Атлас «Приливов и течений Северного и Ирландского морей»
1) Характер и величина приливов
-11:55 время наступления ПВ после кульминации Луны в Гринвиче
2) Характер течений
-приливоотливные течения при средне астрономических условиях в слое
0-10м.—1,2узл.- 550.
-наибольшая скорость суммарных течений 2,9узл.
3) Повышение среднего уровня над нулем глубин и непериодические течения
-наиболее вероятная не периодичность течения в слое 0-10м. 0,1узл.-560
Таблица 2.5
Направление | Скорость, узл. | Часы | |
В сиз. | В квадрат. | ||
2250 | 1,6 | 0,8 | 5 до ПВ |
1,9 | 0,9 | ||
1,7 | 0,7 | ||
1,1 | 0,3 | ||
Q | - | - | |
0,8 | 0,5 | ПВ в «И» | |
1,5 | 0,8 | ||
1,9 | 0,9 | ||
1,8 | 0,8 | ||
1,2 | 0,5 | ||
Q | - | - | |
0,8 | 0,3 | 5 1/4 посл ПВ |
Раздел 3. Обеспечение навигационной безопасности в процессе плавания и промысла.
3.1. Анализ контроля за работой компасов и лага.
Как таковой контроль за работой компаса – это своевременное и регулярное определение поправки.
ΔК = ИК - КК
где ИК – истинный курс или пеленг;
КК – компасный курс или пеленг.
СКП поправки определяется общей формулой:
,
где mин, mкн – СКП истинного и компасного курсов(пеленгов) соответственно.
Процедура определения поправки компаса при стоянке в порту у причала.
1. Выбрать такой ориентир, чтобы расстояние от него в милях было больше или равно 300 длин судна.
2. Соединить на карте крупного масштаба точно определённое место судна и место пеленгуемого предмета; снять с карты ИП этого направления.
3.Измерять серию (3-5) КП через каждые 20-30 мин в течение 1,5 или 3 часов; найти поправку компаса;
4.Вывести окончательное значение поправки компаса по нескольким ориентирам как среднее из полученных значений.
Процедура определение поправки компаса при следовании вблизи берегов.
1.На малом ходу пересечь створ или веер створов; в момент пересечения створа взять компасный пеленг по компасу;
2. Измерять серию (3-5) КП через каждые 20-30 мин в течение 1,5 или 3 часов; найти поправку компаса
3. Найти поправку компаса как разность истинного и компасного пеленгов створов как среднее из полученных значений.
А также можно определит поправку компаса по удаленному ориентиру.
В открытом море поправка компаса находится только по небесным светилам.
При этом применяются следующие способы определения поправки компаса: метод моментов, метод высот, комбинированный способ, по полярной звезде (DК=до20), по восходу и заходу Солнца.
Плюс как вариант – сличение показаний компаса с другим компасом.
Для осуществления контроля за лагом , необходимо также как и для компаса своевременно и регулярно производить проверки поправки лага.
Лаги, как и любые другие приборы, не могут давать абсолютно точные показания, они требуют периодической выверки и регулировки. Та часть ошибки в показаниях лага, которая не может быть скомпенсирована, определяется и затем учитывается как поправка лага.
Поправкой лага называется величина, равная относительной ошибке, выраженной в процентах и взятой с обратным знаком.
ΔЛ = (Sл/РОЛ – 1)*100%
В одном из способов берется эталонное расстояние. Расстояние между точками определения места судна обозначается створами(или пеленгами заранее удобно выбранными объектами). Линия пробега выбирается так, чтобы течение было попутным или встречным, а курсы корабля были безопасны в навигационном отношении. На каждом пробеге после набора судном заданной скорости производят две серии измерений (обсерваций): одну – на начальном участке пробега, другую – на конечном, с точным фиксированием их моментов. При автоматическом режиме измерения расстояний и соответствующих им моментов времени производится 5-7 измерений в серии с интервалом 15-20 секунд. При дискретном неавтоматическом режиме измерений очередные измерения в серии производятся через равные интервалы времени, не превышающие 30 с, которые фиксируются по хронометру или секундомером. Эталонные расстояния между первой (второй, третьей и т. д.) обсервацией начальной серии и первой (второй, третьей и т. д.) обсервацией конечной серии на пробеге снимают с планшета крупного масштаба.
При углах сноса более 20 частные скорости на пробеге рассчитывают по проекциям на линию истинного курса. Средняя квадратическая погрешность определения эталонного расстояния рассчитывается по формуле:
,
где m0 – СКП обсервации;
mгр – СКП графических построений на планшете.
