Анализ стихотворения «Памятник»
- Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт?
“...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить”.
- О чем это стихотворение? Каков сюжет? (сюжет составляет судьба Пушкина, осмысленная на фоне исторических событий).
Словарная работа.
а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского.
б) пиит – поэт.
в) “всяк сущий” - существующий.
г) тунгус – народность Восточной Сибири.
д) муза – богиня поэзии, вдохновение.
I – я строфа
- Начинается стихотворение со слов “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”. Что значит “нерукотворный”?
- Какие ассоциации возникают при слове “нерукотворный”?
Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку.
- Какое ещё значение несет эпитет “нерукотворный”?
Священный, возвышенный.
- Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом?
Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.
II – я строфа
- Где будет жить душа поэта после смерти?
В поэзии.
• Поэзия Пушкина не связана никакими границами: ни государственными, как у Горации (поэзия будет жить, пока стоит Рим), ни национальным, как у Державина (“доколь Славянов род вселена будет чтить”).
- К кому обращена поэзия Пушкина?
“…доколь в подлунном мире…” – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.
- Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина?
Пока “жив будет хоть один пиит”, пока людям будет нужна поэзия.
- Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика?
Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.
III – я строфа
- Почему Пушкин употребил старинное название “Русь”, а не Россия, “язык”, а не народ?
Россия – определенное государство с границами, понятие “Русь” значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.
IV – я строфа
- Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? “… истину царям с улыбкой говорить”.
- В чем Пушкин видит предназначение поэта?
Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.
- Каково назначение поэзии?
Помогать человеку стать человеком с большой буквы.
• Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа
V – я строфа
- “Веленью Божию, о муза будь послушна”. Как вы понимаете значение этих слов?
Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.
- Каким должен быть поэт?
Отважным – “обиды не страшась”; бескорыстным – “не требуя венца”; равнодушным к похвале и клевете – “хвалу и клевету приемли равнодушно”,
- Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: “В чем предназначение поэта?”
Работа со средствами художественной выразительности.
• Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?
• Эпитеты: “нерукотворный” - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет “непокорный” – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. “Душа переживет” – олицетворение, “чувства добрые” – “ жестокий век” – эпитеты и антитеза.
- Какую роль играют эти тропы в стихотворении?
• Неоднозначная оценка собственного творчества, сомнения, терзающие поэта.
Итог.
- Перечитаем еще раз первую и последнюю строфу. “Я” - это кто? Поэт. Почему он творит?
Это веление Бога. Сомкнулись первая и последняя строфа.
- Почему памятник нерукотворный – создание высшей воли?
• Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.
• За два месяца до смерти Пушкин создаёт стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», где сформулировано кредо поэта, подведены итоги жизни и обретена гармония:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит –