценностей в жизни общества. Сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращали внимания на материальную жизнь. К числу их заслуг следует отнести критику европоцентризма, идеи органической целостности каждой культуры, неповторимой индивидуальности культурно-исторических типов, практически полное исключение их взаимодействия и усвоения особенностей друг друга.
Цивилизационный подход еще развивается и совершенствуется как общеметодологический подход к анализу истории социума. Его сущность должна основываться на анализе общественно-исторического процесса. При этом необходимо применение достижений формационного подхода. Таким образом, произойдет смыкание цивилизационного и формационного подходов. На необходимость сохранения и использования формационного подхода к анализу общества и его истории указывают многие отечественные и зарубежные исследователи (Г. Макленнан). С ними нельзя не согласиться, поскольку каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Цивилизационный подход не может объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока.
Сегодня стоит задача предложить новую синтетическую социологическую парадигму, непосредственно связанную и с большинством прежних социологических теорий, и с современными проблемами.
64. Общественный прогресс, его критерии, виды. Гуманизм как мера духовного и ценностного измерения общественного прогресса.
Любой человек, хотя бы немного знакомый с историей. Легко обнаружит в ней факты, свидетельствующие о ее поступательно-прогрессивном развитии, о ее движении от низшего к высшему. Человек разумный как биологический вид стоит выше на лестнице эволюции, чем его предшественники — питекантропы, неандертальцы. Очевидным является прогресс техники: от каменных орудий к железным. От простых ручных орудий к машинам. От использования мускульной силы человека и животных к паровым двигателям, электрическим генераторам, атомной энергетики и т.д. Прогресс техники был связан с развитием знаний, а последние 400 лет – с прогрессом в первую очередь научного знания.
Признаки общественного прогресса могут быть сведены в две группы:
1. Характеризующие вооруженность человека для овладения природой (орудия труда, развитие науки и техники). 2. Определяющие положение людей в обществе (отношения к средствам производства, формы эксплуатация иди их отсутствие, степень участия масс в управления делами общества, возможности развития личности).
Человечество освоило, окультурило, приспособило к потребностям цивилизации почти всю землю, выросли тысячи городов — более динамичных по сравнению с деревней видов поселения. В ходе истории совершенствовались и смягчались формы эксплуатации, и с победой социализма эксплуатация человека человеком вообще ликвидируется. Прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания не только более совершенных производительных сил, но и все возрастающих по своей мощности разрушительных сил. Компьютеризация, широкое использование информационной техники в различных видах деятельности безгранично расширяют творческие возможности человека и в то же время таят для него массу опасностей, начиная с появления разного рода новых болезней (например, уже известно, что длительная непрерывная работа с компьютерными дисплеями отрицательно сказывается на зрении, особенно у детей, дает дополнительные психические нагрузки, способные вызвать у некоторых людей психические отклонения) и кончая возможными ситуациями тотального контроля над личной жизнью.
Развитие цивилизации принесло с собой явное смягчение нравов, утверждение (во всяком случае, в сознании людей) идеалов гуманизма. Но в XX веке произошли' две самые кровопролитные войны в истории человечества; Европу залила черная волна фашизма, объявившего во всеуслышание, что вполне правомерно порабощение и даже уничтожение людей, третируемых в качестве представителей «низших рас». В XX столетии мир время от времени потрясают вспышки терроризма со стороны правых и левых экстремистов, для которых человеческая жизнь — разменная карта в их политических играх. Широкое распространение наркомании, алкоголизма, преступности — организованной и неорганизованной. Кроме того, в своих действиях и оценках люди руководствуются интересами, и то, что одни люди или социальные группы считают прогрессом, другие нередко оценивают с противоположных позиций. Переход от капитализма к социализму для представителей марксистского мировоззрения есть безусловный прогресс, несмотря на все сложности, возможные зигзаги и противоречия. Но с точки зрения буржуазии, ее классовых интересов, этот переход прогрессивным вовсе не выглядит.
С позиций материализма проблема эта решается вполне однозначно. Развитие общества — закономерный процесс. Общая направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. Развитие производительных сил свидетельствует о степени овладения человеком силами природы, о возможностях их использования в качестве материальных оснований человеческой жизнедеятельности, определяет смену производственных отношений. Чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому именно в развитии производительных сил следует искать .объективный критерий общественного прогресса. В сопоставлении с ним определяется прогрессивность того или иного общественного строя.
