Тема 10. Философия познания (гносеологические проблемы философии) и философия науки
Познание – понятие и сущность. Познание и творчество. Структурные элементы теории познания (объект и субъект познания, предмет познания, уровни познания). Философское учение об истине. Проблема истины в современной эпистемологии и основные концепции истины (классические и неклассические концепции). Релятивизм и детерминизм.
Научное познание и его специфика. Структура научного познания. Научные методы познания. Научное и вненаучное (по) знание. Проблема демаркации науки и ненауки; Структура научных революций (К. ПопперТ. Кун, И.Лакатос).
Наука и НТП. Гуманистический потенциал НТП; Научные методы познания; Специфика познания социальных явлений; Социокультурная обусловленность познания; Метод и методология. Место и роль методологии в современной науке. Классификация методов; современные проблемы науки.
Вопросы:
1. Познание – понятие и сущность. Структурные элементы теории познания (объект и субъект познания, предмет познания, уровни познания).
2. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Проблема истины. Релятивизм и детерминизм.
3.Научное познание и его специфика. Научное и вненаучное (по) знание. Проблема демаркации.
4. Структура научного познания, его методы и формы. Специфика социального познания и методы социального познания. Социокультурная обусловленность познания.
Ключевые понятия: Объект, субъект познания, субъектный полюс, критерии анучности, истина, заблуждение, концепции истины, релятивизм, детерминизм, научное-ненаучное, вненаучное, методология, метод.
Персоналии: Т.Кун, И.Лакатос, К.Поппер, С. Тулмин.
1. Познание – понятие и сущность. Структурные элементы теории познания (объект и субъект познания, предмет познания, уровни познания).
При первоначальном взгляде на процесс познания в нем можно обнаружить три элемента:
1) субъект познания;
2) объект познания;
3) процесс познания непосредственно.
Субъектом познавательной деятельности является человек, главным свойством которого является способность познавать окружающий его материальный мир. Поскольку вне общества нет, и не может быть человека, то подлинным субъектом познания выступает человек не как отдельно взятый индивидуум, а как общество.
Познание, порожденное взаимодействием субъекта и объекта в процессе общественной практики, с самого начала своего возникновения носит общественный характер.
Отражение объективного мира в процессе познания обладает творческим характером. Отражение и творчество – два понятия, которые в равной мере выражают существенные стороны познания. Одно другого не исключает, поэтому можно говорить о творческом отражении как главной особенности познавательного образа в его соотношении с объективной реальностью.
2. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Проблема истины. Релятивизм и детерминизм.
Проблема истины – одна из наиболее древних и сложных проблем. Одно из первых определений истины, ставшее традиционным, было дано Аристотелем: «Истина есть такое знание, которое соответствует действительности».
Следовательно, истина может быть только объективной, и в то же время ее объективность является результатом субъективной деятельности человека и, чем объективнее истина, тем большими субъективными усилиями она достигается. Но при этом субъективная познавательная деятельность не составляет содержания истинного знания, она выполняет только роль средства движения к объективной истине.
Знание, содержащее объективную истину, может соответствовать отражаемому в нем объекту с разной степенью адекватности, то есть точность и полнота объективно-истинного знания об объекте могут быть различными. Это различие выражается в понятиях «абсолютная истина» и «относительная истина». Абсолютная истина понимается как абсолютное, точное и полное знание. Относительная истина понимается как относительно точное, недостаточно полное знание.
Процесс познания формируется на основе практики, которая является материальной основой познания.
Будучи материальной основой познания, практика, вместе с тем, является и его конечной целью. Именно практика определяет, какие именно предметы или их стороны и свойства становятся действительными объектами познания, и какова та мера проникновения в них человеческой мысли. Одновременно практика служит и средством оценки результатов познания. Таким образом, практика выполняет функцию критерия истинности человеческого познания, то есть способа проверки и обоснования истинности знания.
3.Научное познание и его специфика. Научное и вненаучное (по) знание. Проблема демаркации.
Познание является формой отражения природной и социальной действительности. В соответствии с этим выделяют два вида познания объективного мира: 1) естественнонаучное познание; 2) социальное познание.
В научном исследовании различают две основные стадии познания: эмпирическую и теоретическую. На теоретической стадии научного исследования широко используются процессы абстрагирования и идеализации, в результате которых образуются новые понятия и новые теории. Научные теории представляют собой концептуальные системы, элементами которых служат логически взаимосвязанные понятия и суждения.
Эмпирические понятия – это понятия о наблюдаемых объектах и их свойствах. Теоретические понятия - о ненаблюдаемых объектах.
4. Структура научного познания, его методы и формы. Специфика социального познания и методы социального познания. Социокультурная обусловленность познания.
В процессе научного познания разрабатываются методы, которые обеспечивают человеку овладение объективной истиной. Методы познания представляют собой формы практического и теоретического освоения действительности. Метод является научным, когда он верно отражает объективные законы мира, когда он определяется особенностями предмета исследования, законами его развития, его отраженной в сознании сущностью.
