Созвучие мотивов: очерк духовной науки
Новалис оказывается для нас в исключительном смысле инспиративным духом. У него все звуки, все математические колебания дышат, все пронизано музыкальностью. Мир гармонии сфер, земной ритм мы должны считать его прародиной, в то время как у Гете это мир имагинативный, который формируется в подвижных, живых, пластических формах природы. Новалис: "О всеобщем языке музыки. Дух становится свободным, неясно возбужденным - это делает его таким по-отечески знакомым - он на короткое мгновение оказывается на своей индийской родине. Все: любовь и добро, будущее и прошедшее проявляются в нем с надеждой и тоской". (37) Там, где Новалис подступает к имагинативным образам, нечто спускается сверху, из царства инспирации, а не поднимается из оболочек чувственного восприятия, как у Гете.
Обращаясь к истории развития его произведений, можно заметить доказательства этому, проследив путь от "Учеников в Саисе" до более позднего романа "Генрих фон Офтердинген". В "Учениках в Саисе" преобладает элемент беседы. Мы имеем дело с поэтически-философским языком мыслей. Образная часть сравнительно невелика, за исключением вставной сказки. Инспирированный подход влечет за собой целое. В "Генрихе фон Офтердингене" образная часть несравненно больше, что дает возможность поэту глубже постичь чувственно-явленное и совершить дополнительное художественное преобразование. То, что это находится в области формирования его собственных намерений, прослеживается в его более поздних высказываниях об "Учениках в Саисе". Он думал полностью переработать этот фрагмент в стиле символически-имагинативного рассказа - "истинного образного романа о природе". (38)
Мы видим, что философ - романтик полностью учитывал подход современного сознания к свободе; в его произведениях отображен очерк духовно - научного понятия инспирации. Для того, чтобы это проследить, были рассмотрены три аспекта. От понятия ритма и его значения для человеческой конституции через ритмизирование самого процесса познания до художественно - изящного изображения ритмического мира сфер в "Сказке" Клингзора. Затем, во второй части, от загадочного места "Гекзаметра в великом" через философское различие между имагинацией и инспирацией до поисков обоих способов познания в романе. И, наконец, в третьей части, от вопроса Я - содержания в собственной деятельности через описание инспирирующего духовного разговора до восхождения внутреннего слова в монастырском видении юного Генриха.
В заключение я хочу привести одно место из цикла Рудольфа Штайнера "Границы познания природы". Оно содержит необходимый нам мотив и своим ключевым словом указывает на задачу ритми-зирования познания дыхания "новой" йоги, как это представлялось основателю новой духовной страны Новалису, и что является единственно соразмерным душе сознательной. "Философия йоги восходит к регулируемому вдоху и выдоху и таким образом охватывает в человеке вечное. Западный человек должен иметь ясное представление о душевном переживании восприятия и мышления. Он должен объединить во внутреннем переживании то, что абстрактно и формально соединяется в целое лишь в покое./.../ Он может внутренне, духовно - душевным образом пережить то, что физически происходит при вдохе и выдохе. /.../ Свою духовную жизнь можно сделать подвижной при переживании маятника, ритма, беспрестанной вибрации друг в друге восприятия и мышления. Как у восточного человека при вдохе и выдохе развивается его высшая дейст-вительность, так западный человек развивает в себе подвижный процесс модифицированного вдоха в восприятии, модифицированного выдоха в чистом мышлении /.../ - в известной степени душевно -духовное дыхание вместо физического дыхания в философии йоги. Благодаря этому ритмическому биению, благодаря ритмическому дыханию в восприятии и мышлении человек постепенно проникает в настоящую духовную действительность, в имагинацию и инспирацию. /.../"(39)
Библиография
1.Ф.Родер "Голубой цветок и новое ясновидение. Новалис - путь к имагинации" - "Дас Гетеанум" №№13-14/2001
2.Г.Хорниг, статья "Инспирация", в кн: "Исторический словарь философии", изд. Риттера, Дармштадт,1976
3.См. Новалис. Сочинения в 3 тт. Изд. Самуэль, Дармштадт, 1968, а также Новалис. "Генрих фон Оффтердиген". Фрагменты. Ученики в Саисе, СПб. 1995
4.См. Новалис, т. З, стр. 612
5.См. В.Хернер "Время и ритм. Законы порядка Земли и человека" Штутгарт, 1978
6.Г.Хильдебрандт "Переживание времени и временной организации человека" в кн: "Что есть время?" Г.Кнабе, Штутгарт, 1993
7.там же, стр. 174 Указание на музыкальное лишь на первый взгляд кажется притянутым за уши. Из истории музыки издавна известно, что музыкальные ритмы (длительность такта и ударение) - "считываются" с сердечного ритма и соответст-венно ритма дыхания.