Счисление пути судна с оценкой точности.
08.00 ОЛ=30,0 φ=590 45,71 N λ=26053,61 E. Следуем ГКК=2500, ΔГК=0,0.Скорость судна
10 узлов. Ветра и течения нет.
08.55 ОЛ=39,6 φ=59042,41 N λ=26048,91 E. Легли на курс ГКК=272,00, ΔГК=0,0; Кл=1,02.
Sc=РОЛ*Кл=(39,6-30)*1,02=9,8 мили. Начали учитывать дрейф 30 пр.б.
ИК=ГКК=Пуα - α=275 - 3 = 2720.
09.44 ОЛ=47,8 φ=59043,11 N λ=26032,81 E. Следуем прежним курсом. Sc = РОЛ*Кл =
(47,8-39,6)*1,02=8,4 мили. Дрейф прежний.
ОЛ=57,1 φ=59043,81 N λ=26025,21 E. Легли на курс ГКК=281,00, ΔГК=0,0; Кл=1,02.
Sc=РОЛ*Кл=(57,1-47,8)*1,02=9,5 мили. Дрейф прежний. Начали учитывать течение
00 со скоростью 2 узла.
11.50 ОЛ=68,7 φ=59046,21 N λ=250 52,71 E. Следуем прежним курсом. Sc=РОЛ*Кл=(68,7-
57,1)*1,02=11,8 мили. Дрейф и течение прежние.
Оценку точности см. п 2.3.
3.3. Точность измерения визуальных навигационных параметров.
Навигационный параметр – это геометрические величины измеренные непосредственно или полученные косвенным путем для определения места судна. К наиболее частым относят: пеленг, дистанцию, горизонтальные и вертикальные углы, высоту светил, радионавигационные параметры, и т.д.
Подготовка к наблюдениям заключается в:
- изучении района где проводится наблюдение;
- правильный выбор объектов наблюдения и их количества для обеспечения наиболее точного определения места судна по средствам выбранного метода наблюдения
- подборе и обеспечения всего необходимого для проведения того или иного метода наблюдения
- умения качественного использования выбранного метода.
В подготовке к наблюдениям также важную роль можно отвести своевременным и систематическим выверкам тех приборов которые будут использованы в соответствующих наблюдениях.
В частности:
1) Девиация магнитного компаса определяется не реже одного раза в год. Остаточная девиация у главного магнитного компаса не должна превышать ±30, а у путевого ±50.
2) Постоянная поправка гирокомпаса определяется перед каждым выходом в рейс, а также после длительной стоянки судна, смены гиросферы или поддерживающей жидкости в основном
приборе и ремонта периферийных приборов, после выявления изменения поправки периодически во время плавания судна. Стабильность поправки гирокомпаса следует систематически контролировать при плавании постоянными курсом и скоростью по пеленгам створов и небесных светил, при определении места по трем пеленгам и по сличению показаний гирокомпаса и магнитного компаса.
3) Расхождения показаний во времени между курсограммой и судовыми часами не должны превышать 10 мин (одного деления курсограммы) за вахту. Часы и лента курсографа (если в приборе есть часы) согласовываются один раз в сутки.
4) Поправка лага определяется на основных режимах хода с точностью до 0,5% на мерной линии, специальном полигоне или при необходимости — по расстояниям между высокоточными обсервациями. Стабильность поправки лага необходимо контролировать во время плавания судна по расстояниям между точными обсервациями.
5) Радиодевиация компенсируется и определяется по необходимости, но не реже одного раза в год.
6) Поправки угломерного и дальномерного устройств РЛС определяются на стоянке судна по точечным ориентирам.
7) Поправка эхолота определяется сравнением глубин, из меренных эхолотом и ручным лотом, по обоим бортам судна в районе установки вибраторов. Перед измерениями проверяется частота вращения исполнительного двигателя эхолота и разбивка лотлиня.
8) Инструментальные поправки приемоиндикаторов РНС определяются при наличии встроенного прибора контроля.
9) Поправка индекса навигационного секстана определяется перед или после измерения высот светил или горизонтальных углов.
10) Поправки хронометра определяются ежесуточно, по возможности в одно и то же время, с точностью до 0,2 с. По последовательным значениям поправок хронометра следует ежесуточно выводить ход хронометра, который не должен превышать 4 с при суточной вариации хода до 2,5 с.
