С 20 по 25 мая 1184 г. под покровительством Фридрих I Барбароссы около Майнца прошёл грандиозный рыцарский турнир.
Тон на нём впервые задавали миннезингеры.
Именно тогда над ними зажёгся ореол почитания и любви.
Немецкую поэзию ожидал небывалый подъём.
Миф говорит: Барбаросса не утонул в реке Селив, а уснул в потаённой пещере – его рыжая борода продолжает расти. Впечатляет! И сказочно, и поэтично.
Гений Фридриха II Гогенштауфена имел для своего развития прекрасные предпосылки.
II. ЕРЕТИК ИЛИ ФАНАТИК?
В сонете можно увидеть предвосхищение знаменитой гегелевской триады.
Тезис – антитезис – синтез!
Этим великим алгоритмом и впрямь зачастую направляется похожее на чудо самостановление сонета. Выросший на диалогической основе, он воистину диалектичен – и это ему имманентно, получается спонтанно, идёт изнутри.
Контрасты – коллизии – противоречия: это естественно для сонета.
Организующей пружиной στέφανοσ нередко является антиномия.
В эпоху Фридриха II Гогенштауфена этого понятия ещё не существовало. Но сам феномен был известен с древних времён. Философия говорила о нём в иных терминах.
Мир-антиномия!
Эпоха-антиномия!
Судьба-антиномия!
Это законные сопряжения смыслов. Бытие без антиномических напряжений давно бы схлынуло в небытие.
О Фридрихе II Гогенштауфене мы вправе сказать так: он был персонификацией четвёртой антиномии И. Канта – колебался между приятием Бога и отрицанием его.
Быть может, нет более резкого перепада смыслов, чем этот: в тезисе мы видим Фридриха II Гогенштауфена как еретика, который трижды отлучался от церкви – в антитезисе перед нами предстаёт фанатик, первым предложивший сжигать вероотступников на костре.
Помните Иоахима Флорского (1132 – 1202)?
Того, который дал ошеломительное истолкование догмата Святой Троицы, отождествив её ипостаси с вехами исторического процесса?
Это был носитель эсхатологического сознания.
Когда Генрих VI спросил его о будущем новорождённого наследника, то получил такой ответ: «О, король! Мальчик твой разрушитель и сын погибели. Увы, Господи! Он разорит землю и будет угнетать святых Всевышнего».
Могло ли это пророчество исподволь повлиять на судьбу Фридриха II Гогенштауфена?
Палермо – и Рим: между ними выросла пропасть.
В Ватикане были убеждены: автором скандального памфлета «Три обманщика» – имеются в виду основатели мировых авраамических религий Моисей, Христос и Мухаммад – является не кто иной как сам император Священной Римской империи. Он же король Сицилии – Фридрих II Гогенштауфен.
Ничего себе инвектива!
И ведь в чей адрес?
Тем не менее – в пику тяжким обвинениям – история имеет ошеломительный контрдовод: именно Фридрих II Гогенштауфен – он самый – пятнадцать лет имел под своей рукой то, что оружием хотели взять воинственные рыцари.
Весь Иерусалим – кроме Храмовой горы; дорога от Яффы до Святого Города; бесконечно дорогие для христианского сознания Назарет и Вифлеем – всё это спокойно и мирно перешло во владения Священной Римской империи.
Это было: не встречая сопротивления, Фридрих II Гогенштауфен вступает в Иерусалим – входит в храм Воскресения Христова – самолично, без участия Папы возлагает на себя корону.
Среди мозаик Палермо мы можем встретить схожий сюжет. В греческой церкви Марторана из смальты выложено изображение деда нашего героя, Рожера II – его коронацию осуществляет Спаситель.
Что изменилось?
Есть такое понятие: гогенштауфенский ренессанс.
Изменение, которое мы фиксируем – типично ренессансное: человек присваивает себе божественные функции. Для мировоззрения Фридриха II Гогенштауфена характерен возрожденческий антропоцентризм.
Почему король Сицилии так легко стал ещё и королём Иерусалима?
Не последнюю роль тут сыграло полиглотство Фридриха II Гогенштауфена. Среди девяти языков, которыми он свободно владел, был и арабский. Забегая вперёд, скажем о том, что король считал себя перипатетиком. Аристотеля он читал по-арабски.
В определённом смысле Фридрих II Гогенштауфен являлся семитофилом. В его кругу доминировали арабские и еврейские интеллектуалы.
Абсолютная веротерпимость!
Возможно, Фридрих II Гогенштауфен – самый толерантный властитель в истории человечества.
Тесная дружба связывала короля Сицилии и султана Египта.
Власть Малик аль-Камиля тогда номинально распространялась и на Святую землю. Однако реальное влияние там имели его младшие братья – под их твёрдым началом находилась Сирия. Велись такие переговоры: Фридрих II Гогенштауфен оказывает султану поддержку в тяжбе с братьями – Малик аль-Камиль, в перспективе стать властелином Сирии, передаёт ему Иерусалим.
Вот какое письмо получили в Каире из Сицилии: «В конце концов, разве Иерусалим не является колыбелью христианской веры? Разве вы не повредили его? Теперь он в упадке и в полной нищете. Поэтому, пожалуйста, передай Мне его, дабы Я мог высоко поднять голову среди королей Запада! Сразу отказываюсь от всех выгод, которые Я мог бы извлечь из этого».