Гидрометеорологические данные

ОБЩИЙ ОБЗОР

На островах Тристан-да-Кунья температура воздуха составляет в среднем за месяц 12—13° С в июне — октябре и 15—18° С в ноябре — мае. Средний максимум температуры 23° С, средний минимум 5° С.

Относительная влажность воздуха в большей части зоны колеблется 5 от 75 до 85% месяц; исключением является порт Кейптаун, где она уменьшается до 58—74%.

Умеренная зона. Средняя месячная температура воздуха в открытом океане с июля по октябрь составляет 8—10° С, а с ноября по июнь 10—14° С.

На острове Гоф она изменяется от 8—9°С в июне — сентябре до 10—14° С в октябре — мае. Абсолютный максимум температуры 23°С, абсолютный минимум 1° С.

Относительная влажность воздуха составляет 75—85 % в месяц.

Ветры. Экваториальная зона. В открытом океане с мая по сентябрь преобладают ветры от WS и S, а в остальное время — переменные ветры.

На побережье господствуют ветры от SW, 5 и SЕ, повторяемость которых достигает соответственно 32, 52 и 31'%. В порту Дуала часты также ветры от W (18—30%).

Средняя скорость ветра в открытом океане 4—6 м/с, на побережье 1—4 м/с.

Повторяемость штилей в открытом океане с ноября по май 8—14%, с июня по октябрь не превышает 8%. На побережье она колеблется в широких пределах: от 6 до 40%; в месяц. На острове Сан-Томе повторяемость штилей составляет 1—8%.

Повторяемость ветра со скоростью 16 м/с и более в открытом океане в течение всего года не превышает 5%. На побережье среднее месячное число дней со скоростью ветра 15 м/с и более, как правило, менее 1, лишь в порту Дуала в апреле и в порту Либревиль в марте —апреле оно увеличивается до 2. С марта по май и в сентябре — ноябре наблюдаются шквалы, сопровождающиеся грозами, и смерчи, или торнадо.

Бризы наблюдаются в течение всего года, но устойчивость их меняется. Наиболее хорошо они выражены с сентября по май, причем морской бриз по направлению и силе более устойчив, чем береговой.

Из местных ветров следует отметить харматан, который наблюдается здесь с ноября по март. Это сухой ветер от N и NS, приносящий из африканских пустынь, в основном из Сахары, много пыли, которая долго удерживается в воздухе и ухудшает видимость. Харматан сильно 40 понижает влажность воздуха, раздражающе действует на слизистую оболочку и с трудом переносится человеком. Если харматан сильный, то он вызывает чувство холода, если слабый — чувство угнетающей жары.

Тропическая зона. В открытом океане в течение всего года господствует юго-восточный пассат, направление которого меняется от SЕ до 3 (суммарная повторяемость 70—95%).

На побережье из-за местных особенностей ветровой режим довольно разнообразный. В большинстве пунктов в течение всего года преобла­дают ветры от SW (повторяемость до 39%). В порту Луанда господствующими являются ветры от W, повторяемость которых составляет 33—46%, а в портах Людериц и Порт-Ноллот — ветры от SЕ и S(суммарная повторяемость 18—65%).

На островах Вознесения и Св. Елены преобладают ветры от SЕ (повторяемость 41—56%). Из ветров других направлений наиболее.

Характер и величина прилива

Таблица 1.2.4

Наименование пункта     Координаты Характер прилива*     Средняя величина* прилива, м
широта долгота квадратурного сизигийного
Ана-Шавиш, бухта (о-в Сан-Томе) 0°21 N 6°44' Е п 0,7 1,4
Бенгела, бухта 12 34 S 13 24 п 0,6 1,2
Дуала, порт 4 03 N 9 43 п 1,1 2,1
Кабинда, бухта 5 33 S 12 12 п 0,6 1,4
Кейптаун, порт 33 54 18 25 п 0,5 1,6
Лопес, мыс 0 37 8 42 п 0,7 1,6
Луанда, порт 8 47 13 14 п 0,6 1,2
Людериц, бухта 26 38 15 09 п 0,5 1,4
Мосамедиш, бухта 15 12 12 09 п 0,6 1,2
Овендо, мыс 0 17 N 9 31 п 0,9 2,0
Порт-Ноллот, порт 29 15 S 16 52 п 0,7 1,6
Санту-Антонну, бухта (о-в Принсипи) 1 39 7 27 п 0,7 1,7
Уолфиш-Бен, бух­та 22 57 14 30 п 0,6 1,4

* П — полусуточный прилив.

