Доказательств бытия Бога Фомы Аквинского
1. Док-во через движение - все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Т. е. выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2.Док-во через производящую причину - это док-во схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего - это Бог.
3.Док-во через необходимость - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.
4.Док-во от степеней бытия - говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое лучшее - этим является Бог.
5.Док-во через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире - это существо мы именуем Богом.
13 Номинализм и реализм в средневековой философии.
При решении вопроса о реальности общих понятий образовались два направления схоластики: реализм и номинализм.
«Реализм» в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Реалисты - Ансельм Кентерберийский, Иоанн Скот Эриугена, - идя за Платоном, утверждали, что универсалии имеют реальное существование и независимы от сознания; что универсалии существовали до вещей и явлений, представляя собой мысли, Идеи в, божественном разуме, и будут существовать и после исчезновения вещей и явлений. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта Сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.
В русле реалистов существовали крайние и умеренные реалисты. Крайние реалисты поддерживали идеи Платона и утверждали, что общие идеи существовали до единичных вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) – утверждают, что общие понятия существуют трояко: ”до вещей”- поскольку они суть мысли Бога, “в вещах” - поскольку они составляют общую сущность вещей и “после вещей” - поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия.
Номиналистыотрицают существование понятия общего. Реальным существованием обладают только единичные вещи. Термин «номинализм» происходит от латинского - «имя». Согласно номиналистам, общие понятия, это только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. Номиналисты - Росцелин (1050-1122), Дунс Скотт, Уильям Оккам и их последователи, - возражая реалистам, доказывали, что реально существуют только конкретные вещи и явления, а универсалии - это только слова, только названия.
Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее сущ. только в уме чел. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.
В русле номиналистов существовали крайние и умеренные номиналисты. Крайние номиналисты- утверждали, что общие понятия это только условные знаки для вещей, иллюзии, им нельзя верить. Умеренные номиналисты - утверждали, что общие понятия возникли в результате абстрагирования (отвлечения). (Пьер Абеляр, Иоанн Сольсберийский, Альберт Великий). Они говорили, что универсалии реально не существуют ни в вещах, ни без вещей, потому что они - только концепции, которые образуются нашим разумом о вещах и явлениях окружающей действительности. Фактически, проблема универсалий была связана с теологическим догматом Троицы. Если Бог един в трех Лицах, то существует ли он реально и в каком виде? Церковь в этом вопросе приняла умеренный реализм Фомы Аквинского, поскольку материя была частично оправдана христианством как одна из двух природ Иисуса Христа.
Не смотря на схоластическую постановку и схоластическое решение проблемы универсалий, результаты дискуссий реалистов и номиналистов плодотворно использовали в своем творчестве такие крупные философы, как Томас Гоббс и Джон Локк, Декарт и Спиноза, Беркли и Юм, Лейбниц и Вольф, Фихте и Гегель, современные феноменологи Гуссерль и Шеллер, экзистенциалисты Хейдеггер и Сартр.
14 Общая характеристика философии эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения – это возрождение взглядов античности, т.е. науки, это подготовительный этап при переходе к эпохе нового времени. Философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела анти-схоластическую направленность. Происходит переориентация фил-кого знания с религиозного на светское с развитием гуманистических дисциплин: этика, филология, риторика, педагогика. Идея этого времени – воспитание нравственно совершенной и духовной личности.
Причины появления гуманистических идей в Италии 14 в.:
1. Италия – прямая наследница античной культуры. Там осталось огромное кол-во материальных сокровищ Др. Римской цивилизации.
2. В это время происходит ломка общественных отношений и кризис феодального способа производства. Появляется рыночное хоз-во и развивается городская культура. Городской работник стал зависеть только от себя самого. Поэтому именно в городах возникает соц.-экономич. почва для появления сильной и независимой личности.
