Общие речевые умения и навыки
Рассмотрим стандартные требования, которые предъявляются к речи взрослых и детей. Итак, развитие речи и речевого общения детей 3—5 лет может рассматриваться в контексте следующих положений.
Воспитатель должен доброжелательно вступать в общение с ребенком, приветливо здороваться с ним, называя ребенка по имени. Взрослые поощряют инициативные высказывания детей (вопрос, просьбу показать, назвать, объяснить, дать любую понравившуюся игрушку), внимательно их выслушивают, отвечают, выполняют просьбу.
В разговоре с ребенком педагог точно и правильно называет предметы и игрушки, находящиеся в группе, обращая внимание на содержание и форму высказывания, тактично исправляя в случае необходимости речевые ошибки ребенка. Он ненавязчиво и уместно употребляет разнообразные формы речевого этикета и использует ситуации, когда ребенок должен вежливо и ласково обратиться к взрослым и детям.
Развитие речи детей 3—5 лет осуществляется в разных видах деятельности: на специальных занятиях, где 'решаются основные задачи развития речи, используются разнообразные наглядные средства (картины, игрушки, предметы). В утренние или вечерние часы педагог проводит упражнения (с группой детей или индивидуально), целью которых является развитие речевого и слухового аппарата (произнесение гласных и согласных звуков), звукоподражательные игры и упражнения, направленные на развитие фонетической стороны речи («Угадай, кто позвал», «Подуй на снежинку», «Кто как кричит» и т. п.).
Взрослый использует возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним в правильной грамматической форме в разных видах деятельности (на прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре). При этом воспитатель четко формулирует задание, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставит вопросы. Особенно четко называются движения, в правильной грамматической форме: повернитесь, наклонитесь, поднимите руки, похлопайте.
Работа по развитию речи и речевого общения продолжается и в более старшем возрасте. С детьми 5—7 лет воспитатель является активным участником и организатором общения: предлагает ребенку рассказать о своих новостях другим детям, спрашивает, нет ли затруднений у ребенка; разъясняет правила и содержание игры, называет и объясняет смысл новых слов. В беседе с ребенком педагог обращает внимание на содержание и форму сообщения, исправляя в случае необходимости грамматические ошибки (неправильное согласование имен существительных с именами прилагательными и глаголом, изменение слов по числам и падежам); проводит речевые упражнения на словообразование и словоизменение. При этом нельзя повторять ошибки ребенка, а лучше всего назвать правильную форму и задать ребенку вопрос, чтобы он сумел найти эту правильную форму. Например, ребенок говорит, что у него «много карандашов». Взрослый сообщает, что у него тоже много карандашей (интонацией подчеркивается произнесение правильной грамматической формы). Затем воспитатель предлагает спросить у другого ребенка, сколько у него карандашей. Таким образом, повторяется правильная форма, а ребенок незаметно для себя усваивает ее в диалоге со взрослым или другими детьми.
Педагог поощряет доброжелательные и разнообразные формы речевого поведения ребенка со взрослыми и сверстниками, оценивая его высказывания. Для развития культуры общения воспитатель создает специальные ситуации (во время игры, на занятии, на прогулке), упражняя детей в употреблении вежливых форм обращения. Развитие речи старших дошкольников осуществляется не только на занятиях, но и в разных видах деятельности. Если на специальных занятиях по развитию речи во взаимосвязи решаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи, то в свободное от занятий время можно индивидуально позаниматься с ребенком, развивая ту сторону речевого развития, которая вызывает у него затруднения.
Необходимо помнить, что речь педагога должна соответствовать нормам литературного языка, быть содержательной, лаконичной, грамматически правильной, выразительной. Педагог следит и за звуковым оформлением речи (дикцией, темпом, силой голоса, ударением; интонационной выразительностью). В зависимости от вида деятельности он говорит громко или тихо, обращая внимание на все эти характеристики и в речи детей. В утренние и вечерние часы педагог использует возможность при рассматривании новых игрушек, предметов, пособий называть их качества, признаки; лаконично поставить вопрос, следить за правильностью ответов детей. Он предоставляет ребенку возможность рассказать об увиденном на прогулке, по дороге в детский сад, используя вопросы, побуждения, наблюдения; активно откликается на проявления словотворчества, игры ребенка со словом.