Опасные морские животные. В открытом океане и в прибрежных водах района обитают хищные и ядовитые морские животные; их сле­дует остерегаться при купании, работах без водолазного костюма и высадке личного состава на берег. Здесь водятся акулы, скаты, ядо­витые рыбы-жабы.

Скаты чаще всего встречаются в защищенных бухтах, мелководных лагунах, устьях рек. Ударами хвоста они могут наносить смертельные раны человеку, неосторожно проходящему через прибрежные водоросли.

В мангровых зарослях обитают узкорылые крокодилы.

ПОРТ КЕЙПТАУН(Саре Town), один из крупнейших портов на западном побережье Африки, доступный для больших судов, оборудо­ван у южного берега бухты Столовая.

На берегу в районе порта раскинулся город Кейптаун — административный центр Капской провинции и местопребывание парламента Южно-Африканской Республики.

Порт включает в себя рейд и несколько бассейнов, крупнейшими из которых являются бассейны Альфред, Бен-Скуман, Виктория и Дункан.

С NW бассейны защищены молом длиной около 4,7 кбт, выступающим на ЕNЕ от берега в 1,3 мили к Е от мыса Грин-Пойнт. С NЕ бассейны защищены молом длиной около 1,6 мили, выступающим на W и NW от юго-восточного берега бухты Столовая в 3,5 мили к Е от мыса Грин-Пойнт.

К бассейнам ведет фарватер, на котором регулярно производятся дноуглубительные работы для поддержания глубин, показанных на картах.

В порту Кейптаун работы производятся с понедельника по пятницу с 6 до 22 ч. Суббота — нерабочий день, но с 7 ч 20 мин до 12 ч разре­шается погрузка зерна; работы могут быть продолжены до 14 ч для дозагрузки судна. В случае необходимости погрузка и разгрузка фрук­тов производится с 6 до 12 ч.

В воскресенье и праздничные дни работы в порту производятся с 8 до 16 ч на условиях сверхурочной оплаты.

Работы сверх установленных сроков, а также 1 января и в Рождество не производятся.

Границы порта. В акваторию порта Кейптаун входит южная часть бухты Столовая, ограниченная с NW линией, соединяющей мыс Грин-Пойнт с маяком Минто-Хилл, а с N параллелью этого маяка. Границы порта показаны на картах.

Приметные пункты. В районе порта Кейптаун приметны: админи­стративное здание (33°54,3' S, 18°25,8' Е) высотой 63 м, в котором находится управление порта; элеватор, возвышающийся в 1,3 мили к ЕSЕ от мыса Грин-Пойнт; две трубы (высотой по 91 м) электростан­ции, находящейся в 5,2 кбт к S от элеватора; мачта на здании военноморского учебного заведения (33°55,2' S, 18°26,5' Е); две трубы (высо­той по 91 м) электростанции, расположенной в 3,4 мили к ЕSЕ от мыса Грин-Пойнт; находящаяся в 1,4 мили к S от этой электростанции башня на здании госпиталя.

гидрометеорологические данные - student2.ru

1 3

Порт Кейптаун

1 — мол, защищающий бассейн Бен-Скуман с NЕ; 2 — вершина горы Девилс-Пик; 3 — вход в бассейн Бен-Скуман; 4 — вход в бассейн Дункан; 5 — мол, защищающий бассейны порта с NW, на 192" в 8 кбт; 6 — здание

управления порта

Кроме этого, когда более низкие здания города Кейптаун закрыты 15 дымкой, в 1,8 мили к NW от здания госпиталя приметны три дома округлой формы.

Навигационное оборудование. В бассейн Бен-Скуман ведет створ светящих знаков; на оконечностях молов, некоторых пирсов и прича­лов установлены светящие знаки и огни; фарватер, ведущий в бассейны порта, ограждается светящими буями.

Район, запретный для якорной стоянки, простирается на 2 мили к NW от входа в бассейны порта; границы его показаны на картах. При плавании в этом районе необходимо соблюдать осторожность и не мешать движению судов, входящих в бассейны и выходящих из них.

Лоцманская служба. При входе в порт Кейптаун и выходе из него, а также при передвижении в бассейнах порта лоцманская проводка обязательна. Заявку на лоцмана следует подавать капитану порта за 1 ч до предполагаемого времени прибытия. Лоцман поднимается на 30 борт судна в 5 кбт к N от светящих буев № 1и 2, выставляемых у входа на фарватер в 7,5 кбт к N от оконечности мола, защищающего бассейны порта с NW. Лоцманский катер подходит к левому борту и гаваням, а также вблизи островов и устьев крупных рек. На участке между реками Кунене и Оранжевая средств навигационного оборудо­вания мало.