Черты эпохи возрождения:
- развитие наук (география, картография, анатомия, физиология, астрономия)
- складываются буржуазные отношения
- индивид приобретает большую самостоятельность и претендует на автономию
- растет самосознание человека, появляется новая ориентация чел на самоутверждение, независимость
- антропоцентризм «человек творец самого себя», человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
- секуляризация – освобождение от диктатуры религии
- гуманизм, человеколюбие – идея универсальности чел-ких возможностей и свободного нравственного выбор
- пантеизм –отождествление Бога с природой, обожествление природы. Христианский бог здесь как бы утрачивает свой внеприродный характер: он как бы сливается с природой, а последняя обожествляется.
Направления Возрожденческой мысли в Италии 14-17 в.:
Гуманистический 14 - 15 в. (Петрарка). Решают проблемы значимости человека, пересматривают догматы церкви. Развиваются кружки гуманистов. Идея гуманизма.
Гражданского гуманизма –рассуждают о социально-политической проблематике, о проблеме власти, свободы, равенства.Макиавелли обосновал необходимость светского государства, которое основано на праве, а не на догматах церкви.
Эпикурейский гуманизм (Лоренцо Валл). Популяризация идей Эпикура: цель жизни – уравновешивание духовных и чувственных наслаждений.
Флорентийский неоплатонизм 15 - 16 в. Кузанский, Парацельс. Пересматривают философию Платона. С позиции идеализма пытаются познать проблемы человека, космоса природы. Развивается учение Платона. Первичность мира идей по отношению к миру вещей.
Натурфилософский 16 – 17 в. Коперник, Бруно, Галилей. Совершаются научные астрономические открытия. Возникает гелиоцентрическая концепция. Обращаются к изучению природы.
Главным принципом философии эпохи Возрождения является индивидуализм и человеческая свобода.
Философия природы эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии особенно усиливается к концу 15 -16 веку по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе, как началу не самостоятельному.
Возникает представление об отождествлении Бога и природы. ”Земля обладает живой душой. Ее плоть – почва, ее скелет – горные хребты, ее кровь – родники, ее дыхание и пульс – морские приливы и отливы” (Л. Да Винчи). Возникает органическая картина мироздания, когда природа отождествляется с организмом, с живым существом.
Натурфилософские направления эпохи Возрождения:
Мистический - Николай Кузанский - растворение природы в Боге. Выдвигает концепцию «Ученого незнания». Нельзя познать мир на основе законов схоластики. Центральная проблема: соотношение бога и мира. Бог – центральное положение – это бесконечное единое начало и вместе с тем скрытая сущность мира. Бог получает название абсолютного максимума и абсолютного минимума. Бог это все и во всем. Этот принцип наз: принцип совпадения противоположностей макс и мин. Мысль Кузанского о совпадении (единстве) всех противоположностей в боге по своему содержанию близка к диалектике. Процесс перехода от Бога к миру осуществляется в процессе развертывания, т.е. природа – это развертывание всего, что содержит Бог. Если Бог – это макрокосмос, то человек – микрокосмос, подобие Божие, он не только часть целого, но и новое целое в целом, индивидуальность. Человек соединяет в себе как земное, так и божественное. Утверждал мощь человеческого познания; человек через творческую деятельность своего ума (“человек есть его ум”) как бы уподоблялся богу. Он рассуждал и о границах применения закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в познании природы. Считал, что земля не центр вселенной, и движется по кривой. Приписывал природе божественные свойства – бесконечность в пространстве и вечность во времени. Цель познания – это материя, а не божественная истина. Познание включает три ступени: органы чувств (начальная стадия) – рассудок (упорядочивает) – разум (выявление и прояснение противоположностей). Разум от связи с чувствами свободен. Бог остается непознаваемым.
Натуралистический - Дж. Бруно - одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение бога в природе (мировая душа, бесконечный разум). Нет бога над миром, а материя есть бог, живое и активное начало. Стихийная диалектика, изменчивость земли. Человек есть часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром.Н. Коперник известен произведенной им революцией в астрономии - утверждением системы гелиоцентризма: земля вращается вокруг солнц, вокруг своей оси и не является центром вселенной.Г. Галилей - один из основателей экспериментально теоретического естествознания, заложивший основы классической механики. Был деистом: бог дал миру первый толчок, а дальше движение передается от одного предмета к др. по механическим законам. Считал, что сущ 2 истины: научная (сфера природы и общества) и религиозная (сфера морали).