8.Новапис, т.З, стр.63
9.Новалис, т.З, стр.58
10.Новалис, т.З, стр.40
11.Новалис, т.З, стр,301
12.Новалис, т.З, стр.456 Исключительная важность аспекта времени при преобразовании обычного сознания основательно раскрывается в кн. Ф. Родера "Становление человека. Магический идеализм в произведениях Новалиса", Штутгарт, 1997, стр.270 Интересно, что современные исследования физиологических явлений, сопровождающих медитацию, в качестве документиро-ванного главного результата выявляют замедление нервных процессов. Вместо аритмичных бета-волн, которые соответствуют открытому чувствам бодрственному состоянию, в мозгу возникают, усиливаясь, альфа-волны. Они колеблются немного быстрее, чем бета-волны, и обнаруживаются обычно в состоянии сна, таким образом возникает состояние, благодаря которому ритмически-музыкальное обновляет человека во всех его жизненных функциях каждую ночь. Точка зрения Новалиса основывается на внутреннем наблюдении познания в прорыве от состояния бодрствования к состоянию грезы (и, соответственно, сна) при образовании творчески-гениальных мыслей. Ср. Также К.Энгель "Медитация: История, систематизация, исследование, теория", Франкфурт/ М, 1995, стр.180
13.Новалис, т.З, стр.309
14.Фрагмент из наследия одного физика. Цит. По X. Кайзер "Прежде ангелы пели. Гармония мира в зеркале всех времен и народов", Базель, 1953, стр. 91 Также Дж.Годвин "Музыка, мистика и магия", Лондон, 1987 Наряду с древними источни-ками Годвин обращается также к 20-му столетию и особенно вкладу Р. Штайнера в освещении вопроса гармонии сфер. Он свидетельствует, что многие сообщенные идеи смогли быть поняты лишь благодаря его высказываниям о духовных взаимосвязях.
15.Новалис, т.1, стр.340
16.Новалис, т.1, стр. 292. О космологически-спиритуальном аспекте броска меча, см. Х.Рамм "Вооружение Михаила в наш век. К космологии в "Сказке" Новалиса" "Дас Гетеанум", №14/2001
17. т.3 стр. 308
18. Ср.Ханс Эрхард Пауэр "Мировое Слово и язык человека", Дорнах, 1972. О значении гекзаметра для греческого языка и иначе понимаемом отношении к немецкому языку см. Ханс Пауль Фихтер "Лирика. Основы практической поэтики", Штутгарт, 1995
Поэтический пример взят из "Ахиллеса" И.В.Гете. Это произведение появилось вскоре после смерти Новалиса. Свое утверждение Новалис основывал на эпосе Гете "Герман и Доротея", написанном в гекзаметре (см. т. 4, стр. 243; т. 2, стр. 466). Нельзя исключить того, что его высказывание о гекзаметре не возникло под влиянием того, что находилось перед его внутренним слухом от впечатления, произведенного поэзией Гете.
У Гарденберга (Новалиса) был собственный опыт общения с этим поэтическим размером в его многочисленных лирических произведениях юности, например, благодаря попыткам переводов из "Одиссеи" Гомера (см. т.4, стр. 509)
19. Рудольф Штайнер "Становление человека, Мировая Душа и Мировой Дух", 28 июня 1921 (GA 205). О дальнейших математических деталях этой аналогии между жизнью человека и жизнью мира см. Хёрнер "Время и ритм" (ср. также 5) стр. 284
20. Герман Пауль "Немецкий словарь", Тюбинген, 1992
21. Рудольф Штайнер "Перспективы развития человечества", лекция 3 апреля 1921 (GA 204)
22. т. 2, стр. 562
23. Рудольф Штайнер "Границы познания природы", лекции 2 и 3 октября 1920 (GA 322)
Как это свойственно Новалису, он дал определение понятия символа, который характеризует его художественный метод. Символический предмет не указан через абстрактное значение, но "символ самого себя" есть непосредственное выражение духовной действительности (т.2, стр. 562)
24. См. т.2, стр.104-296. Гарденберг сравнивает себя со своим братом в "Упражнениях моих сил мышления" (т. 4 стр.159)
25. GA 322 (см. 23) 29 сентября 1920. Ср. также с лекцией 3 октября 1920. Фрагмент гимна о сущности математического находится в т. З, стр.593 Очевидно, что отношение Новалиса к математике непосредственно относится к исследуемой здесь теме. Это требует отдельного рассмотрения
26. См. журнал Das Goetheanum №14/2001
27. т.1, стр. 196 Рудольф Штайнер "О сущности музыкального", лекция 10 ноября 1906 (GA 283)
28. См. т.1 стр.321
29. т.2, стр.427 с/с Новалиса
30. т. 2, стр. 529
31. т.2, стр.529; т. З, стр. 428; т. 2, стр.535
32. т.2, стр.611
33. Рудольф Штайнер. "Тайна порога", лекция 24 августа 1913г. (GA 147) Подробно путь ученичества описан в книге Р.Штайнера "Ступени высшего познания".
34. т. 1, стр. 195 (На русском языке "Генрих фон Офтердинген", изд. "Евразия", стр.11 перевод Венгеровой)
35. т. 1,стр. 252 (см. 34, стр. 60)
36. Рудольф Штайнер. "Ступени высшего познания" (GA 12)
37. т.З, стр. 283
38. т.4, стр.323 Письмо Ф. Шлегелю от 23.01.1800
39. GA 322, стр. 124