Фарватеры, ведущие в порты и гавани, оборудованы створами светящих знаков и огней. Фарватеры крупных рек в нижнем течении огра­ждаются светящими и несветящими буями, однако на местоположение буев и надежность действия их огней полагаться не следует.

Радиотехническими средствами навигационного оборудования район обеспечен недостаточно. Определять местоположение судна по радио.

Mаякам в тумане возможно только в южной части района в прибреж­ной полосе до 80—100 миль.

В описываемом районе действует радионавигационная система «Омега», а южнее параллели 20° южн. шир., кроме того, действует радионавигационная система «Декка».

Подробные сведения о средствах навигационного оборудования и описание систем ограждения, принятых в водах, омывающих запад­ный берег Африки, приведены в руководствах «Огни западного побе­режья Африки» и «Радиотехнические средства навигационного обору­дования Северного Ледовитого и Атлантического океанов», изд. ГУНиО МО.

Районы с особым режимом плавания.Учебные стрельбы и бомбоме­тание, а также учения проводятся в некоторых районах у берегов Южно-Африканской Республики. Положение этих районов показано на картах.

Порты и якорные места.Из портов и гаваней, расположенных у описываемого берега, наиболее значительными являются порты Бома, Дуала, Кейптаун, Луанда, Людериц, Малабо, Матади, Порт-Жантиль, Пуэнт-Нуар, Уолфиш-Бей и гавань Лобиту. На этом берегу находятся крупные города Виктория, Либревиль и Салданья. Эти пункты доступны для морских судов и сравнительно хорошо оборудо­ваны для производства погрузочно-разгрузочных работ. Имеется еще несколько небольших портов и гаваней, а также рейдов, где грузовые операции выполняются с помощью лихтеров.

На островах Вознесения, Св. Елены, Принсипи и Сан-Томе расположены города, против которых суда становятся на якорь для произ­водства грузовых операций.

Якорные места для больших судов, хорошо укрытые от ветра и вол­нения, находятся в бухтах Амбас, Кориско, Мосамедиш, Рио-дель-Рей, Салданья, Тигриш, Элефантиш и в устье реки Конго. Кроме того, якорные места имеются в бухтах, вдающихся в берега островов открытой части океана и островов Гвинейского залива.

Ремонтные возможности и снабжение.Ремонт корпуса и механиз­мов судна можно произвести в портах Дуала, Кейптаун, Луанда, Пуэнт-Нуар и в гавани Лобиту, а мелкий ремонт и докование малых судов — в портах Бома, Людериц, Малабо, Матади и Порт-Жантиль, а также в городах Виктория и Тико.

Топливо, воду и продовольствие можно принять в портах Бома, Дуала, Кейптаун, Либревиль, Луанда, Людериц (кроме топлива), Малабо, Матади, Пуэнт-Нуар и Салданья (кроме топлива).

Дератизация.В портах Бома, Дуала (только для малых судов), Кейптаун, Луанда, в гавани Лобиту и городе Сан-Томе можно произ­вести дератизацию и -получить свидетельство об освобождении от нее. В. портах Матади, Мб'с'амедиш, Нгунза-Каболо, Уолфиш-Бей, в гавани Алешандри и в городе Кабинда можно получить свидетельство об освобождении от дератизации.

Портовые средства и оборудование. Порт хорошо оборудован для производства погрузочно-разгрузочных работ.

К основным причалам порта подведены железнодорожные пути.

Порт оснащен многочисленными кранами грузоподъемностью по 3—4 т, пятью кранами грузоподъемностью по 15 т и плавучим краном грузоподъемностью 60 т. В порту есть несколько морских и портовых буксиров, а также лоцманский катер, оборудованный УКВ радиостан­цией. Морские буксиры оснащены радиостанциями, спасательными и противопожарными средствами.

Имеются вертолеты для доставки на суда небольших грузов и почты.

Ремонт. В порту Кейптаун можно произвести любой ремонт судов. Он располагает двумя сухими и плавучим доком. Кроме того, в порту имеется слип, находящийся в бассейне Альфред.

Снабжение. В порту можно пополнить запасы жидкого топлива, угля (в ограниченном количестве), воды и продовольствия. Вода под­ведена ко всем причалам и, кроме того, может быть доставлена на рейд буксирами. Место пополнения судовых запасов находится в 10 милях к NW от мыса Грин-Пойнт.

Санитарно-карантинная служба. Заявку на медицинскую помощь следует подавать через представителя агентирующей фирмы. В случае необходимости оказания срочной медицинской помощи используются вертолеты. В порту Кейптаун можно произвести дератизацию судна.