К эмпирическим методам исследования относятся: метод наблюдения, эксперимент, измерение.
Для изучения данных, полученных на основе эмпирических методов, используются следующие теоретические методы: анализ; синтез; систематизация;, классификация; обобщение; индукция; дедукция; моделирование.
Таким образом, эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны друг с другом. Эмпирическое знание – это знание о явлениях, а теоретическое знание – это знание о сущности явлений.
Предметомсоциального познания являются, во-первых, деятельность людей и отношения, складывающиеся между людьми в процессе деятельности, во-вторых, результаты деятельности людей, то есть культура. Субъектомявляется человек или социальная группа, общество в целом.
Специфика познания социальной действительности связана с тем, что история общества не только познается, но и создается людьми.
Важной отличительной особенностью социального познания является то, что для него не имеет существенного значения непосредственная наблюдаемость изучаемых событий и фактов. Поэтому объектом исследования в процессе социального познания могут быть документы, мемуары, другая информация. Важными источниками для социальных и гуманитарных наук являются результаты вненаучного освоения действительности (произведения искусства, политические настроения, ценностные ориентации, религиозные верования и т.п.).
Познание социальных явлений имеет свою специфику, которая обусловливает необходимость применения социогуманитарных методов исследования.
К гуманитарным методам исследования относят методы изучения духовной деятельности человека. Исходной базой гуманитарных методов познания являются принципы интерпретации и понимания явлений и процессов культурно-исторической деятельности.
Проблемные вопросы:
1. Познание – понятие и сущность.
2. Назовите основные структурные элементы теории познания.
3. Дайте характеристику структурным элементам теории познания (объект, субъект, предмет).
4. Каковы уровни познания.
5. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
6.Каково соотношение веры и знания.
7.В чем состоит проблема истины.
8.Какова сущность релятивизма и детерминизма в теории познания и современной эпистемологии.
9. Охарактеризуйте специфику научного познания.
10. В чем состоит проблема научного и вненаучного знания и познания.
11. Что понимается в современной философии под фундаментальной проблемой демаркации. Как она решается?
12. Назовите основные структурные элементы научного познания.
13.Укажите е методы и формы научного познания.
14. В чем, по вашему заключается специфика социального познания и каковы методы социального познания.
15. Докажите факт социокультурной обусловленности познания. Дайте аргументацию вашей точки зрения.
Тренировочные тесты
1. Источник целеполагающей активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания есть…
а. субъект познания
в. Бог
с. труд
d. ноумен
2. Формой рационального познания является…
а. ощущение
в. восприятие
с. представление
d. понятие
3. Все, что недоступно чувствам, недоступно и для ума, - утверждают сторонники…
а. сенсуализма
в. солипсизма
с. рационализма
d. интуитивизма
4. Главным средством познания мира является разум, считают…
а. интуитивисты
в. сенсуалисты
с. рационалисты
d. спиритуалисты
5. Чувственной формой познания является…
а. гипотеза
в. восприятие
с. понятие
d. суждение
6. Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств, называется…
а. представлениями
в. эмоциями
с. ощущениями
d. восприятием
7. Опосредованно-чувственный образ предмета, создаваемый на основе восприятия, называется…
а. понятием
в. интуицией
с. умозаключением
d. представлением
8. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой…
а. познание
в. практику
с. творчество
d. инициацию
9. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть…
а. представление
в. знание
с. познание
d. концепция
10. Знание, соединенное с верой в него, есть…
а. рассуждение
в. заблуждение
с. убеждение
d. мнение
11. Вера как особое состояние сознания…
а. опирается на рациональные доказательства
в. связана с ценностным отношением к предмету веры
с. предполагает эмпирическое обоснование
d. противоречит житейскому опыту
12. Прагматизм считает истиной…
а. знание, ведущее к успешному действию
в. очевидные и достоверные факты
с. соответствие знаний об объекте самому объекту
d. общезначимость коллективных представлений
13. Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение, философ встает на позиции…
а. материализма
в. субъективного идеализма
с. объективного идеализма
d. прагматизма
14. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии…
а. относительность
в. абсолютность
с. заблуждение
d. конкретность
15. Конвенционализм понимает истину как…
а. соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной научной теории
в. знание, полезное человеку
с. соответствие знания объективной реальности
d. непротиворечивое, самосогласованное знание
16. Выберите представителей агностицизма:
а. Кант
в. Юм
с. Гегель
d. Платон
е. Маркс
17. Укажите формы чувственного познания:
а. восприятие
в. понятие
с. суждение
d. умозаключение
е. ощущение
18. Выберите формы рационального познания:
а. суждение
в. представление
с. ощущение
d. восприятие
е. понятие
19. Укажите нерациональные процедуры, участвующие в познавательной деятельности
а. дедукция
в. анализ
с. синтез
d. интуиция
е. творчество
20. Установите соответствие между категориями диалектики и их содержание
1. явление 2. сущность 3. качество 4. количество
а. внутреннее строение
в. внешняя форма
с. отвлеченные признаки
d. специфические свойства