Развитие общественного человека в основной сфере его деятельности — в производстве — есть база для его развития и во всех других сферах деятельности. Не случайно К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. Итак, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.
Сам термин зародился в 18 в., его основатели Герден, Гегель. Это понятие используется для осмысления различных программ социального развития, следовательно идея прогресса носила ценностный характер, т.е. прогресс виделся как воплощение высоких идеалов целей, как гуманитарное отношение человека к окр. миру. У Гегеля: саморазвитие мирового духа от несвободы к свободе. Абсолютный дух в своем развитие проходит 3 этапа и на каждом из них сущ. определенное понимание свободы: 1) древневосточная цивилизация, где был свободен один чел. (восточный деспот); 2) античная культура, где были свободны некоторые; 3) христианско-германский мир, где были свободны все. По марксистской теории, развитие общества закономерный процесс. Общая направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. Критерии прогресса: 1) развитие производительных сил; 2) овладение новыми производственными силами; 3) свободное развитие каждого человека. Конечной целью и критерием прогресса Маркс считал развитие чел. как гармоничной и свободной личности. В 20в. современная философия ставит вопрос, что является критерием прогресса с т.з. системного подхода. Критерии прогресса:
1) системный – та система прогрессивна, кот. возрастает в степени ее сложности и целостности;
2) функциональный – та система прогрессивна, в кот. сущ. более сложные отношения с окр. средой (реакция амебы или человека);
3) ценностно-информационный – система прогрессивна, если она способна переработать и усваивать большое количество информации в единицу времени, чем др. система;
4) интеграционный – это устойчивая динамика определенной системы, ее стабильность;
В 20 в. возникает кризис современной культурной цивилизации, появляются глобальные проблемы, нарастает нестабильность в мире и это ведет к изменению представлений о прогрессе общества. К. Яспер в сер 20в. о парадоксе прогресса: «Прогрессируют знания и техника, но не сам чел.
5) гуманистический (человеческий). В качестве интеграционных показателей прогрессивного развития: средняя продолжительность жизни; детская, материнская смертность; состояние физического и духовного здоровья человека, чувство удовлетворения жизнью; равенство муж. и жен (индекс гендерный равенства).
Нобелевский лауреат Конрад Лоуренс обозначил в сер. 20 в. 8 смертных грехов цивилиз. общества: перенаселение планеты; опустошение жизненного производства; безудержный рост производства и потребления; разрыв традиций как следствие – глубокое отчуждение между молодым и старым поколениями; научное «доктринерство» (желание создать абсолютную истину); создание ядерного оружия; ослабление и деградация чел. эмоций.
65. Научно-техническая революция и общественный прогресс. Особенности и последствия информационно-компьютерной революции.
Первая великая революция в производительных силах была связана с возникновением производящей экономики, вторая – с переходом от ручного труда к машинному, последняя переход от машинного производства к автоматизированному.
Автоматизация меняет производственные функции человека. Человек становится как контролер и регулировщик. Использование новых технологий и материалов в различных отраслях общественного производства, автоматизация производственных процессов и интеллектуализация труда, быстрое совершенствование и миниатюризация информационной техники, информатизация производства создают качественно новые производительные силы.
Научно-техническая революция - процесс социальный, затрагивающий все стороны общественной жизни, а не только область науки и техники.
Длительное время наука развивалась независимо от нужд производства, подчиняясь своей внутренней логике. Начало научно-технического прогресса датируется 16-19 веками – временем бурного социального и экономического развития. Только с переходом к машинному производству была выдвинута в качестве самостоятельной задача развития науки с целью использования ее результатов для развития техники.
Основные этапы НТР.
1. Этап механизации машинизации производства.
2. Автоматизация технологич. процессов.
3. Автоматизация цехов, заводов, полная автоматизация производства.
НТПрогресс обусловлен тесным союзом производства с достижениями наук (физика, математика, химия, биология, генетика и т.д.). Сущность современной нтр заключается в превращении науки в производительную силу.