Станции и сигналы. Сигналы для регулирования дви­жения судов. На башне, установленной на здании (33°54,3' S5,25 18°25,8' Е) управления порта, имеется табло, состоящее из трех светя­щихся полос красного, зеленого и желтого цвета, предназначенных для регулирования движения судов соответственно в бассейнах Бен-Ску-ман, Дункан и Виктория.

Сигнал в виде ряда двигающихся тире по одной из полос означает, что вход в соответствующий бассейн разрешен; светящееся табло соот­ветствующего цвета означает, что выход из соответствующего бассейна разрешен.

Когда включены эти сигналы, ни одно судно, кроме входящих в бас­сейн или выходящих из них по этим сигналам, не имеет права входить в район, запретный для якорной стоянки, простирающийся на 2 мили к NNW от входа в бассейны порта.

По сведениям 1978 г., эта система сигналов не действует, а регули­рование движением судов осуществляется по УКВ телефонной радио­связи.

Сигналы времени подаются в 10 ч по Всемирному времени выстрелом из сигнальной пушки, установленной на вершине горы Сиг-нал-Хилл (33°55'5, 18°24'Е).

Спасательная служба порта Кейптаун, кроме спасательных судов, располагает вертолетами, взлетно-посадочная площадка для которых находится к NW от бассейна Виктория.

Сообщение и связь. Между портом Кейптаун и портами, располо­женными во всех частях света, существует регулярное морское сооб­щение. Через аэропорт, находящийся в 15 милях к SЕ от города Кейп­таун, осуществляется регулярное воздушное сообщение с многими городами мира. Город Кейптаун соединен железнодорожными и шос­сейными дорогами с городами Южно-Африканской Республики.

В порту имеются портовая и береговая радиостанции.

Для доставки почты на суда, не заходящие в гавань, используются вертолеты.

Предупреждение. При западных ветрах, которые особенно часто наблюдаются зимой, суда, стоящие у причалов порта, испытывают качку. В это время для швартовки судов надо использовать эластичные кокосовые тросы, которые имеются на причалах; за состоянием швартовов следует вести непрерывное наблюдение.

Река Дип протекает параллельно восточному берегу бухты Столовая и впадает в нее в 4,3 мили к Е от мыса Грин-Пойнт. В 5,5 кбт к NNЕ от устья реки Дип установлен маяк Милнертон .

В 1,4 мили к NЕ от входа в устье реки Дип стоит девять радиомачт высотой по 30 м. На этих мачтах зажигаются заградительные авиа­ционные огни.

В районе устья реки Дип глубины 10 м и менее встречаются в 1 миле к Wи NW от берега, глубины 15 м и менее — в расстоянии более 2 миль к NW от берега.

В 1,2 мили к N от устья реки Дип находятся два затонувших судна с частями над водой.

Банкаскалистая с глубиной 11,2 м лежит в 6 кбт к ЕNЕ от оконеч­ности мола, защищающего бассейны порта с NW. В 0,7 кбт к W от банки выставляется светящий буй.

При плавании в этом районе нужно остерегаться этой банки, осо­бенно в плохую погоду.

Бассейн Бен-Скуман -восточный из бассейнов порта Кейптаун. С NЕ бассейн защищен молом длиной 1,6 мили, выступающим от юго-восточного берега бухты Столовая. В 1 кбт к SЕ от оконечности этого мола на 1 кбт к SW выдается короткий мол.

С SW бассейн Бен-Скуман отделен от бассейна Дункан молом Истерн-Мол. В 1,5 кбт к SЕ от оконечности этого мола на 2 кбт к N выступает короткий мол.

Вход в бассейн Бен-Скуман расположен между двумя вышеупомя­нутыми короткими молами. Ширина его 1 кбт. Глубина в бассейне 12,8 м (1973 г.).

На юго-восточном берегу бассейна в 1,2 мили к ЕSЕ от оконечности мола Истерн-Мол оборудованы два створа светящих знаков. Один из них ведет в бассейн, а другой обозначает южную границу входа в бас­сейн.

В юго-восточной части бассейна Бен-Скуман находится бассейн Лей-Ап , доступный для судов водоизмещением до 1500 т и используемый главным образом судами, ожидающими переоборудования или ремонта, а также научно-исследовательскими океанографи­ческими и рыболовными судами.

Причал для судов с горизонтальным способом погрузки и разгрузки оборудован на северной стороне пирса, сооруженного у юго-восточной стенки бассейна Бен-Скуман вблизи входа в бассейн Лей-Ап. Южная сторона пирса предназначена для малых судов.

Бассейн Дунканнаходится юго-западнее бассейна Бен-Скуман; длина бассейна Дункан около 1 мили, а ширина его 3,5 кбт.