Наиболее важными результатами этого естественнонаучного направления в философии были: 1) методы экспериментально - математического исследования природы; по Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине приводят два метода: аналитический, разложить явление на элементы и синтетический, осмысление явления в целостности + эксперимент = научная методология. В нее вводится количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способ исследования природы; 2) найдены фундаментальные законы механики; 3) формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).
15 Материалистическая философия Англии конца XVI – XVII веков.
17в.- эпоха Нового времени, наступление нового этапа в эволюции ф-ко-европейской мысли.
1.В это время ф-я нач. разв-ся в тесном контакте с наукой,2,Сама наука стан-ся системой исслед-я природы, кот. основана на наблюден-ях, эксперементе,и использ-я математич-ких методов. Эти методы станов-ся и ф-м методом познания мира. В результате ф-ии Нового времени стали госп-вать метафизич-кие и механистические воззрения. Механизм выр-ся в стремлении объяснить движения и взаимосвязь объекта исходя из законов классической механики.(Декарт «растение-это такой же механизм как и часы»). Метафизика выразилась в сведении сложных закономерностей к простым-редукционизм(т.е упрощение), сведение целого к сумме частей и к отрицанию качественного своеобразия законов природы.
В эту эпоху преобладает гносеологическая проблематика в ф-ии и происходит поиск методов научного познания мира. В результате склад-ся 2основ-х методологических подхода(противоположных)1.эмпиризм (опыт), сенсуализм (чувства) Бекон, Локк, Юм, Гоббс направл-е ф-кой мысли, кот.ориентируется на опыт, естествознания. Источник знания-опыт или эксперимент.2. рационализм (разум) Декарт, Спиноза, Лейбниц. Считали источником знаний о мире разум чел-ка. Признавали либо врожденный характер знаний (Декарт, Лейбниц) либо интуитивный (Спиноза), ф-кое напр-ние, кот.ориентируется на математику и и рассматривает источник знания и высший критерий мудрости.
Френсис Бэкон(1561-1626)–английский философ, лорд-канцлер Англии, родоначальник эмпиризма, продолжил метод опытного изучен. природы, кот. основан на индукции, т.е.рассуждении от частного к общему. Разраб-л классифик-ю наук из познават.возмож.чел-ка:-памать,-разум,-воображение.Память-основ-ся на истории(описание фактов), воображение-основ-ся на лит-ре, искусстве, разум-основ-ся фил-я. Фил-я включает 3 части:1.естественная теология(богословие), т.е косвенное представление о боге через природн. фактор; 2антропология(учение о человеке); 3.ф-я природы(натур.ф-я). Прблема Ф.Бэкона–познавая окруж-щий мир, главная проблема-наш ум-идея правильного метода. Этот метод указ-ет краткий путь к новым открытиям и увелич-т власть чел-ка над природой, но прежде чем обнаружить этот метод, надо очистить наш разум от заблуждений(от идолов,призраков):1.призрак рода(мышление о мире по аналогии с чел-кой природой);2.призрак пещеры-это заблуждениепричины-воспитание, беседы с др-ми людьми;3.призрак площади(рынка)-проистекает из особенности жизни людей от привычки польз-ся стереотипными мнениями или представлениями;4.призраки театра-вера вавторитеты, ложные теории, ф-кие учения, «истина это дочь времени, а не авторитета». Призрак – искаженный образ или заблуждения. «Очистить разум от призраков-следует выбрать истинный метод познания». Работа «Новый Огранон наук» из нее следует 3метода:1.путь паука-выводит истины из разума;2.путь муравья-собирает факты, но не умеет их обобщать(образ узкого эмирика),этот путь ведет к 3.путь пчелы-объединяет деятельность рационалиста и эмпирика,т.е.сбор фактов и их умственная переработка.Ф.Б, считаел, что путь истинного познания-это индукция, признает и необход-сть дедуктивного метода, но считает, что дед-й метод д.б.подчинен индукции. Идеи Ф.Б выразили дух современного естествознания.
Последователи Ф.Б: Т Гоббс-систематизатор и последователь, явл-ся родонач-ком сенсуализма с Д.Локком; сенсус-чувства(лат.), чувствит-е понятие мира.