Черты НТР – превращение науки в ведущую силу производства, внедрение автоматического управления, изменение технологических методов производства и форм его организации. НТР затрагивает производительно-технологические, экономические процессы, ведет к изменениям в социальной сфере, изменяет характер и формы общения людей, помогает решить проблем глобального масштаба: экологических, социально-генетических, проблем искусственного интеллекта и др.
Научно-технический прогресс - это развитие науки и производства по восходящей линии. Он имеет две формы: эволюционную и революционную.
Эволюционная форма означает совершенствование техники, технологии и производства на базе традиционных научно-технических принципов. Скачкообразный переход к новым принципам называется научно-технической революцией (НТР).
Содержание современной НТР раскрывается на основе 4-х важнейших направлений:
1) Интеграция науки и производства и превращения науки в непосредственную производственную силу.
2) Качественные изменения в организации производства, (смену конвейера на гибкие производственные системы).
3) Формирование нового типа работника, ориентированного на непрерывную систему образования
4) Изменение в оценке труда, при котором качество и наукоемкость труда становятся решающими факторами в определении размера заработной платы.
5) Возникла проблема соотнесения технического и НТ прогресса. ТП – процесс поступательного развития техники. НТП – процесс поступательного взаимосвязанного развития науки, производства и сферы потребления. ТП наступил со времени 1-ой орудийной деятельности чел.; НТП – 17-18 вв. НТР – форма НТП, возникла в сер. 20 в., характеризуется:
1) скачкообразный переход НТП к началу новых программ развития производства;
2) формирование нового типа работника (синие, белые, стальные воротнички);
3) революционное изменение в организации труда;
4) превращение науки в непосредственную производительную силу общества.
Современные исследователи выделяют 2-а этапа НТР: 1) 60-70 гг. создание автоматизированного производства и развитие робототехники; 2) 70-ее гг. до наших дней компьютеризация, внедрение микропроцессоров, появление революционных технологий (информацион. технологии, биотехнологии, нанотехнологии).
Основа НТР: НТР развивается в постиндустриальном обществе. Позитивные и негативные последствия НТР такие западные осмыслили, как Дэвид Белл и Олвин Тофлер. Белл перечисляет основные характеристики информационного общества: 1) теоретическое знание в этом обществе становиться основой технологических инноваций; 2) рост класса носителей знаний; 3) изменение в характере труда, «В первобытном обществе жизнь — игра человека с природой, а в постиндустриальном жизнь — это игра человека с человеком»; 4) наука достигает своего зрелого состояния и формой власти становиться меритократия (знающий) — власть компетентных людей.
Тофлер говорил о существовании информационной революции, считал что НТР является пятой по счёту революцией: 1) возникновение речи, 2) изобретение письменности, 3) изобретение книгопечатания, 4) распространение радио и ТВ, 5) компьютер, возникновение мультимедийных средств.
Позитивное понятие НТР информационного общества, как высшего этапа эволюционного развития: 1) в области экономики на несколько порядков выше производительность труда, происходит освобождение от низкоквалифицированного труда и формирование мощного производственного сектора по обслуживанию компьютерной техники, 2) в области науки — создание условий для продуктивной научной деятельности, с помощью свободного доступа к имеющийся информации, обмена учёными идеями, 3) в духовной культуре — это приобщение к её ценностям в мировом масштабе, 4) в политической сфере — дальнейшая демократизация политических процессов.
Негативные последствия: 1) В экономике — возможность формирования групп государств – лидеров, монополий и транснациональных корпораций, которые пытаются диктовать свои условия остальному миру. 2) В гуманитарной среде – человек может стать придатком компьютера, 3) В культуре нарастает поток массовой культуры и антикультуры, 4) В политической сфере - манипулирование общественным мнением, применение грязных социальных технологий, формирование неоколониализма. Тофлер предложил следующий выход: 1) общую стратегию развития мировых сообществ должно разрабатывать не отдельное государство, а учёные разных стран, объединённые одним желанием — построить гуманное общество, 2) в информационном обществе человек не должен подчиняться машине.
66 Философия и футурология. Методы научного прогнозирования будущего.