Вход в бассейн расположен в 2 кбт к WSW от входа в бассейн Бен-Скуман. Ширина входа в бассейн Дункан 180 м; район вблизи входа углублен до 14,6 м (1969 г.).

С NЕ бассейн защищен молом Истерн-Мол и коротким молом, выступающим к SЕ от мола Саут-Арм, который отделяет Пирс Угольный

Пирс Угольный предназначен для перегрузки зерна. У юго-восточной стенки его имеются транспортеры. Около основания пирса расположен приметный элеватор. С северо-западной стороны оконечности пирса находится плавучий док.

гидрометеорологические данные - student2.ru

Бассейн Виктория

1 — оконечность мола, защищающего бассейны порта с NW на 204° в 9 кбт;

2 — здание управления порта; 3— вход в бассейн Виктория; 4 — гора Лайопс-

Хед на 221° и 4 милях: 5 — гора Сигпал-Хилл

Бассейн Альфред расположен непосредственно к SW от бассейна Виктория и связан с ним проходом. Глубины в бассейне Аль­фред показаны на картах.

Вдоль северо-западной, юго-западной и северо-восточной стенок бассейна оборудованы соответственно причалы Норт-Ки, Уэст-Кн и Ист-Ки, или Фиш-Маркет . Общая длина причальной линии 740 м.

В северо-западной части бассейна Альфред находится сухой док Робинсон, а на берегу юго-восточной части имеется слип.

БухтаГрейнджер расположена между молом, защищающим бассейны порта Кейптаун с NNW, и мысом Муйе, отстоя­щим на 6,5 кбт к W от основания этого мола. На берегу непосред­ственно у мыса Муйе находится Академия торгового флота. К Е от мыса выступает мол, на оконечности которого установлен огонь Муйе.

Непосредственно к S от этого мола расположена небольшая шлю­почная гавань, защищенная короткими молами, на оконечностях кото­рых зажигаются огни. В вершине шлюпочной гавани имеется слип. В 3 кбт к ЕNЕ от мыса Муйе выставляется светящий буй.

Затонувшее судно с частями над водой лежит в 2,5 кбт к WNW от 25 мыса Муйе.

НАСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ВХОДА В БУХТУ СТОЛОВАЯ И ПОРТ КЕЙПТАУН.Ночью при подходе к бухте с N следует прокладывать курс так, чтобы пройти западнее острова Дассенэйланд и не менее чем в 2,5 мили к W от острова Роббен, удерживаясь на значительном уда­лении от изобаты 50 м до тех пор, пока судно не выйдет из красного сектора 294°—319° дополнительного огня маяка Милнертон (33°53' S, 18°29'Е).

Когда пеленг на маяк Милнертон будет 114°, надо повернуть на ю курс, ведущий к месту встречи лоцмана или к якорному месту.

Днем подход к бухте с N не представляет трудности. Опасности, лежащие к W от острова Роббен, и скалу Узил следует обходить на достаточном расстоянии.

Большим судам проходить к Е от острова Роббен не рекомендуется.

При подходе к бухте Столовая с 8 ночью следует идти курсом 0°, следуя в 5 милях к W от маяка Слангкоп (34°09' S, 18° 19' Е). Когда огонь маяка Грин-Пойнт окажется на пеленге 41°, надо повернуть вправо и следовать курсом 27°, имея прямо по носу маяк Минто-Хилл. Когда пеленг на маяк Грин-Пойнт станет 109°, нужно повернуть вправо и идти к месту встречи лоцмана курсом 90°—105°, имея прямо по носу маяк Милнертон.

При подходе к бухте Столовая с S днем следует идти мористее изо­баты 50 м, а пройдя мыс Си (33°55,4' S, 18°22,6' Е), следовать к якор­ному месту или к месту встречи лоцмана, соблюдая осторожность 25 и остерегаясь района нечистого грунта у мыса Грин-Пойнт.

Предупреждение. При подходе к бухте Столовая ночью или в туман надлежит непрерывно вести радиолокационное наблюдение и измерять глубину. Кроме того, на марсе или ином высоком месте судна должен находиться наблюдатель. Поскольку туманы в бухте Столовая обычно 30 низкие и мыс Грин-Пойнт часто бывает закрыт, наблюдатель, находя­щийся на марсе судна, может увидеть берег, возвышающийся за мысом.При следовании ночью в бухту Столовая с Ш нужно иметь в виду, что огонь маяка Грин-Пойнт ошибочно можно принять за огонь маяка Милнертон.

СВЕДЕНИЯ О ГЛУБИНАХ И ПРИЛИВАХ В ПОРТУ И НА ЯКОРНОЙ МЕСТЕ:

Кейптаун: Глубины от нуля глубин карты, на подходных фарватерах - Большие (В бассейны порта ве­дет фарватер с глубиной 15,8 м 1969 г.), Средняя высота полных вод, наиб. 1,8м., наим. 1,2м.