Т Гоббс-познание нач-ся с созерцания, а мышление-это сложение и вычитание того,что дано в наших ощущениях,т.е.все наши понятия поражения не мышлением,а нашими орган-ми чувств. Основные произведения – «Философские элементы учения о гражданине» и «Левиафан». Главным научным интересом Гоббса была проблема государства, законности, мира и порядка. Он пытался объявить государство, право не на основании церковных догматов, а вывести на основании природы человека, рассматриваемого как часть мира природы. В 17 в. воззрение Гоббса были прогрессивные. Он уничтожил теистические предрассудки бэконовского материализма. В его теории общества и государства содержались зародыши материалистического понимания социальных явлений
Д.Локк(1672--1704)-теоретик сенсуализма, материалист, развил теорию материалистического эмпиризма. Единственный источник всех идей --- опыт.Работа «Опыт о человеческом разуме»-«нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах», т.к. он разраб-л идею о наших чувственных восприятие мира и отмечает, что благодаря ощущению в нашей душе, появл-ся образы самих предметов и они делятся на первичные и вторичные, т.е.восприятие и воздействие розы на объект(вкус и запах).Первичное качество: -очертание, объем, плотность-адекватные качества реального мира; Вторичные качества-вкус, цвет, запах,возник-ют в предметах в результ-те контакта с ним, поэтому они неадекватны к самим вещам, а сущест-ют то-ко в чел.душе(т.е. это развитие идейФ.Б. о призраках)
Государство -- его цель есть сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Три права: на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. Разделении властей 1) законодательная;2) исполнительная;3) союзная = федеративная = судебная.
16. Субъективный идеализм Джорджа Беркли и агностицизм Дэйвида Юма.
17 век – эпоха Нового времени. Философия начинает развиваться в тесном контакте с наукой, а наука становится системой исследования природы, кот. основывается на эксперименте, наблюдениях и математических методах. В результате стали господствовать метафизическое (выражается в сведение сложных закономерностей к простым, сведение целого к сумме частей и к отрицанию качественного своеобразия в законах природы) и механистическое (стремление объяснить движение и взаимосвязь объектов исходя из законов классической механики) мировоззрения. В эту эпоху преобладает гносеологическая проблематика философии и происходит поиск методов научного познания мира, в рез-те складываются два методологических подхода: эмпиризм (направление философской мысли, кот. ориентируется на опыт и естествознание, в кот. источником знания считают эксперимент) и рационализм (ориентировано на математику и рассматривает разум как источник знания и высший критерий мудрости). Английский эмпиризм существовал в субъективной идеалистической традиции. Философы Беркли и Юма признают единственным источником наших знаний чувственный опыт, но обращают внимание на активность самого познающего субъекта, они так же отрицают материю как конечный источник наших ощущений. Джорж Беркли (1684 - 1753) - ирландец, епископ, борец против просвещения. Издал «Трактат о началах челов. знания», «Три разговора между Гиласом и Филонусом». Ощущения единственная воспринимаемая чел. реальность. Критикует понятие материи: «материя – величайшая бессмыслица, кот. выдумали философы для оправдания своих безбожных построений. Это фикция ума, за кот. нет никакой реальности». По Б., в основе понятия о мат. (и о пространстве) лежит допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но у нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи. Вещи – это комбинации наших ощущений, поэтому существование для вещи – быть воспринимаемой: «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее, следовательно она реальна». Для доказательства своих идей он переходит от субъективного к объективному идеализму и заявляет, что все вещи существуют как идеи в уме Бога. Б. пытается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один. Вещь, кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир. Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений.
Давид Юм. (1711 - 1776) - скептик, агностик. Издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и политические”. Критиковал не только материализм, но и религию, он утверждал, что и понятие материи и души являются иллюзией и собственно философия не должна заниматься поиском, ее цель быть руководством для практической жизни и изучать факты, кот. не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Опыт – поток впечатлений, основанный на неизвестных и непостижимых причинах. Поэтому его идею называют агностицизм, т.к. он оставляет открытым и неразрешенным вопрос о существование материи, объективности мира и возможности его познания. «Человек знает только свои ощущения, а если за ним предмет – сказать нельзя. Поэтому все понятия являются фикциями». По Юму наш ум формирует причинно-следственные связи, а в реальности их нет, или они неизвестны, поэтому в житейской практике они опираются или на веру или на привычку. Люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето). Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем. Это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.