Футурология — наука прогнозирования будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.Экстраполяция — лишь один из многих методов и техник, используемых при изучении будущего (таких как сценарии, метод Дельфи, мозговой штурм, морфология и другие). Футурология также включает рассматривание таких вопросов как нормативные или желаемые варианты будущего, но её реальный вклад — это сочетание методов экстраполяции и нормативного исследования для изучения лучших стратегий.
Этапы прогнозирования.
1. Определение предпрогнозных ориентаций: объект и предмет прогнозирования, круг проблем, целей прогнозирования, периода времени, разработка рабочих гипотез и выработка методов исследования.
2. Определение прогнозного фона исследования, т.е. определенных данных, влияющих на определение объекта по смежным отраслям. 3. Выработка исходной модели исследования. Выбор системы показателей, отражающих структуру объекта. 4. Составление поискового прогноза (не ожидаемый). 5. Составление нормативного прогноза (не желаемый ход событий в соответствии с заданными целями и критериями.) 6. Оценка степени достоверности полученного прогноза. 7. Выработка рекомендаций.
I. Виды прогнозов в зависимости от продолжительности периода времени, который охватывается прогнозом.
Текущие – на один год вперед. Краткосрочные – от 1 до 5 лет. Среднесрочные – 5-10 лет вперед. Долгосрочные – 10-15 лет. Сверхдолгосрочные 15-20 лет вперед.
II. Виды прогнозов в зависимости от целей.
1. Поисковые прогнозы – отвечают что будет, если не вмешиваться в ход событий.
2. Нормативные – что должно быть после вмешательства в ход событий (на желаемый ход событий).
III. Аналитические, какими познавательными средствами нужно изучать будущее.
IV. Прогнозы предостережения. Они отвеч на вопрос чего нужно избегать.
Выделяют непосредственное будущее и ближайшее будущее на ближ 20-30 лет вперед. Обозримое – до конца 21 в. Отдаленное – за пределами 21 в.
Методы.
1. Экотрополяция – перенос в будущее некоторых особенностей развития объекта, наблюдаемых в настоящем. Точность уменьшается по мере удаления в будущее.
2. Историческая аналогия. Основан на выявлении сходных характеристик в развитии различных стран или в развитии одной страны в различные периоды времени. Точность ограничена.
3. Экспериментальная оценка перспектив исторического развития – это предсказание, которое делается группой специалистов. Она должна быть большой, в ней д. быть представлены различные оценки будущего.
4. Компьютерное моделирование. Оно включ. этапы: Отбор информации. Организация информации, ее систематизация и перевод на математич яз. Получение результатов. Содержательная интерпретация полученных данных. Разработка сценария будущего – рассматривается несколько вариантов развития событий и оценивается вероятность каждого из них.
Средства: Логические (информация). Технические ср-ва. (компьютеры). Организационные (создание экспертных групп, проведения социологич исследований).
Футурология – совокупность представлений о будущем человечества. Рассматривает перспективы развития соц процессов. Самая влиятельная организация – Римский клуб (1968). Это неправительственная организация. Она объединяет ученых, политических деятелей, общественных деятелей из разных стран мира.
Утопия – социальный миф, который является стихийным выражением общественных потребностей в изменении мира. Была также разработана концепция деидеологизации, согласно которой страны сталкиваются с проблемами технического решения, а не идеологического. Концепция реидеологизации (Виннер, Файер.) Нужно разработать новую идеологию, которая помогла бы возродить западную цивилизацию. Бу́дущее — предстоящее, такое время, которое следует за настоящим; события и время, следующие за настоящими событиями и временем. Будущее не предопределено. Смысл будущегоБудущее всегда имело очень специальное место в философии и, в общем, в людском разуме. Это поистине большое место, потому что люди нуждаются в предсказаниях того, что же с ними произойдет. Возможно, что развитием людского мозга будет в большой части развитие в познавательных способностях обязательно для того, чтобы прогнозировать будущее, то есть абстрактные воображение, логика и индукция.Воображение позволяет нам «видеть» правдоподобную модель.Логически рассуждение позволяет предсказать неизбежные последствия действий и ситуации и поэтому даёт полезную информацию о будущих случаях.Индукция позволяет ассоциацию причины с последствиями, основополагающее понятие для каждого прогноза будущих событий.