Сведения из каталога по портам (русская литература):

ПОРТ КЕЙПТАУН (стр.302) - широта 330 541S, долгота 0180 261 , лоция №1228 , карта№36580, размер – средняя(размер гавани), тип гавани – прибрежная с волноломом, укрытие – удовлетворительное, глубины в фарватере, якорном месте, грузовом пирсе, топливном пирсе –11,0 – 12,4, величина прилива – 0,9м., лоцманская проводка обязательна, наличие спасательных буксиров, связь: телефон, телеграф, радио, радиотелефон, воздушное, железнодорожное; погрузочно-разгрузочные работы: причал, якорное место; имеется медицинское обслуживание; краны: стационарные, плавучие, передвижные; грузоподъемность кранов: 50 – 100т.,0 – 24т.; портовое обслуживание: портовые погрузчики, электроэнергия, навигационное оборудование, электро ремонт; снабжение: продовольствие, вода, жидкое топливо, дизельное топливо, палубное имущество, машинное оборудование; ремонт – капитальный; сухой док – большой.

Сведения из каталога по портам (зарубежная литература) – см. вставку.

1.3. Сведения о радионавигационных системах.

Система Омега.

Принцип работы.

Система Омега является сверхдлинноволновой разностно-дальномерной РНС с синхронизацией фазы сигналов, излучаемых опорными береговыми станциями .

Станции не разделяются на ведущие и ведомые, все они равнозначны, синхронизованы относительно всемирного кординированного времени (UTC) и составляют одну цепь глобального действия. Единое время системы Омега опережает всемирное координированное время на 8 с.

Все станции Омега работают в одной группе частот , включающей в себе 4 частоты, в соотношении 36:48 :40:39 на которых передаются навигационные сигналы , а также частоты , на которых передаются вспомогательные сигналы. Станции системы работают непрерывно , излучая сигналы на установленных частотах, чередующиеся в определенной последовательности , повторяя цикл излучения каждые 10 с. Излучения станций сдвинуты относительно друг друга по времени, причем этот сдвиг определяется сегментом временной диаграммы излучения, в котором работает станция. Сегменты обозначаются буквами от А до Н. Начало временной диаграммы соответствует каждой 2,12,22,...52с. и всемирного кординированного времени.

На судне специальным приемоиндикатором измеряются разности фаз на астотах навигационных сигналов, принятых от выбранных пар станций. Настройку приемоиндекатора для измерения разности фаз по выбранной паре станций следует производить по буквенным обозначениям сегментов временной диаграммы , в которых работают станции, согласно свободной таблице пар станций.

Вследствие систематических сезонных и суточных изменений скорости распростронения сверхдлинных радиоволн все отсчеты приемоиндекатора необходимо исправлять поправками за условия распространения радиоволн, которые помещены в таблицах поправок для каждой станции РНС Омега.

Для определения места судна с помощью РНС Омега следует пользоваться радионавигационными картами для РНС Омега , либо наносить обсервованные линии положения на обычные навигационные карты с использованием Таблиц для определения места судна с помощью РНС Омега.

Подбор необходимых таблиц для определения места судна и таблиц поправок следует производить по номерам зон действия таблиц , географическим названиям станций или по условным номерам.

Ситема Декка.

Принцип работы

Радионавигационная система Декка является разностно-дальномерной системой с синхронизацией фазы излучаемых береговыми станциями сигналов.

Цепь РНС Декка состоит из одной ведущей и двух-трех ведомых станций. Сигналы излучаются одновременно на четырех частотах, состоящих в целочисленных соотношениях 5:6:8:9. основным является режим создания точных сеток линий положения. В это время каждая станция излучает одну частоту. В режиме разрешения многозначности (режим МР), устанавливаемом кратковременно , на 0,45с , 12 раз в минуту поочередно для каждой из станций, все четыре частоты излучаются одной станцией.

Для определения места судна с помощью системы Декка следует пользоваться радионавигационными картами с литерой D. При плавании вблизи высоких и скалистых берегов , а также ночью возможны большие искажения фазы сигналов, в связи с чем могут возникать ошибки в отсчетах и в разрешении многозначности. В этих к полученному месту следует относиться с осторожностью и при возможности проверять правильность разрешения многозначности другими навигационными способами.

Раздел 2. Штурманская подготовка перехода.

2.1. Планирование перехода.