17. Рационализм в философии Нового времени
17 век – эпоха Нового времени. Философия начинает развиваться в тесном контакте с наукой, а наука становится системой исследования природы, кот. основывается на эксперименте, наблюдениях и математических методах. В результате стали господствовать метафизическое (выражается в сведение сложных закономерностей к простым, сведение целого к сумме частей и к отрицанию качественного своеобразия в законах природы) и механистическое (стремление объяснить движение и взаимосвязь объектов исходя из законов классической механики) мировоззрения. В эту эпоху преобладает гносеологическая проблематика философии и происходит поиск методов научного познания мира, в рез-те складываются два методологических подхода: эмпиризм (направление философской мысли, кот. ориентируется на опыт и естествознание, в кот. источником знания считают эксперимент) и рационализм (ориентировано на математику и рассматривает разум как источник знания и высший критерий мудрости). Рационалисты особое значение придавали математическим методам исследований, дедуктивному и методу интеллект. интуиции. Рационализм существует в 3-ех разновидностяхв зависимости от понимания субстанциональной основы мироздания: дуалистический (Декарт), монистический (Спиноза) и плюралистический (Лейбниц).
Рене Декарт (1596-1650), физик, математик. Философия Д. стремится к освобождению от схоластики. Исповедовал идеи деизма – представление о Боге как перводвигателе Вселенной, кот. создает мир, но не участвует в его работе. Выдвигает идею о двух параллельно сущ. субстанциях мыслящей и протяженной, т.е. духа и материи. Они являются продуктом деятельности Бога и только в человеке они могут соединиться, т.к. человек в состояние познать и Бога и мир, т.е. материальное и духовное. В рассуждение о методах мышления он говорит о 4-ех правилах рационального исследования: 1) начинать необходимо с несомненного и самоочевидного; 2) необходимо разделять проблему на столько частей, сколько необходимо для ее решения; 3) начинать с простого; 4) перепроверять правильность умозаключений. В рез-те возникает универсальная наука, сравнимая с деревом: корни – метафизика (философия), ветви – конкретные науки. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Декарт - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: «Я мыслю, следовательно, Я существую. Наше сомнение является основой для констатации нашего существования».
Бенедикт Спиноза (1632 - 1677). Критиковал Декарта. Представляет монизм в форме пантеизма, т.е. отождествляет Бога и природу. С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет Бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы. Признавал единую субстанцию протяженную и мыслящую Природа-Бог и утверждал, что она несотворима, неуничтожима и является причиной самой себя. Если бы субстанций было больше, то они бы ограничивали др. др. Наряду с творящей субстанцией сущ. модусы, т.е. единичные вещи - сотворенная природа. В ней появляются понятия число, время и мера, неприменимые к субстанции, кот. безгранична, не время, а вечность. Человек лишь звено в цепи: причина-следствие, поэтому нет никакой свободы ни у мира, ни у человека. Но в отличие от окр. мира у чел. есть разум, кот. он понимает абсолют. необходимостью. Свобода – познанная необходимость.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716), математик, физик, историк, правовед, экономист, политик, археолог. Старался соединить теорию с практикой. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Признавал множество субстанций – монад (единиц), описал их в труде «Монадология»: «Монада похожа на атом Демокрита, но не имеет материальной формы. Монада неделимое духовно-душевное образование – спиритуальная сущность». Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада создает умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. Они не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием. Каждая монада одновременно - форма и материя. Они независимы друг от друга. В природе все нах. в развитии. Отрицает возм скачков или разрывов в развитии. Л. выстраивает иерархию монад – единая лестница живых существ. На низшей ступени стоят монады неорганической природы – голые монады, затем растительной природы, монады души (животной природы), монады духи, кот. обладают разумом и верховная монада Бог. Бог действует по принципу предустановления гармонии, поэтому все в мире целесообразно и совершенно.