В словарной работе выявляется понимание смысловой стороны слова (каждое слово что-то обозначает, имеет смысл), запас синонимов и антонимов, умение употреблять наиболее точные слова, подходящие к ситуации. Как известно, у дошкольника становление речи происходит в тесной связи с расширением опыта в ходе общения с окружающими его людьми. Активная практическая и познавательная деятельность обогащает круг его представлений, стимулирует использование в речи слов, необходимых для выражения накопленного опыта. Однако каждый возраст имеет резервы психического развития, которые могут быть реализованы в ходе особым образом организованной деятельности ребенка.
Слова, обозначающие предметы, явления действительности,, обладают многозначностью, вступают в разнообразные семантические отношения (синонимические, антонимические, ассоциативные), которые и необходимо раскрыть детям с целью обеспечения полноценного усвоения ими родного языка.
В словарной работе это раскрытие смысловой стороны многозначного слова. Для чего нужна такая работа? Прежде всего она обеспечивает расширение словаря за счет понимания других значений уже известных детям слов, воспитывает привычку правильно по смыслу употреблять слова, что во многом определяет в дальнейшем культуру речи. Раскрытие многозначности слов важно и для развития связной речи, умения сознательно выбирать наиболее подходящие и точные слова. Правильность высказывания зависит от того, насколько точно передает смысл выбранное слово. Различие в значениях многозначного слова можно показывать, используя подбор синонимов и антонимов; правильный их подбор свидетельствует о понимании значения слова. Одновременное использование синонимов и антонимов, с одной стороны, может быть эффективным приемом раскрытия и уточнения семантики многозначного слова, а с другой — может выявлять уровень понимания значения слова. ' Упражнения с синонимами и антонимами преследуют практическую цель научить пользоваться различными словами языка, выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений слов в своей речи, приучают вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно их сочетать (на уровне словосочетаний, предложений, высказываний). Существующие методики обследования в области словаря направлены прежде всего на выявление особенностей наименования объектов, основное внимание обращается на соответствие представлений ребенка о предмете слову, его обозначающему.
Эта линия выявления словаря необходима. Но традиционные измерения динамики словаря по количественным показателям не отражают всей полноты качественных изменений, не характеризуют степени владения лексикой. Будучи обозначением предметов и явлений внеязыковой действительности, слова, естественно, отражают те связи, которые существуют между предметами и явлениями, но вместе с тем они являются единицами языка и все слова (а многозначные в каждом из своих значений) находятся в определенных соотношениях с другими словами.
Поэтому другой важной линией выявления развития словаря является его качественный аспект. Здесь можно выделить две группы заданий, направленные на выявление понимания значения (смысла) слов и формирование умения сочетать, употреблять слова в высказывании.
Имеется в виду взаимосвязь двух планов: понимания и употребления. Процесс употребления отстает от процесса понимания. Поэтому среди задач развития словаря особое значение приобретает задача активизации лексики детей. Только при этом условии будет совершенствоваться умение точно и полно выразить мысль, повышаться эффективность речевого общения. Таким образом, при выявлении словаря (его уровня) важно не только уделять внимание установлению наличия слов, обозначающих предмет, действия, свойства, но и выявлять смысловую нагрузку слов, имеющихся в словаре ребенка, и возможность использования их в своей речи (активное владение).
Для этого необходимо создание условий (использование лексических упражнений, речевых ситуаций) для перевода слов из пассивного в активный словарь, для формирования навыка быстро и точно находить требуемое слово, т. е. работа над одним из важнейших свойств речи — над точностью словоупотребления.
В процессе словарной работы, как и при решении других речевых задач, необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые уместны для данного типа высказывания и точно отражают замысел говорящего.