При планировании перехода судна прежде всего в учет принимаются следующие факторы:

  1. Куда и когда идти (т.е. район плавания и климатические условия).
  2. Какое судно и что ловить (т.е. подготовка вооружения и снабжения судна, лицензионные документы).
  3. Какой маршрут (т.е. выбор экономически целесообразного маршрута следования судна к месту промысла).
  4. Время подготовки судна и время продолжительности промысла (т.е. подготовка документации и экипажа, технического состояния судна способы и правила реализации продукции (или их передачи)).
  5. Меры по осуществлению пополнение необходимых запасов в наиболее экономически выгодных местах.

Следуя теме рассматриваемой в курсовой работе к ней относятся первый, второй и третий вопросы.

Для того чтобы добраться до места промысла на судне можно проследовать двумя путями:

1. Севастополь – пр. Босфор – пр. Дарданеллы – Суэцкий канал –м. Доброй Надежды – п. Кейптаун. (11 030 км. » 15 дней перехода)

2. Севастополь – пр. Босфор – пр. Дарданеллы – Средиземное море – пр. Гибралтар – п. Кейптаун. (13 530 км. » 18 дней перехода)

Затраты на переход составят:

1) Ц1 = Т1 * Снх =15 * 9000 = 135000 грн.

2) Ц2 = Т2 * Снх =18 * 9000 = 162000 грн.

Где Ц1,2 - затраты на переход, грн.

Т1,2 – время перехода, сут.

Спх – себестоимость на ходу судна, грн/сут.

Как видно в сравнении затрат на переходы судна, разница составляет 27000 грн. Что в долларовом эквиваленте (по курсу 1:5,34) составляет » 5000$. Т.о. зная что проход по Суэцкому каналу как и по Панамскому каналу самые дорогие в мире и наивероятнее всего дороже 5000$, то принимаем второй из рассматриваемых маршрутов как наиболее выгодным и целесообразным.

2.2. Подготовка и планирование плавания в особых условиях.

Под плаванием судна в особых условиях понимается пла­вание:

при ограниченной видимости;

в районе со стесненными условиями, при подходе к порту и выходе из порта;

в районе действия системы управления (регулирования) дви­жением судов;

установленными путями;

в системе разделения движения судов;

во льдах;

в штормовых условиях;

оптимальными маршрутами в океане.

При прохождении узкостей, плавании в условиях ограни­ченной видимости и других сложных условиях должны осуществ­ляться четкая расстановка и предусматриваться конкретные обя­занности штурманского состава для своевременного обнаружения и устранения возможных промахов в наблюдении и судовождении.

2.2.1. Плавание судна при ограниченной видимости.

2.2.1.1. Безопасное плавание судна при ограниченной видимости обеспечивается тщательным счислением пути с учетом влияния внешних факторов и маневренных качеств судна, определениями места, строгим выполнением МППСС—72 и местных правил плава­ния, усилением визуального, слухового и радиолокационного на­блюдения и другими мерами предосторожности.

При ограниченной видимости судно с неисправной РЛС не должно входить в группу промысловых судов, а если уже нахо­дится в ней, то предпринимаются все меры предосторожности и выход из нее.

2.2.1.2. При подходе к району с ограниченной видимостью вах­тенный помощник капитана:

начинает своевременную подачу туманных сигналов и движе­ние судна с безопасной скоростью согласно МППСС—72;

докладывает капитану об ухудшении видимости и снижении скорости;

определяет место судна наиболее точным способом;

переходит с автоматического управления рулевым устройством на ручное;

предупреждает вахтенного механика об ухудшении видимости, переводе СЭУ в маневренный режим, о необходимости вызвать в машинное отделение старшего механика и задраить все водоне­проницаемые двери и горловины;

сличает показания часов на постах управления судном и СЭУ;

включает РЛС и начинает радиолокационное наблюдение, по указанию капитана вызывает на мостик подвахтенного помощ­ника для ведения маневренного планшета (или включает вычис­лительное устройство, автоматически определяющее параметры движения судов и осуществляющее их сопровождение);

выставляет проинструктированного впередсмотрящего и обес­печивает надежную связь его с мостиком;

делает отметку времени на курсограмме и сличает показания гироскопического и магнитного компасов;

по необходимости включает эхолот и измеряет глубины;

включает УКВ радиостанцию на дежурный прием;

включает внутрисудовую трансляционную связь;

включает огни, предписанные МППСС—72, и выключает или затемняет огни, мешающие наблюдению;

фиксирует на карте и в судовом журнале время и координаты входа в зону ограниченной видимости, дальность видимости и принятые меры.