18 Французская философия XVIII века
В этот период обостряются противоречий между зарождающимся капитализмом, буржуазными отношениями и феодальной системой. Развитие буржуазного способа производства и торговли стимулировали развитие математики, естественных наук.
В сознание проникли идеи философского материализма. Этому явлению противостоял силы католицизма. До буржуазной революции 1789г. во Франции возникло движение, известное под названием Просвещение. Основоположниками французского Просвещения явились Вольтер и Монтескье.
Философским основанием французского Просвещения было материалистическое понимание природы и места человека в ней, противопоставленное теологии и идеалистической "метафизике».В лоне французского Просвещения произошло эпохальное изменение социальной ориентированности новоевропейского материализма, английские основоположники которого (Ф.Бэкон, Т.Гоббс) были сторонниками королевского абсолютизма, роялистами, идеологами аристократии. Во Франции XVIII века материализм был преобразован так, что стал служить обоснованию решительной борьбы с феодализмом, и "его революционный характер вскоре выступил наружу": "французские материалисты отнюдь не ограничивались в своей критике областью религии: они критиковали каждое политическое учреждение своего времени". Видными деятелями французской философии 18в. были: Жюльен Ламетри, Поль Анри Гольбах, Д. Дидро, Клод Гельвеций и др
Вольтер Франсуа Мари Аруэ просветитель XVIII в., писатель, философ. Вольтер принадлежит к числу мыслителей, которые своей острой критикой церкви и феодальных порядков осуществляли идеологическую подготовку французской буржуазной революции конца XVIII в. В философии Вольтер был последователем Локка. Вольтер считал, что опыт - источник познания, однако он не дошел до материализма - остался умеренным агностиком и деистом. Существование бога он стремился доказать рационалистически, в противовес религиозно-мистическому учению об откровении. Бытие бога, по Вольтеру, доказывается стройностью мироздания. Вольтер настаивает на практической "пользе" религии: бог нужен как узда для "простого народа", как гарантия "порядка". Основные философские произведения Вольтера: "Философские письма", "Основы философии Ньютона", "Философский словарь", "Кандид".
Гельвеций Клод Адриан- представитель французского материализма и атеизма XVIII в. и один из идейных предшественников деятелей буржуазной революции во Франции. Гельвеций открыто признает реально существующими только материальные предметы; возникающие в человеческой голове представления и понятия он рассматривает как вторичные по отношению к материальной действительности. Выступая в качестве воинствующего атеиста, он объясняет веру в бога результатом невежества одних и сознательного обмана других.
Гольбах Поль Анри - один из главных представителей французского материализма и атеизма XVIII в., идеолог французской революционной буржуазии, участник "Энциклопедии", автор знаменитой книги "Система природы". Гольбах определяет природу как причину всего сущего. Материя, по Гольбаху, - это объективная реальность, воздействующая на органы чувств человека. Серьезной заслугой Гольбаха является признание им движения как неотъемлемого атрибута материи. К человеческому обществу Гольбах приходит с позиций идеализма, буржуазного просветительства.
Дидро Дени - просветитель, философ- материалист, крупнейший идеолог революционной буржуазии XVIII в., основатель и редактор "Энциклопедии". Дидро признает объективное существование материи; материя вечна, ей присуще движение. Абсолютный покой, согласно Дидро, - абстракция, его нет в природе. Дидро - атеист. Он решительно отрицал существование бога и критиковал философский идеализм и религиозные догматы о бессмертии души, свободе воли и т.д. Отвергая философскую мораль, Дидро в основу нравственного поведения людей положил стремление людей к счастью. Он проповедовал разумное сочетание личных и общественных интересов. Материалистически объясняя природу, Дидро, однако, остался идеалистом в области природы. Характер общественного строя он, как и другие французские материалисты XVIII века, ставил в зависимость от политической организации общества, которая с его точки зрения возникает из существующего законодательства и, в конечном счете, из господствующих в обществе идей. Свои надежды на разумное устройство общества он связывал с проявлением просвещенного государя. Главные его произведения: "Мысли к объяснению природы", "Племянник Рамо", "Разговор Даламбера и Дидро", "Сон Даламбера" и другие.
