Порой опять гармонией упьюсь
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
1) «Не дай мне Бог сойти с ума» (Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником)
• Само понятие счастья в последние годы переоценивается Пушкиным. Всё уже круг бесов смыкается у его ног; зло торжествует в стране; литературные и политические нападки приняли характер устойчивой травли; светлый ум поэта объявлен «вне закона». Его не печатают, мучает цензура, не отпускает со службы Николай I, «наградивший» взрослого поэта мальчишеским званием камер – юнкера – а придворная жизнь требует средств: это новые долги и новые кредиторы. Безысходностью наполнены строки стихотворения 1833 г. «Не дай мне Бог сойти с ума». Из ада повседневности видится один выход – в безумие. Но свобода безумца иллюзорна…
2) Анализ стихотворения
«Вновь я посетил…» (1835)
“В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей, и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая, сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. “
(Из письма А.С.Пушкина Н.Н.Гончаровой)
1. Какие философские вопросы рассматривает поэт?
2. Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Как они связаны с обликом лирического "я"?
3. Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними?
4. Как в стихотворении создается образ времени и образ памяти?
5. Как поэт решает проблему преемственности поколений?
• “Вновь я посетил…” не только рассказ о возвращении в родные края и воссоздание пейзажа. Стихотворение стало художественным воплощением философских раздумий поэта о законе вечного движения и обновления жизни. Оно написано мыслями о приближающейся старости, об итогах собственного пути, о молодом поколении, идущем на смену. Перед нами одно из самых глубоких и проникновенных произведений философской лирики Пушкин.
• Почему поездка в Михайловское послужила созданию философского стихотворения?
Что значит Михайловское в жизни Пушкина? (Это точка опоры, обращение к истокам, к детству, к началу.)
• В стихотворении нет заглавия, значит, мы будем называть по первой строке “…Вновь я посетил…”.
• Как вы думаете, а как мог бы Пушкин назвать это стихотворение?
1) Сколько частей в стихотворении?
– начальная, посвященная приезду в Михайловское.
– центральная, обширная. Воспоминания, связанные с Михайловским.
(Холм, рощи, озеро…)
– заключительная, содержащая обращение к будущим поколениям. Вывод из всего стихотворения.
• Какой образ, образы занимают центральное место?
- описание трех сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль. Не случайно отбирая стихотворение для издания, он озаглавил коротко “Сосны”. Сосны, поросль – символический смысл образов. Какой?
– идея семьи. Как удается донести эту мысль?
(через антитезу (контраст). “Угрюмый их товарищ, все пусто”)
Какова идея?
• Идея вечного обновления природы, идея бессмертия в материалистическом смысле. Материя не исчезает, явления природы и человек как часть ее бессмертны, т.к. в природе все диалектически изменяется: на смену старому вырастает новое. Эта философская идея выражена в образе неизменно обновляющего леса.
• Какой образ помогает поэту передать раздумья о смысле бытия?
(Образ Времени как философской категории.)
• Как удается его создать поэту?
( Перед нами прошлое, настоящее и будущее)
Выводы: Жизнь, по мнению поэта, есть “сцепление” прошлого, настоящего и будущего. Это есть единое целое под общим названием Вечность, которая существует независимо от человека, от его воли.
- А какой художественный образ воплощает в себе поэтическую мысль о вечной жизни?
Образ дерева, листьев
Вывод: Ты уйдешь из жизни, но останется мир и ты в нем… через детей, через память. Так возникает в стихотворении мотив памяти.
- В чем смысл жизни по Пушкину?
В этой памяти. Мы все – часть друг друга. Мы все едины. Человек с человеком. Человек с природой. И поэтому время не разрывается в сознании, не распадается связь времен. Жизнь человека имеет смысл.