11) Поправка и суточный ход палубных часов определяются по той же методике и в те же сроки, что и хронометра. Суточный ход палубных часов не должен превышать 9 с при суточной вариации хода до 6 с. палубные часы сдаются в ЭРНК для чистки и проверки один раз в три года.
12) Морские часы на судне ежедневно проверяются по радиосигналам времени или по сличению с хронометром. На любой момент времени погрешность показания морских часов не должна превышать 1 мин.
13) Ход секундомера необходимо раз в месяц проверять по хронометру. Секундомер пригоден к работе, если его ход не более 1 с/ч. Переаттестация секундомера производится через два года.
14) Часы и лента реверсографа согласовываются один раз в сутки. Допустимое расхождение не более 20 с.
Способы получения информации:
- визуальный (пеленг, дистанция, вертикальный и горизонтальный угол)
- косвенный (разность расстояний, астрономический пеленг)
- радиоэлектронный
- астрономический (астрономический пеленг)
- таблично-графический (наличие таблиц в которые входят с радионавигационными параметрами)
- графоаналитический способ.
На точность измерения навигационного параметра влияют:
- точность показания приборов
- способ измерения навигационного параметра
- точность наблюдений
- число наблюдений одного параметра.
- общее состояние самого оператора (человеческий фактор)
Пути уменьшения влияния ошибок измерения:
- производить многократное измерение одного и того же параметра (3-5 раз)
- для унификации погрешностей применять градиент и СКП навигационного параметра
- для количественного сравнения с другими параметрами использовать величину абсолютного веса параметра.
Р1 = 1/mлп2
Иногда применяют относительные веса: Рi = Pi1 / Pмах
При расчете СКП используют формулу:
где q - угол между ориентирами, град.
mлпi- средне квадратичное смещение линии положения.
где mi – ошибка измерения (из таблиц в НШС для пеленга выбирается исходя из приборного метода определения параметра, для дистанции 0,6% от расстояния до ориентира)
gi – градиент навигационного параметра ( т.е. характеристика скорости изменения параметра по направлению к нормали или перпендикуляру к изолинии и направленный в сторону увеличения параметра.
(при измерении пеленга)
(при измерении дистанции)
где D – расстояние до ориентира, мили.
Раздел 4. Навигационное обеспечение промысловой работы и маневрирования
судна.
4.1.Расчет и построение промыслового планшета, с сетками изолиний.
Район промысла выбирается из книги «Районы тралового промысла» ’66.
Рамка промыслового планшета: Северная j=2200,01 N
Южная j=23030,01 N
Восточная l=14030,01 Е
Западная l=13030,01 Е
Главная паралель: 2500.01 N
Масштаб: 450000
Δφ=301; Δl=301.
Решение
e = РО/СО= (6378245000*cos 250)/(450000*3438,74)=3,75 мм-единица карты.
a=е*( λE-λW)=3,75*(8701-8101)=225мм-длина горизонтальной рамки карты.
b=e*(DS-DN)=3,75*(14101-13201)=337,5мм-длина вертикальной рамки.
Δφ=SQR((C0*ctgφ)/675)=30,91 (принимаем 30,01)
Таблица 4.1
φi | Di | Di-D1 D2-Di | D2 D1 |
22 00,0’S 22 30,0’S 23 00,0’S 23 30,0’S | 337,5 112,5 112,5 337,5 |
Таблица 4.2
λi | λi | λi-λ1 λ2-λi | a1 a2 |
13 30,0’Е 14 00,0’Е 14 30,0’Е | 112,5 112,5 |
Графическое решение вопроса см. на приложении №2
4.2.Аналитический и графический способ получения изолиний.
Изолиния навигационного параметра – это геометрическое место точек в которых величина параметра постоянна, т.е. это кривая соединяющая точки с равными значениями навигационного параметра.
Изолинии бывают:
Изостадия – это изолиния дистанций или линия равных расстояний до ориентира
Изопеленга – это линия равных пеленгов
Изогона – это линия равных значений горизонтального угла между ориентирами(плоская окружность)
Изолиния вертикального угла- это окружность отстоящая от ориентира на расстоянии H*ctgb/
Изодопа – как линия равных значений радиальной скорости изменения расстояния между спутником и судном.
Изолинии можно найти как аналитическим так и графическим способом.
При аналитическом методе возникает ряд недостатков: сложность расчетов особенно при больших расстояниях от ориентиров, когда уравнение имеет сложную математическую формулу особенно с учетом сфероидности Земли. Для совместного решения сложных уравнений обязательное использование вычислительной техники. Достоинствами этого метода являются – возможность автоматизации ОМС, при автоматическом измерении навигационного параметра. Чаще всего на практике применяется в аналитических расчетах иттерационный метод получения широты и долготы места.