Ламетри Жюльен Оффрэ - философ- материалист, сыгравший наряду с другими материалистами и просветителями значительную роль в идейной подготовке французской буржуазной революции конца XVIII в. По профессии Ламетри был врачом. В своих материалистических взглядах он опирался на естествознание. Как и другие французские материалисты, Ламетри развивал физику Декарта и сенсуализм Локка. Под душой он понимал способность человека чувствовать и мыслить; чувства являются надежным руководителем в повседневной жизни. В понимании общественных явлений Ламетри был идеалистом; полагал, что общественная жизнь определяется интересами людей, интересы же людей зависят от господствующих в обществе идей.
Монтескье Шарль Луи - социолог, выразитель политических настроений французской буржуазии середины XVIII столетия. Монтескье был одним из основоположников "географического направления в социологии". Нравственный облик народа, характер его законов и образ правления обусловлены, по Монтескье, климатом, почвой, размером территории, на которой он живет. Нет, таким образом, абсолютного, разумного государственного строя, религии, законов и нравов.
Руссо Жан Жак - просветитель, демократ, идеолог мелкой буржуазии, один из идейных предшественников якобинцев. В философских взглядах - деист. Наряду с существованием бога признавал также существование бессмертной души. В духе дуализма Руссо учил о материи и духе как двух извечно существующих начала. Материю Руссо считал пассивной и мертвой. В теории познания Руссо стоял на позиции сенсуализма, выводя все знания из ощущений. Вместе с тем Руссо признавал врожденность нравственных идей. В работе "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства среди людей' (1754) Руссо выступил с резкой критикой феодально-сословных отношений и объявил причиной неравенства появление и развитие частной собственности. Вместе с тем Руссо предлагал не уничтожение частной собственности как таковой, а замену крупной собственности мелкой собственностью. Руссо идеализировал первобытный строй, отрицал учение Гоббса о том, что в первобытном обществе происходит война всех против всех. Руссо утверждал, что в "естественном состоянии" все люди были равны и не знали социального гнета, нищеты и несправедливости. В своем главном труде "Общественный договор" Руссо развил мысль о создании государства в результате соглашения между людьми и признал за народом право на государственную власть. В противоположность Гоббсу, который в своей теории общественного договора оправдывал абсолютистское, монархическое государство, Руссо высказывался за государство, обеспечивающее буржуазно- демократические права. В этом огромное преимущество Руссо перед идеологами современной буржуазии, которая выбросила за борт знамя буржуазно- демократических свобод. Вместе с тем идеальное государство Руссо было всего лишь идеализированным царством буржуазии. В работе "Эмиль, или о воспитании" Руссо резко критиковал старую феодально-сословную систему воспитания и требовал, чтобы целью воспитания была подготовка активных граждан, уважающих труд. При всей относительной прогрессивности социологических взглядов Руссо они были также идеалистичны, как и взгляды других буржуазных просветителей XVIII века. Руссо выводил государство из сознательных намерений людей, не понимал классовой сущности государства, приписывал решающее значение в обществе правовым и моральным взглядам.
19. Философия России XVIII века. Русская философия XIХ века
Русская философия долгое время воспринималась как литературное творчество.
Противопоставление Лосева А.Ф.:
Западная 1) рационализм – культ разума 2) монизм – вера в ничто, культ механицизма 3) имперсонализм – обезличивание, овеществление человека | Русская 1) куль логоса – метафизическое и божественное начало 2) вера в существование Бога, вера в постижение иррациональных и тайных глубин космоса 3)персонализм – исследование конкретного живого чел. разума, личность первичная творческая реальность и высшая духовная ценность, а окр. мир проявление творческой активности верховной личности, т.е. Бога |
Ломоносов (1711-1765). Отделил науку от религии, однако признавал сущ. Бога, как архитектора мира (деизм). Борьба против идеализма. Главное внимание вопросам исследования природы и движения. Естествоиспытателям не следует пренебрегать теоретическими обобщениями и философскими выводами. Философами доказано, что ничего не пр