2.2.1.3. При плавании в условиях ограниченной видимости вах­тенный помощник капитана:

ведет счисление пути и определяет место судна;

обеспечивает зрительное и слуховое наблюдение;

организует и ведет радиолокационное наблюдение с целью оценки ситуации и получения заблаговременного предупреждения об опасности столкновения;

контролирует работу технических средств навигации;

обеспечивает подачу туманных сигналов;

немедленно докладывает капитану об обнаружении отметок опасных объектов на экране РЛС, услышанном туманном сигнале другого судна, о замеченном изменении цвета забортной воды, изменении характера ветрового волнения и зыби, появлении эха, шуме прибоя, белой линии бурунов и т. п.

2.2.1.4. Подход к берегу (району навигационных опасностей) в условиях ограниченной видимости осуществляется на самой малой скорости, при которой сохраняется управляемость судна, с со­блюдением мер предосторожности.

Если принятые меры предосторожности не обеспечивают безо­пасное движение судна, следует стать на якорь, лечь в дрейф или на обратный курс.

2.2.1.5.Судовая РЛС используется для предотвращения столк­новения судов и обязательно — при ограниченной видимости. Ка­питан в общем случае руководствуется МППСС—72 и Рекоменда­циями по использованию радиолокационной станции для преду­преждения столкновения судов.

2.2.1.6.Радиолокационное наблюдение включает:

систематическое радиолокационное наблюдение за обстанов­кой и обнаруженными объектами с обязательным просмотром теневых секторов и периодическим наблюдением на шкалах ближ­него и дальнего обзора;

учет влияния на РЛС состояния моря и метеорологических фак­торов, а также других помех, не позволяющих обнаружить суда на достаточном расстоянии;

глазомерную оценку радиолокационной ситуации и отбор объ­ектов для радиолокационной прокладки;

радиолокационную прокладку (ручную или с помощью авто­матизированных средств) с определением элементов сближения и движения опасных объектов и выполнение расчетов маневра расхождения;

контроль за изменением радиолокационной ситуации во время маневра до полного расхождения судов на безопасное расстояние,

2.2.1.7. Наблюдатель на РЛС до начала наблюдения должен знать:

район плавания (навигационные опасности, обычные пути дви­жения судов и организацию движения; возможность появления малых судов и т. п.);

допустимую дистанцию кратчайшего сближения;

минимальную дистанцию начала маневра с учетом относитель­ного движения судов и маневренных элементов своего судна;

технические возможности РЛС (теневые секторы, мертвую зону, помехоустойчивость, дальность обнаружения различных объектов).

2.2.1.8. При ведении радиолокационного наблюдения следует учитывать:

тактико-технические данные радиолокационного оборудования;

ограничения, накладываемые используемой радиолокационной шкалой дальности;

влияние на радиолокационное обнаружение состояния моря и метеорологических факторов, а также других помех;

число, расположение и перемещение судов;

возможность того, что радиолокатор не обнаружит на достаточ­ном расстоянии малые суда, лед и другие плавающие предметы;

возможность более точной оценки видимости при радиолока­ционном измерении расстояния до судов или других объектов.

2.2.1.9. Маневр для расхождения выполняется после оценки обстановки на основе данных, полученных при радиолокационной прокладке, с учетом маневренных элементов своего судна. Эффек­тивность выполняемого маневра должна тщательно контролиро­ваться до тех пор, пока другое судно не будет окончательно прой­дено и оставлено позади.

2.2.1.10.При ухудшении видимости во время промысла рыбы и морепродуктов усиливаются все виды наблюдений за окружающей обстановкой, строго соблюдаются курсы траления, назначенные флагманом.

2.2.2. Плавание судна в районе со стесненными условиями. Подход к порту. Выход из порта.

2.2.2.1. Плавание в районе со стесненными условиями является одним из наиболее сложных видов плавания. Оно характеризуется близостью судна к надводным и подводным морским навигацион­ным опасностям, резким изменением глубин, извилистостью фар­ватера, канала или другого судоходного пути, быстротечностью изменения окружающей обстановки, а также ограничениями в ско­рости, осадке и возможностях маневрирования судна.

Во время плавания в районе со стесненными условиями на мостике находится капитан или по его указанию старший помощ­ник капитана.

2.2.2.2. Тщательное изучение района и детальная проработка предварительной прокладки при подготовке к плаванию в районе со стесненными условиями и на подходе к порту должны обеспе­чить быстрый и надежный контроль за перемещением и маневрированием судна во время плавания.

2.2.2.3.При подходе к району со стесненными условиями плава­ния по решению капитана вахта может быть усилена.

В этот период:

устанавливается повышенная готовность главного двигателя к изменению режима движения (маневренный режим) и назнача­ется для данных условий безопасная скорость судна;

управление рулем переводится на ручное;

якоря готовятся к немедленной отдаче;

проверяются звуковые и свето

Наши рекомендации