При графическом методе используются:
-проведение изолиний или их отдельных участков (засечек)
-используются сетки изолиний.
Недостатками этого метода является: ограниченность расстояний до ориентиров, сложность построения некоторых кривых (гипербол),дороговизна карт с сетками изолиний, ручной метод. Достоинства: простота и удобство решения задач, быстрота и наглядность полученного результата.
4.3.Решение задач маневрирования.
См. приложение № 2,3. В них представлены ситуации расхождения судна с тралом с другим судном прямо по курсу, и повороты судна с тралом с учетом циркуляции.
4.4. Организация навигационного обеспечения при несении ходовой вахты на промысле.
Рис. 5. Схема размещения личного состава при плавании в особых условиях.
1- Капитан судна;
2 –помощник капитана;
3,4 – два матроса- впередсмотрящих (усиленная вахта);
В порту.
Вахтенный пом.капитана (ВПК) обеспечивает в пределах возложенных на него обязанностей безопасность судна, его производственную деятельность и поддержание установленного порядка. ВПК является старшим лицом всей вахтенной службы судна и непосредственно подчиняется капитану. Распоряжения ВПК в пределах его полномочий обязательны для каждого члена экипажа и других лиц, находящихся на судне.
Главной обязанностью ВПК является обеспечение безопасности судна. В случае если заступающий ВПК находится в состоянии при котором невозможно полноценно нести вахту (больной вид, состояние алкогольного или наркотического опьянения и т.д.), то действующий ВПК не должен сдавать вахту, а обязан уведомить об этом капитана и найти замену. ВПК должен быть уверен в том, что состав его вахты полностью способен к выполнению своих обязанностей.
При заступлении на вахту помощник капитана обязан: получить от сдающего вахту все необходимые сведения об условиях стоянки, ремонтных и иных работах, наличие на борту капитана, командного состава, команды и других лиц, не входящих в состав экипажа, а также другие сведения связанные с обеспечением безопасности судна и его производственной деятельности, в том числе:
- о балластировке судна и распределении судовых запасов воды, топлива, смазочных масел по танкам и цистернам;
- о судовых и ремонтных работах, обратив особое внимание на работы, ведущиеся на открытых палубах, с забортной арматурой и с применением открытого огня;
- о наличии плавсредств у борта;
- об открытых люках, горловинах, разобранной забортной арматуре и т.д.;
- о наличии воды в льялах и сточных колодцах;
- о наличии на борту членов экипажа и посторонних лиц;
- о распоряжениях капитана по вахте.
При несении вахты ВПК обязан:
- вести надежное наблюдение за состоянием судна, принимать меры по обеспечению безопасности людей, судна. Уметь организовывать использование всех судовых средств пожаротушения. В отсутствии на судне капитана и старшего пом. капитана возглавляет борьбу за живучесть судна;
- знать места производства забортных работ и работ с применением открытого огня, следить за обеспечением безопасности при этих работах;
- вести наблюдение за креном и дифферентом судна, принимать меры по обеспечению безопасности судна, контролировать уровень воды в льялах и сточных колодцах, в случае интенсивного поступления воды немедленно докладывать капитану и принимать меры по выяснению причин ее поступления, обеспечить производство замеров воды в льялах и сточных колодцах не реже двух раз в сутки;
- следить за откачкой льяльных вод и не допускать загрязнения моря нефтепродуктами;
- обеспечить своевременное закрытие грузовых люков и других палубных и бортовых отверстий;
- при спуске на воду судовых плавсредств вести наблюдение за ними и принимать меры к своевременному подъему их на борт;
- при приеме электроэнергии с берега (другого судна) обеспечить надлежащее наблюдение за исправностью кабелей;
- требовать выполнения экипажем судна портовых правил;
- вести судовой журнал в соответствии с правилами его ведения.
При стоянке судна на якоре:
- Обеспечивает постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, систематически контролирует место судна всеми доступными способами, не допуская его дрейфа;
- не допускает опасного сближения с навигационными опасностями и другими судами при рыскании судна на якоре и при изменении направления ветра и течения;
- следит за положением и натяжением якорной цепи, соответствием длины вытравленной якорь-цепи условиям стоянки;
- следит за положением судов, находящихся поблизости. При обнаружении дрейфа судов, равно как и дрейфа своего судна, немедленно принимает надлежащие меры и докладывает об этом капитану.
Во время стоянки судна на швартовах ВПК обязан:
- Обеспечивает постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, швартовами, кранцами, трапами и сходнями при ухудшении погоды и при получении штормовых предупреждений обеспечить заводку дополнительных швартовов и принимать другие по обеспечению безопасной стоянки судна находящихся у его борта плавсредств.
-требовать от членов экипажа и пассажиров выполнения правил по предотвращению загрязнения моря сточными водами и мусором,
-знать порядок вызова спасательных и пожарных средств порта и иметь необходимые средства связи,
-при опасности на берегу или на рядом стоящем судне принимать меры для обеспечения безопасности своего судна и оказания необходимой помощи
-следить за состоянием пломб и печатей на опечатанных трюмах и помещениях
-перед проворачиванием гребных винтов убедиться в безопасности этих действий
-во время проворачивания гребных винтов организовать наблюдение по корме и за швартовами
-вести учет увольнения экипажа судна а также учет посторонних лиц находящихся на борту
-в ночное время регулярно производить обход судна
-после окончания рабочего дня осмотреть все места производства работ и убедиться в безопасности судна
Посещение судна и пребывание на нем посторонних лиц допускается только с разрешением ВПК.
На ходу.
ВПК обеспечивает в пределах возложенных на него настоящей процедурой обязанностей безопасности судна, его производственную деятельность и поддержание установленного порядка
Заступивший на вахту помощник капитана не должен принимать вахту до тех пор, пока его зрение полностью не адоптируется к существующим условиям видимости и пока он лично не удостоверится в отношении:
-действующих распоряжений и инструкций капитана судна;
-местоположение судна, его курса, скорости;
-гидрометеорологической обстановки, погоды, течений, приливов и влияния этих факторов на судно;
-навигационной обстановки, в том числе не ограничиваясь этим, рабочего состояния ЭРНП и спасательного оборудования, погрешностей приборов наличия и перемещения судов находящихся на пути следования, влияние посадки судна на запас воды под килем;
-исправной работе звукосигнальных средств, выставленных сигналов и огней. ВПК в течении вахты обязан обеспечить путем регулярных проверок;
-исправной работе звукосигнальных средств, выставленных сигналов и огней.
ВПК в течении вахты обязан обеспечить путем регулярных проверок:
-удержание судна на курсе рулевым.
-поправки компасов ежечасно и всякий раз после смены курса.
-функционирование ходовых и сигнальных огней, а также другого навигационного оборудования.
ВПК в течении вахты обязан постоянно находиться на ходовом мостике и вести визуальное и техническое наблюдение за окружающей обстановкой пребывание в штурманской рубке допускается на короткий срок, но при этом он обязан лично убедиться что это безопасно и обеспечено надлежащее наблюдение на период его отсутствия.
В течение вахты ВПК обязан:
-надлежащим образом регистрировать в судовом журнале установленной формы, элементы движения судна, наблюдаемые события, предпринятые действия.
-вести счисление пути и осуществлять его контроль, используя навигационные карты крупного масштаба и откорректированные на основе последней информации.
-при возникновении у него сомнения в правильности полученного места он обязан немедленно доложить об этом капитану и произвести повторную обсервацию, по возможности другим методом или способом
-при обнаружении судна установить наблюдение и с помощью расчетов определить элементы его движения для выбора маневра на расхождение
-при приеме на борт людей и высадки их с судна обеспечить безопасность такой операции.
ВПК обязан немедленно извещать капитана при следующих обстоятельствах:
-при изменении ветра (внезапном), при приближении шквала;
-при ухудшении видимости;
-когда возникают затруднения в сохранении заданного курса;
-когда условия судоходства или перемещение отдельных судов вызывает опасность;
-когда в рассчитанное время не обнаружен берег, или навигационный знак, или ожидаемые глубины;
-в любых других экстренных случаях, а также обстановке, вызывающей сомнение.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Пазынич Г.И. Конспект лекций по навигационной безопасности.
- Под общей редакцией капитана дальнего плавания А.А. Кузнецова «Наставление по организации штурманской службы на морских судах флота рыбной промышленности СССР». –изд. Ленинград «Транспорт». – 1987г.
- Ермолаев Г.Г. Справочник капитана дальнего плавания. М.: Транспорт, 1988, 248 с.
- Шандабылов В. Д. Справочник штурмана. ГУНиО, 1968, 544 с.